Государственное регулирование развития регионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 20:45, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение государственного регулирования развития регионов.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты работы государственного регулирования;
Проанализировать проблемы государственного регулирования развития Кировской области;
Обосновать пути решения проблем агропромышленного комплекса Кировской области.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические аспекты работы государственного регулирования…….5
1.1 Сущность государственного регулирования регионального развития………5
1.2 Нормативно-правовой база региональной политики…………………………9
Глава 2. Проблемы государственного регулирования развития Кировской области…....................................................................................................................13
2.1 Приоритетные направления социально-экономического развития Кировской области………………………………………………………………………………13
2.2 Проблемы государственного регулирования Кировской области (на примере развития аграрного производства на территории Кировской области)………..18
2.3 Пути решения проблем аграрного производства Кировской области……..22
Заключение………………………………………………………………………….26
Библиографический список………………………………………………………..28

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование развития регионов.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

Формирование системы инновационно-инвестиционного развития создает условия для:

  • активизации инновационно-инвестиционной деятельности;
  • комплексного использования ресурсов;
  • внедрения информационных, ресурсосберегающих, экологически чистых технологий;
  • комплексного развития сельских территорий.

Следует сказать, что в области в полном объёме сформирована региональная нормативно правовая база для привлечения частных инвестиций и в настоящее время область готова выполнять функцию так называемого «инновационно-инвестиционного ядра», распространяющего инвестиционную привлекательность на соседние регионы.

Либерализация предпринимательского пространства, расширение возможностей для предпринимательства и приложения капиталов

Малый бизнес довольно интенсивно развивается почти во всех областях экономики. Он становится одним из основных источников развития экономики и бюджетных поступлений. За счёт него происходит рост выпуска товаров, увеличивается объём промышленного производства, увеличивается выполнение строительных работ, происходит повышение оплаты труда работников. Создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства на принципах социального партнёрства повлечёт за собой повышение экономической активности в регионе и капитализацию человеческого капитала. Кроме того, более широкое вовлечение малого предпринимательства в работу жилищно-коммунального хозяйства будет споспособствовать улучшению работы этой сферы деятельности.

 

2.2 Проблемы государственного регулирования Кировской области (на примере развития аграрного производства на территории Кировской области)

Наряду с имеющимися положительными тенденциями, в сельском хозяйстве сохраняется ряд системных проблем, сдерживающих дальнейшее развитие отрасли. Основными проблемами АПК являются: спад производства, сокращение посевных площадей, поголовья скота, что произошло в результате неустойчивости производственно - хозяйственных связей, инфляции, удорожание кредитных ресурсов, сокращение государственного финансирования, сокращение государственного финансирования, снижения покупательской способности потребителей сельскохозяйственной продукции, роста неплатежей между предприятиями и диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию; неудовлетворительное состояние сельскохозяйственных земель.

В последние годы практически приостановлены работы по повышению плодородия почв и мелиорации земель, осушению и орошению земель, сократились показатели применения органических и минеральных удобрений, что послужило усилению процесса деградации почв.

Медленно развивается инфраструктура земельного рынка, не создана система информационного обеспечения и разъяснительной работы, что создаёт возможность теневого оборота. За последние годы резко сократился уровень среднедушевого производства зерна.

В современной ситуации Россия уже не обладает достаточными финансовыми возможностями для закупки необходимого количества зерна, а снижение зернового импорта восполняется увеличением размера закупок готовых продуктов питания.

Ситуация в животноводстве оказалась ещё хуже, чем в растениеводстве, Отечественное животноводство обеспечивает не выше 50% потребности населения страны в молоке и мясе.

Кроме дополнительной бюджетной нагрузки, связанной с поддержкой сельхозтоваропроизводителей, существует целый ряд проблем в самой отрасли сельского хозяйства.

Одной из причин низкой эффективности сельского хозяйства является высокий физический и моральный износ основных средств. Нехватка свободных денежных средств не позволяет большинству предприятий проводить полноценную техническую и технологическую модернизацию основных фондов.

