Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 11:27, курсовая работа
Описание работы
В настоящей работе ставится задача раскрыть сущность вышеназванных теорий, показать необходимость государственного вмешательства в экономтку, а также, в виду особой актуальности данной проблемы для переходной экономики современной России, указать на попытки ее решения, предпринимаемые в нашей стране в течение последнего десятилетия, выделив особенности экономического развития.
Содержание работы
Введение……………………………………………………………………3 1. Рыночный механизм макроэкономического регулирования и необходимость государственного вмешательства в экономику….4 1.1. Основные виды макроструктур как объекты экономического управления……………………………………………………………..4 1.2. Рыночный механизм саморегулирования и распределение доходов. Неоклассическая теория рыночного регулирования……..5 1.3. Государственное регулирование экономики и его необходимость. Кейнсианство и неокейнсианство……………………..11 2. Основные формы и методы государственного регулирования экономики………………………………………….21 2.1. Государство в экономической системе общества и его функции..21 2.2. Формы государственного регулирования экономики…………….25 2.3. Методы и инструменты государственного воздействия на рыночную экономику…………………………………………….26 2.4. Экономическая политика государства……………………………..29 3. Особенности государственного регулирования экономики в России…………………………………………………..32 Заключение………………………………………………………………..36 Литература………………………………………………………………...37
Из
этой формулы вытекает, что потребление
зависит от располага-емого дохода. Располагаемый
доход (У -Т) -- это совокупный доход
У за вычетом налогов Г, т.е. располагаемый
доход -- то, чем население может самостоятельно
распорядиться.
Отсюда вытекает,
что в государственный бюджет
поступает следую-щая сумма переменных
величин (из состава Е - всех планируемых расходов): Т + G.
После проведенного
анализа можно подвести его итоги.
Стало оче-видно, что совокупный спрос
(планируемые расходы) распадается на
три части:
Е = (У- Т
) + i + ( Т +С).
Это позволяет определить три направления
государственной поли-тики эффективного
спроса: 1) увеличение спроса
населения на предметы потребления (следст-вием
этого является рост занятости); 2) расширение
спроса предпринимателей на инвестиционные
това-ры (это ведет к увеличению производства
и занятости); 3) рост государственных расходов
на экономические и социальные цели.
Кейнсианское учение
не ограничилось определением направлений
политики эффективного спроса.
Четвертый принцип: политика эффективного
спроса опирается на научные макроэкономические
модели, которые необходимы для управ-ления
национальным хозяйством.
Дж. Кейнс придал
экономической теории новое качество.
Это осо-бенно заметно на фоне классической
политической экономии, которая сосредоточила
внимание на чисто теоретическом анализе
стихийной регулирующей роли системы
цен, не принимая в расчет количествен-ной
стороны этого процесса. Кейнсианство
открыло “первую страницу” в эконометрическом
анализе национального хозяйства. В его арсенал вошли
важнейшие математические инструменты
и приемы.
Впервые стали применяться агрегированные
экономические величи-ны, суммарно охватывающие
все национальное хозяйство. Были выделены независимые
переменные величины, которые не под-даются
непосредственному воздействию государства
(склонность насе-ления к потреблению
и накоплению, ставка процента и др.). Обнаружены зависимые
переменные, на которые влияют
независи-мые переменные величины (масштабы
занятости работников, объем национального
дохода и т.п.). Установленыколичественные
связи указанных двух групп
изменчи-вых величин в математических
моделях.
Кейнс не признавал
неизбежности массовой безработицы
и полагал, что возможно и необходимо
регулируемое государством наци-ональное
хозяйство. Он исследовал закономерные
коли-чественные связимакроэкономических
величин - совокупных капита-ловложений
и национального дохода; инвестиций и
занятости населе-ния; национального дохода,
потребления и сбережений; совокупного
количества денег в обращении, уровня
цен, заработной платы, прибыли и процента.
