Государственное регулирование России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования, наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого на развитие общества в целом.

Файлы: 1 файл

ГРЭ Россия.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное учреждение высшего профессионального  образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ — ФИЛИАЛ РАНХиГС

Факультет ГМУ

Кафедра Государственного регулирования экономики

 

 

Контрольная работа по дисциплине

«Государственное регулирование  экономики»

на тему: «Государственное регулирование России»

 

 

 

 

 

Выполнил: студент гр.11111,

Cмирнова Ю.А.

Проверил: зам. зав. кафедры, доцент, к.э.н.

Завадовский В. В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2013

 

 

 Основные понятия

 

В обеспечении нормального  функционирования любой современной  экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство  на протяжении всей истории своего существования, наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого на развитие общества в целом.

Государственное регулирование экономики– система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Государственное регулирование  экономики в условиях рыночного  хозяйства представляет собой систему  типовых мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

По вопросам, в каких  пропорциях должно сочетаться государственное  и рыночное регулирование, каковы границы  и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов – от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. История экономической науки пронизана дискуссией о роли государства в экономике. Одна точка зрения состоит в том, что государство в силу своей огромности и неизбежного бюрократизма не способно решать экономические проблемы лучше, чем сами участники рынка, а потому его вмешательство в дела изготовителей и потребителей следует свести к минимуму. Другая группа ученых утверждает, что современная экономика стала настолько сложной, а нации сталкиваются со столь сложными проблемами, что без объединения усилий всех граждан под эгидой государства просто не обойтись. В итоге этих многовековых дискуссий стала преобладающей точка зрения, состоящая в том, что государство должно вмешиваться в экономику лишь тогда, когда собственно рыночные механизмы срабатывают плохо или не работают на пользу общества в целом. Но, несмотря на все эти противоречия, необходимость выполнения государством определенных функций в области экономики не подвергается сомнению.1

 

Как известно, экономическая  модель современной России стремится  к рыночной, то есть представляет собой  синтез рыночного механизма и  элементов государственного регулирования.

Что же представляет собой государственное регулирование экономики в России? Действующее законодательство РФ не дает определения указанной категории и не раскрывает ее признаки. Лишь в нескольких законах, посвященных государственному регулированию отдельных отраслей и подотраслей национальной экономики предприняты попытки сформулировать определение такого сложного экономико-правового явления, как государственное регулирование. Так, например, в Федеральном законе от 14.07.1997 «О государственном регулировании агропромышленного производства»2 государственное регулирование определяется как «экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, включая рыбу и морепродукты, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства».

В большинстве нормативных  правовых актов понятие государственного регулирования вообще не раскрывается.

 

В системе мер государственного регулирования выделяют различные стороны - практическую и научную. Практический опыт - это совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. Теоретический аспект - систематическое научное исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. К научным подходам относится разработка моделей и прогнозов. Важной задачей научного аспекта является формирование экономического мышления.

Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных , к которым относятся:

- экономический рост;

- полная занятость;

- стабильность уровня  цен и устойчивость национальной  валюты;

- внешнеэкономическое  равновесие.

На значение и необходимость  государственно-правового регулирования  экономики обращают внимание в своих исследованиях многие правоведы. Так, В. С. Якушев, говоря об управлении экономическими процессами со стороны государства, справедливо замечает: «Наша страна начинает отказываться от идеи, что рыночная экономика якобы саморазвивающееся явление, не допускающее государственного регулирования. Сейчас необходимость участия государства в управлении экономикой становится общепризнанной. Более того, получает признание мысль об усилении влияния государства на все жизненные процессы: государство призвано принять на себя ответственность за состояние не только экономики, но и всех сторон жизни общества. К этому его обязывает действующая Конституция»

 

Социально-экономическая система  России

 

За последние 100 лет  наша страна пережила три системных кризиса. Первый – кризис системы царского самодержавия в начале XX в. Второй – кризис системы нерыночного, недемократического государственного советского социализма. Третий – кризис смешанной Eкапиталистическо- социалистической) путинской системы. Первые две системы были сметены самой историей, объективными процессами и факторами на конкретных этапах их развития. Третья чётко продемонстрировала свою неэффективность и нежизнеспособность за сравнительно короткий отрезок времени и нуждается в радикальной и научно-обоснованной перестройке. По сути постепенный процесс старения и умирания искусственно созданной тоталитарной системы начался уже после смерти И. Сталина. Период брежневизма был периодом застоя, но на самом деле разложение системы ускорилось. Казалось, выход из этого состояния был найден – это перестройка М. Горбачёва» и начавшиеся при Б. Ельцине, но так и не принявшие реальные очертания общественные преобразования. Далее следуют рыночные реформы современной России.

Возникает вопрос - какой тип социально-экономической системы возник в России в результате рыночных реформ? 

