Государственное регулирование развития экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 12:02, доклад

Описание работы

Государственное регулирование развития экономики — это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма.
Все негативные стороны рыночной экономики могут служить объяснением причин усиления роли государства в экономике. Именно сглаживание, предотвращение отрицательных последствий действия рыночных регуляторов — цель экономической деятельности государства.

Файлы: 1 файл

Понятие регулирования МВКО.doc

— 231.50 Кб (Скачать файл)

3.2. Границы и  эффективность государственного  регулирования.

В процессе своего развития государственное регулирование  прошло несколько этапов.

а) Создание общих благоприятных  условий для воспроизводства  частного капитала; сосредоточение усилий государства на разработке трудового, налогового, торгового, социального законодательства, таможенной политики, на обеспечение устойчивости денег. Строительство и приобретение объектов в сырьевых и инфраструктурных отраслях.

б) Несогласованные между собой акции антикризисной и структурной направленности, попытки воздействовать на занятость и цены.

в) Эксперименты с использованием денежно-кредитных и бюджетных  средств регулирования хозяйства. Волна приватизации объектов государственной  собственности.

г) Переход в ряде стран  к отраслевому и региональному  среднесрочному программированию; попытки  повысить действенность государственного регулирования экономики путем  изучения совместимости и взаимозаменяемости инструментов регулирования, определения  их эффективности.

д) Осуществление во все  большем числе развитых стран  общегосударственного среднесрочного программирования в сочетании с  выработкой долгосрочных перспективных  ориентиров. Все более комплексное  использование инструментов регулирования.

е) Меры по согласованию общегосударственных среднесрочных программ на межгосударственном уровне в рамках интеграционных объединений.

На масштабы, инструменты  и эффективность государственного регулирования решающее воздействие  оказали задачи, вставшие перед экономикой отдельных стран, материальные возможности государства, отраженные в доле перераспределяемого им ВВП и в абсолютных размерах средств, накапливаемый опыт и успехи в научных разработках проблем государственного экономического программирования в условиях рыночного хозяйства. Наряду с общетеоретическими работами со второй половины 60-х годов в развитых странах стало публиковаться все больше конкретных прикладных исследований, посвященные количественному анализу последствий мер государственного регулирования. Активизировалось и сотрудничество ученых с правительственными органами, ответственные за принятие экономико-политических решений. Характер и направление научных исследований в области государственного регулирования экономики за последние три-четыре десятилетия претерпели существенные изменения. Если в начале 50-х годов обсуждался вопрос: «Регулировать или не регулировать экономику?», то позднее - «Какова должна быть степень этого регулирования? С какими целями, в каких направлениях и какими средствами надо регулировать?». Однако возможности государственного регулирования не безграничны. Экономической основой государственного регулирования является часть ВВП, перераспределяемая через государственный бюджет и внебюджетные фонды, и государственная собственность. Эффективность государственного экономического программирования при прочих равных условиях тем выше, чем выше государственные доходы, чем большая доля ВВП перераспределяется государством, чем большую роль в экономике играет государственный сектор. Но у государственных доходов и у государственного сектора есть относительные границы роста.

4. Необходимость  экономики в совершенствовании  государственного регулирования.

На путь объединения и  централизации функций управления в экономике толкает необходимость  экономии ресурсов. Современная рыночная экономика большинства индустриальных стран Запада по сравнению с централизованной экономикой очень обременительна, поскольку требует колоссальных затрат на создание и функционирование громоздкой инфраструктуры. Было бы грубой ошибкой с переходом от централизованно управляемой экономики к неуправляемому рыночному механизму надеяться на экономию за счет уменьшения расходов на содержание управленческого аппарата. Напротив, аппарат управления и затраты на его содержание и содержание многих посреднических структур придется увеличить по сравнению с централизованной экономикой в несколько раз. Об этом свидетельствует международный опыт.

В условиях централизованной системы значительную часть работы, связанной с прогнозированием, маркетингом, планированием производства и сбыта продукции, материально-техническим обеспечением предприятий, ценообразованием, разработкой технической политики, финансированием и некоторыми другими управленческими и распределительными операциями, выполняют специализированные централизованные хозяйственные органы. Это подтверждается многолетним опытом Советского Союза, где центральные органы, укомплектованные профессионалами, опирались в своей работе на разветвленную сеть подчиненных им научных, проектно-конструкторских и консалтинговых структур, а также на централизованно управляемую систему экономического учета и отчетности. В принципе такие органы в состоянии квалифицированно выполнять по заказам предприятий (фирм) основную часть рутинной расчетно-аналитической и маркетинговой поисковой работы, которой заняты предприятия. Но эта работа, выполненная специализированной организацией, обойдется для них в несколько раз дешевле, нежели выполнять ее собственным силами.

