Государственное регулирование процессов приватизации в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 13:20, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение государственного регулирования приватизации государственного и муниципального имущества.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
дать определение приватизации и выяснить ее сущность;
рассмотреть основные цели приватизации;
определить, что входит в понятие объекта приватизации;
рассмотреть кто является субъектами приватизации государственного и муниципального имущества;
дать анализ нормативно-правовой базы процесса приватизации.

Содержание работы

Введение. 3
1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества. 4
1.1. Понятие и цели приватизации. 4
1.2. Объекты и субъекты приватизации. 7
2. Правовое регулирование процесса приватизации. 10

Файлы: 1 файл

ГРЭ.docx

— 47.35 Кб (Скачать файл)

- внесение  относящегося к публичной собственности  имущества в качестве вклада  в уставные капиталы хозяйственных  обществ.

В соответствии с Законом о приватизации 2001 г. процесс приватизации включает несколько  этапов:

1) подача заявки  на приватизацию;

2) принятие  полномочным государственным органом  или органом местного самоуправления  решения о приватизации конкретного  объекта;

3) составление  и утверждение плана приватизации;

4) заключение  с приобретателем приватизируемого  предприятия (имущества) договора.

Таким образом, процесс приватизации включает перечисленные  этапы, которые выступают в качестве юридических фактов и охватывает как административные правоотношения (принятие государственным органом  или органом местного самоуправления решения о приватизации конкретного  объекта; составление и утверждение плана приватизации), так и гражданские правоотношения (заключение с приобретателем приватизируемого имущества договора купли-продажи, т.е. совершение сделки).

Понятие "сделка приватизации" употребляется в  п. 7 ст. 15 Закона о приватизации 2001 г. Согласно этому пункту информация о  результатах сделок приватизации государственного и муниципального имущества подлежит опубликованию в средствах массовой информации в месячный срок со дня  совершения указанных сделок. Обязательному  опубликованию подлежит следующая  информация о совершенных сделках  приватизации государственного и муниципального имущества:

- наименование  имущества и иные позволяющие  его индивидуализировать сведения (характеристика имущества);

- цена сделки  приватизации;

- имя (наименование) покупателя.

Учитывая  данный перечень, речь идет о содержании договора купли-продажи, заключаемого с приобретателем государственного и муниципального имущества, который  является формой сделки.

При этом к  сделкам с участием публично-правовых образований применяются общие  правила о сделках с участием юридических лиц.

Обратимся в  связи с этим к теоретическим  разработкам понимания сделки и  рассмотрим их применительно к процессу приватизации.

Практически во всех работах подчеркивается, что, "для того чтобы сделка получила те юридические последствия, которые  желательны ее участникам и соответствуют  закону, она должна удовлетворять  определенным требованиям, условиям" действительности.

Так, в учебнике по гражданскому праву МГУ выделены следующие условия:

а) законность содержания;

б) способность  физических и юридических лиц, совершающих  ее, к участию в сделке;

в) соответствие воли и волеизъявления;

г) соблюдение формы сделки.

Далее закон  указывает, что сделки - это действия физических и юридических лиц, в  которых проявляется направленная воля субъектов.

Но здесь  необходимо отметить, что публичная  собственность не может отчуждаться  частным порядком. Сделки приватизации не могут рассматриваться как  частные, регулируемые исключительно  нормами гражданского законодательства и заключаемые в соответствии с принципами автономии воли и свободы договора. Порядок совершения таких сделок определяется законами и иными правовыми актами. Орган государственной власти или местного самоуправления, действующий от имени публичного собственника, не может отчуждать имущество как частный собственник: по своему выбору любому лицу, любым способом, на любых условиях и за любую цену.

Также необходимо указать на гл. 15 Гражданского кодекса  РФ "прекращение права собственности", в которой указано, что по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц.

Таким образом, приватизацию можно определить как  прекращение права государственной  или муниципальной собственности  на недвижимое имущество и переход  в частную собственность граждан  или определенных юридических лиц  в порядке, установленном специальным  законодательством, а также переход  в указанном порядке к указанным  лицам принадлежащих публично-правовым образованиям акций открытых акционерных  обществ.

 

Заключение.

 

Рассмотрев  вопросы, связанные с приватизацией  государственного и муниципального имущества можно сделать следующие  выводы:

1. Под приватизацией  государственного и муниципального  имущества понимается возмездное  отчуждение находящегося в собственности  Российской Федерации, субъектов  РФ или муниципальных образований  имущества (объектов приватизации) в собственность физических и  юридических лиц. Очевидно, основным  признаком приватизации является  ее возмездный характер.

Вместе с  тем понятие «приватизация» имеет  многоаспектное значение. Оно рассматривается  и как основание прекращения  права государственной и муниципальной  собственности, и как основание  возникновения права частной  собственности, и как способ распоряжения государственным и муниципальным  имуществом.

2. Правовое  регулирование приватизации государственных  и муниципальных предприятий  осуществляется нормативными актами  различного уровня: федеральными  законами, указами Президента, постановлениями  Правительства РФ. Законодательство  о приватизации имеет специфику,  регулируя отношения, в которых  государство играет главенствующую  роль. Среди указанных нормативно-правовых  актов, главную роль в регулировании  процесса приватизации государственного  и муниципального имущества играет  Федеральный Закон «О приватизации  государственного и муниципального  имущества». Данный закон составляет  основу приватизационного законодательства.

3. Законодательство  о приватизации всегда предусматривало  конкретные ее способы. По мере  развития законодательства количество  способов приватизации увеличивалось,  а ее условия совершенствовались. Большинство способов приватизации - это договоры купли-продажи. Можно сказать, что большинство способов приватизации – это различные способы продажи государственного имущества. Способы приватизации расположены в Законе в определенном порядке исходя из степени их значимости; как правило, переход к следующему способу приватизации допускается, если предыдущий способ не может быть использован или не был реализован.

