Государственное регулирование процессов приватизации в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 13:20, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение государственного регулирования приватизации государственного и муниципального имущества.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
дать определение приватизации и выяснить ее сущность;
рассмотреть основные цели приватизации;
определить, что входит в понятие объекта приватизации;
рассмотреть кто является субъектами приватизации государственного и муниципального имущества;
дать анализ нормативно-правовой базы процесса приватизации.

Содержание работы

Введение. 3
1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества. 4
1.1. Понятие и цели приватизации. 4
1.2. Объекты и субъекты приватизации. 7
2. Правовое регулирование процесса приватизации. 10

Файлы: 1 файл

ГРЭ.docx

— 47.35 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И  УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Государственное регулирование экономики»

ТЕМА «Государственное регулирование процессов приватизации в РФ».

 

 

 

                                                                     Студента 4 курса

                                                                     специальности (направление)

                                                                     ГМУ

                                                                     заочная форма обучения,

         группа 

                                                                     Проверил:

                                                                     _____________________________

 

 

 

Тюмень 2013

 

Регистрационный номер                                                                                                     Дата

________________                                                                                                       _______________201_

 

Регистрационный номер (кафедра)                                                                                     Дата

________________                                                                                                         ______________201_

 

Содержание.

Введение. 3

1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества. 4

1.1. Понятие и цели приватизации. 4

1.2. Объекты и субъекты приватизации. 7

2. Правовое регулирование процесса приватизации. 10

 

 

Введение.

 

Приватизация  в России сложнее и шире по масштабам, чем в любой стране мира. Здесь  существуют десятки тысяч крупных  предприятий. Даже в период своего расцвета государственный сектор промышленно  развитых стран и стран со смешанной  экономикой был невелик по сравнению  с его долей в России. Государственные  предприятия в России — не «сектор» как таковой. Долгое время они составляли сущность всей экономики страны. Приватизация в России рассматривается как самый эффективный способ более продуктивного использования недостаточно задействованных и простаивающих мощностей.

Актуальность  темы исследования. В целом процесс  приватизации в Росси носит довольно противоречивый характер, т.е. приватизация имеет и свои «плюсы» и свои «минусы». К последним относится, что приватизация в России осуществлялась с множественными нарушениями и  без того неидеального законодательства, что привело к ряду негативных экономических и социальных последствий.

Законодательство  о приватизации государственного и  муниципального имущества отличается противоречивостью нормативно-правых актов и характеризуется постоянным изменением и совершенствованием принятых нормативных актов, большим количеством  подзаконных нормативных актов, восполняющих существующие пробелы  законодательного регулирования, краткосрочность  действия многих нормативных актов. Все это обусловлено особенностями  приватизации в нашей стране, в  том числе сочетанием масштабности приватизации и ограниченности ее сроков, которые постоянно меняются.

В целом же приватизация государственного и муниципального имущества имеет огромное значение. Она затронула практически все  сферы жизни российского общества, коренным образом изменив их. Приватизация государственной собственности  была необходима для российской экономики, для оживления всех её сфер и отраслей.

Степень изученности  темы. По степени изученности данная тема относится к довольно тщательно  изученной. Вопросам и проблема приватизации посвящено большое количество работ  ученых экономистов, юристов, социологов, например, таких как: Белых В.С., Борисов  А.Н., Камышанский В.П., Крусс В.И., Моисеева Е.В., Петров С.И. и др. работы некоторых из них использованы в  данной курсовой работе.

Целью данной работы является изучение государственного регулирования приватизации государственного и муниципального имущества.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

  • дать определение приватизации и выяснить ее сущность;
  • рассмотреть основные цели приватизации;
  • определить, что входит в понятие объекта приватизации;
  • рассмотреть кто является субъектами приватизации государственного и муниципального имущества;
  • дать анализ нормативно-правовой базы процесса приватизации.

 

Работа состоит из введения, двух глав, трёх параграфов, заключения и  списка литературы.

 

 

  1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества.

    1. Понятие и цели приватизации.

 

Легальное определение понятия «приватизация» дано в ст. 1 Закона о приватизации. Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Из указанного определения следует, что:

- приватизация  носит возмездный характер;

- приватизация  как процесс представляет собой  деятельность государства и муниципальных  образований, направленную на  уменьшение доли собственности  этих публично-правовых образований  в экономике страны.

Такое определение носит односторонний (в основном юридический) характер и  не раскрывает ее существенных признаков.

Однако, приватизацию можно рассматривать в разных аспектах: организационно-техническом, экономическом, юридическом и др.

В качестве особого вида управленческой деятельности она представляет собой  совокупность взаимосвязанных и  целенаправленных действий субъектов приватизации по передаче объектов государственной и муниципальной собственности в частную. Причем эта деятельность осуществляется по решению и при непосредственном участии специальных органов государства и муниципальных образований в установленных порядке и формах. Как управленческая деятельность приватизация структурно состоит из двух элементов: объектов и субъектов приватизации. Более подробно эти элементы будут рассмотрены ниже.

Экономический аспект приватизации связан с категорией «собственность». С точки зрения экономической теории собственность - это отношения между людьми по поводу вещи. Понять экономическое содержание собственности можно только через анализ всей совокупности производственных отношений данного общества. Она включает в себя отношения производства, обмена, распределения, потребления. Приватизация является способом (средством) распределения (перераспределения) материальных и нематериальных благ.

