Государственное регулирование России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования, наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого на развитие общества в целом.

Файлы: 1 файл

ГРЭ Россия.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

"Реализация госпрограммы  обеспечит сбалансированное социально-экономическое  развитие субъектов РФ, ориентированное  на создание условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий для жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики регионов, а также сокращения уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии регионов и качестве жизни населения", — отмечается в справочном материале.

 

Направления ФРП в  РФ, в рамках которых решаются разные задачи и используются различные  инструменты, следующие:

  • выравнивание бюджетной обеспеченности регионов, для чего в превую очередь служат дотации региональным бюджетам. Необходимость выравнивания бюджетной обеспеченности регионов обусловлена прежде всего тем, что региональные и местные бюджеты несут основное бремя социальных расходов в стране
  • поддержка экономического развития регионов, прежде всего проблемных, но не только
  • создание стимулов для проведения эффективной социально-экономической и бюджетной политики региональными органами власти.

В ближайшие годы, безусловно, продолжится становление ФРП  в России. Как было показано в  статье, среди основных направлений совершенствования ФРП будут:

  • Конкретизация целей, задач масштабов ФРП в России
  • Стандартизация бюджетных услуг, в том числе для целей выравнивания бюджетной обеспеченности регионов
  • Координация ФРП с другими направлениями федеральной  экономической и инвестиционной политики
  • Повышение эффективности функционирования Инвестиционного фонда РФ, прежде всего, благодаря внедрению реального конкурса претендующих на поддержку фонда инвестиционных проектов и расширению географии деятельности фонда.6

 Внешнеэкономическая политика

Фундаментальными факторами  развития мировой экономики в период 2012— 2020 гг. станут продолжение процессов  глобализации в сочетании с усилением  регионализации, повышение инновационной и инвестиционной активности на развивающихся рынках и относительно слабый экономический рост в развитых странах. В среднесрочной перспективе не исключены экономическая рецессия, углубление долговых проблем экономик еврозоны и США, а также дальнейшая коррекция на мировых фондовых рынках. Темпы экономического роста в основных странах ОЭСР будут ниже, а в крупнейших развивающихся государствах — выше, чем в России.

К концу периода императивы повышения эффективности механизмов глобального и национального  регулирования с неизбежностью вызовут трансформацию как мировой, так и национальных моделей экономического роста, в рамках которой растущая открытость экономик будет сочетаться с усилением системного надгосударственного контроля процессов глобализации.

Доля трех основных товаров российского экспорта (сырая нефть, нефтепродукты, природный газ) увеличилась с 61,7 % в 2007 г. до 65,5 % в январе — сентябре 2011 г. Кризис усилил зависимость страны от сырьевого (в первую очередь топливно-энергетического) сектора, в то время как обрабатывающие производства значительно пострадали от снижения внутреннего и внешнего спроса, падения доступности инвестиционных ресурсов.

Таким образом, по ключевым направлениям улучшения международного позиционирования страны, сформулированным в прежней Концепции долгосрочного развития до 2020 г.: динамичное развитие и диверсификация экономики, рост ее инновационной составляющей — за прошедшие годы произошел реальный регрес

В условиях ограниченных возможностей влияния России на мировое развитие, ее международные позиции в период до 2020 года будут определяться противоречивыми внешними условиями политического и экономического развития крупных стран и регионов мира. К их числу следует отнести продолжение тенденций глобализации рынков товаров, услуг и капиталов, рост мировой экономики главным образом за счет Китая, Индии и других развивающихся экономик, а также сохранение региональных дисбалансов в торговой и финансовой сферах.

Темпы роста мирового ВВП в период 2012—2020 гг. (по паритету покупательной способности национальных валют) с высокой вероятностью составят 4,0—4,4 % в год, что выше ожидаемых для России. При этом в странах ОЭСР эти темпы будут ниже, а в крупнейших развивающихся государствах — выше, чем в России.

Налоговая политика

В периоде 2013 - 2015 годов  будет продолжена реализация целей  и задач, предусмотренных в предыдущих периодах.

Взимание налогов и  сборов может оказывать различное  влияние на поведение экономических  субъектов, создавать различные  стимулы как для организаций, так и для физических лиц. Необходимым условием для повышения конкурентоспособности российской экономики является ее диверсификация, технологическое обновление, модернизация производства. К важным факторам модернизации относится развитие некоммерческого сектора, предоставляющего в том числе услуги социального характера. Стимулирующая роль налоговой системы по перечисленным направлениям сохранится.

С учетом необходимости  обеспечения бюджетной сбалансированности следует предпринимать усилия, направленные на увеличение доходов бюджетной системы Российской Федерации. Основными источниками роста налоговых поступлений может стать как повышение налоговых ставок, изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов, так и принятие мер в области налогового администрирования. Отдельным направлением политики в области повышения доходного потенциала налоговой системы будет являться оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения.

Таким образом, содержанием  налоговой политики в среднесрочной  перспективе является определенный налоговый маневр, который будет  заключаться в снижении налоговой  нагрузки на труд и капитал и ее повышении на потребление, включая  дорогую недвижимость, на рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов, а также в переходе к новой системе налогообложения недвижимого имущества.

В части мер налогового стимулирования планируется внесение изменений в законодательство о  налогах и сборах по следующим направлениям:

1. Поддержка инвестиций  и развития человеческого капитала.

2. Совершенствование  налогообложения при операциях  с ценными бумагами и финансовыми  инструментами срочных сделок, а  также иных финансовых операциях.

3. Совершенствование специальных налоговых режимов для малого бизнеса.