Закон о приватизации 2001 г. наряду со способами приватизации, предусмотренными прежним законом, установил новые, которые прежнему законодательству известны не были. Например, новыми способами приватизации являются: продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной  собственности акций открытых акционерных  обществ; продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг и  др. Одновременно с ведением новых способов приватизации Закон о приватизации 2001 г. отказался от таких способов приватизации, известных по Закону 1997 г., как продажа акций, созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ, их работникам, выкуп арендованного имущества, отчуждение акций владельцам ценных бумаг, удостоверяющих права на приобретение таких акций.

4. Законом  установлены специальные правила  для приватизации отдельных видов  государственного и муниципального  имущества. В частности с некоторыми  особенностями происходит процедура  приватизации имущественного комплекса  унитарного предприятия, отдельных  видов земельных участков, объектов  культурного наследия, объектов  социально культурного и коммунально-бытового  назначения.

 

 

Список литературы.

 

1. Конституция  Российской Федерации Принята  всенародным голосованием 12 декабря  1993 г. Российская газета. 25.12.1993. №  137.

2. Гражданский  Кодекс Российской Федерации  (часть первая) от 30 ноября 1994 г. №  51-ФЗ ( в ред. ФЗ от 17.07.2009 № 145-ФЗ)// Российская газета – от 20.07.2009 г.

3. Земельный  кодекс Российской Федерации  от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ ( в  ред. Федерального Закона от 27 декабря 2009 г. № 365-ФЗ)// Собрании  законодательства Российской Федерации  от 29 октября 2001 г. № 44 ст. 4147.

4. Федеральный Закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (в ред. ФЗ от 7 мая 2009 г.) СПС «Консультант плюс»

5. Закон РФ  от 4 июля 1991 г. № 1541-I «О приватизации  жилищного фонда в Российской  Федерации» (в ред. ФЗ от 11 июня 2008 г. № 84-ФЗ) // Российская газета  от 10 января 1993 г. № 5.

6. Постановление Правительства РФ  от 14 февраля 2006 г. №87 «Об утверждении  Правил определения нормативной  цены подлежащего приватизации  государственного или муниципального  имущества»// Российская газета от 2 марта 2006 г. 

7. Положение  о Федеральном агентстве по  управлению государственным имуществом. Утверждено Постановлением Правительства  РФ от 5 июня 2008 № 432// СПС «Гарант» 

8. Борисов  А.Н.., Гладких С.Р. Комментарий  к Федеральному закону «о приватизации  государственного и муниципального  имущества». – М.: Юстицинформ, 2008. –  352с. 

9. Комментарий к Гражданскому Кодексу  РФ. Часть 2 под ред. Е.Ю. Валяв.  М.: Спарк, 2006. – 815с. 

10. Гражданское  право: Учебник. Т.1. Под ред.  А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. –  М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2005. – 776 с.

11. Гражданское право: Учебник. Т.1 Под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева. М.: Юристъ, 2005. – 625 с.

12. Гражданское  право: Учебник Под ред. Т.И.  Илларионовой, Б.М. Гончало, - М.: НОРМА,  ИНФРА – М, 2004. – 519 с.

13. Гражданское  право России. Курс лекций. Часть  первая Под ред. О.Н. Садикова. – М.: Изд-во «Проспект», 2006. –  425 с.

14. Гражданское право: часть первая: Учебник для вузов под ред.  В.П. Камышанского. – М.: Эксмо, 2007. – 656с.

15. Гусев А.Н. Гражданское право:  Учебник: Т.1. – М.: ИНФРА - М, 2005. – 454 с. 

16. Моисеева Е.В. Приватизация как  способ распоряжения государственным  и муниципальным имуществом Журнал  российского права, 2006. № 4.

17. Петров И.С. Некоторые вопросы  нормативного правового регулирования  приватизации в Российской Федерации  Журнал российского права, №  2, 2007.

              1 Гражданское право: Учебник. Том I (под ред. доктора юридических наук, профессора О.Н. Садикова) – М.: «Контракт»: «ИНФРА-М», 2006. С. 211.

2 Собрание актов Президента и Правительства РФ. — 1994. — № 1. — Ст. 2.

          3 ст. 6 Федерального Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 г. ( в ред. Федерального закона от 7 мая 2009 г. № 89-ФЗ) // СПС «Консультант плюс»

         4 п.1. Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 № 432// СПС «Гарант»

       5 п.2. ст. 5 Федерального Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 г. ( в ред. Федерального закона от 7 мая 2009 г. № 89-ФЗ) // СПС «Консультант плюс»

                       6 Гражданское право: Учебник.  Т.1. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2005. С. 225.

           7 ст. 2 Федерального Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 г. ( в ред. Федерального закона от 7 мая 2009 г. № 89-ФЗ) // СПС «Консультант плюс»

       8 Моисеева Е.В. Приватизация как способ распоряжения государственным и муниципальным имуществом // Журнал российского права, 2006. № 4. С. 18.

    9 Закон РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»

( в ред. ФЗ от 11 июня 2008 г. № 84-ФЗ) // Российская газета от 10 января 1993 г. № 5.

           10 п.3 Постановления Правительства РФ от 14 февраля 2006 г. №87 «Об утверждении Правил определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества»// Российская газета от 2 марта 2006 г.

        11 п.2 ст. 28 Земельного Кодекса РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ  ( в ред. Федерального Закона от 27 декабря 2009 г. № 365-ФЗ)// Собрании законодательства Российской Федерации от 29 октября 2001 г. № 44 ст. 4147


Информация о работе Государственное регулирование процессов приватизации в РФ