Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

В настоящей работе ставится задача раскрыть сущность вышеназванных теорий, показать необходимость государственного вмешательства в экономтку, а также, в виду особой актуальности данной проблемы для переходной экономики современной России, указать на попытки ее решения, предпринимаемые в нашей стране в течение последнего десятилетия, выделив особенности экономического развития.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1. Рыночный механизм макроэкономического регулирования и
необходимость государственного вмешательства в экономику….4
1.1. Основные виды макроструктур как объекты экономического
управления……………………………………………………………..4
1.2. Рыночный механизм саморегулирования и распределение
доходов. Неоклассическая теория рыночного регулирования……..5
1.3. Государственное регулирование экономики и его
необходимость. Кейнсианство и неокейнсианство……………………..11
2. Основные формы и методы государственного
регулирования экономики………………………………………….21
2.1. Государство в экономической системе общества и его функции..21
2.2. Формы государственного регулирования экономики…………….25
2.3. Методы и инструменты государственного воздействия
на рыночную экономику…………………………………………….26
2.4. Экономическая политика государства……………………………..29
3. Особенности государственного регулирования
экономики в России…………………………………………………..32
Заключение………………………………………………………………..36
Литература………………………………………………………………...37

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

Из  этой формулы вытекает, что потребление  зависит от располага-емого дохода. Располагаемый доход (У -Т) -- это совокупный доход У за вычетом налогов Г, т.е. располагаемый доход -- то, чем население может самостоятельно распорядиться.

Отсюда вытекает, что в государственный бюджет поступает следую-щая сумма переменных величин (из состава Е - всех планируемых расходов): Т + G.

После проведенного анализа можно подвести его итоги. Стало оче-видно, что совокупный спрос (планируемые расходы) распадается на три части:

Е = (У- Т ) + i + ( Т +С).

Это позволяет определить три направления государственной поли-тики эффективного спроса: 1) увеличение спроса населения на предметы потребления (следст-вием этого является рост занятости); 2) расширение спроса предпринимателей на инвестиционные това-ры (это ведет к увеличению производства и занятости); 3) рост государственных расходов на экономические и социальные цели.

Кейнсианское учение не ограничилось определением направлений политики эффективного спроса.

Четвертый принцип: политика эффективного спроса опирается на научные макроэкономические модели, которые необходимы для управ-ления национальным хозяйством.

Дж. Кейнс придал экономической теории новое качество. Это осо-бенно заметно на фоне классической политической экономии, которая сосредоточила внимание на чисто теоретическом анализе стихийной регулирующей роли системы цен, не принимая в расчет количествен-ной стороны этого процесса. Кейнсианство открыло “первую страницу” в эконометрическом анализе национального хозяйства. В его арсенал вошли важнейшие математические инструменты и приемы.

Впервые стали применяться агрегированные экономические величи-ны, суммарно охватывающие все национальное хозяйство. Были выделены независимые переменные величины, которые не под-даются непосредственному воздействию государства (склонность насе-ления к потреблению и накоплению, ставка процента и др.). Обнаружены зависимые переменные, на которые влияют независи-мые переменные величины (масштабы занятости работников, объем национального дохода и т.п.). Установленыколичественные связи указанных двух групп изменчи-вых величин в математических моделях.

Кейнс не признавал  неизбежности массовой безработицы  и полагал, что возможно и необходимо регулируемое государством наци-ональное хозяйство. Он исследовал закономерные коли-чественные связимакроэкономических величин - совокупных капита-ловложений и национального дохода; инвестиций и занятости населе-ния; национального дохода, потребления и сбережений; совокупного количества денег в обращении, уровня цен, заработной платы, прибыли и процента. Кейнс стремился найти переменные величины, поддающиеся контролю или управлению со стороны властей в рамках существующей хозяйственной системы. Он широко использовал “категории ожиданий” (ожидаемая прибыль, перспективные издержки производства, ожидаемые изменения цен, стоимости денег, процента и т.д.), которые носят вероятностный харак-тер и необходимы для экономического прогнозирования.

Кейнсианская теория выделила в качестве центральных три модели (функциональные зависимости). Одна из них отражает зависимость ставки процента r от дохода У: r= F(У). Чем выше доход населения, тем больше спрос на деньги у банков и тем выше ставка процента.

На рисунке 1.6 показана прямая зависимость ставки процента от дохода. Рост доходов населения  с У1 до У2 увеличивает банковский спрос па деньги, а стало быть, повышает ставку процента с r1 до r2.

Ставка процента r

Рис. 1.6. Кривая ставки процента

Другая модель характеризует зависимость объема инвестиций от ставки процента: i = F(r). Чем больше норма процента (чем дороже кредит), тем меньше объем инвестиций. (см. рис. 1.7).

Рис. 1.7. Кривая инвестиций.

На рисунке 1.7 мы видим, что увеличение нормы процента с r1 до r2 уменьшает соответственно объем инвестиций с i(r2) до i(r1).

