Государственное регулирование экономики при помощи денежно-кредитных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 10:33, контрольная работа

Описание работы

Современная денежная теория все более приобретает синтетические формы моделей, включающие элементы кейсианства, монетаризма, неоклассической “экономики предложения” и др. В целом же в экономической науке сформировалось направление, получившее название неоклассический синтез, которое включает разнообразные точки зрения по ряду вопросов теории и практики функционирования современной смешанной экономики.

Содержание работы

Введение__________________________________1
Основная часть:
1. Механизм и инструменты воздействия ЦБ на предложение денег в экономике____________________________2
Цели и эффективность денежно-кредитной политики___________________5
противоречивость денежно-кредитного
регулирования____________________________6
4 Денежно-кредитная политика в переходной экономике России_________________________7
4.1 особенности _____________________________ 8
4.2 специфика целей_________________________ 9
4.3 методы и инструменты ___________________ 11
Заключение_______________________________ 13
Библиографический список__________________15

Файлы: 1 файл

гос. регулиров контрольная.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

 

4. Денежно-кредитная  политика в переходной экономике  России

Формирование денежно-кредитной  политики в переходной экономике  России обусловлено взаимодействием двух групп факторов:

во-первых, спецификой особого  этапа развития, а именно осуществлением перехода от планово-централизованной экономической системы к современной смешанной экономике рыночного типа;

 во-вторых, конкретными  социально-экономическими и политическими условиями, в которых осуществляется этот переход.

Особенности экономической  политики государства в переходный период связаны с тем, что еще  не сформирована устойчивая экономическая  система, обладающая свойством саморегуляции  и саморазвития. В современной смешанной экономике государственное регулирование наряду с рыночным образует единый механизм и, дополняя друг друга, обеспечивает функционирование целостной системы. Переходная экономика – это не воспроизводящаяся на своей основе экономическая система. Старые отношения постепенно изменяются, а создаваемые новые институты, нормы и правила не могут быстро заменить прежние. Существование противоположных механизмов регулирования приводит к столкновению экономических интересов, обострению социально-экономических и политических отношений. Обеспечение равновесия невозможно без активной поддержки государства.  В переходной экономике государство не может напрямую использовать механизмы и инструменты макроэкономического регулирования, давшее положительный эффект в сложившейся системе смешанной экономики. Это в полной мере относится к денежно-кредитной политике, которая будет безуспешной, если не существует адекватной реакции экономических агентов на импульсы, создаваемые денежными инструментами. Такая реакция связана с формированием рыночных механизмов и соответствующих рыночных институтов. Поэтому в период их становления денежно-кредитная политика усложняется, регулирование денежной массы, процентных ставок, влияющих на уровень инвестиций, денежных потоков в экономике не может ограничиваться только методами, используемыми в уже сложившихся экономических системах.

Влияние второй группы факторов на денежно-кредитную политику связано  с исходными социально-экономическими и политическими условиями, в которых осуществляется переход к новой экономической системе. Переходные процессы в экономике России сопровождаются спадом производства, безработицей, разрывом хозяйственных связей. Экономическая дестабилизация проявляется в дисбалансе совокупного спроса и предложения, инфляции, значительном дефиците государственного бюджета.

Таким образом, мероприятия  по созданию нового, более эффективного механизма хозяйствования вынужденно увязывались со стабилизационными  мерами. Результатом проводимой экономической политики должно было стать восстановление макроэкономического равновесия в краткосрочном периоде, улучшение инвестиционного климата, создание условий для экономического роста.

4.1 Особенности  российской банковской системы.

Важное значение для  эффективного осуществления денежно-кредитной политики имеет создание и развитие современной банковской системы. Банковский сектор – это канал, через который передаются импульсы денежно-кредитного регулирования.

Становление российской банковской системы как важнейшего института рыночной экономики имело особенности, что повлияло на механизм, цели и результаты проводимой денежно-кредитной политики.

Анализ функционирования банковского сектора позволяет  сделать вывод о том, что коммерческие банки в России с первых дней существования  не ориентировались на обслуживание реального товарного производства, а создавались как инструменты быстрого обогащения и накопления капитала за счет получения сверх прибылей от спекулятивных операций на финансовых рынках. Беспрецедентный количественный рост коммерческих банков в начале 90-х гг.2 был не столько вызван потребностями развития экономики и нарождающегося частного сектора, сколько обусловлен проводимой в 1991 – 1992 гг. политикой, в том числе и денежной.