Централизованная  система в Советском Союзе оказывала постоянное давление на предприятие, заставляя его быть не пассивным исполнителем, а инициатором всех взаимоотношений с управляющими государственными органами. В противном случае предприятие теряло возможность защищать собственные интересы и неизбежно попадало в разряд плохо работающих, за что непременно наказывались его руководители.

Затраты на управление и расходы на подготовку производства, а также перемещение материальных ресурсов от поставщиков к потребителям при централизованной системе управления в несколько раз ниже, чем в децентрализованной. Централизованная система Управления позволяет интегрировать в одном месте управленческие операции, создает возможность, когда небольшая группа профессионалов может решить хозяйственную задачу (в частности по сбыту продукции, материально-техническому обеспечению и др.) сразу для десятков или сотен предприятий (фирм). Децентрализованная система требует обязательного повторения в полном объеме каждой хозяйственной операции на каждом отдельном предприятии. Для этого требуется содержать соответствующий штат служащих и специалистов, что и вынуждены делать предприниматели всех индустриально развитых стран.

Например, в I988 г. на предприятиях Рима, связанных с  производством и обменом, рабочие  составляли 38 % всей численности персонала, служащие - 49 %, а инженеры и администраторы - 13 %. В том же году на производственных предприятиях Москвы рабочие составляли 72% всей численности персонала, а служащие, инженеры, администраторы вместе взятые - 28%.

В 1989 г. из 112 млн. человек экономически активного  населения США управленческий персонал составил 51,3 млн. человек, в том числе  в частном секторе - 41,4 млн. человек. В СССР из 139 млн. чел., занятых в народном хозяйстве, в управленческом аппарате в том же году было занято 14,9 млн. человек; из них на предприятиях и в организациях народного хозяйства — 13,2 млн. человек. В связи с этим доля непроизводственных затрат, которые оплачивает потребитель в США, в несколько раз выше, чем это было в централизованной экономике СССР.

Современные рыночные отношения промышленно развитых стран, учитывая высокий технический  уровень производства, объективно требуют опоры на государственные методы регулирования. И очевидно, что роль государства в управлении экономикой по всем мире с каждым годом будет повышаться.

Советскую экономику  в прошлом удушало не государственное  управление. Наоборот, оно способствовало ее развитию. Удушала деструктивная безраздельная власть коммунистического партаппарата, «отсасывающего» из экономики для решения своих идеологических задач (развитие оборонного комплекса, «помощь Друзьям» и «подготовка мировой революции») до 50 % доходов государства. Вряд ли правомерно ожидать положительных результатов на базе неуправляемого рынка в условиях России до тех пор, пока не будет создана необходимая для этого централизованно регулируемая управленческая, посредническая и прочая инфраструктура, которая заменит ныне полностью децентрализованную систему и, разумеется, потребует существенного изменения структуры управления экономикой страны.

Расчеты показывают, что в прошлом при условии  сохранения в России централизованного  управления экономикой для налаживания нормального ритма работы предприятий требовалось отстранить от власти компартию и вовлечь в систему хозяйственного управления дополнительно к имевшемуся ранее аппарату не более 6 -7 млн. человек. Наряду с этим при переводе экономики на неуправляемые рыночные отношения единовременные и текущие расходы на управление по сравнению с имеющимися расходами надо было увеличивать как минимум в 3 - 4 раза. В систему хозяйственного управления, прежде всего в органы управления предприятий, а также различных посреднических и коммерческих контор, требуется дополнительно привлечь не менее 25 - 35 млн. человек. Безусловно, надо заранее определить, где взять ресурсы на образование огромного, рассеянного по предприятиям (фирмам) и организациям дополнительного управленческого аппарата в новых условиях работы, где (и откуда) набрать дополнительный штат специалистов. В ряде случаев законно возникает вопрос: а надо ли вообще заниматься делом, которого не знаем, практически не имея шансов для, его благополучного завершения?

