Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 16:18, шпаргалка

Описание работы

7. Функции государства
В процессе своей деятельности в рыночных условиях государство выполняет определенные функции, конкретный набор которых специфичен для каждой страны и зависит от конкретных культурных, экономических и социальных условий. С течением времени они изменяются вместе с развитием национальной экономики. Соответственно, вмешательство в экономику не может быть хаотичным, а должно быть функциональным – выполнять определенные функции.

Файлы: 1 файл

ответы к вопросам промежуточного контроля17.10.11 по дисциплине гос. регулирование экономики.docx

— 80.92 Кб (Скачать файл)

7. Функции государства

В процессе своей деятельности в рыночных условиях государство выполняет определенные функции, конкретный набор которых  специфичен для каждой страны и зависит  от конкретных культурных, экономических  и социальных условий. С течением времени они изменяются вместе с  развитием национальной экономики. Соответственно, вмешательство в  экономику не может быть хаотичным, а должно быть функциональным –  выполнять определенные функции.

Классическими функциями, которые реализует государство в национальной экономике, являются: формирование и поддержание в актуальном состоянии нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность хозяйствующих субъектов; формирование условий устойчивого роста национальной экономики, что является важнейшей предпосылкой функционирования государства; искусственное распределение и перераспределение ресурсов – национального богатства; создание системы минимальных социальных гарантий, для того, чтобы у каждого гражданина был минимум ресурсов, достаточных для удовлетворения своих потребностей.

Эти классические функции государства трансформируются в зависимости от различных условий. Так, для переходного типа экономики  они существенным образом отличаются от классических функций. Функции государства  в национальной экономике России по причине наличия переходного  типа экономики существенным образом  отличаются от тех, которые реализуют  другие экономически развитые государства. Одна из основных их особенностей состоит  в том, что изменение существовавшего  ранее режима функционирования национальной экономики происходило по направлению  разрушения старых институтов, а не приоритетного создания новых. В  условиях переходной экономики государство  реализует следующие функции: создает  условия для эффективного функционирования национальной экономики; перераспределяет ресурсы; регулирует деятельность хозяйствующих  субъектов с помощью создания и изменения существующей нормативно-правовой базы; стабилизирует ситуацию; создает  условия для экономического роста.

1. Понятие общества, экономики, государства.

Общество - исторически сложившиеся отношения  между людьми в процессе их совместной деятельности, отношения социальные, политические, культурные, хозяйственные. Общество - это сложно структурированный  организм, отдельные элементы которого неразрывно переплетаются между  собой и взаимно влияют друг на друга. Экономика представляет собой здесь часть целого, включает в себя как отношения между хозяйствующими субъектами, так и определенную взаимосвязанную структуру отдельных производств, отраслей, территориальных комплексов, а на более высоком уровне - и национальных хозяйств. Хозяйствующие субъекты, экономические отношения и определяющие их уровень производительные силы суть основополагающие элементы экономической системы. Государство - определенная форма организации жизни общества, основанная на функционировании публичной власти, осуществляющая функции по поддержанию и защите его экономической и политической системы и опирающейся в случае необходимости на силу принуждения.

6.Основные  цели ГРЭ. Признаки  государства. Основополагающие  элементы экономической  системы.

К основным целям ГРЭ относят: - экономический рост;- полная занятость;- стабильность уровня цен (минимальная инфляция) и устойчивость национальной валюты;- внешнеэкономическое равновесие;- справедливое распределение доходов;- охрана окружающей среды и природных ресурсов. Признаки государства: Наличие организационных документов (в которых изложены цель создания и задачи государства): конституция ,военная доктрина, законодательство. Наличие руководства (аппарат управления):  президент (правительство), парламент, суд. Управление и планирование:  нормирование жизни общества (система права), государственная (политическая и внешнеполитическая) деятельность, хозяйственная деятельность (экономика), собственная денежная система, налоговые сборы. Собственность (ресурсы):  территория, население, государственная казна, границы и т. д. Наличие подчиненных организаций:  охрана правопорядка, вооружённые силы, периферийные административные организации. Наличие государственного языка (языков). Суверенитет (способность государства выступать в международном правовом поле как признанное другими государствами юридическое лицо). Публичная власть. Гражданство. Государственные символы. Основными элементами экономической системы являются: Социально-экономические отношения (между всеми лицами, участвующими в хозяйственной деятельности). Организационные формы хозяйственной деятельности. Хозяйственный механизм как способ регулирования экономической деятельности на макроуровне, т.е. на уровне государства, зависящий от многочисленных факторов, определяемых экономическими, национальными, климатическими, географическими особенностями. Системы стимулов и мотивации, которыми руководствуются все участники хозяйственной деятельности. Конкретные экономические связи между предприятиями и организациями.

3.Характеристика  макроэкономических  объектов.

Объектами макроэкономики - являются сводные, обобщающие показатели по всему хозяйству в государственных масштабах, такие, как национальное богатство, валовой национальный и валовой внутренний продукт, национальный доход, суммарные государственные и частные инвестиции, инфляционные показатели, общее количество денег в обращении. Одновременно макроэкономика изучает и исследует средние по стране экономические показатели, такие, как средние доходы, средняя заработная плата, уровень инфляции, безработица, занятость, производительность труда. Валовой внутренний продукт - это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны с помощью как национальных (принадлежащих гражданам страны), так и иностранных (принадлежащих иностранцам) факторов производства в течение одного года. Национальное богатство представляет собой совокупность материальных благ, накопленных в обществе в результате предшествующего труда людей, и природных ресурсов, пригодных для использования. Национальный доход — важнейший макроэкономический показатель совокупных доходов всего населения данной страны за определенный период времени(обычно за год);вновь созданная стоимость.