Неконтролируемая денежная эмиссия, осуществляемая одновременно 12 центральными банками рублевой зоны, спровоцировала жесточайшую подавленную инфляцию. Последовавшая в 1992 г. либерализация, перевод подавленной инфляции в открытую, вызвали колоссальный скачок цен и изменения основных ценовых пропорций. Непродуманная политика денежного оборота в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности и валютных отношений, высокие процентные ставки повлекли за собой изменение пропорции в системе денежного обращения. Началось «вымывание» денежных средств из производственной сферы и «переток» их в сферу финансовых спекуляций. Центральный банк России, эмитируя вслед за ростом спроса на них вследствие быстро увеличивающейся инфляции, не смог предотвратить концентрацию новых денег в сверхприбыльном финансовом секторе. В результате, несмотря на огромные масштабы денежной эмиссии, реальное производство продолжало испытывать нехватку денежных средств, а банки извлекли огромные доходы из-за инфляционного перераспределения капиталов.

Таким образом, создаваемая  в России кредитно-банковская система изначально не была нацелена на выполнение функций, присущих современным банковским системам: создание надежных каналов денежного обращения, обслуживание хозяйственного оборота, трансформацию сбережений в ссудный капитал и перераспределение его между отраслями народного хозяйства, стимулирование накоплений.

 Воздействие государства  на экономику методами денежно-кредитной  политики предполагает тесную  взаимосвязь денежной сферы и  сферы, производящей товары и  услуги. И проводником здесь выступает кредитно-банковская система как основа инфраструктуры рыночной экономики.

Деформированная российская банковская система, оторванная от производственного  сектора, не только не обеспечила каналов  денежного регулирования экономики, но и сама рухнула вследствие проводимой макроэкономической политики, приоритеты которой во многом были обусловлены необходимостью обеспечения сверхприбылей в финансовом секторе.

Создание устойчивой банковской системы в переходной экономике – непременное условие  проведения эффективной денежно-кредитной политики.

4.2 Специфика  целей денежно-кредитной политики.            Практически для всех стран денежно-кредитная политика имеет антиинфляционную направленность, что обусловлено экономической ситуацией. Антиинфляционная политика, как правило, составляет основу программы стабилизации на первых этапах рыночных преобразований. Стабилизация достигается двумя путями.

Во-первых, существуют различные механизмы инфляции и соответственно им используются различные методы и инструменты  денежного регулирования. Переходная экономика еще не способна развиваться по законам развитого хозяйства. Поэтому механизмы и причины процессов, внешне проявляющихся одинаково во всех странах, в трансформирующихся экономиках могут быть глубоко специфичны. Так, например, для характеристики инфляции в России вряд ли можно ограничиться только понятиями инфляции спроса  и издержек. Очевидно, что причины российской инфляции следует искать также и в структурном несовершенстве экономики и дезинтеграционных процессах. Формирование денежно-кредитной политики должно основываться на глубоком понимании механизма развивающейся инфляции и осторожном использовании имеющихся рычагов. Многочисленные дискуссии начала 90-х гг. о специфике инфляции в нашей стране практически не сформировали четкого представления о реально протекающих процессах.

Во-вторых, выдвигая борьбу с высокой инфляцией в качестве первостепенной цели, правительства  и центральные банки рассматривают  ее как важнейшую предпосылку  для скорейшего выхода из экономического кризиса. Однако в переходной экономике сама по себе финансовая стабилизация, выраженная в замедлении темпа роста цен, не обеспечит автоматического начала экономического роста. Она должна подкрепляться реальными реформами налоговой и денежно-кредитной систем, созданием институтов рыночной экономики, налаживанием механизмов работы современной смешанной экономики. Если государство занимается только вопросами финансовой стабилизации в узком смысле, кажущиеся успехи могут оказаться мнимыми и цели не будит достигнуты. В подобном положении оказалась Россия в 1998 году.

Таким образом, в переходной экономике, отягощенной многочисленными  экономическими, социальными и политическими  проблемами, стабилизационная политика не может быть простой, тем более  что всегда начатые процессы правительство способно держать под контролем.

Противоречивость  денежно-кредитной политики 90-х гг.

Успех денежно-кредитной  политики зависит также от выбранных  принципов денежного регулирования.

Существенной особенностью денежного регулирования Центрального банка России была ориентация на принципы монетарной политики, в основе которой лежит метод монетарного таргетирования. Денежно-кредитная политика строилась на основе простых расчетов регрессионной зависимости между объемом денежной массы и темпами инфляции.

Доходность финансового  сектора ограничивалась с помощью  жесткого государственного регулирования  процентов по ссудам и депозитам, контроля над валютными операциями, ограничения или запрещения кредитных  операций на фондовом рынке. С. 106

4.3 Методы и  инструменты.