Дж. Кейнс придавал большое значение инвестициям, как  такой независимой переменной величине, которая влияет на зависимые от нее  переменные величины: занятость, доход  нации, потребительский спрос населения. В связи с этим он разработал теорию мультипликатора, которая определяет эффектив-ность государственных расходов с точки зрения воздействия их на объем общественного производства, занятость, доход и рынок, а тем самым -- на эффективный спрос.

Объем национального  дохода и совокупного спроса находится  в определенной количественной зависимости  от общей суммы инвести-ций (всех производственных и непроизводственных расходов). Эту количественную связь  выражает особый коэффициент - мультипликатор (лат. multiplicator - умножающий). Кейнс так охаракте-ризовал мультипликатор инвестиций: “Когда происходит прирост об-щей суммы инвестиций, то доход увеличивается на сумму, которая в k раз превосходит прирост инвестиций”. Он утверждал, что расширение инвестиций ведет к увеличению занятости, а потому и дохода общества и тем самым -- к повышению потребительского спроса.

Этот  мультипликационный эффект объясняется  своеобразной цеп-ной реакцией. Первичные  капитальные вложения в одну отрасль  вызы-вают потребность в росте  производства (соответственно доходов) во многих смежных отраслях (поставляющих строительные материалы, сырье, энергию, машины и т.д.).

Подытоживая сказанное, важно отметить практические итоги кейнсианской революции. Принципы кейнсианской модели государствен-ного регулирования легли в основу социально-экономической полити-ки правительств США, Англии и других западных стран, которая про-водилась с 50-х гг. и до середины 70-х гг. и получила название плани-руемого и регулируемого капитализма. Она дала обнадеживающие ре-зультаты: это был наибольший период бескризисного развития миро-вой капиталистической экономики за весь послевоенный период. Со-вершенно новыми были и ее социальные результаты.

2. Основные  формы и методы государственного  регулирования экономики.

2.1. Государство  в экономической системе общества  и его функции.

Деятельность  государства в рыночной экономике должна быть направлена на достижение генеральной цели - блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.[5]

Выявление роли государства в экономике  связано с раскрыти-ем его функций. Функция государства -- это совокупность направленных на достижение определенных целей и задач вза-имосвязанных действий, осуществляемых государством и со-зданными при его участии организациями.[3]

В рыночной экономике основными функциями государства являются:

-- правовая, регламентирующая порядок организации пред-принимательской деятельности, осуществление контроля за их соблюдением всеми без исключения экономическими субъектами;

-- протекционистская, обеспечивающая создание благоприят-ных возможностей для развития национальной экономики или от-дельных секторов и отраслей экономики;

-- стабилизационная, направленная на поддержание высокой занятости, низкой инфляции, на реализацию антикризисных мер;

-- хозяйственная, связанная непосредственно с владением, распоряжением, использованием имущества, в частности, объек-тов государственной и муниципальной собственности, а также с корректировкой результатов действия рыночного механизма (про-изводство общественных товаров, распределение ресурсов и т. д.);

-- перераспределительная, направленная на изменение векторов финансовых потоков с помощью налогов, пошлин, дотаций, субсидий, субвенций;

-- социальная, обеспечивающая поддержание благосостояния населения на определенном уровне, заданном объективными ма-териальными условиями, традициями, соотношением классовых сил.

Следует подчеркнуть, что состав и содержание этих функций -- динамические характеристики, сопряженные с качественными  изменениями в условиях и задачах  ведения бизнеса, факторах его эффективности, экономической политике государства.

Обострение  социально-экономических проблем, наиболее рель-ефно проявившееся в период мирового экономического кризиса 30-х годов XX столетия, обусловило смену парадигмы  государственного участия в экономике. Оно дополняется новой функцией -- стаби-лизатора общественного воспроизводства.

Потребность в ней обусловливается необходимостью компен-сации "провалов" рынка. Ее реализация связывается с решением комплекса задач: стимулирование экономического роста, обеспе-чение прогрессивных  сдвигов в отраслевой и региональной струк-туре производства, противодействие инфляции и безработице и др. Появляются сравнительно новые сферы участия государства в эко-номике: регулирование социальных последствий циклических пе-репадов производства; активная региональная политика, позволя-ющая сгладить диспропорции в развитии отдельных районов; вне-дрение государственного капитала в передовые, наукоемкие отрас-ли, требующие значительных первоначальных затрат и не обеспечивающие быструю отдачу инвестиций.

Заметно усложняется перераспределительная функция, ранее обеспечивавшая в основном содержание госаппарата, обороноспо-собность страны и ее внешнеполитическую деятельность. У нее появляется новая цель -- способствовать стабильности национальной экономики, экономическому росту. Особо выделяется задача социальной поддержки малообеспеченных слоев населения, призванной обес-печить реализацию неотъемлемого права человека на стандарт благосостояния, обеспечивающий ему достойное существование вне зависимости от форм и результатов экономической деятельно-сти.