Кейнс стремился найти переменные величины,
поддающиеся контролю или управлению
со стороны властей в рамках существующей
хозяйственной системы. Он широко использовал
“категории ожиданий” (ожидаемая прибыль,
перспективные издержки производства,
ожидаемые изменения цен, стоимости денег,
процента и т.д.), которые носят вероятностный
харак-тер и необходимы для экономического
прогнозирования.
Кейнсианская теория
выделила в качестве центральных три модели (функциональные зависимости).
Одна из них отражает зависимость
ставки процента r от дохода У: r= F(У). Чем
выше доход населения, тем больше спрос
на деньги у банков и тем выше ставка процента.
На рисунке 1.6 показана
прямая зависимость ставки процента
от дохода. Рост доходов населения
с У1 до У2 увеличивает банковский
спрос па деньги, а стало быть,
повышает ставку процента с r1 до r2.
Ставка процента r
Рис. 1.6. Кривая ставки процента
Другая модель характеризует зависимость
объема инвестиций от ставки процента: i = F(r). Чем больше
норма процента (чем дороже кредит), тем меньше
объем инвестиций. (см. рис. 1.7).
Рис. 1.7. Кривая инвестиций.
На рисунке 1.7 мы
видим, что увеличение нормы процента
с r1 до r2 уменьшает соответственно объем
инвестиций с i(r2) до i(r1).
Дж. Кейнс придавал
большое значение инвестициям, как
такой независимой переменной величине,
которая влияет на зависимые от нее
переменные величины: занятость, доход
нации, потребительский спрос населения.
В связи с этим он разработал теорию
мультипликатора, которая определяет
эффектив-ность государственных расходов
с точки зрения воздействия их на объем
общественного производства, занятость,
доход и рынок, а тем самым -- на эффективный
спрос.
Объем национального
дохода и совокупного спроса находится
в определенной количественной зависимости
от общей суммы инвести-ций (всех
производственных и непроизводственных
расходов). Эту количественную связь
выражает особый коэффициент - мультипликатор
(лат. multiplicator - умножающий).
Кейнс так охаракте-ризовал мультипликатор
инвестиций: “Когда происходит прирост
об-щей суммы инвестиций, то доход увеличивается
на сумму, которая в k раз превосходит прирост
инвестиций”. Он утверждал, что расширение
инвестиций ведет к увеличению занятости,
а потому и дохода общества и тем самым
-- к повышению потребительского спроса.
Этот
мультипликационный эффект объясняется
своеобразной цеп-ной реакцией. Первичные
капитальные вложения в одну отрасль
вызы-вают потребность в росте
производства (соответственно доходов)
во многих смежных отраслях (поставляющих
строительные материалы, сырье, энергию, машины
и т.д.).
Подытоживая
сказанное, важно отметить практические
итоги кейнсианской революции. Принципы
кейнсианской модели государствен-ного
регулирования легли в основу
социально-экономической полити-ки
правительств США, Англии и других западных стран, которая
про-водилась с 50-х гг. и до середины 70-х
гг. и получила название плани-руемого
и регулируемого капитализма. Она дала обнадеживающие
ре-зультаты: это был наибольший период
бескризисного развития миро-вой капиталистической
экономики за весь послевоенный период.
Со-вершенно новыми были и ее социальные
результаты.
2. Основные
формы и методы государственного
регулирования экономики.
2.1. Государство
в экономической системе общества
и его функции.
