Государственное регулирование развития экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 12:02, доклад

Описание работы

Государственное регулирование развития экономики — это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма.
Все негативные стороны рыночной экономики могут служить объяснением причин усиления роли государства в экономике. Именно сглаживание, предотвращение отрицательных последствий действия рыночных регуляторов — цель экономической деятельности государства.

Файлы: 1 файл

Понятие регулирования МВКО.doc

— 231.50 Кб (Скачать файл)

Достижение целей экономической  политики государства требует использования  взаимосвязанного инструментария, т. е. комплексного использования всех методов  и способов государственного воздействия на экономику.

К сведению. Рыночная система предъявляет определенные требования к мероприятиям, проводимым государством в экономической сфере. Хотя рыночная система немыслима без вмешательства государства, однако существует грань, за которой происходит деформация рыночных процессов, падает эффективность производства. Поэтому:

1. Исключаются любые действия государства, разрывающие рыночные связи. Недопустимы, например, тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и предметов потребления (талоны, карточки, купоны), всеобщий административный контроль над ценами.

2. Влиять на рынок можно в основном экономическими методами. Если государство полагается только на административные методы управления экономикой, то оно способно разрушить рыночный механизм.

3. Экономические регуляторы не должны ослаблять или заменять рыночные стимулы.

4. Государство должно постоянно контролировать приносимые экономическими регуляторами положительные и отрицательные эффекты, нести ответственность за долгосрочные последствия своих решений.

5. Необходимо учитывать национальную специфику, которая ощутимо сказывается на экономической деятельности. Истории экономики известны случаи провала экономических преобразований, когда они не дали того эффекта, который от них 
ожидался, или дали слишком незначительный эффект не потому, что были плохо продуманы или неверно проводились в 
жизнь, а потому, что не были учтены национальные особенности. В качестве примера можно привести тот факт, что отечественные экономические реформаторы явно недооценивали психологическую реакцию населения на реформы. Сегодня многие аналитики при рассмотрении причин тяжелого хода реформ и ряда экономических провалов в нашей стране отмечают среди прочего и русскую национальную специфику. Русские люди не склонны к принятию рыночных ценностей и сохраняют антирыночную ментальность. В соответствии с исследованиями отечественных специалистов, у русских людей устойчива социально закрепленная привычка     коллективизма как нормы поведения; свойственно бегство от личного выбора в критических ситуациях и повышенная зависимость от лидеров; характерен страх перед неопределенностью, в том числе и той, которая порождается экономическими преобразованиями; русских людей отличает консерватизм и склонность к сохранению социально-психологических стереотипов. Сегодня все больше экономисток склоняются к тому, чтобы сочетать зарубежные экономические модели с ценностями и культурой, свойственной русскому народу.

Современная рыночная экономика регулируется с помощью  экономических (косвенных) и административных методов. При постоянно меняющемся их конкретном соотношении всегда преобладают экономические методы, так как они не сковывают свободу предпринимательства, не носят разрушительного характера и оказывают регулирующее воздействие на экономику через стимулирование или торможение деятельности субъектов рынка. Изменяя ставку кредита, процент по вкладам, норму обязательных резервов банков, проводя операции на открытом рынке, государство оказывает влияние на величину инвестиций, производство и занятость населения, динамику цен. В условиях спада производства государство применяет методы, стимулирующие экономическую активность. И, наоборот, при «перегреве» экономики вводит экономические меры, снижающие эту активность.

К экономическим  методам, прежде всего, относятся: денежно-кредитная и финансовая политика.

Денежно-кредитная  политика представляет собой совокупность мер в области денежного обращения  и кредита, направленная на обеспечение  роста реального объема ВВП, стабильности цен, эффективной занятости и выравнивание платежного баланса. К основным направлениям денежно-кредитной политики относятся:

• операции па открытом рынке, т. е. на рынке правительственных  ценных бумаг;

политика учетной  ставки (дисконтная политика) или ставки рефинансирования, т. е. регулирование процента по займам коммерческих банков у Центрального банка;

изменение нормы  обязательных резервов банков, т. е. той  суммы, которую коммерческие банки  обязаны хранить в Центральном  банке (без процентов).

Финансовой политикой называются мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны. Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: бюджетной политики (бюджетное регулирование) и фискальной политики (в области налогов и государственных расходов).