Правовой аспект приватизации находит  отражение в следующих моментах:

Во-первых, право регулирует организацию  и проведение работ по приватизации. В правовых актах определяются основные цели и принципы приватизации, порядок  ее проведения, права, обязанности и ответственность участников приватизации и т. д.

Во-вторых, Гражданский кодекс (ст. 217) рассматривает приватизацию как производный способ приобретения права собственности. Переход права собственности объектов приватизации определяется договором купли-продажи. Иначе говоря, приватизация есть производный способ приобретения права собственности; договор о продаже приватизированного имущества - основание (юридический факт) возникновения, изменения и прекращения гражданских прав (ст. 8 ГК).

В широком  смысле приватизация представляет собой  деятельность, совершаемую в установленные  законом сроки, порядке и формах. Однако эта деятельность приводит к  изменению правоотношений собственности, то есть к определенным правовым последствиям.

В Российской Федерации процесс приватизации осуществляется по трем основным направлениям:

а) приватизация государственных предприятий, иных объектов недвижимости и акций, принадлежащих  публично-правовым образованиям;

б) приватизация жилья;

в) приватизация земельных участков1.

По каждому  из этих направлений государство  преследует определенные цели. Так, для  приватизации госпредприятий изначально формулировались следующие цели:

а) формирование «слоя» частных собственников;

б) повышение эффективности деятельности предприятий;

в) социальная защита населения, развитие объектов социальной инфраструктуры;

г) стабилизация финансового положения Российской Федерации за счет средств, поступивших от приватизации;

д) создание конкурентной среды и привлечение иностранных инвестиций.

В области  приватизации жилищного фонда и  земельных участков гражданами цели приватизации:

а) создание условий  для развития жилищного и земельного рынков;

б) освобождение государства от бремени расходов, связанных с содержанием жилищного  фонда и земельных угодий, и  переложение этого бремени на частных собственников;

в) освоение новых  земельных участков и стимулирование продуктивного использования земли  за счет собственников;

г) социальная поддержка граждан, занимающихся сельским хозяйством.

 

В настоящее время действует Государственная программа приватизации2, утвержденная Указом Президента РФ 1993 г. № 2284 (в ред. от 16 августа 2004 г. № 1084). К числу таких целей относятся:

а) повышение эффективности российской экономики в целом и деятельности отдельных предприятий на основе структурной 
перестройки экономики;

б) формирование широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений;

в) вовлечение в процесс приватизации населения путем продажи приватизируемого государственного и муниципального имущества за приватизационные чеки на специализированных чековых аукционах до 1 июля 1994 г. и за деньги после 1 июля 1994 г.;

г) завершение в основном приватизации крупных и средних предприятий промышленности и строительства, а также объектов «малой приватизации»;

д) привлечение в производство инвестиций, включая иностранные;

е) содействие в реализации мероприятий по социальной защите населения, в том числе защите прав частных собственников (акционеров).

В процессе приватизации некоторые  цели меняются с учетом политической, экономической ситуации в стране, других факторов. Так, на первом этапе приватизации была достигнута главная ее цель - перераспределение государственной и муниципальной собственности между участниками приватизации (государством, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, физическими и юридическими лицами).

Итак, приватизация государственного и муниципального имущества представляет собой один из способов распределения (перераспределения) материальных и нематериальных благ в форме возмездного отчуждения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц для достижения основных целей, которые указываются в Государственной программе приватизации.

 

 

    1. Объекты и субъекты приватизации.

 

Объекты приватизации. Действующее законодательство о приватизации в качестве основного объекта приватизации определяет государственное и муниципальное имущество.

Закон 1991 г. содержал обширный перечь объектов приватизации, для обозначения которых, использовались неюридические термины. К объектам приватизации относились: предприятия, цеха, производства, участки, иные подразделения  этих предприятий; оборудование, здания, сооружения; лицензии, патенты и  другие материальные активы предприятий; активы ликвидационных предприятий; доли (паи, акции) государства и местных  Советов народных депутатов, приватизируемых  предприятий в капитале иных акционерных  обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений  предприятий.

Законы 1997 и 2001 гг. отказались от подобного перечисления объектов приватизации, употребив в  качестве объекта приватизации понятие  государственного и муниципального имущества.

В качестве объектов приватизации могут  выступать принадлежащие публично-правовым образованиям на праве собственности:

1) имущественные комплексы унитарных  предприятий, причем совместно  с занимаемыми ими земельными  участками (ст. ст. 11, 27 и 28 Закона  о приватизации);

2) отдельные здания, строения, сооружения, а также объекты, строительство  которых не завершено, совместно  с занимаемыми ими земельными  участками (п. 1 ст. 28 Закона о приватизации);

3) акции открытых акционерных  обществ (ст. ст. 19, 22, 26 Закона о  приватизации);

4) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) (ст. 29 Закона о приватизации);

5) земельные участки (ст. ст. 28, 30, 34, 36 Земельного кодекса);

6) жилые помещения (ст. ст. 2 и  11 Закона о приватизации жилья).

 

Субъекты приватизации. В ст. 125 Гражданского Кодекса РФ говориться, что от имени собственника приватизируемого имущества выступают соответствующие государственные и муниципальные органы.

В соответствии с Федеральным Законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» основные полномочия собственника федерального имущества принадлежат Правительству. Правительство Российской Федерации вправе наделить федеральный орган исполнительной власти полномочиями на осуществление функций по приватизации федерального имущества3. Таким органом в настоящее время является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество).

Информация о работе Государственное регулирование процессов приватизации в РФ