10.Объекты
ГРЭ. ГРЭ в области
отраслевой и территориальной
структуры и в
области накопления
капитала.
Объекты
государственного регулирования экономики
- это сферы, отрасли, регионы, а также
ситуации, явления и условия социально-экономической
жизни страны, где возникли или
могут возникнуть трудности, проблемы,
не разрешаемые автоматически или
разрешаемые в отдаленном будущем,
в то время как снятие этих проблем
настоятельно необходимо для нормального
функционирования экономики и поддержания
социальной стабильности. Основные объекты
государственного регулирования экономики
- это: - экономический цикл;- секторальная,
отраслевая и региональная структура
хозяйства;- условия накопления капитала;-
занятость;- денежное обращение; - платежный
баланс;- цены;- НИОКР (научно-исследовательские
и опытно-конструкторские работы, имеющие
целью разработку и реализацию научных
идей); - условия конкуренции;- социальные
отношения, включая отношения между работодателями
и работающими по найму, а также социальное
обеспечение;- подготовка и переподготовка
кадров;- окружающая среда;- внешнеэкономические
связи. В
области отраслевой и территориальной
структуры ГРЭ также играет значительную
роль. Здесь при помощи финансовых стимулов
и государственных капиталовложений обеспечиваются
привилегированные условия отдельным
отраслям и регионам. В одном случае поддержка
оказывается тем отраслям и единицам хозяйства,
которые находятся в состоянии затяжного
кризиса; в другом — поощряется развитие
новых отраслей хозяйства и видов производства,
призванных привести к прогрессивным
структурным сдвигам внутри отраслей,
между отраслями и во всем народном хозяйстве,
к повышению его эффективности и конкурентоспособности.
Но также могут приниматься меры и по при
торможению чрезмерной концентрации производства.
Важнейшим
объектом государственного регулирования
экономики является накопление капитала.
Производство, присвоение и капитализация
прибыли всегда служат главной целью
хозяйственной деятельности в рыночной
экономике. Создавая дополнительные стимулы
и возможности в разное время
всем инвесторам или отдельным их
группам по отраслям и территориям,
регулирующие органы воздействуют на
экономический цикл и структуру.
11.
Объекты ГРЭ. ГРЭ
в области регулирования
занятости, денежного
обращения.
Объекты государственного
регулирования экономики - это сферы,
отрасли, регионы, а также ситуации,
явления и условия социально-экономической
жизни страны, где возникли или
могут возникнуть трудности, проблемы,
не разрешаемые автоматически или
разрешаемые в отдаленном будущем,
в то время как снятие этих проблем
настоятельно необходимо для нормального
функционирования экономики и поддержания
социальной стабильности. Основные объекты
государственного регулирования экономики
- это: - экономический цикл;- секторальная,
отраслевая и региональная структура
хозяйства;- условия накопления капитала;-
занятость;- денежное обращение; - платежный
баланс;- цены;- НИОКР (научно-исследовательские
и опытно-конструкторские работы, имеющие
целью разработку и реализацию научных
идей); - условия конкуренции;- социальные
отношения, включая отношения между работодателями
и работающими по найму, а также социальное
обеспечение;- подготовка и переподготовка
кадров;- окружающая среда;- внешнеэкономические
связи. Регулирование
занятости — это поддержание нормального
соотношения между спросом и предложением
рабочей силы. Соотношение это должно
удовлетворять потребность экономики
в квалифицированных и дисциплинированных
работниках, заработная плата которых
служит для них достаточной мотивацией
к труду. Однако соотношение между спросом
и предложением не должно вести к чрезмерному
росту заработной платы, которая может
негативно отразиться на национальной
конкурентоспособности. Нежелательное
и резкое снижение занятости ведет к увеличению
армии безработных, снижению потребительского
спроса, налоговых поступлений, росту
налогов на пособия.
Особое внимание ГРЭ уделяет денежному
обращению. Основное направление регулирования
денежного обращения — это борьба с инфляцией,
представляющей серьезную опасность для
экономики.
Состояние платежного баланса является
объективным показателем экономического
здоровья страны. Во всех странах с рыночным
хозяйством государство постоянно осуществляет
оперативное и стратегическое регулирование
платежного баланса путем воздействия
на экспорт и импорт, движение капиталов,
повышение и понижение курсов национальных
валют, участие в международной экономической
интеграции.
Одним из главных объектов регулирования
являются цены. Динамика и структура цен
отражают состояние экономики. В то же
время сами цены сильно влияют на структуру
хозяйства, условия капиталовложений,
устойчивость национальных валют.
Государственные регулирующие инстанции
стремятся влиять и на другие объекты
ГРЭ. Изучаются и совершенствуются законы
по конкуренции, социальной защите, охране
окружающей среды.
12.
Объекты ГРЭ. ГРЭ
в области цен,
НИОКР, регулирования
состояния платежного
баланса.
