Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 11:27, курсовая работа
Описание работы
В настоящей работе ставится задача раскрыть сущность вышеназванных теорий, показать необходимость государственного вмешательства в экономтку, а также, в виду особой актуальности данной проблемы для переходной экономики современной России, указать на попытки ее решения, предпринимаемые в нашей стране в течение последнего десятилетия, выделив особенности экономического развития.
Содержание работы
Введение……………………………………………………………………3 1. Рыночный механизм макроэкономического регулирования и необходимость государственного вмешательства в экономику….4 1.1. Основные виды макроструктур как объекты экономического управления……………………………………………………………..4 1.2. Рыночный механизм саморегулирования и распределение доходов. Неоклассическая теория рыночного регулирования……..5 1.3. Государственное регулирование экономики и его необходимость. Кейнсианство и неокейнсианство……………………..11 2. Основные формы и методы государственного регулирования экономики………………………………………….21 2.1. Государство в экономической системе общества и его функции..21 2.2. Формы государственного регулирования экономики…………….25 2.3. Методы и инструменты государственного воздействия на рыночную экономику…………………………………………….26 2.4. Экономическая политика государства……………………………..29 3. Особенности государственного регулирования экономики в России…………………………………………………..32 Заключение………………………………………………………………..36 Литература………………………………………………………………...37
4. Государственный
заказ привлекает компании
гарантирован-ным сбытом, отсутствием
риска неплатежей, возможностью ис-пользовать
промышленное и исследовательское оборудование,
при-надлежащее государству, наличием
различного рода льгот (кредит-ных, налоговых
и др.). С целью сглаживания экономического
цикла государство может увеличивать
объем заказа в период кризиса и депрессии
и сокращать его в периоды подъема во избежание
пе-регрева экономики.
5. Селективная
финансовая поддержка отраслей, регионов,
предприятий, так же как и государственное
потребление, связано с использованием
бюджетных средств. Ее цели: структурная пере-стройка
экономики; оздоровление отраслей, переживающих
кри-зис; поддержка деятельности малорентабельных
пред-приятий и отраслей; сглажи-вание
диспропорций в социально-экономическом
развитии отдель-ных районов страны; поддержка
определенных форм и видов бизнеса (малого,
иннова-ционного, производственного, консалтингового,
лизингового и пр.); проведение в жизнь
крупных эколого-хозяйственных программ.
6. Денежно-кредитное
регулирование имеет основными целя-ми: защиту и обеспечение
устойчивости национальной валюты, ее
покупательной способности; создание
условий для удовлетворения потребностей
экономики в кредитных ресурсах; укрепление
бан-ковской системы.
7. Приватизация
и национализация собственности -- формы государственного
регулирования, применяемые для решения
ком-плекса социально-экономических задач.
Продажа государственной собственности
частным физическим и юридическим лицам
позво-ляет: уменьшить дефицит бюджета,
пополнить его доходами и увеличить средства,
направляемые в другие сектора экономики;
расширить сферу действия рыночного механизма
и развить конкурентную среду; привлечь
частный капитал в совместный с государством
бизнес; обеспечить "демократизацию"
собственности (посредством распре-деления
части акций предприятий между их ра-ботниками);
повысить эффективность использования
обществен-ного капитала; противодействовать
бюрократизации госаппарата.
2.3. Методы
и инструменты государственного
воздействия
на
рыночную экономику
Важный
компонент механизма -- его методы
и инструменты. С их помощью формируются ресурсы,
необходимые для государ-ственного регулирования,
осуществляются практические меры, обеспечивающие
организующее воздействие государства
на эконо-мику.
По характеру действия выделяют методы административные
и экономические. [6]
Административные методы основываются на силе
власти и предусматривают: законодательные
ограничения (лицензирование экспорта
и введение экспортных квот, замораживание
цен, введе-ние лицензирования определенных
видов предпринимательской деятельности
и др.); обязательные требования к экономическим
субъектам по достижению ими однозначно
определенных парамет-ров хозяйственной
деятельности (минимального размера уставно-го
капитала, заработной платы и пр.); порядок
организации, веде-ния и ликвидации бизнеса
(правила государственной регистрации
предпринимателей, совершения ими сделок,
состав, размеры и сроки вносимых ими налогов
и т.д.). Такие методы являются фор-мализованными,
преимущественно предписываю-щими, влияют
на выбор хозяйству-ющими субъектами вариантов
действий.
Экономические
методы призваны учесть многообразие
инте-ресов и мотивов деятельности разных
экономических субъектов, создать условия,
способствующие выбору ими экономического
поведения, позволяющего балансировать
общественные и частные интересы. С помощью
этих методов осуществляются, например,
государственное финансирование и кредитование,
льготное нало-гообложение и др. Эти методы
могут быть как формализованны-ми, так
и неформализованными. Они влияют не только
на выбор хозяйствую-щими субъектами вариантов
действий, но и на процес-сы формирования
ими целей экономической деятельности,
явля-ются средообразующими.