Некоторые экономисты к экономическим методам государственного регулирования относят также  систему государственного программирования, которое рассчитано на решение крупномасштабных, стратегических задач. Оно может охватывать как всю экономику " целом, так и ее отдельные отрасли (например, социальную сферу), регионы, конкретные группы населения и др. В зависимости от использования различных критериев государственные программы можно подразделить на несколько видов. По срокам государственного программирования различают:

краткосрочные программы, разрабатываемые на срок от одного года до трех лет.

среднесрочные программы, рассчитанные на 3—5 лет.

долгосрочные  программы, которые составляются на срок от 5 лет и более.

По объектам государственного программирования программы  подразделяются на:

общегосударственные программы. Они содержат основные и  значимые для общества в целом  ориентиры экономического и социального развития. Эти программы направлены на регулирование деятельности государственного сектора и частных фирм;

региональные  программы, охватывающие деятельность отдельных частей экономики. В некоторых  странах для социально-экономического развития регионов используют региональное планирование;

целевые программы. Они предусматривают развитие конкретных направлений, например, научных исследований, а также поддержку отдельных  групп населения. Например, в 2004 г. В  России была принята целевая программа  по обеспечению жильем военнослужащих;

отраслевые программы, направленные на развитие отдельных  отраслей;

чрезвычайные  программы, которые разрабатываются  в тех случаях, когда экономика  находится в кризисном состоянии  вследствие экономических кризисов, экологических катастроф, ведения военных действий.

С помощью государственных  программ решаются задачи структурной  перестройки, осуществления инвестиций, защиты окружающей среды и т. д.

Наибольшее распространение  государственное программирование получило в странах Западной Европы, а также в Японии. В США и Канаде, где предпочтение отдается текущему регулированию экономики, оно распространено менее. Государственные программы широко применяются и в развивающихся странах.

Следует отметить, что государственные программы  носят рекомендательный, а не директивный характер, как в командной экономике. Частный сектор их выполнять не обязан. Однако для их реализации государство оказывает сильную поддержку за счет экономических и социальных ресурсов всего общества.

Примером  либерального косвенного  государственного регулирования  рынка  могут быть,  прежде  всего,  Германия  и   Великобритания,  исторический период рыночного индустриального развития которых исчисляется столетиями. Германия и  Великобритания  не применяют (подобно, например, Японии или Франции) методов и  правил пятилетнего государственного планирования и используют главным образом экономические рычаги. Большую роль при  этом  играют такие  структуры,  как  торгово-промышленные падаты   (ТПП) —  бесприбыльные организации,  которые осуществляют функцию  связи  государственного регулирования  с  частной инициативой.

В Германии существует центральный аппарат ТПП и 83 его  земельных отделения.  Центральный аппарат ТПП  практически не  вмешивается в работу земельных отделений, но разработанные им правила являются обязательными для  всех.  Создание региональных торговых  палат  предусмотрено законом, который требует обязательного участия  всех  предприятий в этой палате,  за  исключением  мелких  кустарных.  Торговые  палаты   выполняют обширный перечень задач.   Это  регулирование межотраслевых пропорций, экспортно-импортных операций, уровня  качества и конкурентоспособности  продукции, уровня заработной платы, инвестиций, цеп  и пр.

Структура торговой палаты определяется законодательством, высший ее орган — общее собрание  членов торговой палаты. В центральное  правление торговой палаты помимо государственных чиновников  входят представители промышленных  и крупных торговых предприятий, розничной торговли  и др. Общее собрание  немецкой  торговой  палаты  — это «парламент экономики»,  который  после  обсуждений  принимает  принципиальные решения. Создаются различные комиссии, решающие специфические вопросы.  Общее  собрание  ежегодно  утверждает бюджет,  размер  которого определяется  поступлениями,  которые  обязаны  платить  предприятия   — члены  ТПП.   Государство  предоставляет  дотации  только для  проведения конкретных  мероприятий, например,  по финансированию строительства, которое осуществляется по заказам ТПП, организации  обучения и др. Крупные  предприятия,  внесенные  в торговый  реестр,  должны  уплачивать более  крупные  взносы.  Они  платят  в бюджет ТПП  не только  постоянные взносы, по и взносы, сумма которых зависит от величины их дохода.

