Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 00:24, контрольная работа

Описание работы

Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Ясно также, что подобное регулирование в современной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика, особенно по сравнению с системой свободной конкуренции. Необходимость вмешательства государства в экономику вытекает, с одной стороны, из особенностей функционирования самой рыночной системы, неспособной справиться с решением ряда важных проблем и ситуаций (провалы рынка), с другой стороны, из усиления целостности современных общественных систем, требующих институционного представления общих для всех субъектных интересов

Содержание работы

8. Государственное регулирование экономики: субъекты, объекты, цели, методы…………………………………………………………….3
11. Бюджетный дефицит, его причины и виды………………………………………………………………12
28. Государственное перераспределение доходов…………………………………………………………...16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….............19

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование экономики.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

8. Государственное регулирование  экономики: субъекты, объекты, цели, методы…………………………………………………………….3

11. Бюджетный дефицит, его причины  и виды………………………………………………………………12

28. Государственное перераспределение доходов…………………………………………………………...16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….............19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Государственное  регулирование экономики: субъекты, объекты, цели, методы.

  Во всех экономических системах  государство регулирует экономику. Ясно также, что подобное регулирование в современной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика, особенно по сравнению с системой свободной конкуренции. Необходимость вмешательства государства в экономику вытекает, с одной стороны, из особенностей функционирования самой рыночной системы, неспособной справиться с решением ряда важных проблем и ситуаций (провалы рынка), с другой стороны, из усиления целостности современных общественных систем, требующих институционного представления общих для всех субъектных интересов. Последнее оказывается особенно значительным в условиях современной НТР, перехода к постиндустриальной цивилизации и резкого усилия интернационализации экономической жизни. 

  Государственное регулирование экономики.

В условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально – экономической системы к изменяющимся условиям. По мере развития рыночного хозяйства возникли и обострились экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общественные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной политики.

  1. Субъекты ГРЭ.

Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.

  Носители хозяйственных  интересов – это социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, видам деятельности при аналогичных доходах, профессиям, отраслевым и региональным интересам. Это наемные работники и хозяева предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, управляющие и акционеры и т. д. У каждого из этих групп есть свои интересы, обусловленные их социально – экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности.

  Представители этих групп индивидуально выражают свои интересы в средствах массовой информации, на митингах и обращаясь с просьбами, протестами, положениями в государственные учреждения, ответственные за экономическую и социальную политику.

  Это первая линия связи  хозяйственных интересов с государственным  аппаратом, регулирующим хозяйство.

    Реализация органов ГРЭ  на инициативы носителей экономических  интересов различна. Письмо российского фермера в Министерство с предложением ограничить импорт дешевых американских куриных окороков может быть воспринято в лучшем случае как информация о настроении определенных профессиональных и региональных групп.

  Иная ситуация возникает, если с ходатайством или требованием обращается крупная фирма, занимающая господствующее положение в отрасли (например, промышленные комплексы «Волжский автомобильный завод» или «Газпром», оказывающие существенное воздействие на экономическое положение страны в целом). Не реагировать на положение такой фирмы государственные хозяйственные органы не могут, так как от нее в определенной степени зависит состояние национальной экономики. Фирма, кроме официального обращения в инстанции, может организовать лоббирование своих интересов в структурах власти.

Но это вовсе не значит, что органы ГРЭ сразу и полностью выполнят пожелания фирмы. Может быть, эти пожелания идут вразрез с интересами других фирм, лиц, работающих по найму, пенсионеров, экологии данного региона или просто возможностям бюджета.

  В разных странах с рыночным  хозяйством носители экономических  интересов объединены в многочисленные  союзы, ассоциации: это профсоюзы, союзы  фермеров, различных торговцев, студентов, маклеров, аптекарей и т. п. Один  из этих союзов насчитывают миллионы членов (профсоюзы), другие играют огромную роль в экономике страны из-за представляемых ими капиталов (союзы предпринимателей, банковских учреждений). Есть и совсем малозначащие объединения (ассоциация физических и юридических лиц) заинтересованных в приватизации конкретного земельного участка, принадлежащего муниципалитету. Такие объединения являются выразителями хозяйственных интересов.

  Самые могущественные выразители  хозяйственных интересов - это союзы  предпринимателей и профсоюзы. Они осуществляют собственные концепции социально-экономической политики, стремясь оказать максимальное воздействие на ГЭП, имеют печатные издания, значительные финансовые ресурсы, центры подготовки кадров и связи с общественностью. Союзы предпринимателей и профсоюзы построены по отраслевому и территориальному признакам, все местные и отраслевые союзы иерархически подчинены общенациональным центрам, которые, в свою очередь, входят в международные региональные и мировые объединения. Рекомендации, советы, различные каналы влияния этих выразителей хозяйственных интересов на органы государственного экономического регулирования – это вторая линия связи хозяйственных интересов с ГЭП. Выразителями социально – экономических региональных интересов являются политические партии. В отличие от выразителей экономических интересов, которые заявляют, от чьего имени они выступают, политические партии часто действуют под знамением общественных интересов. Во всем мире социал-демократические партии тесно связаны с профсоюзами, а союзы предпринимателей поддерживают консервативные, христианско-демографические, либеральные партии.

  С точки зрения оценки  перспектив ГЭП важнейшее значение  имеет изучение социально-экономических  разделов программ партий, реально  претендующих на победу на парламентских выборах. Тогда эти партийные программы могут стать основной правительственной программой или ее составной частью (в случаи формирования коалиционного правительства). Это главная линия трансформации частных экономических интересов в ГЭП.