  Отвечая на этот вопрос, многие исследователи (в частности, М. Эллман, М. Нути) приходят к выводу, что в итоге реформ в России сформировалась "смешанная экономическая система". По мнению западных экономистов, особое значение имеют следующие черты этой системы: 

   1. Неэффективность государственного аппарата. Тот аппарат, который есть в современной России, имеет несовершенный характер. Распад Советского Союза не стал предпосылкой для создания государства, которое бы защищало общественные интересы.

2. Важность контроля  над экономическими ресурсами. 

   3. Непомерно большое значение личного подсобного хозяйства в экономике России. В 1998 г. в личных подсобных хозяйствах России производились 91,2 % всего картофеля, 79,6% овощей, 88,1% меда, 56,9% мяса, 48,3% молока, 30,1% яиц и 55% шерсти. Это является основанием для утверждения о наличии в России примитивного в технико-экономическом отношении сектора.  

   4. Большой удельный вес бартерных операций как следствие криминализации российской экономики и отсутствия научно обоснованной концепции приватизации. Следовательно, в "эру Ельцина" российская экономика не осуществляла переход к современной рыночной экономической модели. 

  5.Задержки в выплате заработной платы, причем самым злостным неплательщиком является государство. Неоплата факторов производства - серьезнейшее нарушение основополагающих принципов рыночной экономики. 

   6. Тесные связи между миром бизнеса, политики и криминальными структурами. 

   7. Отсутствие надежных гарантий неприкосновенности вкладов на банковских счетах. 

   8. Важность принципа "ты мне - я тебе", который адекватен докапиталистическим формам экономических отношений и имел большое значение в СССР.

В начале XXI в. в условиях глобального экономического кризиса, государства вынуждены были принять  целый ряд законодательных мер, направленных на поддержку банковского  сектора экономики, жизненно важных производств, регулирование ценообразования  на социально значимые товары и услуги, обеспечение социальных программ и т. д. Эти законодательные акты наряду с Конституцией РФ образуют правовое отражение социально- экономической системы России.

Экономический плюрализм  базируется на многообразии форм экономической деятельности. Это многообразие обеспечивается тем, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Таким образом, с начала XXI века не были продолжены общественная трансформация, формирование мощного  российского предпринимательства, рыночной инфраструктуры и инновационной модели экономики, демократического государства. До сих пор не сложилась государственная политика формирования институтов модернизации, инновационных стимулов, а это требует прежде всего фундаментальных институтов зрелой рыночной экономики, заинтересованности общества в креативном мышлении, сочетании государственных и рыночных механизмов в рамках партнёрства науки, образования, промышленности, бизнеса и государства. Именно эти институты и механизмы должны формировать спрос на модернизацию и инновации. Но такое развитие возможно лишь при наличии демократической политической системы в стране.

 

 

 

 

 

 

 Школы ГРЭ

 

Государственное регулирование экономики имеет  долгую историю  и восходит к

концу средневековья. Отношение к государственному вмешательству в экономику

на разных этапах её становления было различным.

В современных  условиях невмешательство государства  в социально-экономические процессы немыслимо. В дискуссиях и спорах сторонников различных экономических школ не отрицается необходимость ГРЭ. Разные подходы и взгляды существуют по поводу масштабов, форм и интенсивности государственного вмешательства в экономику.

Действующая в настоящее время в России школа именуется монетаризм. С середины 70-х годов начинаются контратаки на кейнсианство представителей либеральной мысли (М. Фридман, Ф.Хайек), завоевавшей умы государственных деятелей. Причинами тому послужили дефициты государственных бюджетов, ставшие хроническими, высокий уровень инфляции. К этому добавился нефтяной кризис 70-х годов.

Монетаризм как одно из направлений неоклассической  теории регулирующие функции признает за рынком, считая, что государство  должно резко сократить масштабы вмешательства в экономику. Единственная сфера вмешательства государства – денежное обращение. Контроль за денежной массой в обращении, сохранение стабильности денег – первый приоритет нынешней экономической политики государства.

Многие страны, формирующие  рыночную экономику, в большей или  меньшей степени стараются использовать различные методы регулирования экономики, которые вытекают из «институционального» подхода (в том числе и Россия). Смысл его в том, что государству в целях создания благоприятных условий для устойчивого роста экономики и повышения ее конкурентоспособности, необходимо создавать специальные институты (структуры) и вводить эффективные механизмы регулирования экономических процессов. Их основная функция состоит в том, чтобы выравнивать условия конкуренции для всех хозяйствующих субъектов, сглаживать диспропорции в распределении валового внутреннего продукта, стимулировать развитие эффективной, общественно полезной деятельности, заботиться о защите природы, ресурсосбережении, приоритете социального развития экономики.

 

 

 Социальная политика

 

Принципы организации экономической жизни общества, нашедшие отражение в Конституции, сводят до минимума вмешательство государства в экономику. Вместе с тем, Конституция устанавливает, что Российская Федерация — социальное государство.

Это означает, что государство не снимает с себя заботу о социальной защите своих граждан, его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Под социальным государством принято понимать государство, главная задача которого—достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности.

Основные задачи социального развития российского общества определяют и основные направления социальной политики Российской Федерации: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Информация о работе Государственное регулирование России