Слабость денежно-кредитной  политики России в 90-е гг. проявилась также в выборе методов и инструментов денежного регулирования. В распоряжении центральных банков имеются как прямые, так и косвенные методы. Развитые страны осуществили переход к преимущественно косвенным методам в 70 – 80-е гг. в рамках общего процесса либерализации финансовых рынков.

В странах с переходной экономикой в отсутствие сложившихся  рыночных институтов и механизмов денежного  регулирования центральные банки могут использовать на первых этапах преимущественно методы прямого административного воздействия, например фиксацию процентных ставок, ограничение размеров выдаваемого кредита, целевое кредитование. При этом эффективность достигается при одновременном использовании системы инструментов и организации контроля за соблюдением установленных нормативов.

В России в качестве прямого  инструмента использовалось в основном целевое кредитование. Центральный  банк России определил круг уполномоченных банков, которые кредитовали ряд приоритетных отраслей народного хозяйства по процентным ставкам значительно ниже рыночных, а в целях компенсации предоставлял им определенные льготы. Такие банки, как правило, обслуживали бюджетные счета, а также являлись проводниками централизованных кредитов экономики. При отсутствии должного контроля подобные кредиты использовались в основном на поддержку убыточных и нерентабельных предприятий, нарушались рыночные принципы кредитования, банки несли дополнительные риски. В то же время доступ к централизованным кредитам и участие в целевых программах способствовали тому, что банки привыкли к дешевым государственным ресурсам, а их конкурентоспособность в решающей степени зависела от покровительства госсектора. В 1992 г. доля централизованных ссуд в пассивах коммерческих банков доходила до 50% и, хотя постепенно снижалась, в 1995 г. составила еще 25%. Дешевые централизованные и целевые кредиты через механизм банковской мультипликации раскручивали инфляционную спираль. Промежуточной формой в системе рефинансирования коммерческих банков являются аукционы, которые Центральный банк России начал осуществлять с 1994 г. Кредитные аукционы способствовали развитию рынка межбанковских кредитов, позволяли поддерживать ликвидность коммерческих банков и регулировать желаемый объем кредитов.

Отказ от прямого кредитования приоритетных отраслей экономики и  переход к использованию широкой  денежной базы в качестве операционной цели позволили Центральному банку России с 1996 г. осуществлять переход к косвенным методам денежного регулирования при использовании рыночных инструментов.

Еще один инструмент косвенного регулирования – учетная ставка Центрального банка, или ставка рефинансирования. Особенности использования ее в  России связаны с тем, что она  никогда не отражала взаимосвязи реального и денежного секторов экономики.

Операции на открытом рынке, проводимые Центральным банком России, осуществлялись в основном для привлечения средств на финансирование дефицита государственного бюджета. Поэтому  государственные ценные бумаги с самого начала имели высокую доходность, носили краткосрочный характер. Попытки разместить их на длительный период не увенчались успехом, так как на финансовых рынках присутствовал исключительно спекулятивный капитал. В России в полную силу работал «эффект вытеснения частных инвестиций государственными», так как банки получили инструмент, позволявший им получать гарантированные высокие доходы, и не спешили наращивать кредиты предприятиям.

Узость и неразвитость финансовых инструментов, деформированность банковской системы, непомерное бремя расходов по обслуживанию растущего внешнего и внутреннего долга, непродуманная политика денежно-кредитного регулирования, в конце концов, вызвали глубокий финансово-экономический кризис в России в августе 1998 г., разрушив банковскую систему и рынок ценных бумаг. 

Кризис 1998 г., как и  любой экономический кризис, обнажил  все накопившиеся в экономике  диспропорции, насильственно заставил всерьез заняться качественной реструктуризацией  банковской системы. Вместе с тем он в очередной раз подтвердил значение денег в экономике и тот факт, что регулирование денежного сектора должно осуществляться с учетом реальных экономических условий, основываться на глубоком понимании взаимосвязей, на поиске и разработке адекватных методов и инструментов денежно-кредитной политики.

 

Заключение.

Изучение экономической  роли государства – неотъемлемая составная часть экономического образования в странах с развитым рыночным хозяйством. Вряд ли сегодня  кто-либо попытается доказать, что современное рыночное хозяйство может развиваться без вмешательства государства. В настоящее время трудно представить себе общество, где бы государство не осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где бы оно не регулировало сферу финансовых отношений, не занималось решением социальных и других важных для общества проблем. Государство оказывает существенное воздействие, как на экономическое, так и на социальное развитие почти во всех странах. Поэтому вполне закономерно, что в рамках экономической науки постоянно ведутся исследования, посвященные этой важной и многогранной проблеме.

Информация о работе Государственное регулирование экономики при помощи денежно-кредитных средств