Государственное регулирование развития регионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 20:45, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение государственного регулирования развития регионов.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты работы государственного регулирования;
Проанализировать проблемы государственного регулирования развития Кировской области;
Обосновать пути решения проблем агропромышленного комплекса Кировской области.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические аспекты работы государственного регулирования…….5
1.1 Сущность государственного регулирования регионального развития………5
1.2 Нормативно-правовой база региональной политики…………………………9
Глава 2. Проблемы государственного регулирования развития Кировской области…....................................................................................................................13
2.1 Приоритетные направления социально-экономического развития Кировской области………………………………………………………………………………13
2.2 Проблемы государственного регулирования Кировской области (на примере развития аграрного производства на территории Кировской области)………..18
2.3 Пути решения проблем аграрного производства Кировской области……..22
Заключение………………………………………………………………………….26
Библиографический список………………………………………………………..28

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование развития регионов.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

• агломерационные преимущества (большое пересечение в регионе межотраслевых связей и развитая инфраструктура) и агломерационные недостатки (перенаселение);

• демографические различия (структура населения и динамика воспроизводства);

• различия предпринимательского климата (налоговая система, степень административного контроля над фирмами и т.д.);

• политические и институциональные факторы (например, степень региональной автономии);

• социально-культурные факторы (степень урбанизации, образованность населения, наличие научных и культурных центров и др.).

Таким образом, одним из главных условий реализации перечисленных задач региональной политики является обеспечение единства экономического пространства страны, которое определяется общностью государственного руководства, денежной, налоговой, бюджетно-финансовой систем, скоординированным развитием основных институциональных структур.

 

1.2 Нормативно-правовой база региональной  политики

 

Предпосылки правового обеспечения региональной политики содержаться в Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).

Она определяет государственного устройства {федеративное государство) и основы взаимоотношений Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

В Конституции  Российской Федерации зафиксированы положения, которые определяют единство экономического пространства страны [1, с. 12]:

• равноправие субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами власти;

• гарантируемое единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, защита конкуренции, свобода экономической деятельности, не запрещенной законом;

• недопущение установления внутренних таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного движения товаров, услуг и финансовых средств;

• запрещение введения и эмиссии других денег в России, кроме рубля.

Порядок взаимоотношений между регионами и центром регулируется Федеральным законом «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

Данный закон  устанавливает порядок принятия федеральных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, основные принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий при заключении:

а) договоров между органами государственной власти Российской Федерации органами государственной власти ее субъектов о разграничении предметов ведения и полномочий;

б) соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче друг другу осуществления части своих полномочий.

Закон устанавливает  ряд ведущих принципов:

• принцип конституционности (ненарушение Конституции РФ);

• принцип верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов;

• принцип равноправия субъектов федерации при разграничении предметов ведения и полномочий;

• принцип недопустимости ущемления прав и интересов субъектов федерации (имеется в виду, что заключаемые двусторонние договора соглашения не должны ущемлять права и интересы других субъектов федерации);

• принцип согласованности интересов Российской Федерации интересов ее субъектов;

• принцип добровольности заключения договоров, соглашений. Закон предусматривает также порядок участия субъектов.

Российской Федерации  в федеральном законодательном процессе и расширяет правовую базу для приведения нормативно-правовых документов субъектов РФ в соответствии с федеральным законодательством.

Нормативно-правовая база государственной региональной политики включает в себя федеральные законы, указы Президента, постановления  Правительства РФ, другие федеральные  нормативных акты, соглашения между  РФ и ее субъектами, а также законы и различные акты субъектов РФ.

Принятые федеральные законы и другие нормативные акты условно можно разделить на четыре группы.

Первая  группа – это законы и акты, определяющие рамочные условия для региональной политики. Сюда относятся [4, с. 39]:

- Указ Президента РФ от 03.06.1996 N 803 "Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" предусматривающий разработку прогнозов по регионам и народнохозяйственным комплексам в территориальном разрезе.

Вторая группа – законы и акты с региональными аспектами. Например, Бюджетный и Налоговый кодексы, Закон «О недрах», Положение «О федеральных природных ресурсах», Федеральная целевая программа содействия занятости, Федеральная миграционная программа и другие нормативно-правовые документы.

Третья группа – законы и акты, регулирующие развитие особых, проблемных территорий. Это Закон «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации", Закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области» и др.

Четвертая группа – законы и акты, устанавливающие дифференцированные по регионам социальные нормативы. Такие нормативы необходимы для того, чтобы гарантировать населению компенсацию дискомфортных природно-климатически условий, транспортной недоступности и других негативных региональных факторов посредством дополнительных доходов и расходов на социальные нужды. Например, региональные потребительские корзины по основным социально демографическим группам разрабатываются в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме». 

Таким образом, в современной экономике периодически возникает необходимость систематических регулирующих воздействий со стороны государственных институтов, особенно в тех областях, где самостоятельные хозяйствующие субъекты не заинтересованы в решении сложных социально-экономических проблем. Именно поэтому проблема государственного регулирования территориального развития особенно актуальна в настоящих условиях, когда идет поиск баланса между рыночными методами регулирования и государственным воздействием на развитие экономики.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Государственное регулирование развития Кировской области

2.1 Приоритетные направления социально-экономического развития Кировской области

 

В настоящее время для усиления позитивных тенденций социально-экономического развития Кировской области Правительством области проводится работа по созданию Комплексной программы социально-экономического развития Кировской области до 2020 года. Основной целью создания такой программы является превращение Кировской области из региона с уровнем развития ниже среднего в стабильно развивающийся и постепенного перевода его на финансовую самодостаточность. Стратегия, входящая в состав Комплексной программы, призвана коренным образом изменить экономическое и социальное лицо области, обеспечить мобилизацию всех имеющихся материальных и интеллектуальных ресурсов.