Деятельность
государства в рыночной экономике должна быть направлена
на достижение генеральной цели - блага
человека, его нравственного и физического
благополучия, максимальной правовой
и социальной защищенности личности.[5]
Выявление
роли государства в экономике
связано с раскрыти-ем его функций. Функция
государства -- это совокупность
направленных на достижение определенных
целей и задач вза-имосвязанных действий,
осуществляемых государством и со-зданными
при его участии организациями.[3]
В рыночной
экономике основными функциями государства являются:
-- правовая, регламентирующая
порядок организации пред-принимательской
деятельности, осуществление контроля
за их соблюдением всеми без исключения
экономическими субъектами;
-- протекционистская, обеспечивающая создание
благоприят-ных возможностей для развития
национальной экономики или от-дельных
секторов и отраслей экономики;
-- стабилизационная, направленная на поддержание
высокой занятости, низкой инфляции, на
реализацию антикризисных мер;
-- хозяйственная, связанная непосредственно
с владением, распоряжением, использованием
имущества, в частности, объек-тов государственной
и муниципальной собственности, а также
с корректировкой результатов действия
рыночного механизма (про-изводство общественных
товаров, распределение ресурсов и т. д.);
-- перераспределительная, направленная на изменение
векторов финансовых потоков с помощью
налогов, пошлин, дотаций, субсидий, субвенций;
-- социальная, обеспечивающая поддержание
благосостояния населения на определенном
уровне, заданном объективными ма-териальными
условиями, традициями, соотношением классовых
сил.
Следует
подчеркнуть, что состав и содержание
этих функций -- динамические характеристики,
сопряженные с качественными
изменениями в условиях и задачах
ведения бизнеса, факторах его эффективности,
экономической политике государства.
Обострение
социально-экономических проблем, наиболее
рель-ефно проявившееся в период мирового
экономического кризиса 30-х годов XX
столетия, обусловило смену парадигмы
государственного участия в экономике.
Оно дополняется новой функцией -- стаби-лизатора
общественного воспроизводства.
Потребность
в ней обусловливается необходимостью
компен-сации "провалов" рынка. Ее
реализация связывается с решением
комплекса задач: стимулирование экономического
роста, обеспе-чение прогрессивных
сдвигов в отраслевой
и региональной струк-туре производства,
противодействие инфляции и безработице
и др. Появляются сравнительно новые сферы
участия государства в эко-номике: регулирование
социальных последствий циклических пе-репадов
производства; активная региональная
политика, позволя-ющая сгладить диспропорции
в развитии отдельных районов; вне-дрение
государственного капитала в передовые,
наукоемкие отрас-ли, требующие значительных
первоначальных затрат и не обеспечивающие
быструю отдачу инвестиций.
Заметно усложняется перераспределительная
функция, ранее обеспечивавшая
в основном содержание госаппарата, обороноспо-собность
страны и ее внешнеполитическую деятельность.
У нее появляется новая цель -- способствовать
стабильности национальной экономики,
экономическому росту. Особо выделяется
задача социальной поддержки малообеспеченных
слоев населения, призванной обес-печить
реализацию неотъемлемого права человека
на стандарт благосостояния, обеспечивающий
ему достойное существование вне зависимости
от форм и результатов экономической деятельно-сти.
Особое
значение приобретает хозяйственная
функция, в части, связанной
с производством общественных
товаров. Они являют-ся объектом
потребностей, которые не выражаются через
плате-жеспособный спрос. Общественные
товары отличаются от част-ных тем, что,
во-первых, в их потреблении участвуют
все граж-дане без исключения; во-вторых,
они предоставляются гражданам на равных
началах.
Важным
направлением деятельности государства
становится регулирование
внешних эффектов. Таковыми признаются
эффек-ты производства или потребления
блага, воздействие которого на третьих
лиц (не являющихся продавцами и покупателями)
не от-ражается в цене этого блага. Примером
внешнего эффекта явля-ется загрязнение
окружающей среды металлургическим комбина-том,
который выбрасывает в атмосферу различные
загрязняющие вещества. Не находя отражения
в рыночном механизме цено-образования,
внешние эффекты приводят к снижению эффектив-ности
его работы и к неоптимальному размещению
благ в эконо-мике. Отсюда потребность
в государственном вмешательстве.