Основным источником финансирования продолжают оставаться собственные средства предприятий. В результате износ основных фондов в АПК достиг 80%. По-прежнему ощущается нехватка «длинных» ресурсов для капитальных инвестиций. Сохраняется дефицит техники. Одновременно, вследствие недостатка платёжеспособного спроса, слабо развивается сельскохозяйственное машиностроение. Почти полное разрушение сельскохозяйственного машиностроения (свыше 75% парка составляют старые машины, что делает современную и качественную уборку урожая практически невозможной). Средняя обеспеченность комбайнами и тракторами в расчёте на единицу обрабатываемой площади в России отстаёт от соответствующих показателей Канады и Германии в несколько раз, нагрузка на основные виды техники в России значительно выше, чем в этих странах. Обеспеченность основными видами сельскохозяйственной техники составляет около 50% от технологически необходимой. Коэффициент выбытия тракторов превышает коэффициент обновления в 5 раз, зерноуборочных комбайнов - в 3 раза, кормоуборочных - в 3,5 раза. В результате такой интегральный показатель, как энергообеспеченность в сельском хозяйстве, оказался в 2-4 раза ниже аналогичных показателей развитых стран, а энергозатраты выше в 2-3 раза. Также существуют проблемы в обеспечении ГСМ из-за финансового состояния сельхозпроизводителей и их низкая платёжеспособность, а также опережающий рост цен на нефтепродукты, по сравнению с ценами на сельскохозяйственную продукцию.

Проведённый специалистами министерства совместно с учёными Россельхозакадемии анализ показал, что в сельском хозяйстве используются в основном устаревшие технологии. Так, на примере использования интенсивной технологии производства озимой пшеницы видно, что для осуществления 16 технологических операций из 474 видов применяемых сельскохозяйственных машин мировому уровню соответствует только 50%. Это приводит к увеличению производственных затрат и уменьшению производительности на 30%, к низкой урожайности зерновых культур (18-19 ц/га). Из-за технологического отставания и недостаточной обеспеченности техникой ежегодно на полях остаётся до 14% выращенного урожая, ещё до 11% - теряется из-за несовершенства техники.

По этим причинам из года в год сокращается рынок для отечественных производителей. АПК играет всё более активную роль на внешнем рынке. Проблемы на селе, прежде всего, связаны с невысокой доходностью сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях сохраняющегося диспаритета цен, низкой производительности и оплаты труда, недостатка финансовых ресурсов для освоения новейших технологий, высокой доли импортной продукции, а также ненадлежащего состояния социальной сферы. Ежегодно из сельского хозяйства изымается до 80 млрд. руб.

Сдерживающим фактором развития отечественного производства является рост объёмов импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Примерно 60% сельскохозяйственной продукции по импорту поставляется странами ЕС, США и Канадой, где уровень поддержки сельского хозяйства в расчёте на гектар пашни от 20 до 40 раз выше, чем в России. По данным Федеральной таможенной службы, за первое полугодие 2008 года в страну импортировано продовольственных товаров на сумму около 10 млрд. долл. Основными потребителями импортного продовольствия являются крупные города. В тоже время, вместе с растущим расслоением по доходам, всё более значительной части российского населения не обеспечен даже весьма скромный уровень потребления продуктов питания. В сложившейся ситуации значительная часть сельскохозяйственных организаций обанкротилась, следствием чего стали сокращение производства продукции, потеря рабочих мест, уход из села квалифицированной рабочей силы, резкое ухудшение демографической ситуации, исчезновение десятков тысяч деревень.

Таким образом можно обозначить основные социально-экономические проблемы АПК Кировской области: это, в частности, высокий физический и моральный износ основных фондов, низкая инвестиционная привлекательность отрасли в совокупности с высокой кредиторской задолженностью и отсутствием ликвидного залога. Угрожающими темпами снижается численность населения в сельской местности, все острее стоит проблема кадров. Одной из насущных проблем, несмотря на определенные подвижки в этой сфере, продолжает оставаться недостаточное государственное регулирование рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия [10, с. 17].

Решение этих проблем обозначено в рамках Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, как стратегических задач.

Развитие отраслей и регионов в контексте проекта Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации должно осуществляться через создание зон опережающего роста, в данном случае - придания отдельным регионам статуса особо значимых аграрных территорий. В частности, эффективному развитию молочного животноводства может способствовать субсидирование части затрат на реализацию молока базисной жирности, в объемах, превышающих расчетные потребности населения региона.

Учитывая, что Алтайский край вывозит значительные объемы сыра, животного масла, сухого молока на общероссийский рынок, введение данной меры государственной поддержки позволило бы последовательно увеличивать производство молока и снизить высокую зависимость России по молочной группе товаров от импорта.