4. Характеристика макроэкономических  рынков.

Любая экономика состоит из рынков и  экономических агентов. В теории выделяют четыре макроэкономических агента и три рынка. Все составляющие части экономики соединены между собой кругооборотом расходов, доходов и реальных ценностей]. Макроэкономические рынки Рынок факторов производства Экономическими ресурсами (или факторами производства) принято считать землю, рабочую силу (рынок труда), физический и финансовый капитал. Некоторые экономисты также добавляют в этот список человеческий капитал: способности, таланты людей, позволяющие увеличить производительность]. Рынок товаров и услуг Именно на данном рынке происходит формирование совокупных спроса и предложения. При этом, спрос на товары предъявляют все макроэкономические агенты, в то время как предложение создают фирмы, основные производители товаров и услуг. Поскольку на этом рынке ведется обмен реальными ценностями, его также называют реальным рынком]. Финансовый рынок Финансовый рынок состоит из: Денежного рынка, где происходит формирование спроса и предложения на деньги, исследование равновесной ставки процента и денежной массы Рынка ценных бумаг: рынка таких финансовых активов, как акции и облигации

5. Характеристика макроэкономических показателей

Экономическая теория и хозяйственная практика используют различие измерения общественного  продукта как результата функционирования национальной экономики. 1.Валовой национальный продукт (ВНП) – это совокупная стоимость товаров и услуг, созданная общественными предприятиями как внутри страны, так и за рубежом. 2.Валовой внутренний продукт (ВВП) – это совокупная стоимость конечных товаров и услуг, созданных внутри страны как отечественными, так и зарубежными фирмами. Данные показатели рассчитываются как в текущих (действующих) ценах, так и в неизменных (постоянных) ценах базисного года. Рассчитанный ВВП (ВНП) в текущих ценах называется номинальным ВВП (ВНП), а рассчитанный в постоянных ценах – реальным ВВП (ВНП). Номинальный ВВП (ВНП) может увеличиться как за счет роста физического объема всей продукции, так и за счет роста уровня цен. На реальный ВВП (ВНП) уровень цен не влияет. Поэтому реальный ВНП выступает основным показателем физического объема товаров и услуг.3.Чистый национальный продукт (ЧНП) представляет собой наиболее точный макроэкономический показатель. ЧНП = ВНП – амортизационные отчисления. 4. Национальный доход (НД) – макроэкономический показатель совокупных доходов всего населения данной страны за определенный период времени. НД = ЧНП – косвенные налоги с предпринимателей. Косвенные налоги на бизнес – налог на добавленную стоимость, акцизные сборы, импортные пошлины и др. Основные компоненты НД являются: - доходы наемных работников и некорпоративных собственников; - рентные доходы; - доходы корпораций; - процентный доход.5. Личный доход (ЛД)– сумма доходов, реально получаемых населением после вычета из НД вкладов населения в социальную систему страхования, налогов на прибыль корпорации и нераспределенной прибыли, но с добавлением трансфертных платежей. ЛД представляет собой полученный, но не заработанный доход, ибо в него включаются трансфертные платежи. 6. Личный располагаемый доход определяется по формуле: ЛРД = ЛД – индивидуальные налоги. Следовательно, ЛРД, есть доход, который данные хозяйства используют в своем окончательном виде. Считается, что ВНП не полно отражает реальное экономическое благосостояние нации. В нем не учитывается домашнее благоустройство, уход за больными и детьми и т.д.7. УЭБ = ВНП – отрицательные факторы, воздействующие на благосостояние+ нерыночная деятельность (в денежной оценке)+ денежная оценка свободного времени.8. Национальное богатство (НБ)– совокупность материальных и нематериальных благ, которыми располагает общество на определенную дату.

8. Теории о роли  государства в  экономике.

а) Меркантилисты. История государственного регулирования восходит к концу средневековья. В то время основной экономической школой была школа меркантилистов. Она провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства страны - количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.

б) Классическая теория. Следующей ступенью развития представлений о роли государства стала работа А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов", в которой он утверждал, что "свободная игра рыночных сил"( создает гармоничное устройство" )В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом. Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.

в) Кейнсианская теория. В 30-е года нашего века, после глубочайшего спада экономики США, Дж. Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной" так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансовая политика и др. Гибкая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через один из серьезнейших барьеров - не эластичность заработной платы. Это достигается, считал Кейнс, путем изменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную напряженность. Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются: - высокая доля национального дохода, перераспределяемая через госбюджет; - создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий; - широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости.

 г) Неоклассическая теория. Теоретической основой неконсервативной модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных мер воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический пост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства. Сокращение налоговых ставок сократит и доходы госбюджета и увеличит его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ. Сюда можно отнести и политику приватизации государственной собственности. Следующий комплекс мер - реализация политики де регулирования. Это означает ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства, де регулирование рынка рабочей силы и др. Таким образом, в неконсервативной модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам.

9. Объекты ГРЭ. Суть  государственной  анти циклической  политики.

Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли, регионы, а также  ситуации, явления и условия социально-экономической  жизни страны, где возникли или  могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или  разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем  настоятельно необходимо для нормального  функционирования экономики и поддержания  социальной стабильности. Основные объекты государственного регулирования экономики - это: - экономический цикл;- секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;- условия накопления капитала;- занятость;- денежное обращение; - платежный баланс;- цены;- НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, имеющие целью разработку и реализацию научных идей); - условия конкуренции;- социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;- подготовка и переподготовка кадров;- окружающая среда;- внешнеэкономические связи. Суть государственной антициклической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессии стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации, задача государственного регулирования экономики - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов и, таким образом, уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем.

Информация о работе Государственное регулирование экономики