Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 13:20, контрольная работа
Целью данной работы является изучение государственного регулирования приватизации государственного и муниципального имущества.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
дать определение приватизации и выяснить ее сущность;
рассмотреть основные цели приватизации;
определить, что входит в понятие объекта приватизации;
рассмотреть кто является субъектами приватизации государственного и муниципального имущества;
дать анализ нормативно-правовой базы процесса приватизации.
Введение. 3
1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества. 4
1.1. Понятие и цели приватизации. 4
1.2. Объекты и субъекты приватизации. 7
2. Правовое регулирование процесса приватизации. 10
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ИНСТИТУТ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Контрольная работа
по дисциплине «Государственное регулирование экономики»
ТЕМА «Государственное регулирование процессов приватизации в РФ».
группа
Тюмень 2013
Регистрационный номер
________________
Регистрационный номер (кафедра)
________________
Содержание.
Введение. 3
1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества. 4
1.1. Понятие и цели приватизации. 4
1.2. Объекты и субъекты приватизации. 7
2. Правовое регулирование процесса приватизации. 10
Приватизация в России сложнее и шире по масштабам, чем в любой стране мира. Здесь существуют десятки тысяч крупных предприятий. Даже в период своего расцвета государственный сектор промышленно развитых стран и стран со смешанной экономикой был невелик по сравнению с его долей в России. Государственные предприятия в России — не «сектор» как таковой. Долгое время они составляли сущность всей экономики страны. Приватизация в России рассматривается как самый эффективный способ более продуктивного использования недостаточно задействованных и простаивающих мощностей.
Актуальность темы исследования. В целом процесс приватизации в Росси носит довольно противоречивый характер, т.е. приватизация имеет и свои «плюсы» и свои «минусы». К последним относится, что приватизация в России осуществлялась с множественными нарушениями и без того неидеального законодательства, что привело к ряду негативных экономических и социальных последствий.
Законодательство
о приватизации государственного и
муниципального имущества отличается
противоречивостью нормативно-
В целом же
приватизация государственного и муниципального
имущества имеет огромное значение.
Она затронула практически все
сферы жизни российского
Степень изученности темы. По степени изученности данная тема относится к довольно тщательно изученной. Вопросам и проблема приватизации посвящено большое количество работ ученых экономистов, юристов, социологов, например, таких как: Белых В.С., Борисов А.Н., Камышанский В.П., Крусс В.И., Моисеева Е.В., Петров С.И. и др. работы некоторых из них использованы в данной курсовой работе.
Целью данной работы является изучение государственного регулирования приватизации государственного и муниципального имущества.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
Работа состоит из введения, двух глав, трёх параграфов, заключения и списка литературы.
Легальное определение понятия «
Из указанного определения следует, что:
- приватизация носит возмездный характер;
- приватизация
как процесс представляет
Такое определение носит
Однако, приватизацию можно рассматривать в разных аспектах: организационно-техническом, экономическом, юридическом и др.
В качестве особого вида управленческой деятельности она представляет собой совокупность взаимосвязанных и целенаправленных действий субъектов приватизации по передаче объектов государственной и муниципальной собственности в частную. Причем эта деятельность осуществляется по решению и при непосредственном участии специальных органов государства и муниципальных образований в установленных порядке и формах. Как управленческая деятельность приватизация структурно состоит из двух элементов: объектов и субъектов приватизации. Более подробно эти элементы будут рассмотрены ниже.
Экономический аспект приватизации связан с категорией «собственность». С точки зрения экономической теории собственность - это отношения между людьми по поводу вещи. Понять экономическое содержание собственности можно только через анализ всей совокупности производственных отношений данного общества. Она включает в себя отношения производства, обмена, распределения, потребления. Приватизация является способом (средством) распределения (перераспределения) материальных и нематериальных благ.
Правовой аспект приватизации находит отражение в следующих моментах:
Во-первых, право регулирует организацию и проведение работ по приватизации. В правовых актах определяются основные цели и принципы приватизации, порядок ее проведения, права, обязанности и ответственность участников приватизации и т. д.
Во-вторых, Гражданский кодекс (ст. 217) рассматривает приватизацию как производный способ приобретения права собственности. Переход права собственности объектов приватизации определяется договором купли-продажи. Иначе говоря, приватизация есть производный способ приобретения права собственности; договор о продаже приватизированного имущества - основание (юридический факт) возникновения, изменения и прекращения гражданских прав (ст. 8 ГК).
