Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 16:18, шпаргалка

Описание работы

7. Функции государства
В процессе своей деятельности в рыночных условиях государство выполняет определенные функции, конкретный набор которых специфичен для каждой страны и зависит от конкретных культурных, экономических и социальных условий. С течением времени они изменяются вместе с развитием национальной экономики. Соответственно, вмешательство в экономику не может быть хаотичным, а должно быть функциональным – выполнять определенные функции.

Файлы: 1 файл

ответы к вопросам промежуточного контроля17.10.11 по дисциплине гос. регулирование экономики.docx

— 80.92 Кб (Скачать файл)

10.Объекты  ГРЭ. ГРЭ в области  отраслевой и территориальной  структуры и в  области накопления  капитала.

Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли, регионы, а также  ситуации, явления и условия социально-экономической  жизни страны, где возникли или  могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или  разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем  настоятельно необходимо для нормального  функционирования экономики и поддержания  социальной стабильности. Основные объекты государственного регулирования экономики - это: - экономический цикл;- секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;- условия накопления капитала;- занятость;- денежное обращение; - платежный баланс;- цены;- НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, имеющие целью разработку и реализацию научных идей); - условия конкуренции;- социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;- подготовка и переподготовка кадров;- окружающая среда;- внешнеэкономические связи. В области отраслевой и территориальной структуры ГРЭ также играет значительную роль. Здесь при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений обеспечиваются привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одном случае поддержка оказывается тем отраслям и единицам хозяйства, которые находятся в состоянии затяжного кризиса; в другом — поощряется развитие новых отраслей хозяйства и видов производства, призванных привести к прогрессивным структурным сдвигам внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. Но также могут приниматься меры и по при торможению чрезмерной концентрации производства. 

Важнейшим объектом государственного регулирования  экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация  прибыли всегда служат главной целью  хозяйственной деятельности в рыночной экономике. Создавая дополнительные стимулы  и возможности в разное время  всем инвесторам или отдельным их группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру.

11. Объекты ГРЭ. ГРЭ   в области регулирования  занятости, денежного  обращения.

Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической  жизни страны, где возникли или  могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или  разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем  настоятельно необходимо для нормального  функционирования экономики и поддержания  социальной стабильности. Основные объекты государственного регулирования экономики - это: - экономический цикл;- секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;- условия накопления капитала;- занятость;- денежное обращение; - платежный баланс;- цены;- НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, имеющие целью разработку и реализацию научных идей); - условия конкуренции;- социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;- подготовка и переподготовка кадров;- окружающая среда;- внешнеэкономические связи. Регулирование занятости — это поддержание нормального соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, которая может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательное и резкое снижение занятости ведет к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту налогов на пособия.  
Особое внимание ГРЭ уделяет денежному обращению. Основное направление регулирования денежного обращения — это борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики.  
Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капиталов, повышение и понижение курсов национальных валют, участие в международной экономической интеграции.  
Одним из главных объектов регулирования являются цены. Динамика и структура цен отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальных валют.  
Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие объекты ГРЭ. Изучаются и совершенствуются законы по конкуренции, социальной защите, охране окружающей среды.

12. Объекты ГРЭ. ГРЭ  в области цен,  НИОКР, регулирования  состояния платежного  баланса.

Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической  жизни страны, где возникли или  могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или  разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем  настоятельно необходимо для нормального  функционирования экономики и поддержания  социальной стабильности. Основные объекты государственного регулирования экономики - это: - экономический цикл;- секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;- условия накопления капитала;- занятость;- денежное обращение; - платежный баланс;- цены;- НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, имеющие целью разработку и реализацию научных идей); - условия конкуренции;- социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;- подготовка и переподготовка кадров;- окружающая среда;- внешнеэкономические связи. Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, торгово-договорной политики и участия в международной экономической интеграции. 
Еще один из главных объектов регулирования - цены. Динамика и структура цен отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.
НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, имеющие целью разработку и реализацию научных идей); 
условия конкуренции; 
социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение; 
подготовка и переподготовка кадров; 
окружающая среда; внешнеэкономические связи.

13. Субъекты ГРЭ и  зоны их ответственности.

К субъектам  относятся:1) государство, региональные и местные институционные образования;2) негосударственные союзы и объединения (картели, союзы предпринимателей, профсоюзы  и т.д.) В государстве наиболее активными субъектами ГРЭ являются: министерство финансов, экономисты, ЦБ, политические группы.

зоны  их ответственности:1) государство должно финансировать только те социально  значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес; 2) государственное  предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса; 3) государственное финансирование кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности; 4) государственное вмешательство  в рыночные процессы тем эффективнее, чем в более рыночную форму  оно обречено; 5) особую значимость государственное регулирование приобретает в период общехозяйственных кризисов, а также для процессов в сфере межгосударственных экономических отношений. Цели ГРЭ: а) обеспечение экономического роста; б) обеспечение социальной защиты населения; в) стабильность в уровнях цен, устойчивость валюты; г) внешнеэкономическое равновесие.

14. Экономическая политика  РФ, ее элементы. Рычаги  государственной  экономической политики.

Экономическая политика есть совокупность государственных  мероприятий по воздействию на хозяйственный процесс с целью решения определенных задач. С одной стороны экономическая политика отражает процесс изменения хозяйственной ситуации, с другой - перемены экономического решения. Экономическая политика должна сочетать методы решения как перспективных, так и текущих задач. Т.к. макроэкономическое регулирование народного хозяйства реализуется через систему органов государственной власти и управления, необходимо четко определить субъектов государственного регулирования и зоны их ответственности: 1. Законодательный орган (парламент) обеспечивает правовое оформление экономических и социальных процессов, определяет границы и формы вмешательства государства в экономику. Основной рычаг влияния – рассмотрение и принятие государственного бюджета. 2. Исполнительная власть (правительство) осуществляет оперативное регулирование народного хозяйства, разрабатывает долгосрочные планы социально-экономического развития. 3. Относительно самостоятельный субъект рыночной экономики – Центральный Банк. Его функции: эмиссия денег и регулирование денежного рынка. 4. Судебная система обеспечивает охрану экономических прав и разрешение хозяйственных споров.