Структура  палаты  соответствует  ее  задачам  и  состоит  из  нескольких отделов: права и торговли,  развития  и планирования и др. Крупным  отделом является  отдел народного  образования, задача которого  — проводить мероприятия  по профессиональному обучению и образованию.  При  этом одной  из главных задач фирм  — участников ТПП является  предоставление специалистам определенного числа  вакантных рабочих  мест.  Большое значение  придается осуществлению внешнеторговых операций, оказанию помощи основным и перспективным отраслям отдельных регионов. Одна из ведущих  задач ТПП — оказание помощи лицам и организациям, начинающим новое  дело, которые при  содействии ТПП  получают в достаточном  объеме  государственные кредиты по  низким процентным ставкам и необходимую информацию. Такая же  поддержка отдельным фирмам оказывается и  в области промышленности,  внешних отношений и туризма, строительства и особенно при  создании новых  рабочих  мест.  На ТПП возложен  целый ряд  правовых и  обязательных функций.  При  решении всех правовых и  экономических  вопросов администрация  и  суды  привлекают ТПП в качестве эксперта.

В  Великобритании, как и  в ФРГ, нет  закона, который предписывает ТПП те  или иные функции или определяет, какую именно территорию им  охватывать. Торгово-промышленные палаты не получают финансирования,  как и  в  Германии, из   государственного бюджета за  услуги, которые оказываются местным фирмам. Членство в ТПП добровольное. Фирма самостоятельно принимает решение о  вхождении в  ТПП в  зависимости от  того, окупаются ли  ее затраты на услуги, которые ей  оказывают. Несмотря на различия в степени  участия  государственных органов  между системами  организации ТПП в  Германии и  Великобритании,  между ними много общего.

Рассмотрим деятельность ТПП в Великобритании на примере Бирмингема — крупнейшего промышленного города.  Здесь ТПП создавалась, чтобы способствовать разработке и принятию законов, инструкций и различных правил, которые стимулировали бы  развитие производства. По  мере  объединения  различных предприятий  стало   возможным  предоставлять услуги нуждающимся  в них предприятиям (информационные услуги,  консультирование,  стимулирование международной  торговли,  подготовка  кадров).

Одно из главных  направлений деятельности  ТПП  Бирмингема — оказание  помощи  местным  органам  власти  в развитии  экономики, создание новых рабочих мест, повышение  уровня занятости  населения.  С внедрением новой техники и развитием  автоматизации в обрабатывающей промышленности  Бирмингема сокращаются рабочие места, и ТПП  вместе с администрацией города старается  открывать  новые  предприятия  в других секторах промышленности. Выгода от сотрудничества  в ТПП  государственных органов  и частных фирм  обоюдна.  Для руководителей  города выгода заключается в том, что они  имеют коллективный орган,  который  занимается вопросами  развития  частного сектора,  трудоустройства  населения  и представляет интересы бизнеса и населения.  Для бизнеса выгода состоит в том, что городские  власти совместно  с ТПП  оказывают  помощь  начинающим предпринимателям. Городской совет помогает создать  небольшие мастерские для начинающих, а ТПП  оказывает  консультационные услуги по руководству этим бизнесом.

В ТПП  имеется большой отдел, который  совместно с группой обработки документации  занимается  оперативным  предоставлением информации по поступающим  запросам  относительно  определенной продукции  и оказания различных услуг в Великобритании и за рубежом.   В информационном  отделе  имеются сведения об инженерно-технических фирмах, с которыми  можно  заключить контракт, и обо всех промышленных предприятиях  Великобритании  и  других  стран.   Отдел   оказываетпомощь  в  поиске источника и получении более  детальной информации,  в которой заинтересован потребитель. Информационный  отдел сотрудничает с Институтом государственных стандартов, продавая его публикации и предоставляя информацию о  стандартах;  работает  с документацией  центрального  правительства;   оказывает  помощь  в  подготовке  всех  необходимых документов для  экспортных операций, помощь в вопросах экспорта и импорта (тарифы, пошлины и т. д.); предоставляет консультации по вопросам осуществления   различных  видов   платежей,  требований,  связанных с  получением лицензий  и  различных соглашений;  оказывает информационные  услуги городскому совету, совету  по  обучению  и  предпринимательству  и  совету по  промышленности и торговле; имеет  доступ  к  национальным и  международным базам  данных  о различных организациях. Фирмам оказываются услуги  по  подбору   клиентов  (изготовителей  какого-то  конкретного  вида товара  и т. п.).  За услуги взимается плата, которая намного ниже, чем расходы  на рекламу  в коммерческих журналах  и самостоятельный поиск  данных.

Информация о работе Государственное регулирование развития экономики