Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

В настоящей работе ставится задача раскрыть сущность вышеназванных теорий, показать необходимость государственного вмешательства в экономтку, а также, в виду особой актуальности данной проблемы для переходной экономики современной России, указать на попытки ее решения, предпринимаемые в нашей стране в течение последнего десятилетия, выделив особенности экономического развития.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1. Рыночный механизм макроэкономического регулирования и
необходимость государственного вмешательства в экономику….4
1.1. Основные виды макроструктур как объекты экономического
управления……………………………………………………………..4
1.2. Рыночный механизм саморегулирования и распределение
доходов. Неоклассическая теория рыночного регулирования……..5
1.3. Государственное регулирование экономики и его
необходимость. Кейнсианство и неокейнсианство……………………..11
2. Основные формы и методы государственного
регулирования экономики………………………………………….21
2.1. Государство в экономической системе общества и его функции..21
2.2. Формы государственного регулирования экономики…………….25
2.3. Методы и инструменты государственного воздействия
на рыночную экономику…………………………………………….26
2.4. Экономическая политика государства……………………………..29
3. Особенности государственного регулирования
экономики в России…………………………………………………..32
Заключение………………………………………………………………..36
Литература………………………………………………………………...37

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

По этому  вопросу высказываются две прямо  противо-положные точки зрения. Согласно одной из них, распреде-ление всего  дохода общества должно основываться на принципах равен-ства и справедливости. Идею такого уравнительного распределения можно наглядно представить в виде графика (рис. 1.4).

Семьи, %

Рис. 1.4. Равномерное распределение дохода среди всех семей.

График  на рисунке 1.4 показывает абсолютное равенство в распределении дохода в обществе. Как видно, любой данный процент семей получает соответствующую долю дохода (20% семей имеют 20% дохода, 40% семей -- 40% дохода и т.д.). По-видимому, такое распределение теоретически предопределяет социальную стабильность общества.

Сторонники либеральной рыночной экономики исповедуют диамет-рально противоположные взгляды. Распределение дохода в обществе не может и не должно строиться на принципах равенства и справедли-вости. Рыночная система -- это такой хозяйственный механизм, кото-рый не может обладать какой-либо “совестью”, он не является носите-лем моральных норм, т.е. равенство (“справедливость”) в распределении доходов несовместимо с рыночной системой и может подорвать ее. Неравенство в распределении графически изображается с помощьюкривой Лоренца (рис. 1.5.)

Семей, %

Рис. 1.5. Кривая Лоренца.

Кривая Лоренца характеризует степень реально достигнутого нера-венства в распределении дохода среди семей (40% семей получает 20% дохода, 60% семей -- 40% всего дохода и т.д.).

На основе данных кривой Лоренца определяется так называемый децильный (лат. decem -- десять) коэффициент. Этот коэффициент показывает, во сколько раз 10% самых богатых семей превосходят по уровню дохода 10% самых бедных.

Для либеральной  рыночной экономики как таковой  характерна тенденция к углублению неравенства в распределении общественного дохода между гражданами. По мере увеличения богатства общества углубляется социальная дифференциация населения. Это приводит к тому, что значительная часть населения опускается ниже официально признанной черты бедности.

1.3. Государственное регулирование экономики и его необходимость.

Кейнсианство и неокейнсианство.

Государственное регулирование  экономики - это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям. [5] Оно выступает как составная часть процесса воспроизводства и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства и уменьшения неравенства в распределении доходов. Далее мы рассмотрим исторический процесс появления необходимости госрегулирования экономики, формирование научно обоснованных концепций по данной тематике.

Механизм  рыночного саморегулирования имеет  исторические границы своего действия. Он в состоянии исправно выполнять  свои функции, во-первых, при наличии на рынке массы мелких и независимых това-ровладельцев. Во-вторых, при условии развития свободной конкурен-ции. В-третьих, в полной мере должна проявляться регулирующая роль рыночных цен.

Но в  начале XX в. на рынке произошел полный переворот в резуль-тате появления и развития мезоэкономики. Для всего XX в. стало ха-рактерно господство в производстве и обращении крупного корпора-тивного и финансового капитала. На смену свободной конкуренции пришло доминирующее положение монополий и олигополии. Субъек-ты мезоэкономики разрушили весь механизм рыночного регулирова-ния поведения продавцов и покупателей На фоне развалин мирового хозяйства для всех стала очевидной полная несостоятельность многих догм (ус-таревших положений) классической и неоклассической экономической теории.

