Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 00:24, контрольная работа

Описание работы

Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Ясно также, что подобное регулирование в современной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика, особенно по сравнению с системой свободной конкуренции. Необходимость вмешательства государства в экономику вытекает, с одной стороны, из особенностей функционирования самой рыночной системы, неспособной справиться с решением ряда важных проблем и ситуаций (провалы рынка), с другой стороны, из усиления целостности современных общественных систем, требующих институционного представления общих для всех субъектных интересов

Содержание работы

8. Государственное регулирование экономики: субъекты, объекты, цели, методы…………………………………………………………….3
11. Бюджетный дефицит, его причины и виды………………………………………………………………12
28. Государственное перераспределение доходов…………………………………………………………...16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….............19

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование экономики.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

  4. Регулирование занятости - это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Это соотношение должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата, которая служит для них достаточной мотивации к труду. Высокий уровень заработной платы, может негативно отразиться и на национальной конкурентоспособности, а при резком снижении занятости (увеличение армии безработных), уменьшаются потребительский спрос и налоговые поступления, рост расходов на пособие по безработице и возможность опасных социальным последствиям.

  5. Постоянным объектом внимания государственных регулирующих органов является денежное обращение. Основная направленность регулирования денежного обращения борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики. Регулирование денежного обращения непосредственно воздействует и на другие объекты-условия накопления, социальные отношения.

  6. Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, а также путем торгово-договорной политики и участия в международной экономической интеграции. Еще один из основных объектов регулирования-цены. Динамика и структура цен отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.

  7. Государственные регулирующие инстанции стремятся и на другие объекты ГРЭ, например, они стремятся заинтересовать частные фирмы в развитии научных исследований и внедрении их результатов, в экспорте товаров, капитала и накопленных знаний и опыта. Наряду с хозяйственными объектами под постоянным вниманием государственных регулирующих органов находятся условия существования и воспроизводства существующего строя, отношения собственности и конкуренции. Законодательство и судебная практика, связанные с защитой собственности, порядком ее продажи, наследования, отчуждения, регистрации, постоянно совершенствуются. Государственные регулирующие меры направлены на обеспечение условий конкуренции, поддержку мелкого и среднего предпринимательства. Это направление ГЭП особенно противоречиво, так как концентрация производства и капитала процесс объективный, а национальная конкурентность на мировом рынке обеспечивается в значительной степени крупными корпорациями.

  Объектами государственного регулирования все в большей степени становятся общие условия существования и развития человеческого общества окружающая среда, безопасность личности, уровень образования и культуры, здравоохранение, международное сотрудничество. Как видно, перечисленные объекты носят совершенно различный характер. Они охватывают макроэкономические процессы: хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы и даже отношения между субъектами; условия конкуренции; отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными регулирующими органами. Объекты ГРЭ различаются в зависимости от уровня решаемых задач. Это следующие иерархические уровни: фирмы, регионы, отросли, сектора экономики, хозяйство в целом (хозяйственный цикл, денежное обращение, НИОКР, цены); глобальные (социальные отношения, экология); наднациональный.

  1. Цели  ГРЭ.

 Генеральной целью ГРЭ является  экономическая и социальная стабильность, укрепление существующего строя  внутри и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям.

  От этой генеральной цели  распространяется дерево так  называемых о посредующих конкретных  целей, без осуществления которых  генеральная цель не может  быть достигнута. Эти конкретные  цели неразрывно связаны с объектами ГРЭ. Цель-выравнивание экономического цикла - направлена на объект, т.е. на экономический цикл; совершенствование отраслевой и региональной структур хозяйства на секторальную, отраслевую и региональную структуры; улучшение окружающей среды на окружающую среду и т.д.

  Как видно, названные цели, во-первых, неодинаковы по значению и  масштабам и, во-вторых, находятся  в тесной взаимосвязи. Чаще всего  одна цель не может быть  поставлена и достигнута вне  зависимости от других. Например, невозможно представить стимулирование НИОКР без создания благоприятных условий накопления капитала, выравнивания конъюнктуры, совершенствования отраслевой структуры экономики, стабильного денежного обращения.

  Конкретные частные цели  могут услужить посредующими  для достижения других, более высоких для данного текущего момента целей. Так, конкретная цель-обеспечение дополнительных капиталовложений в модернизацию угольных шахт может быть посредующей для: стабилизации и снижения издержек в отечественной угледобывающей промышленности; снижения импорта твердого топлива и улучшения топливо – энергетического баланса; поддержания занятости в отросли и хозяйственной конъюнкции в угледобывающий районах; снятия в этих районах социального напряжения, вызванного угрозой закрытия шахт; оказания давления на цены нефтяных и газовых компаний.

  Пересечение цели частично  перекрывают друг друга, одна  может оказаться временно более  важной и подчинить себе другие  в зависимости от реальной  хозяйственной и социальной ситуации, уровня осознания этой ситуации субъектами ГРЭ и от установленной правительственными органами на данный отрезок времени системы приоритетов целей. Любая из вышеназванных целей может служить, содействовать или препятствовать достижению другой цели. Конкретные цели внутри дерева целей могут быть первичными, вторичными, третичными и т.д.

  Положение отдельных целей  в дереве целей ГРЭ нестабильно. Оно постоянно изменяется в  зависимости от хозяйственной  ситуации, экономических задач, выступающих  на передний план. В условиях  кризиса первичной целью становится выход из него, в узком конкретном смысле - ожидание конъюнктуры. Все остальные цели отступают и подчиняются первичной. В условиях длительного дефицита платежного баланса, роста внешней задолжности, уменьшения валютных резервов на первый план выступает первичная цель-оздоровление платежного баланса и подчиненные ей цели привлечение капитала в страну, повышение национальной конкурентоспособности на мировых рынках.

