Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 20:45, контрольная работа
Целью данной работы является изучение государственного регулирования развития регионов.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты работы государственного регулирования;
Проанализировать проблемы государственного регулирования развития Кировской области;
Обосновать пути решения проблем агропромышленного комплекса Кировской области.
Введение…………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические аспекты работы государственного регулирования…….5
1.1 Сущность государственного регулирования регионального развития………5
1.2 Нормативно-правовой база региональной политики…………………………9
Глава 2. Проблемы государственного регулирования развития Кировской области…....................................................................................................................13
2.1 Приоритетные направления социально-экономического развития Кировской области………………………………………………………………………………13
2.2 Проблемы государственного регулирования Кировской области (на примере развития аграрного производства на территории Кировской области)………..18
2.3 Пути решения проблем аграрного производства Кировской области……..22
Заключение………………………………………………………………………….26
Библиографический список………………………………………………………..28
Минобрнауки России
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Вятский государственный гуманитарный университет»
Факультет управления
Кафедра государственного и муниципального управления и менеджмента
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Региональная экономика и управление»
название дисциплины
на тему____Государственное регулирование развития регионов______
Выполнил______________________
(ф.и.о. студента)
группа_____специальность______
Руководитель:_________________
(ф.и.о. преподавателя)
Киров
2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты работы государственного регулирования…….5
1.1 Сущность государственного регулирования регионального развития………5
1.2 Нормативно-правовой база региональной политики…………………………9
Глава 2. Проблемы государственного регулирования развития
Кировской области…......................
2.3 Пути решения проблем аграрного производства Кировской области……..22
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Проблема государственного регулирования экономики в рыночных условиях является объектом пристального внимания ученых и политических деятелей всех стран. Изучение экономической роли государства – неотъемлемая составная часть экономического образования в странах с развитым рыночным хозяйством. Вряд ли сегодня кто-либо попытается доказывать, что современное рыночное хозяйство может развиваться без вмешательства государства. Государство оказывает существенное воздействие, как на экономическое, так и на социальное развитие страны. Поэтому вполне закономерно, что в рамках экономической науки постоянно ведутся исследования, посвящённые этой важной и многогранной проблеме.
Современная экономика немыслима без эффективного механизма её взаимодействия с государством, органами его законодательной и исполнительной власти. Вопросы теории, методологии, практики государственного регулирования являются чрезвычайно насущными для современной России, быстро перешедшей от системы тотального вмешательства государства в экономическую жизнь субъектов хозяйственной деятельности к экономике, основанной преимущественно на рыночных принципах.
Органы государственной власти не располагают действенными, методологически обоснованными программами государственного регулирования экономики. Используемые ими инструменты противоречивы, непоследовательны, не опираются на единую методологию, теорию и методику государственного регулирования. Применяемые в научных исследованиях термины, понятия не сведены в единую систему. Отсутствует комплексное изучение механизма государственного регулирования экономики на основе диалектического метода, включающее движение от абстрактного к конкретному, от общего к частному и в противоположном направлении; содержащее общие и специфические черты системы; базирующееся на анализе и синтезе. Все это говорит о том, что выбранная для исследования тема является актуальной и требует разработки концептуальных основ эффективного государственного регулирования экономики.
Теоретические и практические вопросы территориального регулирования поднимаются в работах современных экономистов по общим проблемам государственного регулирования экономики: Л. Абалкина, Р. Гринберга, Э. Дунаева, В. Ивантера, В. Кушлина, Д. Львова, С. Мельникова, А. Пороховского, М. Сажиной, С. Серегиной, А. Сидоровича, И. Столярова, Л. Ходова, К. Хубиева, Г. Чибрикова, Ю. Швыркова, Ф. Шамхалова и др.
Целью данной работы является изучение государственного регулирования развития регионов.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования является государственное регулирование.
Предметом исследования являются государственного регулирования развития регионов.
Методологической основой исследования явились методы теоретического анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, наблюдения, логический метод.