Объекты государственного
регулирования экономики - это сферы,
отрасли, регионы, а также ситуации,
явления и условия социально-экономической
жизни страны, где возникли или
могут возникнуть трудности, проблемы,
не разрешаемые автоматически или
разрешаемые в отдаленном будущем,
в то время как снятие этих проблем
настоятельно необходимо для нормального
функционирования экономики и поддержания
социальной стабильности. Основные объекты
государственного регулирования экономики
- это: - экономический цикл;- секторальная,
отраслевая и региональная структура
хозяйства;- условия накопления капитала;-
занятость;- денежное обращение; - платежный
баланс;- цены;- НИОКР (научно-исследовательские
и опытно-конструкторские работы, имеющие
целью разработку и реализацию научных
идей); - условия конкуренции;- социальные
отношения, включая отношения между работодателями
и работающими по найму, а также социальное
обеспечение;- подготовка и переподготовка
кадров;- окружающая среда;- внешнеэкономические
связи. Состояние
платежного баланса является объективным
показателем экономического здоровья
страны. Во всех странах с рыночным хозяйством
государство постоянно осуществляет оперативное
и стратегическое регулирование платежного
баланса путем воздействия на экспорт
и импорт, движение капитала, повышение
и понижение курсов национальных валют,
торгово-договорной политики и участия
в международной экономической интеграции.
Еще один из главных объектов регулирования
- цены. Динамика и структура цен отражает
состояние экономики. В то же время сами
цены сильно влияют на структуру хозяйства,
условия капиталовложений, устойчивость
национальной валюты, социальную атмосферу. НИОКР
(научно-исследовательские и опытно-конструкторские
работы, имеющие целью разработку и реализацию
научных идей);
условия конкуренции;
социальные отношения, включая отношения
между работодателями и работающими по
найму, а также социальное обеспечение;
подготовка и переподготовка кадров;
окружающая среда; внешнеэкономические
связи.
13.
Субъекты ГРЭ и
зоны их ответственности.
К субъектам
относятся:1) государство, региональные
и местные институционные образования;2)
негосударственные союзы и объединения
(картели, союзы предпринимателей, профсоюзы
и т.д.) В государстве наиболее активными
субъектами ГРЭ являются: министерство
финансов, экономисты, ЦБ, политические
группы.
зоны
их ответственности:1) государство должно
финансировать только те социально
значимые отрасли, которые не привлекают
частный бизнес; 2) государственное
предпринимательство должно не конкурировать,
а помогать развитию частного бизнеса;
3) государственное финансирование
кредитная и налоговая политика
должна способствовать экономическому
росту и социальной стабильности;
4) государственное вмешательство
в рыночные процессы тем эффективнее,
чем в более рыночную форму
оно обречено; 5) особую значимость государственное
регулирование приобретает в период общехозяйственных
кризисов, а также для процессов в сфере
межгосударственных экономических отношений.
Цели ГРЭ: а) обеспечение экономического
роста; б) обеспечение социальной защиты
населения; в) стабильность в уровнях цен,
устойчивость валюты; г) внешнеэкономическое
равновесие.
14.
Экономическая политика
РФ, ее элементы. Рычаги
государственной
экономической политики.
Экономическая
политика есть совокупность государственных
мероприятий по воздействию на хозяйственный
процесс с целью решения определенных
задач. С одной стороны экономическая
политика отражает процесс изменения
хозяйственной ситуации, с другой - перемены
экономического решения. Экономическая
политика должна сочетать методы решения
как перспективных, так и текущих задач.
Т.к. макроэкономическое регулирование
народного хозяйства реализуется через
систему органов государственной власти
и управления, необходимо четко определить
субъектов государственного регулирования
и зоны их ответственности: 1. Законодательный
орган (парламент) обеспечивает правовое
оформление экономических и социальных
процессов, определяет границы и формы
вмешательства государства в экономику.
Основной рычаг влияния – рассмотрение
и принятие государственного бюджета.
2. Исполнительная власть (правительство)
осуществляет оперативное регулирование
народного хозяйства, разрабатывает долгосрочные
планы социально-экономического развития.
3. Относительно самостоятельный субъект
рыночной экономики – Центральный Банк.
Его функции: эмиссия денег и регулирование
денежного рынка. 4. Судебная система обеспечивает
охрану экономических прав и разрешение
хозяйственных споров.
Рычаги государственной экономической
политики.
Различают методы прямого и
косвенного воздействия государственного
регулирования. Прямые методы: административно-юридические
методы, государственное предпринимательство,
социальная политика. Косвенные методы:
финансовая политика (политика государственных
расходов, политика государственных доходов,
политика оптимизации государственного
бюджета); кредитно-денежные рычаги (учетная
ставка Центрального Банка, политика банковских
резервов, эмиссия и реализация государственных
ценных бумаг); индикативное планирование.
15.
Национальная безопасность
РФ, основные подходы
к её определению.
