Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 00:24, контрольная работа

Описание работы

Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Ясно также, что подобное регулирование в современной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика, особенно по сравнению с системой свободной конкуренции. Необходимость вмешательства государства в экономику вытекает, с одной стороны, из особенностей функционирования самой рыночной системы, неспособной справиться с решением ряда важных проблем и ситуаций (провалы рынка), с другой стороны, из усиления целостности современных общественных систем, требующих институционного представления общих для всех субъектных интересов

Содержание работы

8. Государственное регулирование экономики: субъекты, объекты, цели, методы…………………………………………………………….3
11. Бюджетный дефицит, его причины и виды………………………………………………………………12
28. Государственное перераспределение доходов…………………………………………………………...16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….............19

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование экономики.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

  Нормальным считается дефицит  бюджета, приблизительно соответствующий  уровню инфляции в стране. Такой дефицит бюджета обычно покрывается низкопроцентным или беспроцентным кредитом Центрального банка. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2-3% ВНП. Такой или больший дефицит государственного бюджета финансируется за счет эмиссии ценных государственных бумаг, доходность которых обычно ниже, чем средняя доходность на финансовом рынке, поскольку, в отличие от других видов доходов, доходы по ценным государственным бумагам не облагаются налогом. С позиции же интересов государства наиболее эффективным источником финансирования внутреннего долга является внешние займы и кредиты, так как они не отвлекают финансовые ресурсы из внутреннего денежно-кредитного оборота.

  Министерство финансов Российской  Федерации, как федеральный орган исполнительной власти и его органы на местах, обеспечивают управление финансами и разработку финансовой политики государства. Обеспечивая исполнение федерального бюджета, Минфин РФ осуществляется контроль над поступлением и целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреждениям и организациям. По истечении года отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета и представляет их в Правительстве РФ. 

  Причины бюджетного дефицита.

Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответственно их называют «балансом дохода». 

  В реальной действительности  расходная часть, как правило, превышает  доходную. Возникновение бюджетного  дефицита обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост «теневого» сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск «пустых» денег. Особое значение из них имеют спад производства и рост «теневого» сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь «теневая» экономика отличается от обычной «легальной» лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят. Государственные органы их не видят, они находятся в «тени».

  Сам по себе дефицит не  может быть чем-то чрезвычайно  негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны в критические периоды, как правило, имеют дефицитный бюджет от 10 до 30%. Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.  

  Бюджетный дефицит, несомненно, относится к так называемым  отрицательным экономическим категориям, типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, которые, однако, являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию. Бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, еще и потому, что различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.

  Следует отметить, что бездефицитность бюджета еще не означает «здоровье» экономики. Надо четко представлять себе, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражает дефицит бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28. Государственное перераспределение доходов.

  Проблема перераспределения  доходов заключается в том, что  современные экономические системы  не в состоянии автоматически, только за счет действия рыночных  законов и механизмов, без государственного  вмешательства обеспечить концентрацию части богатства не в руках отдельных граждан, а у основной части населения, которая сегодня пребывает в нищете. Это чревато серьезными социальными потрясениями. Общество берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение, принятие программ социальной защиты. Например, выплаты по социальному страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице и т.д. Государством финансируются программы, обеспечивающие возможность получения образования вне зависимости от доходов семьи, субсидий на поддержание цен на ряд сельскохозяйственных продуктов и т. д.

  Традиционным объектом  государственной собственности  является национальное достояние, не являющееся объектом купли-продажи  и не приносящее прибыли (парки, леса и т. д.). Но в руках государства часто находятся и жизненного важные отрасли инфраструктуры: транспорт, связь, энергетика, часть военной промышленности. В основном это отросли, представляющие собой опоры, условия, необходимые для функционирования рыночной экономики.

  Значительный вес  в государственной собственности  составляют смешанные корпорации, где государственное участие  в капитале может и не быть  подавляющим (составлять менее 50%), однако  оно обеспечивает общественный  контроль над деятельностью компании.

  Источником формирования государственной собственности составляют смешанные корпорации, где государственное предпринимательство, т. е. строительство предприятий за счет казенных средств. Предприятия эти остаются субъектами рыночных отношений, т. е. работают в основном на коммерческих началах.

  Казалось бы, государственная  собственность на инфоструктуру, которая начала складываться  еще в прошлые века (почта, телеграф, железные дороги) являются непременным  условием развивающейся экономики. Это далеко не так. Государственная собственность на инфоструктуру постепенно исчерпывает себя. Все чаще слышится мотив низкой рентабельности государственного транспорта или энергетического хозяйства, неизбежности их бюджетной поддержки. Нынешнее состояние информатики и средств связи позволяет организовывать работу сфер инфоструктуры и на частнохозяйственном уровне.

  Государственное предпринимательство  является сферой столкновения  теоретических концепций неоклассиков, уповающих на действие рыночных  сил, и государственников. Действительно, современная рыночная экономика невозможна без государственных подпорок, хотя значение последних не должно выходить за рамки необходимого. Соотношения между рынком и государственным вмешательством изменяется применительно к ситуации.