Теоретической основой работы являются регулирующие вопросы кадрового резерва в организации; учебная литература по исследуемой теме; публикации данных в средствах массовой информации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 Сущность государственного регулирования регионального развития
Регулирование пространственной организации хозяйства является одной из важнейших функцией государства, так как функционирование и развитие региональных экономических систем не может осуществляться только на основе рыночного саморегулирования. Политика государственного невмешательства приводит, как свидетельствует мировой опыт, к региональным проблемам, которые способны нарушить целостность национальной экономики и общества.
В СССР и других социалистических странах регулирование регионального развития являлось одной из важных функций государственного планирования и управления.
Современные системы регулирования в странах рыночной экономики стали складываться в период мирового кризиса 1930-х гг. (прежде всего в США). Далее государственное региональное регулирование приобрело более развитые формы после второй мировой войны (особенно в Западной Европе) и периодически реформируется в последние десятилетия.
Региональная политика государства – это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном (региональном) аспекте и связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой [3, с. 75].
Государственное регулирование регионального развития присутствует в каждой стране, но в разных формах. Региональная политика может быть активной, оснащенной специализированными инструментами, а может быть и малозаметной, слабо выделяющейся среди других направлений деятельности государства.
Основная цель региональной политики – это нахождение компромисса между экономической эффективностью производства и социальной справедливостью в регионах.
Цели и задачи региональной экономической политики, как следует из анализа мирового опыта, отражают приоритеты государственного регулирования, вытекающие из диагностики региональных (территориальных) проблем, требований стратегии территориального развития, политической и социально-экономической конъюнктуры.
Экономические цели включают в себя [5, с. 37]:
- оживление производства в
- создание полюсов роста и
зон эффективного
- повышение
- усиление межрегиональной экономической интеграции и т.д. Социальные цели включают в свой состав:
- увеличение занятости и
- улучшение социальной
- расширение доступности
Принцип социальной справедливости в региональном аспекте состоит в том, чтобы граждане имели равные возможности получения работы, доходов и общественных благ независимо от места проживания. Реализация этого принципа (или идеи "территориальной солидарности") требует перераспределения финансовых ресурсов от более благополучных к менее благополучным регионам.
На стадии экономического подъема государство имеет больше финансовых возможностей для межрегионального перераспределения средств.
При сокращении государственных доходов, например при уменьшении налоговых поступлений вследствие экономического спада, государство вынуждено, с одной стороны, стимулировать регионы, в которых имеются наибольшие предпосылки для возобновления экономического роста, а с стороны, ограничиваться социальной поддержкой только тех регионов, население которых находится в самом тяжелом положении.
Государственная региональная политика является многоуровневой. Ее субъектами выступают законодательные и исполнительные власти центра и регионов, органы местного самоуправления. Принципы, организация, методы, формы региональной экономической политики существенно различаются по странам.
Итак, государственная региональная экономическая политика имеет два уровня: федеральный и субфедеральный.
Предмет федеральной региональной политики составляют территориальные проблемы национальной экономики (в том числе межрегиональные), отношения центра с субъектами Федерации, комплексное регулирование факторов и связей, влияющих на социально-экономическое положение регионов [7, с. 84]. При этом центр может включаться в решение проблем «малых» регионов, являющихся частями субъектов Федерации, если подобные проблемы имеют федеральную значимость. Например: ликвидация чрезвычайных ситуаций, освоение месторождения стратегического сырья, конверсия промышленного узла с оборонными предприятиями и т. п.
Усилия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации должны быть сконцентрированы на решении следующих задач [2, с. 22]:
Результатом региональной политики должно стать сведение к минимуму неравенств в регионах, которые создают основу для возникновения социальных конфликтов и препятствуют социально-экономическому развитию страны в целом. Конкретные цели региональной политики определяются причинами возникновения региональных неравенств.
Основными причинами региональных неравенств являются:
• резкие различия природно-климатических условий жизни и предпринимательства в регионах страны;
• масштабы, качество и направления использования природных ресурсов;
• периферийное положение региона, вследствие чего повышаются транспортные расходы, растут производственные издержки и сужается рынок сбыта;
• устаревшая структура производства, запаздывание с введением инноваций;
Информация о работе Государственное регулирование развития регионов