Методы ГРЭ – способ влияния государства в лице законодательных и исполнительных органов на сферу предпринимательства, инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор с целью создания условий для их деятельности в соответствии с национальной экономической политикой.

В зависимости от влияния  на субъекты рынка методы ГРЭ делят  на две группы: прямого и непрямого (опосредованного) влияния.

Прямые методы – это  методы, с помощью которых государство  непосредственно вмешивается в  экономические процессы.

К методам прямого государственного регулирования относятся:

-         государственные контракты и государственные заказы – это договора между государством и субъектами хозяйствования на производство определенного товара или выполнение услуг с целью удовлетворения социально-экономических нужд потребителя, стимулирования производства дефицитного товара, внедрения новых технологий, исполнения международных соглашений и т.д.;

-         государственное ассигнование и дотации – это определенные суммы затрат, выделенные из централизованных и децентрализованных источников финансовых ресурсов на покрытие определенных целей.

В зависимости от экономической  роли государственное ассигнование может выступать в виде:

§        субвенции – средства, выделенные из государственного     бюджета местным бюджетам;

§        субсидии – финансовая помощь, которая предоставляется населению или хозрасчетным предприятиям и организациям;

§        государственные дотации – средства, направленные на компенсацию разницы в ценах, вызванной государственной политикой регулирования цен;

§        лицензирование и квотирование внешнеэкономической деятельности предусматривает выдачу государством через уполномоченные органы разрешений на осуществление внешнеэкономической деятельности по определенным товарам, внесенным в список лицензирования экспорта и импорта;

§        прямые расходы правительства;

§        установление фиксированных цен и тарифов;

§        установление государственных стандартов и нормативов (экономических, социальных, пищевых, экологических, санитарных, фармацевтических, ветеринарных и др.).

Методы непрямого государственного регулирования основываются на товарно-денежных инструментах.

К таким методам относятся:

§        налогообложение, уровень налогообложения, система налоговых льгот;

§        регулирование цен;

§        плата за ресурсы, проценты за кредит и кредитные льготы;

§        таможенное регулирование экспорта и импорта, валютного курса и условий функционирования валютного курса.

Помимо приведенной  классификации, методы ГРЭ возможно подразделить на:

§        правовые – система законов и законодательных актов,   регулирующие социально-экономические процессы;

§        экономические – система финансовых и материальных стимулов, созданная государством и направленная на субъектов хозяйствования;

§        административные – методы, которые основываются на силе государственной власти; данные методы также называют императивными ( от лат. – приказные);

§        неформальные методы – это методы, основанные на культурных и национальных традициях, религиозных особенностях, менталитете нации, психологии и формировании общественного мнения и.т.д.

Таким образом, государственное регулирование экономики – это совокупность форм, методов и инструментов, с помощью которых государство влияет на деятельность субъектов хозяйствования, рыночную конъюнктуру с целью создания нормальных условий функционирования рынка и решения социально – экономических проблем общества.

Важный компонент  механизма — его методы и инструменты. С их помощью формируются ресурсы, необходимые для государственного регулирования, осуществляются практические меры, обеспечивающие организующее воздействие государства на экономику.

По  характеру действия выделяют методы административные и экономические. [6]

Административные методы основываются на силе власти и предусматривают: законодательные ограничения (лицензирование экспорта и введение экспортных квот, замораживание цен, введение лицензирования определенных видов предпринимательской деятельности и др.); обязательные требования к экономическим субъектам по достижению ими однозначно определенных параметров хозяйственной деятельности (минимального размера уставного капитала, заработной платы и пр.); порядок организации, ведения и ликвидации бизнеса (правила государственной регистрации предпринимателей, совершения ими сделок, состав, размеры и сроки вносимых ими налогов и т.д.). Такие методы являются формализованными, преимущественно предписываю-щими, влияют на выбор хозяйствующими субъектами вариантов действий.

Экономические методы призваны учесть многообразие интересов и мотивов деятельности разных экономических субъектов, создать условия, способствующие выбору ими экономического поведения, позволяющего балансировать общественные и частные интересы. С помощью этих методов осуществляются, например, государственное финансирование и кредитование, льготное налогообложение и др. Эти методы могут быть как формализованными, так и неформализованными. Они влияют не только на выбор хозяйствую-щими субъектами вариантов действий, но и на процессы формирования ими целей экономической деятельности, являются средообразующими.

По  способу применения различают методы прямого и косвенного воздействия.

Информация о работе Государственное регулирование развития экономики