Особое  значение приобретает хозяйственная функция, в части, связанной с производством общественных товаров. Они являют-ся объектом потребностей, которые не выражаются через плате-жеспособный спрос. Общественные товары отличаются от част-ных тем, что, во-первых, в их потреблении участвуют все граж-дане без исключения; во-вторых, они предоставляются гражданам на равных началах.

Важным  направлением деятельности государства  становится регулирование внешних эффектов. Таковыми признаются эффек-ты производства или потребления блага, воздействие которого на третьих лиц (не являющихся продавцами и покупателями) не от-ражается в цене этого блага. Примером внешнего эффекта явля-ется загрязнение окружающей среды металлургическим комбина-том, который выбрасывает в атмосферу различные загрязняющие вещества. Не находя отражения в рыночном механизме цено-образования, внешние эффекты приводят к снижению эффектив-ности его работы и к неоптимальному размещению благ в эконо-мике. Отсюда потребность в государственном вмешательстве.

Превращение социальной сферы общества в стратегический источник экономического роста, создание объективных предпосылок процессов  социализации бизнеса предопределили выделение. в 60-х годах XX века в качестве самостоятельной -- социальной функции государства. Ее ключевые сферы: социальная инфраструк-тура (образование, наука, окружающая среда); жизнеобеспечение малоимущих членов общества (пенсионеров, инвалидов, многодет-ных семей, безработных); многообразные отношения между тру-дом и капиталом. Необходимость участия государства в регули-ровании социально-трудовых отношений обусловливается двумя основными потребностями.

Первая -- потребность в компенсации ограниченных возмож-ностей внутрихозяйственного управления в балансировании инте-ресов собственников (предпринимателей) и производственного персонала. Роль государства проявляется в организационной, пра-вовой, финансовой поддержке реализуемых на уровне компаний преобразований, связанных с созданием и функционированием собственности занятых, с подключением производственного пер-сонала к участию в прибылях, с формированием и развитием партисипативного управления.

Вторая  потребность -- в создании стимулов для устойчивой ориентации предпринимательской  деятельности на достижение общественных целей и задач. Это достигается, например, посред-ством предоставления инвестиций, государственных заказов пред-принимателям при выполнении ими определенных обязательств.

Неотъемлемый  компонент хозяйственной функции  государства в рыночной экономике -- управление "своей" собственностью на всех этапах ее формирования, функционирования, развития и от-чуждения. Применяя разнообразные формы и методы, оно способ-ствует повышению экономической и социальной эффективности хозяйственного использования этой собственности.

Изначальная слабость рыночного механизма, неустойчивость переходной экономики -- причины того, что государство должно инициировать постановку и брать на себя решение  задач, которые в иных условиях реализуются  преимущественно с помощью ры-ночного механизма. Отсюда повышенная роль государства в осу-ществлении перемен в отраслевой и региональной структуре эко-номики, ее финансовой и инвестиционной сферах.

Главным в содержании трансформационного процесса является разгосударствление экономики, т. е. устранение монополии госу-дарства во всех сферах жизни общества. Его основными направ-лениями выступают: 1) создание негосударственного сектора; 2) замена административ-но устанавли-ваемых хозяйственных связей взаимовыгодными ры-ночными; 3) либерализации цен, валютного рынка, внешней тор-говли; 4) децентрализация функций госу-дарственного управления; 5) формирование механизма государственного регу-лирования эко-номики с доминированием экономических методов воздействия.

2.2. Формы  государственного регулирования экономики.

Формы госрегулирования экономики, различающиеся  по объектам, целям, характеру управленческого  воздействия, используемому инструментарию. Выделяют следую-щие формы государственного регулирования экономики:

1. Государственное прогнозирование и программирование эко-номики -- разработка и принятие разнообразных программ. Их можно классифицировать по: 1) степени обязательности и подкрепленности соответствующими мероприятиями государ-ства; 2) степени охвата экономики-страны.

2. Бюджетное регулирование. Посредством бюджетного и на-логового регулирования обеспечивается государственное потреб-ление, селективная финансовая поддержка отраслей, региональных систем, отдельных предпринимательских структур, социальных групп.

3. Государственное потребление -- правительственные закуп-ки и заказы на товары (промышленные, сельскохозяйственные), различные услуги (образовательные, научные, медицинские и пр.), военную продукцию. Оно имеет многообразные цели: обеспечение производства общественных товаров, стимулирование совокупно-го спроса, развитие человеческого капитала, ускорение НТП и др. Усложнение названных целей обусловливает тенденцию к повы-шению роли государства как покупателя и заказчика, к росту доли ВНП, поступающего в его потребление. В настоящее время в раз-витых странах через бюджет перераспределяется до 50% национального дохода. Государство осуществляет на рынке до 20--30% всех покупок.

Информация о работе Государственное регулирование экономики