  1. Методы  ГРЭ. 

 Для каждой страны набор  инструментов и степень вмешательства государства не являются универсальными. Есть специфика, отличия, применяемых или иных инструментов только в данной стране или группе стран.

  Государство выполняет свои  функции, применяя разнообразные  методы воздействия. Методы классифицируют по различным критериям. Различаются методы прямого влияния. Методы прямого воздействия вынуждают субъектов экономики принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. В качестве примера можно назвать размер налогов, величину амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям Прямые методы часто имеют высокую эффективность вследствие оперативного достижения экономического результата.

  Но у них есть и недостатки. Они затрагивают не только  тех агентов рынка, на которых  непосредственно направлены государственные  меры, но и субъектов, связанных  с ними рыночными отношениями. Иначе говоря, прямые методы нарушают естественное развитие рыночных процессов. Методы косвенного воздействия создают лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъектов экономических отношений предпочитали варианты, которые соответствуют целям экономической политики. К таким методам относятся, например, программирование, предоставление рыночному сектору экономической сектору экономической инфляции. Недостатком косвенных методов является определенный временной лаг, возникающий между моментами принятия мер государством, реакции на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах. Методы государственного регулирования классифицируются и по критерию организационно - институциональному. Здесь различают административные и экономические методы. Административные методы подразделяются на методы запрета, разрешения, принуждения и основываются на регулирующих действиях, связанных с обеспечением правовой инфраструктуры. Цель принимаемых мер создание определенных «правил игры» в рыночной экономике. Административные методы предписывают строго контролируемую линию поведения экономических агентов. Экономические методы не ограничивают свободу выбора, порой расширяют ее. Появляется дополнительный стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обратить ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения. Изменение, например, государством ставки процента по своим долговым обязательствам добавляет к числу доступных вариантов выгодного размещения сбережений еще один покупку или продажу ценных государственных бумаг. Жесткое разграничение экономических и административных методов несостоятельно, так как порой и административные, и экономические методы несут в себе черты того и другого. Прибегая, например, к прямому контролю над ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т. д. Или влияние налогов и кредитных ставках как экономических мер скажется на экономическом поведении только после того, как будет принято административное решение об изменении тех и других.

  Таковы субъекты, объекты, цели  и методы государственного регулирования  экономики. 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Бюджетный дефицит, его  причины и виды.

  Бюджетный дефицит - денежная сумма, на которую за данный статистический период расходы бюджета государства превосходят его доходы. Разница между совокупными расходами и поступлениями в течение определенного периода времени определяется тремя основными факторами: долгосрочной тенденцией в динамике налогов и расходов: положением экономики в промышленном цикле в рассматриваемый период; текущей политикой в области бюджетных расходов и доходов, которая может отклонять их от долгосрочной тенденции. Дефицит государственного бюджета может быть определен следующим образом: существует несколько способов финансирования бюджетного дефицита, например иностранное (внешнее) и внутреннее финансирование. Во внешнем финансировании различают безвозмездную помощь, а также займы и кредиты, получаемые страной из-за рубежа. Финансирование из собственных внутренних источников подразделяется на инфляционное и неифляционное. Последнее связано с продажей государством населению и финансовым институтом ценных государственных бумаг, прежде всего облигаций. Инфляционное внутреннее финансирование имеет в своей основе чрезмерную эмиссию денег, т. е. Дополнительный выпуск денег для покрытия государственных расходов, что приводит к развитию процессов инфляции в обществе.

  Виды бюджетного дефицита

Существуют следующие виды бюджетного дефицита:

  1. Циклический дефицит госбюджета - результат действия встроенных стабилизаторов.
  2. Структурный дефицит госбюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости.
  3. Операционный дефицит госбюджета – общий дефицит госбюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию госдолга.
  4. .первичный дефицит госбюджета – разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу.
  5. Квазифискальный дефицит госбюджета – скрытый дефицит госбюджета, который обусловленный, квазификсированной деятельностью государства.

  Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является  результатом действия встроенных стабилизаторов экономики.

  «Встроенный» (автоматический) стабилизатор–это  экономический механизм, позволяющий  снизить амплитуду циклических  колебаний уровней занятости  выпуска, не прибегая к частым  изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступает прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. «Встроенные» стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики так как эти механизмы «включают» без посредственного вмешательства правительства. При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада экономической активности правительство принимает специальные решения, направленные на увеличение уровней занятости и выпуска. В ходе осуществления этих решений вследствие увеличения госрасходов (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов правительство целенаправленно создает дефицит госбюджета. Соответственно, в период подъема в целях сдерживания инфляционных тенденций целенаправленно создается бюджетный излишек. Дискреционная политика правительства связана со значительными внутренними временными лагами, тек как изменение структуры госрасходов или ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте. При не дискреционной фискальной политике бюджетные дефициты и излишки возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики, так как эти механизмы «включаются» без непосредственного вмешательства правительства. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономики, где объективные сложности стабилизированной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.   

   Полностью сбалансированный  бюджет, то есть без сальдо, возможен только теоретически. Но не всегда бюджетный дефицит является негативным явлением. Еще Дж. М. Кейнс в целях взбадривания экономического роста и обеспечения полной занятости рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования. Дефицит бюджета может возникнуть и в результате чрезвычайных обстоятельств-войн, стихийных бедствий, катаклизмов - когда обычных резервов становится недостаточно и приходится  прибегать к источникам особого рода. В таких случаях бюджетный дефицит, естественно, нежелательно, но неизбежное явление. Наконец, существует и третья, наиболее опасная и тревожная форма бюджетного дефицита, когда он является отражением кризисных явлений в экономике, ее развала, неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае требуется принятие не только срочных и действенных экономических мер, но и соответствующих политических решений.

Информация о работе Государственное регулирование экономики