  С целью предотвращения разрушительных катаклизмов, государство вмешивается в перераспределение доходов и богатств от тех, кто обладает их значительным количеством, к тем, кто его не имеет. Несмотря на экономические успехи, достигнутые во многих странах, следует все же признать, что бедность среди всеобщего изобилия продолжает оставаться острой экономической и политической проблемой, вызывающей опасность социального отчуждения. Проблема стала настолько масштабна, что приобрела интернациональный характер и стала предметом пристального внимания Совета Европы.

  Для реализации  функции перераспределения доходов  государство принимает ряд инструментов, среди которых можно выделить  трансфертные платежи (различного  рода стипендии, пособия, платежи, осуществляемые  по программам социального и медицинского обеспечивания); регулирование цен для производителей и покупателей; налоговую систему, когда более высокие доходы облагаются более высокими налоговыми ставками.

  Макроэкономическая стабилизация. Эта функция проявляется в контроле над уровнем занятости и инфляции, сглаживании экономического цикла, стимулировании экономического роста. Для этого используется монетарная и фискальная политика, политика занятости, экономические реформы и др. Проблема стабилизации экономики государством весьма актуальна в современной России. Глубокий экономический кризис и возникшие с этим социальные проблемы являются следствием не только так называемого застойного периода и недостатков платной системы, но и неизбежных издержек выбранного курса экономических реформ, а также недостатков методов ее осуществления, в значительной степени некорректной и недопустимой попыткой экстраполировать совершенно чужой опыт на специфическую российскую действительность при полном игнорировании ее исторической и ментальной уникальности.

  Задачам формирования  российской социально ориентированной  рыночной экономики должна служить  экономическая стратегия. Основными  моментами которой является определение  и законодательное оформление  социальных индикаторов реформы, ее целей, а также тех показателей, снижение которых недопустимо ни под каким предлогом; отказ от монетаристского подхода и фетишизации автоматизма действия рыночных законов; переход к новым принципам финансовой стабилизации народного хозяйства; сохранение и дальнейшее развитие общероссийского рынка при обязательном учете специфики федерального устройства нашего государства; дальнейшее реформирование отношений собственности; преодоление глубокого управленческого кризиса как следствие разрушения системы государственного регулирования; всесторонняя поддержка малого предпринимательства и др.

  Устранение экстернальных эффектов экономической деятельности. Необходимость активизации государственного участия в оптимизации структуры национального продукта связана с побочными эффектами (экстерналиями), переливами ресурсов и государственными социальными благами. Экстерналии могут быть положительными и отрицательными, представлять выгоды и издержки, которые получают или несут экономические субъекты, непосредственно не участвующие в процессе какой-либо рыночной сделки, обмена. Пример отрицательной экстерналии - загрязнение окружающей среды промышленным предприятием, химическим комбинатом или мясокомбинатом. Когда жители определенного населенного пункта вынуждены дышать воздухом, отравленным химическим производством, они терпят определенные издержки, имея побочные эффекты от производства, в котором сами не принимая никакого участия и не получают от этого дохода, в то время как все остальное население страны будет получать существенные выгоды, используя продукцию данного производства, например, стиральные порошки.

  Для более равномерного  распределения всех видов отрицательных  экстерналий государство может  применять законодательные меры  и специальные налоги, ограничивать  или запрещать производство со специфическими технологическими циклами в определенных районах страны. Если строить какое-либо предприятие, с опасными для здоровья и жизни людей производством, то к нему предъявляются множество законодательных ограничений на состав и количество отдыхов, жесткие требования к строительству и функционированию очистных сооружений. Кроме законодательных мер государство может облагать предприятия с вредными производствами специальными налогами, за счет которых возможно возмещение наносимого ущерба.   

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика: Учебник.-4-е изд. / Под общей ред. Сидоровича А. В.-М.: МГУ, Издательство «Дело и Сервис», 2001.-448с.

2.  Долан Э., Кемпбелл К., Кемпбелл  Р. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Пер. с англ. Лукашевича В. И др.; Под общей ред. Лукашевича В.-Л.: Автокомп, 1991.-448с.

3.  Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика / Пер. с англ.-М.: Изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1997.-784с.

 4. Ивашковский С. Н. Макроэкономика: Учебник.-2-е изд., испр., доп.-М.: Дело, 2002.-472с.

5.  Макконнелл К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика / Пер. с 13-го англ. Изд.-М.: ИНФРА-М, 1999.-974с.

6.  Мэнкью Н. Г. Макроэкономика.-М: МГУ, 1994.-736с.

7.  Самуэльсон П., Нодхаус В. Экономика: Пер. с англ.; 16-е изд.; Уч. Пособие,-М.: Издательский дом «Вильямс», 2000.-688с.  

 


 



Информация о работе Государственное регулирование экономики