В настоящее
время не существует общепринятого
понятия экономической безопасности
в условиях глобализации мировой
экономики. До недавнего времени экономическая
безопасность рассматривалась как одна
из характеристик военно-стратегического
противостояния «двух систем». Разновидностью
такого подхода стало понимание экономической
безопасности как обеспечения выживаемости
страны в случае природных бедствий или
экологических катастроф. В последние
десятилетия, совпавшие с периодом глубоких
структурных преобразований в экономиках
развитых стран, во многом связанных с
процессом глобализации, понятие экономической
безопасности было дополнено таким важным
признаком, как обеспечение конкурентоспособности
национальной экономики или ее ведущих
отраслей на мировом рынке. Несмотря на
отсутствие единого подхода к определению,
ясно, что применительно к нашему государству
экономическая безопасность в условиях
глобализации должна обеспечить такое
состояние национальное экономики, при
котором: осуществляется эффективное
удовлетворение общественные потребностей
при условии поддержания на достаточном
уровне политической и военной стабильности
государства; достигается технико-экономическая
независимость, расширяющая понятие экономической
самостоятельности, а также неуязвимость
страны от внешних и внутренних угроз;
реализуется защита экономических интересов
России на внутреннем и внешних рынках,
вне зависимости от изменения политических
целей государства и соответствующей
им трансформации внутренних и внешних
угроз. Отмеченные подходы к определению
экономической безопасности не исчерпывают
всей сложности этого понятия. В то же
время, они отражают основные грани этого
комплексного явления и могут рассматриваться
е качестве различных видов экономической
безопасности.
16.
Национальная экономическая
безопасность РФ.
Национальная
безопасность — это способность
государства адекватно реагировать
в условиях постоянного дестабилизирующего
воздействия военных, экономических,
политических, информационных, демографических
и психологических факторов, т.е.
реализовывать меры, направленные как
на ликвидацию угроз и опасностей,
так и на защиту интересов отдельного
человека и государства в целом.
Региональный аспект национальной безопасности
зависит от изменения целей, задач и методов
(или средств) государственной региональной
политики.
В государственной политике обеспечения
национальной безопасности должны быть
отражены роль и место
каждого региона в достижении общегосударственных
интересов. В свою очередь, региональные
особенности предопределяют совокупность
угроз и опасностей, которые влияют на
безопасность не только данного региона,
но и страны в целом. Особый интерес представляют
экономическая безопасность и важнейшая
ее составляющая — региональный аспект
экономической безопасности. Экономическая
безопасность характеризуется возможностью
национальной экономики России и ее регионов
обеспечить стабильное поступательное
развитие и соответствующую защиту экономическими
методами как субъекта, так и Федерации
в целом.
17.
Внутренние угрозы
национальной безопасности
РФ.
Внутренние
угрозы - это неспособность к самосохранению
и саморазвитию, слабость инновационного
начала в развитии, неэффективность системы
государственного регулирования экономики,
неумение находить разумный баланс интересов
при преодолении противоречий и социальных
конфликтов для нахождения наиболее безболезненных
путей развития общества. Без заинтересованности
иностранных государств в ослаблении
и даже разрушении СССР, проявившейся
в подталкивании оппозиции к радикальным
требованиям, внутренние угрозы не могли
бы войти в критическую фазу. Т.е усиление
имущественного расслоения общества,
криминализацию экономики и общества, разрушение
научно-технического потенциала страны.
18.
Внешние угрозы национальной
безопасности РФ.
Основными
внешними угрозами национальной безопасности
являются: снижение роли России в мировой
экономике вследствие целенаправленных
действий отдельных государств и
межгосударственных объединений, например
ООН, ОБСЕ; снижение экономического и
политического влияния на протекающие
в мировой экономике процессы;
усиление масштабов и влияние
международных военных и политических
объединений, в числе которых
находится НАТО; наметившиеся тенденции
к размещению около границ России
военных сил иностранных государств;
повсеместное распространение в мире
оружия массового уничтожения; ослабление
процессов интеграции и налаживания экономических
связей России со странами СНГ; создание
условий формирования и возникновения
военных вооруженных конфликтов вблизи
государственных границ России и стран
СНГ; территориальная экспансия по отношению
к России, например, со стороны Японии
и Китая; международный терроризм; ослабление
позиций России в сфере информации и телекоммуникаций.
Это проявляется в снижении влияния России
на международные информационные потоки
и разработке рядом государств технологий
информационной экспансии, которые могут
быть применены и к России; активизация
на территории России деятельности иностранных
организаций, занимающихся разведкой
и сбором стратегической информации; резкое
снижение военного и оборонного потенциала
страны, не позволяющее ей при необходимости
отразить военное нападение, что связано
с системным кризисом оборонного комплекса
страны.Обеспечение национальной безопасности
на достаточном уровне выводит необходимость
постоянного контроля внешних и внутренних
угроз, а поэтому их перечень постоянно
изменяется в зависимости от конкретных
политических, социальных, правовых и
экономических условий.