К приоритетным направлениям социально-экономического развития Кировской области, предложенным Правительством области, следует отнести [11, с. 1]:

Формирование эффективной системы управления регионом для обеспечения совершенствования механизмов государственного регулирования социально-экономического развития области

Данное направление предусматривает:

  • синхронизацию действий на региональном и федеральном уровнях по вопросам экономического и социального развития;
  • формирование эффективной бюджетной политики;
  • создание программно-проектно-целевого комплекса управления;
  • изменение системы государственного и муниципального управления через конкретизацию полномочий и персонификацию ответственности, формирование системы согласования интересов региональной элиты, создание системы подготовки кадров;
  • Развитие биотехнологического комплекса

Биотехнология, как научно-практическое направление, является одной из бурно развивающихся отраслей. Несмотря на то, что в России отмечается значительное отставание в этой отрасли, в Кировской области имеются реальные предпосылки для развёртывания практической работы в сфере биотехнологии. Здесь десятилетиями складывался достаточно мощный научный потенциал в области теоретической и практической биотехнологии, благодаря тому, что государство вложило значительные средства в развитие микробиологической промышленности в регионе. Развитие биотехнологического комплекса может стать прорывным направлением в подъёме экономики региона, что в дальнейшем в значительной мере позволит решить проблему занятости в регионе. Кроме того, произойдёт ускоренное развитие медицины, машиностроения, науки и инноваций, а также АПК, без развития которого невозможно удвоение ВРП и рост доходов населения.

Развитие лесопромышленного комплекса

Из всех сырьевых ресурсов лес имеет наибольшее значение для экономики региона. Тем не менее, структура лесных ресурсов области такова, что значительная часть заготавливаемой древесины представляет собой маломерную низкорослую древесину, которую необходимо перерабатывать внутри области на конкурентоспособную продукцию с высокой добавленной стоимостью. В связи с этим, одним из направлений развития ЛПК является расширение переработки мелкотоварной, низкокачественной, лиственной древесины и древесных отходов. В целом развитие ЛПК является приоритетным направлением социально-экономического развития Кировской области, так как это:

  • формирование доходной части бюджетов всех уровней;
  • вовлечение в инфраструктуру лесопромышленного комплекса кадров различного уровня;
  • выход на международный рынок и привлечение инвестиций;
  • решение проблем обеспечения экономически эффективного и экологически безопасного освоения сырьевого потенциала лесных ресурсов и экономически обоснованного распределения выручки от переработки и реализации продукции.

Подъём сельского хозяйства – базового сегмента АПК

Агропромышленный сектор традиционно играет значительную роль в экономике Кировской области. Область издавна является признанным поставщиком продуктов питания для населения севера России. Но в сельском хозяйстве, напротив, отмечается постепенное свёртывание аграрного производства, налицо хроническая нехватка оборотных средств. Мировая практика показывает, что активное вливание инвестиций в сельхозпроизводство обеспечивает комплексный и форсированный подъём всех сторон жизни общества. Это объясняется тем, что дополнительный финансовый ресурс в сфере сельского хозяйства формирует пакет заказов на продукцию производственно-технического назначения. В результате, растёт производство продуктов питания, укрепляется продовольственная безопасность, и, кроме того, набирают обороты практически все отрасли промышленности, что, в свою очередь, ведёт к снижению уровня безработицы, повышению благосостояния населения, расширению налогооблагаемой базы, увеличению бюджетных поступлений [9, с. 4].

Развитие транспортных инфраструктур

Развитие транспортных инфраструктур положительно скажется на формировании позитивного имиджа Кировской области как инвестиционно-привлекательной территории, что, в свою очередь, будет способствовать созданию условий для эффективного развития межрегиональных связей и реализации межрегиональных программ и проектов. За счёт развития транспортных инфраструктур области произойдёт:

  • ускорение товародвижения, что повлечёт снижение удельных транспортных издержек в экономике;
  • обеспечение транспортной доступности на уровне, гарантирующем социальную стабильность;
  • развитие рынка труда;
  • увеличение ВРП;
  • активизация внешнеторгового оборота региона.

Развитие человеческого потенциала, способного эффективно осуществлять деятельность в условиях новой экономики и в сочетании с инновоционно-инвестиционными ресурсами обеспечивать устойчивое развитие области

Формирование кадрового потенциала является основополагающим в сфере развития человеческого потенциала. Реализация данного направления возможна, главным образом, за счёт оптимизации и совершенствования системы профессионального образования, сориентированной на подготовку кадров для удовлетворения потребностей всех сфер жизнедеятельности области на основе принципа социального партнерства.

Расширение межрегиональных и международных экономических и культурных связей через развитие социо-культурного комплекса

Кировская область славится богатыми культурными традициями. На её территории имеется достаточно большое количество архитектурных памятников, архитектурных ансамблей и историко-ландшафтных комплексов. Сохранение уникальных объектов культурного наследия в значительной степени будет способствовать формированию положительного имиджа Кировской области. Через сохранение и развитие социо-культурного комплекса произойдёт расширение межрегиональных и международных экономических и культурных связей. Помимо этого, за счет повышения активности работы учреждений культуры области, совершенствования их материальной базы, наполнения культурно-просветительской и творческой деятельности новым содержанием произойдёт повышение уровня культуры жителей Кировской области.

Создание системы инновационно-инвестиционного развития области

Информация о работе Государственное регулирование развития регионов