В проекте также предложено предусмотреть софинансирование за счет средств федерального бюджета строительства, капитального ремонта, комплексной реконструкции и эксплуатации внутрихозяйственных оросительных систем. 4 млн. гектаров пашни или более 60% от её наличия в крае находятся в зоне рискованного земледелия - недостаточного увлажнения, где количество осадков за вегетационный период составляет от 120 мм до 170 мм. На этой территории проживает половина сельского населения края. Одним из важнейших факторов обеспечения воспроизводства плодородия почв и развития сельскохозяйственного производства здесь является оросительная мелиорация, уровень развития которой в настоящее время не позволяет вести расширенное воспроизводство и становится серьезным ограничителем развития животноводства. Кроме того, существенный импульс развитию растениеводства, увеличению ввода в сельскохозяйственный оборот залежных земель, придало бы гарантированное установление на среднесрочную перспективу такой эффективной меры государственной поддержки, как субсидирование части затрат на приобретение горюче-смазочных материалов.

Таким образом, без развитого сельского хозяйства и прогрессивного АПК - позитивное развитие экономики Алтайского края и повышение благосостояния общества невозможно, должна проводиться всесторонняя работа на всех уровнях.

 

2.3  Пути решения проблем аграрного производства  Кировской области

 

В настоящий момент сельское хозяйство является современной и конкурентоспособной отраслью, локомотивом российской экономики. В условиях кризиса агропромышленный комплекс показывает устойчивое развитие практически по всем направлениям.

Производство мяса скота и птицы в 2013 году увеличилось на 6,8% по сравнению с прошлым годом, производство молока осталось на уровне соответствующего периода 2012 года.

Несмотря на засуху, в 2013 году получен высокий урожай зерновых. По оценкам в 90 млн тонн, возможно, около 93 млн тонн. Это выше среднегодовых показателей за последние 10 лет. Полностью обеспечивается внутренняя потребности в зерне (77 млн тонн) и сохраняется экспортный потенциал на уровне 19 млн тонн, что позволит нам занимать прочное место в тройке ведущих стран-экспортеров.

Такие результаты стали возможны благодаря системной, активной государственной поддержке, проводимой последнее десятилетие. Значительный импульс развитию сельского хозяйства придал национальный приоритетный проект "Развитие АПК" и продолжившая его Государственная программа развития сельского хозяйства.

В текущем году из федерального бюджета на развитие отрасли было выделено 183 млрд рублей, что на 30% больше, чем в прошлом году. Дополнительная косвенная поддержка отрасли оценивается Министерством в 30 млрд рублей. Это единый сельхозналог, фиксированные цены на ГСМ и минеральные удобрения, взвешенные меры таможенно-тарифной политики.

Кредитный портфель отрасли за 6 месяцев 2014 года составляет 486 млрд рублей, что соответствует прошлогоднему объему и создает устойчивые предпосылки для поступательного развития АПК.

Вместе с тем, Министерство продолжает проводить системную плановую работу по повышению эффективности государственной поддержки:

- введены критерии оценки эффективности  использования средств на основе  многоуровневой системы контроля  от региона до конечного получателя;

- создан общероссийский реестр  сельхозпроизводителей, получающих  бюджетную поддержку. Он включает в себя более 500 тыс. предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств из 83 субъектов страны;

- создается Единая система информационного  обеспечения агропромышленного  комплекса. Она позволит структурировать  отрасль в едином информационном поле и решит задачу по системному обмену данными между федеральными и региональными властями, а также сельскохозяйственными товаропроизводителями;

- в целях повышения оперативности  и системности принимаемых решений  Министерством согласованы региональные прогнозные балансы производства и потребления основных видов сельскохозяйственной продукции - с учетом биоклиматического потенциала субъектов Федерации и их места на агропродовольственном рынке страны;

- введена обязательная отчетность  субъектов по всем базовым показателям Государственной программы - в виде подготовки и защиты агропромышленных паспортов регионов в рамках подписанных соглашений по выполнению показателей Госпрограммы.

Приоритетными задачами на ближайшее время станут [10, с. 17]:

    • совершенствование земельного законодательства.
    • доработка для представления в Правительство "Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации";
    • принятие отраслевых программ по развитию свиноводства и семеноводства в Кировской области до 2018 года;
    • разработка программы развития инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка. Нам необходимо значительно расширить возможности по хранению и переработке зерна и других видов сельскохозяйственной продукции;
    • разработка концепции страхования в сельском хозяйстве, осуществляемого с государственной поддержкой. Система будет работать прежде всего на покрытие катастрофических убытков в сельскохозяйственном производстве и станет предельно прозрачной и эффективной;
    • разработка концепции развития региональных "агропромышленных парков". Они будут включать в себя перерабатывающие, транспортные, логистические мощности, а также осуществлять функцию продажи и маркетинга перерабатываемой продукции в интересах сельхозпроизводителей и потребителей;

Информация о работе Государственное регулирование развития регионов