В широком смысле приватизация представляет собой деятельность, совершаемую в установленные законом сроки, порядке и формах. Однако эта деятельность приводит к изменению правоотношений собственности, то есть к определенным правовым последствиям.
В Российской Федерации процесс приватизации осуществляется по трем основным направлениям:
а) приватизация государственных предприятий, иных объектов недвижимости и акций, принадлежащих публично-правовым образованиям;
б) приватизация жилья;
в) приватизация земельных участков1.
По каждому из этих направлений государство преследует определенные цели. Так, для приватизации госпредприятий изначально формулировались следующие цели:
а) формирование «слоя» частных собственников;
б) повышение эффективности деятельности предприятий;
в) социальная защита населения, развитие объектов социальной инфраструктуры;
г) стабилизация финансового положения Российской Федерации за счет средств, поступивших от приватизации;
д) создание конкурентной среды и привлечение иностранных инвестиций.
В области приватизации жилищного фонда и земельных участков гражданами цели приватизации:
а) создание условий для развития жилищного и земельного рынков;
б) освобождение
государства от бремени расходов,
связанных с содержанием
в) освоение новых
земельных участков и стимулирование
продуктивного использования
г) социальная поддержка граждан, занимающихся сельским хозяйством.
В настоящее время действует Государственная программа приватизации2, утвержденная Указом Президента РФ 1993 г. № 2284 (в ред. от 16 августа 2004 г. № 1084). К числу таких целей относятся:
а) повышение эффективности российской
экономики в целом и деятельности отдельных
предприятий на основе структурной
перестройки экономики;
б) формирование широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений;
в) вовлечение в процесс приватизации населения путем продажи приватизируемого государственного и муниципального имущества за приватизационные чеки на специализированных чековых аукционах до 1 июля 1994 г. и за деньги после 1 июля 1994 г.;
г) завершение в основном приватизации крупных и средних предприятий промышленности и строительства, а также объектов «малой приватизации»;
д) привлечение в производство инвестиций, включая иностранные;
е) содействие в реализации мероприятий по социальной защите населения, в том числе защите прав частных собственников (акционеров).
В процессе приватизации некоторые цели меняются с учетом политической, экономической ситуации в стране, других факторов. Так, на первом этапе приватизации была достигнута главная ее цель - перераспределение государственной и муниципальной собственности между участниками приватизации (государством, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, физическими и юридическими лицами).
Итак, приватизация государственного и муниципального имущества представляет собой один из способов распределения (перераспределения) материальных и нематериальных благ в форме возмездного отчуждения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц для достижения основных целей, которые указываются в Государственной программе приватизации.
Объекты приватизации. Действующее законодательство о приватизации в качестве основного объекта приватизации определяет государственное и муниципальное имущество.
Закон 1991 г. содержал обширный перечь объектов приватизации, для обозначения которых, использовались неюридические термины. К объектам приватизации относились: предприятия, цеха, производства, участки, иные подразделения этих предприятий; оборудование, здания, сооружения; лицензии, патенты и другие материальные активы предприятий; активы ликвидационных предприятий; доли (паи, акции) государства и местных Советов народных депутатов, приватизируемых предприятий в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий.
Законы 1997 и 2001 гг. отказались от подобного перечисления объектов приватизации, употребив в качестве объекта приватизации понятие государственного и муниципального имущества.
В качестве объектов приватизации могут
выступать принадлежащие
1) имущественные комплексы
2) отдельные здания, строения, сооружения,
а также объекты,
3) акции открытых акционерных обществ (ст. ст. 19, 22, 26 Закона о приватизации);
4) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) (ст. 29 Закона о приватизации);
5) земельные участки (ст. ст. 28, 30, 34, 36 Земельного кодекса);
6) жилые помещения (ст. ст. 2 и 11 Закона о приватизации жилья).
Субъекты приватизации. В ст. 125 Гражданского Кодекса РФ говориться, что от имени собственника приватизируемого имущества выступают соответствующие государственные и муниципальные органы.
В соответствии с Федеральным Законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» основные полномочия собственника федерального имущества принадлежат Правительству. Правительство Российской Федерации вправе наделить федеральный орган исполнительной власти полномочиями на осуществление функций по приватизации федерального имущества3. Таким органом в настоящее время является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество).
Информация о работе Государственное регулирование процессов приватизации в РФ