Стало очевидно, что стихийная рыночная экономика уже не может обеспечить прочное равновесие совокупного предложения и совокупно-го спроса. Вместе с тем пришло своего рода озарение для тех, кто верил неоклассическим догмам: рыночная система не в состоянии избавить общество от кризисов и безработицы. Одновременно было опровергнуто положение о том, что в рыночной экономике действует “чистая” и “совершенная” конкуренция. Таким образом все уяснили реальное положение дел: в XX в. имеет место "несовершенная" конку-ренция. Это означает широкое распространение естест-венных, легальных и иных монополий, господство в отраслях промыш-ленности олигополии, развитие монополистической конкуренции.

Наконец, стало очевидно, что национальная экономика не в состо-янии успешно развиваться без всякого вмешательства государства. На-стало время подыскивать новый макроэкономический регулятор.

И вот  государство взяло на себя все  бремя ответственности за выход  из глубокой экономической пропасти. Так в США президент Рузвельт получил чрезвычайные полно-мочия для проведения “нового курса” экономической политики. Этот курс (1933--1938) включал в себя следующие меры госу-дарственного регулирования макроэкономики.

1. Государство  спасло кредитную систему от полного развала благо-даря тому, что гарантировало сохранность вкладов населения.

2. Было  снижено бремя долгов граждан  на 40% с помощью обесце-нения денег  (за долги расплачивались потерявшими  прежнюю стои-мость долларами).

3. Закон  о восстановлении промышленности (1933) предусмотрел введение в практику “кодексов честной конкуренции”, устанав-ливавшим на определенном уровне цены на продукцию, распределявшим рынки сбыта и т.д.

4. Закон  о регулировании сельского хозяйства  (1933) предусмотрел повышение цен на сельхозпродукцию, чтобы спасти фермеров от разорения.

5. В  интересах сокращения безработицы  правительство организова-ло общественные  работы.

6. Для  преодоления обнищания трудящихся  было введено регули-рование заработной  платы. Впервые введен прожиточный  минимум и установлена минимальная  заработная плата. Государство стало оказы-вать материальную помощь обедневшим слоям населения.

На практике была доказана высокая эффективность  антикризис-ной политики государства. Итак, в 30-е годы на Западе был осуществлен  подлинно революционный переход  к совершенно новому хозяйственному механизму регулирования национальной экономики, призванному спасти господствующую социально-экономическую сис-тему от гибельных потрясений. Непременным компонентом перехода к качественно иному макрорегулятору стал переворот в неоклассичес-ком направлении экономической теории.

Выдающийся  английский экономист Джон Кейнс  создал новую парадигму (греч. Paradeigma - образец), т.е. теорию и модель постановки проблем, став-ших образцом решения макроэкономических задач. Это положило начало новому разделу экономической тео-рии - макроэкономике и переходу к ее регулятору, способному обуздать стихийные разрушительные силы рынка. Каковы новые принципы кейнсианства, отличающие его от класси-ков и неоклассиков в вопросе о макроэкономическом регуляторе?

Первый принцип: регулятором национальной экономики в целом яв-ляется не рынок, а государство.

Основные  отличия государственного регулятора от рыночного ото-бражены ниже в  таблице 1.

Таблица 1.

Признаки  рыночного и государственного регулятора экономики.

 

Рыночный регулятор

Государственный регулятор

 

Хозяйственные решения (что, как и для кого производить) принимаются на уровне микроэкономики и интересах фирм и домашних хозяйств

Управленческие  решения принимаются на макроуровне  и учитывают общенациональные цели и интересы

 

Управляющее воздействие оказывается на горизонтальные (партнерские) экономические связи  между фирмами и домашним хозяйствами

Управление  национальным хозяйством строится но вертикали (по направлению сверху вниз: от государства к фирмам и домашними хозяйствами)

 

Регулирование хозяйственных связей базируется только на договорных началах и материальных интересах

Иерархические связи (в порядке подчинения низшего  звена экономики высшему) часто  строятся на экономическом принуждении (налоги, таможенные сборы и т.п.)

 
     

 

Помимо  политических функций государство  осуществляет также экономические функции.