  Исполнителями хозяйственных  интересов являются органы трех  ветвей власти, построенные по  иерархическому принципу, а также  центральный национальный банк. В государствах с федеративным  устройством (Россия, США, Индия, ФРГ  и др.) существуют федеральные  и местные парламенты и правительства, защищающие общегосударственные или местные экономические интересы. Заметна тенденция усиления роли центральных органов власти среди субъектов ГРЭ; все более независимыми в осуществлении ГРЭ от законодательной власти становятся исполнительные органы.

  Основная часть таких органов  формально осуществляет консультативную  деятельность, но в действительности  они решающим образом воздействуют  на ГЭП. К таким органам относятся  различные советы экспертов при  правительстве (известный «совет мудрецов» при канцлере ФРГ), министерствах экономики, финансов, социального обеспечения, правлениях государственных железных дорог, почт и др.

  Другая группа государственно-частных  органов хозяйственного регулирования  – это советы по сферам деятельности, например научно-технический, военно-технический, по региональной политике, по профессиональному образованию. В отличие от отраслевых советов в них входят наряду с сотрудниками правительственных органов и экспертами представителями самых разных отраслей, банков, различных фондов, объединений инженеров, профсоюзов, общественных движений, Их рекомендации относятся к принципиальной ориентации ГЭП, к направлениям расходования средств из бюджета и различных фондов. Это четвертая линия связи между носителями экономических интересов и ГРЭ. По этой линии происходит корректировка интересов частного хозяйства в соответствии с интересами других социальных, профессиональных, общественных групп.

  Обратная связь ГРЭ с носителями  хозяйственных связей.

Существуют многочисленные возможности носителей и выразителей хозяйственных интересов на ГРЭ: демонстрации и манифестации, сборы подписей, кампании гражданского неповиновения. Наиболее действенная-обоснованное обращение в суд в случаи нарушения государственными органами хозяйственного регулирования экономических интересов, защищаемых конституцией или законами.

   Обратная связь между  ГРЭ и носителями хозяйственных  интересов довольно жесткая.

  Во-первых, успех ГРЭ проявляется  в темпах роста, улучшении структуры  хозяйства, росте занятости, здоровом платежном балансе, снижении роста инфляции, повышении жизненного уровня.

  Во- вторых, успехи ГРЭ отражаются  в показателях, не всегда поддающихся  точному количественному измерению: уровне напряженности (забастовки, демонстрации), оценке ГРЭ средствами массовой информации, состоянии окружающей среды, качестве жизни в городах.

  В-третьих, носители хозяйственных  интересов прямо и через свои  объединения поддерживают или  не поддерживают правительство. Могущественные объединения профсоюзы или предпринимателей могут выступить с предупреждением в адрес правительства, где в связи с несовместимостью государственных мер регулирования с их интересами. Союзы, являющиеся выразителями хозяйственных интересов своих членов, так же как и отдельные юридические и физические лица, финансируют или отказывают в средствах финансирования той или иной партии на выборах, избиратели голосуют за партию, а значит, и за экономическую часть программы этой партии или нет. Потеря доверия избирателей и объединений хозяйственных интересов к правящей партии или партиями – это главная линия обратной связи между ГРЭ и носителями хозяйственных интересов. Органы ГРЭ не могут позволить себе выяснять реакцию носителей хозяйственных интересов на общую направленность и конкретные меры ГЭП только во время выборов, дожидаться, когда недовольство экономической ситуацией примет крайние формы (забастовки, бегство капитала). Правительственным органам нужна оперативная информация, по возможности доставленный прогноз поведения хозяйственных субъектов в случаи осуществления той или иной меры государственного регулирования. Для этого существует отработанный механизм в виде анкетных опросов. Анкетный метод исследования эффективности ГРЭ не может полностью исключить элементы неопределенности при разработке рекомендаций. Несмотря на это, он превратился в рабочий инструмент ГРЭ, обеспечивающий обратную связь между регулирующими органами и носителями экономических интересов.

  В реальной жизни наблюдается  масса отклонений от модели, которая была рассмотрена выше: идет борьба между отдельными группами интересов за влияние на органы регулирования, широкое распространение получил лоббизм, известны факты коррупции в органах ГРЭ в разных странах. Но механизм ГРЭ функционирует все-таки в основном по правилам.

  2. Объекты ГРЭ.

 Объекты ГРЭ - это сферы, регионы, а также ситуации, явления и условия социально- экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдельном будущем, причем снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

  Рассмотрим основные  объекты ГРЭ.

1.Экономический цикл.

Суть государственной антицикличекой политики состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессии стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу представляют дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления: рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача ГРЭ - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы сократить перепроизводство товаров и пере накопление капитала и таким образом уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем.

  2. ГРЭ в области отраслевой и территориальной структуры также осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, которые обеспечивают привилегированные условия отдельным и территориальным единицам, находящимся в состоянии затяжного кризиса; в других – поощряется развитие новых отраслей и видов производств, являющихся носителями научно-технического прогресса, призванных привести к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями и в народном хозяйстве в целом, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. В то же время могут приниматься меры по приторможению чрезмерной концентрации производства.

  3. Важнейшим объектом ГРЭ является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики. Государственное регулирование накопления опосредованно  служит и другим объектам ГРЭ. Создавая дополнительные стимулы и возможности накопление в разное время всем инвесторам или отдельным их группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру.

Информация о работе Государственное регулирование экономики