Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 16:18, шпаргалка

Описание работы

7. Функции государства
В процессе своей деятельности в рыночных условиях государство выполняет определенные функции, конкретный набор которых специфичен для каждой страны и зависит от конкретных культурных, экономических и социальных условий. С течением времени они изменяются вместе с развитием национальной экономики. Соответственно, вмешательство в экономику не может быть хаотичным, а должно быть функциональным – выполнять определенные функции.

Файлы: 1 файл

ответы к вопросам промежуточного контроля17.10.11 по дисциплине гос. регулирование экономики.docx

— 80.92 Кб (Скачать файл)

19. Федеральные, региональные  и местные институты  обеспечения национальной  экономической   безопасности.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации определяет определенные государственные и региональные институты, обеспечивающие реализацию национальной экономической безопасности. Сюда входят: Президент Российской Федерации. Он осуществляет общее руководство  институтами, обеспечивающими национальную безопасность, имея для этого особые полномочия, в том числе определяет действия по обеспечению национальной безопасности, реорганизует и упраздняет органы по обеспечению национальной безопасности, определяет основные направления  обеспечения национальной безопасности; система разведки и контрразведки, имеющая большое значение для  национальной безопасности, так как  она обладает эффективным инструментарием  объективного выделения угроз, причин их возникновения и путей ликвидации; Федеральное Собрание Российской Федерации. В рамках своих конституционных  прав и обязанностей оно формирует нормативно-правовую базу процесса обеспечения национальной безопасности и вносит предложения по ее основным направлениям; Правительство Российской Федерации. Руководствуясь Конституцией РФ, указаниями и рекомендациями Президента РФ, оно осуществляет общую координацию деятельности органов по обеспечению национальной безопасности, формирует в установленном порядке статьи федерального бюджета, необходимые для поддержания функционального состояния системы обеспечения национальной безопасности; Совет безопасности Российской Федерации. В его прямые обязанности входит выделение угроз национальной безопасности, их источников и направлений ликвидации; федеральные органы исполнительной власти. В их обязанности входит обеспечение исполнения законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области национальной безопасности; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В процессе своей деятельности взаимодействуют по вопросам обеспечения национальной безопасности с федеральными органами исполнительной власти в области реализации федерального законодательства, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; органы местного самоуправления. Совместно с органами государственной власти субъекты РФ проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и организаций к оказанию содействия в решении проблем национальной безопасности согласно законодательству Российской Федерации, вносят в федеральные органы исполнительной власти предложения по совершенствованию системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

20.Налоги  и налоговая политика.

Экономическая сущность налогов характеризуется  денежными отношениями, складывающимися  у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены  и имеют специфическое общественное значение – мобилизация денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налоги могут рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей тремя важнейшими функциями:1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция).2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция).3. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).Во всех государствах, при всех общественных формациях, налоги выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. В течение последних полутора-двух десятилетий заметное развитие получили социальная и регулирующая функции .Регулирующая функция налогов заключается в следующем: – установление и изменение системы налогообложения; – определение налоговых ставок, их дифференциация; – предоставление налоговых льгот, освобождение от налогов части прибыли и капитала с условием их целевого использования в соответствии с задачами государственной экономической политики. Глобальное положение налогов ведет к увеличению чистых прибылей, усилению стимула хозяйственной деятельности, росту капиталовложений, спроса, занятости и оживлению хозяйственной деятельности. Повышение налогов – обычный способ борьбы с перегревом коньюктуры. Изменяя налоговые ставки на прибыль, государство может создать или уменьшить дополнительные стимулы для капиталовложений, а маневрируя уровнем косвенных налогов – воздействовать на фонд потребления в целом, на уровень цен.

21. Государственный  бюджет.

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну. Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный проце́сс. В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней: Федеральный бюджет бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты) бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты) бюджеты государственных внебюджетных фондов. В Российской Федерации кассовое обслуживание бюджетной системы осуществляется Федеральным казначейством. Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профици́т (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секве́стр.

22. Денежно-кредитные  средства регулирования  и контроль банковской  сферы.

При рассмотрении кредитной системы необходимо выделить два взаимосвязанных понятия: совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования, (функциональная форма); совокупность кредитно-финансовых учреждений, которые призваны проводить денежно-кредитную политику путем аккумулирования свободных денежных средств и предоставления их в ссуду (институциональная форма). Основным проводником денежно-кредитной политики выступает Центральный банк , т.е. он является субъектом денежно-кредитной политики, а объектом кредитно-денежной политики – предложение и спрос на денежном рынке. Центральный банк  возглавляет банковскую, регулирует кредитную и денежную системы страны, обладает монопольным правом на денежную эмиссию и осуществляет денежно-кредитную политику в интересах национальной экономики. Денежно-кредитная политика –  деятельность государства, направленная на обеспечение экономики полноценной и стабильной национальной валютой и регулирование денежного обращения в соответствии с потребностями экономики с целью стимулирования экономического роста при низком уровне инфляции и безработицы, выравнивания платежного баланса страны. В отличие от бюджетной и налоговой является инструментом «тонкой настройки» экономической конъюнктуры. Основополагающая цель кредитно-денежной политики — помощь экономической системе в достижении такого уровня производства, который характеризуется состоянием полной занятости и отсутствием инфляции. Главные цели денежно-кредитной политики: борьба с инфляцией; поддержка курса национальной валюты по отношению к ведущим валютам мира; создание положительного платежного баланса страны. При проведении денежно-кредитной политики государственные органы воздействуют на денежную массу и процентные ставки, а через них — на потребительский и инвестиционный спрос. Преимущества денежно-кредитной политики как инструмента государственного регулирования — ее быстрота и гибкость; недостатки связаны с тем, что она не может заставить коммерческие банки сокращать или увеличивать кредиты. Любые действия государства в сфере денежно-кредитной политики осуществляются через длинный передаточный механизм, включающий в себя следующую цепочку: решения в денежно-кредитной сфере (например, изменение банковских резервов или изменение процентной ставки); изменение объема инвестиций; динамика валового национального продукта. Сбои или задержки в каждом из этих звеньев отрицательно сказываются на эффективности мероприятий денежно-кредитной политики. Поэтому денежно-кредитная политика не столь действенное средство государственного воздействия, как фискальная политика.

2. Полная схема кругооборота продукта, расходов и доходов.


Информация о работе Государственное регулирование экономики