Оно становится ведущим субъектом национальной экономики, на-деленном своей собственностью. На этой основе образуется, как из-вестно, особый государственный сектор макроэкономики. Он создает-ся двумя путями:

а) через национализацию (огосударствление) хозяйства благодаря выкупу имущества у иных собственников;

б) через создание предприятий новейших отраслей промышленнос-ти, порожденных НТР за счет инвестиций.

Второй принцип: прогнозирование и планирование национальной эко-номики.

Основой государственного регулирования являются научные про-гнозы социально-экономического развития страны на один год, средне-срочную (3--5 лет) и долгосрочную перспективу (10, 20 лет). Такие прогнозы способствуют достижению народнохозяйственной пропор-циональности, определяемой с помощью национальных счетов и меж-отраслевых балансов.

Как правило, имеется три варианта прогноза:

-- пессимистический (с наименьшими по величине  показателями);

-- оптимистический  (с наибольшими значениями показателей);

-- базовый  (с более реалистическими показателями). Он принима-ется за основу государственного  плана, который отражает стратегические  направления и за-дачи экономического  и социального развития страны.

По  степени жест-кости плановых заданий  различают два вида планов: директивный (строго обязательный для исполнения) - применяет-ся прежде всего на государственных предприятиях; индикативный(рекомендательный, ориентирующий). Последний состоит из ряда программ, предусматривающих решение отдельных со-циально-экономических задач. К их выполнению привлекаются фирмы путем предоставления государственных заказов. Государство отбирает фирмы, проведя соответствующие конкурсы.

Разъясняя студентам, как функционирует национальная экономи-ка. В. Леонтьев сравнивает ее с яхтой в море, “Чтобы дела шли хорошо, нужен ветер -- это заинтересованность. Руль -- государственное регу-лирование. У американской экономики слабый руль. Нельзя делать так, как говорил Рейган: поднимите паруса, пусть их наполнит ветер, и идите в кабину коктейль пить. Так нас и на скалы вынесет, разобьет яхту вдребезги... Я думаю, что более правильно делают японцы. У них, конечно, есть частная инициатива, но и государство играет большую роль, влияя на развитие экономики в лучшем направлении. Из всех капиталистических стран, у которых в настоящее время можно чему-то поучиться, я бы выбрал не США, а Японию”.

Третий принцип: осуществление государством политики "эффек-тивного спроса".

Дж. Кейнс  в труде “Общая теория занятости, процента и денег” (1936) исследовал причины спадов про-изводства и увеличения безработицы. Эти причины он увидел в недо-статочности покупательского спроса на предметы личного потребле-ния и на средства производства. Такая недостаточность, по его мнению, обусловлена тем, что по мере роста доходов снижаются темпы увели-чения спроса на полезные блага: у людей уменьшается “склонность к потреблению” и усиливается “стремление к сбережениям”. Дж. Кейнс утверждал: “Основной психологический закон... состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход”.

Центральная задача государства, по Кейнсу, состоит  в том, чтобы обеспечить высокий  объем “эффективного спроса”, ведущего к росту доходов. Предполагается развивать два вида спроса: а) спроса населения на предметы потребления и б) спроса предпринимателей на инвестици-онные товары (средства производства).

Новым в экономической теории стало  то, что кейнсианство впе-рвые раскрыло структуру макроэкономического спроса, в том числе расходов на экономику, осуществляемых государством. В западной экономической литературе макроспрос рассматривается как планируе-мые расходы. Они представляют собой сумму, которую государство, домашние хозяйства и фирмы планируют израсходовать на товары и услуги.

Внутри  страны такие расходы Е составляют сумму потребления С, инвестиций i и государственных закупок G:Е = С + i + G .

Вот как  выглядит структура всех расходов (используемый валовой внутренний продукт) в некоторых странах (табл. 2.).

Таблица 2.

Планируемые расходы в некоторых странах, %

 

Страны  и год

ВВП

Потребление домашних хозяйсти С

Валовые

инвестиции i

Государствен-ные  закупки G

 

США (1993)

100

69

13

18

 

Япония (1992)

100

57

34

9

 

Россия (1993)

100

48

31

21

 
           

 

Чтобы выделить отдельно все государственные  расходы (спрос го-сударства), требуется  расшифровать потребление домашних хозяйств С. Надо вычесть из суммы доходов У налоги государства Г. При этом определяется так называемая функция потребления: С = У - Т.

Информация о работе Государственное регулирование экономики