По способу применения различают методы прямого
и косвен-ного воздействия.
Методы прямого воздействия предполагают такое
регулиро-вание экономики, при котором
государство в инициативном поряд-ке осуществляет
определенные действия, используя принадлежащие
ему объекты и ресурсы. Оно, например, устанавливает
про-филь и направления деятельности казенных
предприятий, утверж-дает их планы, осуществляет
контроль за финансовыми операци-ями,
устанавливает цены на их продукцию; проводит
администра-тивное разделение монополистических
объединений; принудитель-но приобретает
пакеты акций или целые предприятия; осуществ-ляет
научно-исследовательские и опытно-конструкторские
работы в государственных научно-исследовательских
центрах и т.д. По-средством такого же воздействия
планируется и обеспечивается исполнение
бюджета.
Посредством
методов прямого регулирования
организуется и функционирует система
государственного социального обеспече-ния. Последняя
реализуется в рамках программ, во-первых,
соци-ального страхования (выплата пенсий
по старости, пособий по временной нетрудоспособности,
безработице, медицинское стра-хование
и др.), во-вторых, социального вспомоществования
(по-мощь многодетным семьям, субсидии
малообеспеченным, инвали-дам и др.). Прямое
регулирование осуществляется также через
налоговую (определение состава налогов
и сроков их уплаты), кре-дитно-денежную
(регулирование объема и динамики предложения
денег), ценовую (замораживание цен, установление
определенно-го уровня цен для отдельных
товаров), внешнеэконо-мическую (вве-дение
системы тарифов и квот) политику госу-дарства.
Методы косвенного воздействия призваны создать условия,
при которых субъекты экономики будут
заинтересованы принимать решения, соответствующие
целям экономической политики госу-дарства.
Их достоинством является способность
балансировать общественные и частные
интересы, недостатком -- определен-ный
временной лаг между разработкой и применением
государ-ством соответствующих мер и полученными
изменениями в пове-дении и результатах
деятельности субъектов хозяйствования.
Косвенное
регулирование осуществляется прежде
всего через налоговую, кредитно-денежную,
бюджетную, ценовую, внешнеэко-номическую
политику государства.
Инструментарий налоговой
политики в этом случае включает:
налоговые скидки на инвестиции («инвестиционный
налоговый кредит»), систему ускоренной
амортизации основного капитала, специальные
нало-говые льготы.
Важнейшими
инструментами кредитно-денежной
политики выступают: операции
с государственными ценными бумагами
на фондовом рынке; расши-рение или ограничение
кредита через ме-ханизм учетной ставки;
варьирование учетной ставки кредита
и норм обязательных банковских резервов;
страхование экспортных кредитов; кредитование
перспективных отраслей и др.
В рамках бюджетной
политики государство оказывает
косвен-ное воздействие на экономику посредством
бюджетных субсидий на развитие отсталых
районов страны, отстающих отраслей, до-таций
и субсидий на подготовку управляющих
и др.
Государственное регулирование
цен, осуществляемое с помо-щью
косвенных методов, использует инструменты,
влияющие на цены экономически -- через
соотношение между спросом и пред-ложением
на рынке. Здесь важную роль играют политика
эмисси-онная, направленная на ограничение
денежной массы в обраще-нии, и политика
налоговая (например, отмена ряда налогов,
сни-жение налоговых ставок и др.).
Внешнеэкономическое регулирование включает в себя торговую
политику, управление обменным курсом,
привлечение иностран-ных инвестиций
и др.
Реализация
функций, форм, методов государственного
регули-рования осуществляется посредством
экономической политики государства.
2.4. Экономическая политика
государства
Экономическая политика государства -- это проводимая государством
генеральная линия экономических действий,
придание желаемой направленности экономическим
процессам, совокупность поставленных
целей развития национальной экономики
и вы-бранных средств их достижения. [2]
Средствами
достижения целей выступают методы и инстру-менты
государственного регулирования. Их применение связано
с мобилизацией и использованием государством
определенных ма-териальных, трудовых,
финансовых, информационных ресурсов.
Неотъемлемым
компонентом экономической политики являют-ся принципы
ее разработки и осуществления. К важнейшим
мо-гут быть отнесены следующие принципы:
-- научности. Политика должна основываться
на научном ана-лизе объективных экономических
отношений, присущих им зако-нов, общемировых
тенденций общественного развития и специфи-ческих
условий конкретной страны;
-- реалистичности. Учет реальных для
планируемого перио-да возможностей развития
и продуктивного использования эконо-мического
потенциала страны -- необходимая предпосылка
успеш-ности политики;
-- сценарного
подхода. Обеспечивается проработкой
вариантов измене-ний условий и факторов,
определяющих ключевые парамет-ры экономики;
-- увязки
текущих, среднесрочных и долговременных
целей раз-вития национальной
экономики. Его реализация предполагает
со-четание концептуаль-ного видения будущего
состояния экономики с конкретизацией
рубежей, достигаемых ею на каждом этапе
реа-лизации экономической политики;
-- системности
преобразований, т.е. их взаимосвязанного
осу-ществления. Это необходимо для обеспечения
управляемости эко-номики, достижения
синергетического эффекта.