Превращение
социальной сферы общества в стратегический
источник экономического роста, создание
объективных предпосылок процессов
социализации бизнеса предопределили
выделение. в 60-х годах XX века в качестве
самостоятельной -- социальной
функции государства. Ее ключевые
сферы: социальная инфраструк-тура (образование,
наука, окружающая среда); жизнеобеспечение
малоимущих членов общества (пенсионеров,
инвалидов, многодет-ных семей, безработных);
многообразные отношения между тру-дом
и капиталом. Необходимость участия государства
в регули-ровании социально-трудовых отношений
обусловливается двумя основными потребностями.
Первая
-- потребность в компенсации ограниченных
возмож-ностей внутрихозяйственного управления
в балансировании инте-ресов
собственников (предпринимателей) и производственного
персонала. Роль государства проявляется
в организационной, пра-вовой, финансовой
поддержке реализуемых на уровне компаний
преобразований, связанных с созданием
и функционированием собственности занятых,
с подключением производственного пер-сонала
к участию в прибылях, с формированием
и развитием партисипативного управления.
Вторая
потребность -- в создании стимулов
для устойчивой ориентации предпринимательской
деятельности на достижение общественных
целей и задач. Это достигается, например,
посред-ством предоставления инвестиций,
государственных заказов пред-принимателям
при выполнении ими определенных обязательств.
Неотъемлемый
компонент хозяйственной функции
государства в рыночной экономике -- управление
"своей" собственностью на всех этапах ее формирования,
функционирования, развития и от-чуждения.
Применяя разнообразные формы и методы,
оно способ-ствует повышению экономической
и социальной эффективности хозяйственного
использования этой собственности.
Изначальная
слабость рыночного механизма, неустойчивость
переходной экономики -- причины того,
что государство должно инициировать
постановку и брать на себя решение
задач, которые в иных условиях реализуются
преимущественно с помощью ры-ночного механизма.
Отсюда повышенная роль государства в
осу-ществлении перемен в отраслевой и
региональной структуре эко-номики, ее
финансовой и инвестиционной сферах.
Главным
в содержании трансформационного процесса
является разгосударствление
экономики, т. е. устранение монополии
госу-дарства во всех сферах жизни общества. Его основными направ-лениями
выступают: 1) создание негосударственного
сектора; 2) замена административ-но устанавли-ваемых
хозяйственных связей взаимовыгодными
ры-ночными; 3) либерализации цен, валютного
рынка, внешней тор-говли; 4) децентрализация
функций госу-дарственного управления;
5) формирование механизма государственного
регу-лирования эко-номики с доминированием
экономических методов воздействия.
2.2. Формы
государственного регулирования экономики.
Формы
госрегулирования экономики, различающиеся
по объектам, целям, характеру управленческого
воздействия, используемому инструментарию.
Выделяют следую-щие формы государственного
регулирования экономики:
1. Государственное
прогнозирование и программирование эко-номики -- разработка и принятие
разнообразных программ. Их можно классифицировать
по: 1) степени обязательности и подкрепленности
соответствующими мероприятиями государ-ства;
2) степени охвата экономики-страны.
2. Бюджетное
регулирование. Посредством бюджетного
и на-логового регулирования обеспечивается
государственное потреб-ление, селективная
финансовая поддержка отраслей, региональных
систем, отдельных предпринимательских
структур, социальных групп.
3. Государственное
потребление -- правительственные
закуп-ки и заказы на товары (промышленные,
сельскохозяйственные), различные услуги
(образовательные, научные, медицинские
и пр.), военную продукцию. Оно имеет многообразные цели: обеспечение производства
общественных товаров, стимулирование
совокупно-го спроса, развитие человеческого
капитала, ускорение НТП и др. Усложнение
названных целей обусловливает тенденцию
к повы-шению роли государства как покупателя
и заказчика, к росту доли ВНП, поступающего
в его потребление. В настоящее время в
раз-витых странах через бюджет перераспределяется
до 50% национального дохода. Государство
осуществляет на рынке до 20--30% всех покупок.