Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 00:24, контрольная работа
Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Ясно также, что подобное регулирование в современной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика, особенно по сравнению с системой свободной конкуренции. Необходимость вмешательства государства в экономику вытекает, с одной стороны, из особенностей функционирования самой рыночной системы, неспособной справиться с решением ряда важных проблем и ситуаций (провалы рынка), с другой стороны, из усиления целостности современных общественных систем, требующих институционного представления общих для всех субъектных интересов
8. Государственное регулирование экономики: субъекты, объекты, цели, методы…………………………………………………………….3
11. Бюджетный дефицит, его причины и виды………………………………………………………………12
28. Государственное перераспределение доходов…………………………………………………………...16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….............19
4. Регулирование занятости - это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Это соотношение должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата, которая служит для них достаточной мотивации к труду. Высокий уровень заработной платы, может негативно отразиться и на национальной конкурентоспособности, а при резком снижении занятости (увеличение армии безработных), уменьшаются потребительский спрос и налоговые поступления, рост расходов на пособие по безработице и возможность опасных социальным последствиям.
5. Постоянным объектом внимания государственных регулирующих органов является денежное обращение. Основная направленность регулирования денежного обращения борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики. Регулирование денежного обращения непосредственно воздействует и на другие объекты-условия накопления, социальные отношения.
6. Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, а также путем торгово-договорной политики и участия в международной экономической интеграции. Еще один из основных объектов регулирования-цены. Динамика и структура цен отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.
7. Государственные регулирующие инстанции стремятся и на другие объекты ГРЭ, например, они стремятся заинтересовать частные фирмы в развитии научных исследований и внедрении их результатов, в экспорте товаров, капитала и накопленных знаний и опыта. Наряду с хозяйственными объектами под постоянным вниманием государственных регулирующих органов находятся условия существования и воспроизводства существующего строя, отношения собственности и конкуренции. Законодательство и судебная практика, связанные с защитой собственности, порядком ее продажи, наследования, отчуждения, регистрации, постоянно совершенствуются. Государственные регулирующие меры направлены на обеспечение условий конкуренции, поддержку мелкого и среднего предпринимательства. Это направление ГЭП особенно противоречиво, так как концентрация производства и капитала процесс объективный, а национальная конкурентность на мировом рынке обеспечивается в значительной степени крупными корпорациями.
Объектами государственного регулирования все в большей степени становятся общие условия существования и развития человеческого общества окружающая среда, безопасность личности, уровень образования и культуры, здравоохранение, международное сотрудничество. Как видно, перечисленные объекты носят совершенно различный характер. Они охватывают макроэкономические процессы: хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы и даже отношения между субъектами; условия конкуренции; отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными регулирующими органами. Объекты ГРЭ различаются в зависимости от уровня решаемых задач. Это следующие иерархические уровни: фирмы, регионы, отросли, сектора экономики, хозяйство в целом (хозяйственный цикл, денежное обращение, НИОКР, цены); глобальные (социальные отношения, экология); наднациональный.
Генеральной целью ГРЭ
От этой генеральной цели
распространяется дерево так
называемых о посредующих
Как видно, названные цели, во-первых, неодинаковы по значению и масштабам и, во-вторых, находятся в тесной взаимосвязи. Чаще всего одна цель не может быть поставлена и достигнута вне зависимости от других. Например, невозможно представить стимулирование НИОКР без создания благоприятных условий накопления капитала, выравнивания конъюнктуры, совершенствования отраслевой структуры экономики, стабильного денежного обращения.
Конкретные частные цели могут услужить посредующими для достижения других, более высоких для данного текущего момента целей. Так, конкретная цель-обеспечение дополнительных капиталовложений в модернизацию угольных шахт может быть посредующей для: стабилизации и снижения издержек в отечественной угледобывающей промышленности; снижения импорта твердого топлива и улучшения топливо – энергетического баланса; поддержания занятости в отросли и хозяйственной конъюнкции в угледобывающий районах; снятия в этих районах социального напряжения, вызванного угрозой закрытия шахт; оказания давления на цены нефтяных и газовых компаний.
Пересечение цели частично
перекрывают друг друга, одна
может оказаться временно
Положение отдельных целей
в дереве целей ГРЭ
Для каждой страны набор
инструментов и степень вмешате
Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия. Методы классифицируют по различным критериям. Различаются методы прямого влияния. Методы прямого воздействия вынуждают субъектов экономики принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. В качестве примера можно назвать размер налогов, величину амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям Прямые методы часто имеют высокую эффективность вследствие оперативного достижения экономического результата.
Но у них есть и недостатки.
Они затрагивают не только
тех агентов рынка, на которых
непосредственно направлены
Таковы субъекты, объекты, цели
и методы государственного
11. Бюджетный дефицит, его причины и виды.
Бюджетный дефицит - денежная сумма, на которую за данный статистический период расходы бюджета государства превосходят его доходы. Разница между совокупными расходами и поступлениями в течение определенного периода времени определяется тремя основными факторами: долгосрочной тенденцией в динамике налогов и расходов: положением экономики в промышленном цикле в рассматриваемый период; текущей политикой в области бюджетных расходов и доходов, которая может отклонять их от долгосрочной тенденции. Дефицит государственного бюджета может быть определен следующим образом: существует несколько способов финансирования бюджетного дефицита, например иностранное (внешнее) и внутреннее финансирование. Во внешнем финансировании различают безвозмездную помощь, а также займы и кредиты, получаемые страной из-за рубежа. Финансирование из собственных внутренних источников подразделяется на инфляционное и неифляционное. Последнее связано с продажей государством населению и финансовым институтом ценных государственных бумаг, прежде всего облигаций. Инфляционное внутреннее финансирование имеет в своей основе чрезмерную эмиссию денег, т. е. Дополнительный выпуск денег для покрытия государственных расходов, что приводит к развитию процессов инфляции в обществе.
Виды бюджетного дефицита
Существуют следующие виды бюджетного дефицита:
Циклический дефицит (излишек)
государственного бюджета
«Встроенный» (автоматический) стабилизатор–это
экономический механизм, позволяющий
снизить амплитуду циклических
колебаний уровней занятости
выпуска, не прибегая к частым
изменениям экономической
Полностью сбалансированный бюджет, то есть без сальдо, возможен только теоретически. Но не всегда бюджетный дефицит является негативным явлением. Еще Дж. М. Кейнс в целях взбадривания экономического роста и обеспечения полной занятости рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования. Дефицит бюджета может возникнуть и в результате чрезвычайных обстоятельств-войн, стихийных бедствий, катаклизмов - когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода. В таких случаях бюджетный дефицит, естественно, нежелательно, но неизбежное явление. Наконец, существует и третья, наиболее опасная и тревожная форма бюджетного дефицита, когда он является отражением кризисных явлений в экономике, ее развала, неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае требуется принятие не только срочных и действенных экономических мер, но и соответствующих политических решений.