Экономическая
политика отражает не только объективные
ус-ловия и тенденции развития
народного хозяйства. Важными ее
детерминантами выступают состояние
политической системы об-щества (состав
и сила политических партий,
программы их действий), традиции и ценностные
ориентации населения, характер внешнеполитических
отношений страны.
Особенности
экономической политики российского
государства связаны, например, с
необходимостью преодоления привычных
стереотипов поведения
экономических субъектов, сформировав-шихся
в условиях прежней административно-командной
системы хозяйствования; создания единых
для всех условий деятельности; повышения
роли факторов интенсивного типа в резуль-татах
общественного производства и др.
Сложная
структура экономической системы,
многообразие целей, объектов и форм
госрегулирования обуслов-ливают разработку
множества видов экономической
политики. В их числе - политика занятости,
доходов, промышленная, антиин-фляционная,
антимонопольная, социальная
политика.
Основные цели промышленной политики в современной России
состоят в обеспечении: структурной перестройки
индустриально-го сектора путем поощрения
перспективных и сворачивания убы-точных
отраслей; приоритетного развития конечных,
высокотех-нологичных и наукоемких производств;
институциональной поддерж-ки процессов
перепрофилирования отраслей и предприятий
обо-ронного комплекса на выпуск гражданской
продукции; содействия формированию и
развитию финансово-промышленных групп,
способных успешно конкурировать на мировых
рынках товаров и услуг.
В качестве инструментов
реализации этих целей могут быть
использованы: прямые государственные
инвестиции, предоставля-емые по конкурсу
и направляемые на техническое обновление
и реструктуризацию промышленных предприятий,
играющих клю-чевую роль в национальной
экономике, региональных формирова-ниях;
долевое финансирование капитало-ем-ких
инвестиционных проектов; конверсионные
кредиты; налого-вые льготы предприятиям,
способным обеспечить выпуск импортозаменяющей
продукции, а также экспорт продукции
перерабатывающей промышленности и др.
Повышение
эффективности хозяйствования промышленных
предприятий невозможно без развития
конкурентной среды. По-этому осуществление
промышленной политики взаимосвязано
с мерами по демонополизации производства. Целями
антимонополь-ной политики государства являются:
оптимизация соотношения предприятий,
различающихся по масштабам деятельности;
дина-мичное развитие малого бизнеса в
производственном секторе экономики;
организация контроля за финансовыми
потоками в сфе-ре естественных монополий;
снижение пороговых барьеров для входа
в отрасль новых предприниматель-ских
структур; оптимальное использование
ресурсов; равномерное распределение
доходов и др.
Реализация
этой политики требует применения комплекса
вза-имосвязанных мер: финансовых, информационных
и кон-сультационных правовых
на основе совершенствования антимо-нопольного
законодательства
3. Особенности
государственного регулирования
экономики в России.
В оценке
роли российского государства в
переходной эконо-мике необходимо учесть
ее специфику.Последняя в существенной
степени определяется историческими особенностями
страны, чер-тами общественного устройства
и культурных традиций: повышен-ной ролью
государства в регулировании общественных
отношений, устойчивостью представлений
об ограниченности сфер функцио-нирования
частного капитала, широкомасштабной
практикой кол-лективных (артельных) форм
труда.
Важно
учесть и особенности
действия экономических факто-ров, оказывающих на трансформационные
процессы как негатив-ное, сдерживающее
влияние, так и позитивное. [1] К первым,
напри-мер, относятся: высочайшая степень
монополизации производства, изначальное
отсутствие слоя частных предпринимателей
-- носи-телей определенных ценностных
ориентации и экономических интересов,
разрыв хозяйственных связей в результате
распада СССР, Совета Экономической Взаимопомощи,
низкая конкурентоспособность отечественной
продукции и др. Ко вторым следует отнести
в первую очередь уникальный состав и
объем естествен-ных ресурсов, которыми
располагает Россия, высокую конкурен-тоспособность
ее систем образования и фундаментальных
научных исследований, наличие в отдельных
сферах экономики (например, в аэрокосмической
промышленности) технологий, зачастую
не имеющих мировых аналогов.
Ориентация
с самого начала экономических реформ
в России на создание либеральной рыночной
экономики дала явно отрицательные результаты.
В 1992 году российским Правительством был
сделан выбор в пользу самого быстрого
перехода от одной крайности (командной
системы) к проти-воположной (либеральной
рыночной экономике). Реформаторы обо-сновывали
свой выбор, исходя из классической либеральной
и неоклас-сической модели рыночного саморегулирования.
Весь расчет строился на том, что так называемая
невидимая рука -- свободный рынок -- возь-мет
на себя все бремя хозяйственного механизма.