                 Рычаги государственной экономической  политики.                 Различают методы прямого и  косвенного воздействия государственного регулирования. Прямые методы: административно-юридические методы, государственное предпринимательство, социальная политика. Косвенные методы: финансовая политика (политика государственных расходов, политика государственных доходов, политика оптимизации государственного бюджета); кредитно-денежные рычаги (учетная ставка Центрального Банка, политика банковских резервов, эмиссия и реализация государственных ценных бумаг); индикативное планирование. 

15. Национальная безопасность  РФ, основные подходы  к её определению.

В настоящее  время не существует общепринятого  понятия экономической безопасности в условиях глобализации мировой  экономики. До недавнего времени экономическая безопасность рассматривалась как одна из характеристик военно-стратегического противостояния «двух систем». Разновидностью такого подхода стало понимание экономической безопасности как обеспечения выживаемости страны в случае природных бедствий или экологических катастроф. В последние десятилетия, совпавшие с периодом глубоких структурных преобразований в экономиках развитых стран, во многом связанных с процессом глобализации, понятие экономической безопасности было дополнено таким важным признаком, как обеспечение конкурентоспособности национальной экономики или ее ведущих отраслей на мировом рынке. Несмотря на отсутствие единого подхода к определению, ясно, что применительно к нашему государству экономическая безопасность в условиях глобализации должна обеспечить такое состояние национальное экономики, при котором: осуществляется эффективное удовлетворение общественные потребностей при условии поддержания на достаточном уровне политической и военной стабильности государства; достигается технико-экономическая независимость, расширяющая понятие экономической самостоятельности, а также неуязвимость страны от внешних и внутренних угроз; реализуется защита экономических интересов России на внутреннем и внешних рынках, вне зависимости от изменения политических целей государства и соответствующей им трансформации внутренних и внешних угроз. Отмеченные подходы к определению экономической безопасности не исчерпывают всей сложности этого понятия. В то же время, они отражают основные грани этого комплексного явления и могут рассматриваться е качестве различных видов экономической безопасности.

16. Национальная экономическая безопасность РФ.

Национальная  безопасность — это способность  государства адекватно реагировать  в условиях постоянного дестабилизирующего воздействия военных, экономических, политических, информационных, демографических  и психологических факторов, т.е. реализовывать меры, направленные как  на ликвидацию угроз и опасностей, так и на защиту интересов отдельного человека и государства в целом. Региональный аспект национальной безопасности зависит от изменения целей, задач и методов (или средств) государственной региональной политики. В государственной политике обеспечения национальной безопасности должны быть отражены роль и место каждого региона в достижении общегосударственных интересов. В свою очередь, региональные особенности предопределяют совокупность угроз и опасностей, которые влияют на безопасность не только данного региона, но и страны в целом. Особый интерес представляют экономическая безопасность и важнейшая ее составляющая — региональный аспект экономической безопасности. Экономическая безопасность характеризуется возможностью национальной экономики России и ее регионов обеспечить стабильное поступательное развитие и соответствующую защиту экономическими методами как субъекта, так и Федерации в целом.

17. Внутренние угрозы  национальной безопасности  РФ.

Внутренние  угрозы - это неспособность к самосохранению и саморазвитию, слабость инновационного начала в развитии, неэффективность системы государственного регулирования экономики, неумение находить разумный баланс интересов при преодолении противоречий и социальных конфликтов для нахождения наиболее безболезненных путей развития общества. Без заинтересованности иностранных государств в ослаблении и даже разрушении СССР, проявившейся в подталкивании оппозиции к радикальным требованиям, внутренние угрозы не могли бы войти в критическую фазу. Т.е усиление имущественного расслоения общества, криминализацию экономики и общества, разрушение научно-технического потенциала страны.

18. Внешние угрозы  национальной безопасности РФ.

Основными внешними угрозами национальной безопасности являются: снижение роли России в мировой  экономике вследствие целенаправленных действий отдельных государств и  межгосударственных объединений, например ООН, ОБСЕ; снижение экономического и  политического влияния на протекающие  в мировой экономике процессы; усиление масштабов и влияние  международных военных и политических объединений, в числе которых  находится НАТО; наметившиеся тенденции  к размещению около границ России военных сил иностранных государств; повсеместное распространение в мире оружия массового уничтожения; ослабление процессов интеграции и налаживания экономических связей России со странами СНГ; создание условий формирования и возникновения военных вооруженных конфликтов вблизи государственных границ России и стран СНГ; территориальная экспансия по отношению к России, например, со стороны Японии и Китая; международный терроризм; ослабление позиций России в сфере информации и телекоммуникаций. Это проявляется в снижении влияния России на международные информационные потоки и разработке рядом государств технологий информационной экспансии, которые могут быть применены и к России; активизация на территории России деятельности иностранных организаций, занимающихся разведкой и сбором стратегической информации; резкое снижение военного и оборонного потенциала страны, не позволяющее ей при необходимости отразить военное нападение, что связано с системным кризисом оборонного комплекса страны.Обеспечение национальной безопасности на достаточном уровне выводит необходимость постоянного контроля внешних и внутренних угроз, а поэтому их перечень постоянно изменяется в зависимости от конкретных политических, социальных, правовых и экономических условий.

Информация о работе Государственное регулирование экономики