4. Развитие взаимосогласительных  процедур в налоговых отношениях.

5. Страховые взносы  на обязательное пенсионное, медицинское  и социальное страхование.

 

Бюджетная политика.

В 2013 - 2015 годах решение задач социально-экономического развития будет осуществляться в условиях преемственности курса бюджетной политики на обеспечение макроэкономической стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, снижение зависимости бюджетов от внешнеэкономической конъюнктуры.

В 2013 - 2015 годах и в  период до 2018 года будет продолжена реализация потенциала повышения эффективности  бюджетных расходов, заложенного  в завершающейся в текущем  году Программе Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.

После подведения итогов ее реализации планируется разработка новой Программы повышения эффективности  управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года (далее - новая Программа повышения эффективности управления общественными финансами), направленная на решение задач, сформулированных в Бюджетном послании.

Основными целями бюджетной  политики на 2013 год и среднесрочную  перспективу являются:

1) укрепление макроэкономической  стабильности и обеспечение бюджетной  устойчивости;

2) разработка долгосрочной  бюджетной стратегии на период  до 2030 года;

3) определение параметров  развития пенсионной системы;

4) обеспечение условий  для формирования и исполнения федерального закона о федеральном бюджете на 2014 - 2016 годы в программном формате;

5) создание условий  для оказания качественных государственных  услуг;

6) разработка и реализация  нового этапа развития межбюджетных  отношений;

7) совершенствование  системы управления государственными активами и обязательствами Российской Федерации;

8) обеспечение прозрачности  и открытости бюджетного процесса.

Для укрепления макроэкономической стабильности и обеспечения бюджетной  устойчивости с 2013 года будут законодательно закреплены бюджетные правила, что позволит минимизировать зависимость бюджетной системы от волатильности цен на мировом рынке энергоресурсов, повысить точность долгосрочного финансового прогнозирования доходов и расходов бюджетной системы и сформировать в необходимых объемах суверенные фонды Российской Федерации.

При планировании расходов федерального бюджета в рамках применения бюджетных правил предлагается основываться на базовой цене на нефть. При этом под базовой ценой на нефть  в 2013 - 2015 годах предлагается понимать среднюю цену на нефть за пятилетний период для 2013 года, шестилетний и семилетний периоды для 2014 и 2015 годов соответственно.

В дальнейшем планируется  ежегодно увеличивать отчетный период определения базовой цены на нефть  на один год до достижения 10 лет.

В соответствии с бюджетными правилами предлагается при превышении базовой цены на нефть избыток  нефтегазовых доходов направлять в  Резервный фонд до достижения его  нормативной величины, равной 7% ВВП. В случае, если прогнозная цена на нефть окажется ниже базовой цены, на покрытие возникающего вследствие уменьшения доходов дефицита бюджета будут использоваться средства Резервного фонда.

После достижения нормативной  величины Резервного фонда бюджетными правилами предусматривается сбережение дополнительных нефтегазовых доходов в Фонде национального благосостояния. При этом часть этих средств может быть направлена на финансирование инфраструктурных и других приоритетных проектов, не влекущих длящихся обязательств Российской Федерации.

 

 

Инвестирование

Несмотря на значительные усилия государства инновационные  процессы по-прежнему не активизированы, поскольку неблагоприятный инвестиционный  климат, низкий (1—3 года) горизонт бизнес- планирования не мотивируют компании к реализации долгосрочных инновационных проектов даже при наличии финансовых ресурсов.

Таким образом, по ключевым направлениям улучшения международного позиционирования страны, сформулированным в прежней Концепции долгосрочного  развития до 2020 г.: динамичное развитие и диверсификация экономики, рост ее инновационной составляющей — за прошедшие годы произошел реальный регресс.

Вызов в инновационной сфере заключается в том, что  переход к инновационной экономике  происходит не только в развитых, но и в развивающихся странах. Бизнес активно финансирует поиск и разработку технологий, стабильно выводит на рынок новые продукты и услуги, разнообразные инструменты государственной политики позволяют поддерживать все более широкий круг участников инновационных процессов, обеспечивают прочную научную базу для решения проблем здравоохранения, безопасности и сохранения окружающей среды. Этот динамический баланс взаимодействия частного сектора и государства оказался под угрозой в период кризиса 2008—2009 г.: бизнес столкнулся с массовым падением спроса на все виды товаров и услуг, включая наукоемкие, а государственное финансирование сокращалось в условиях повсеместных дефицитов бюджета. Тем не менее, как и ожидалось, кризис стимулировал процессы конкуренции и реструктуризации компаний и целых отраслей, а антикризисные решения и программы, реализованные в США, ЕС, Японии, подтвердили высокую приоритетность науки и инноваций.

 

 

 

 

  1. 1 Завельский М.Г. Государственное регулирование рыночной экономики: Системный подход в российских условиях. - М.: Наука, 2006. – с.9.

2 Федеральный закон от 14 июля 1997г. № 100-ФЗ (в ред. от 23.12.2003г.) «О государственном регулировании агропромышленного производства» // СЗ.РФ.-1997.-№ 29.-Ст.3501

3 Белоусов А. Долгосрочные тренды российской экономики: сценарии экономического развития России до 2020 года // Общество и экономика. - 2005. - №12. - С.114-229

4 Шевченко И.В., Александрова Е.Н., Кравченко Т.Е. и др. Роль инвестиций в реализации стратегии экономического роста. - Финансы и кредит. - 2006. - №32. - С.27-28.

5 www.minregion.ru

6 О.В. Кузнецова «Федеральная региональная политика России: современное состояние перспективы»  с.12


Информация о работе Государственное регулирование России