Государственное регулирование России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования, наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого на развитие общества в целом.

Файлы: 1 файл

ГРЭ Россия.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

Основополагающим документом, регулирующим основы социальной политики, является Конвенция МОТ 1962 г. № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики». В ней отмечается, что проводимая государством социальная политика должна способствовать росту благосостояния и развитию населения, должна поощрять его стремление к социальному прогрессу. Конституция РФ опирается на основные положения данной Конвенции.

В статье 7, пункт 1 Конституции  РФ отмечается: «Российская Федерация  социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Социальная защита населения  России осуществляется по двум направлениям: защита нетрудоспособных граждан и экономически активной части населения. Для поддержания благосостояния нетрудоспособных граждан и социально уязвимых категорий населения используется система гарантированных преимуществ в пользовании фондами социальной защиты, льгот в налогообложении, развитии социального обслуживания и пр. Тем, кто еще или уже нетрудоспособен, предоставляются социальные трансферты в виде пенсий, пособий, стипендий или других социальных выплат. Социальная защита экономически активной части населения реализуется посредством предоставления равных возможностей для обеспечения собственного благосостояния за счет трудового вклада, предпринимательской инициативы, а также обязательного и добровольного страхования от различных видов социального риска.

Решающее значение для  реализации системы социальной защиты имеет формирование и использование государственных минимальных социальных стандартов, включающих наиболее важные социальные нормы и нормативы. Система государственных минимальных социальных стандартов охватывает трудовые отношения и оплату труда (минимальный размер оплаты труда и пр.); условия и охрану труда (нормальная продолжительность рабочего времени, продолжительность рабочей недели и пр.); сферу занятости (пособие по безработице, размер стипендии на период профессиональной подготовки и пр.); пенсионное и другие виды социального обеспечения (минимальный размер пенсии, трудовые пенсии и пр.), систему государственного социального страхования (пособие по временной нетрудоспособности, пособие по уходу за больным ребенком и пр.); пособия семьям с детьми и другим категориям населения (пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие матерям и пр.); стипендии; компенсационные выплаты лицам, подвергшимся воздействию вследствие радиационной катастрофы; социальные гарантии в области здравоохранения, образования и культуры; другие социальные пособия и выплаты.

Сегодня население страны поставлено в такие условия, когда  любая, даже самая эффективная стратегия реформ не может быть реализована без немедленного спасения трудового потенциала страны, для чего необходимо проведение эффективной социальной политики. После 15 лет реформ стала очевидной пагубность недооценки решения социальных проблем. Стоит заметит, что не все реформы осуществляются успешно и в полной мере соответствуют стандартам. Речь идет о том, что минимальная оплата труда не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения; соотношение средней пенсии и средней оплаты труда не должно быть ниже 40 %; базовый стандарт современного государства должен обеспечивать основные компоненты условий жизни (питание, одежду, жилище, минимальные услуги образования и здравоохранения).

Так же неутешительные выводы можно увидеть в образовании  и науке. По оценкам, сделанным на основе официальной российской статистики, за последние 8-9 лет расходы на образование в реальном исчислении сократились на 55%, а рост частных расходов на эти цели лишь частично компенсировал недостающие средства.  В еще большей степени сократились расходы на науку и научные  расходы, тем самым упал престиж на профессиональную научную и научно-производственную деятельность. Как следствие снизилось качество образования выпускников высших и средних школ. А необходимость неофициальных частных доплат затруднило доступ в средние общеобразовательные заведения неимущих слоев населения.

Таким образом, проводимая социальная политика в стране требует  доработок и качественного совершенствования. Нужно учиться расставлять приоритеты и грамотно распоряжаться доходами и расходами.

 

 

Рыночная политика

 

Слова «рыночная экономика» в России уже не употребляют - и власть, и население осознает ее как реальность, в которой все живут.

«Малый биснес доложен стать  основой увеличения среднего класса в России», -  это слова Дмитрия Медведева на заседании Госсовета в Тобольске.

Он также напомнил, что к 2020 году в нашей стране до 60-70% населения  должны относиться к среднему классу. В то же время он признал, что в  сфере малого бизнеса пока больше проблем, чем видимых достижений. На наш взгляд, к развитию малого и среднего бизнеса надо относиться как к пятому национальному проекту - пока задача не поставлена именно так, региональные и федеральные власти занимаются преимущественно крупным бизнесом и поддержкой сырьевых проектов. В России по отношению к малому и среднему бизнесу должна появиться системная рыночная политика.

Рыночная экономика в России есть, нет рыночной политики. Рыночная политика - это не регулирование  по географическому или национальному  признаку торговли на оптовых или розничных рынках. Это сознательное вовлечение миллионов людей в реальные экономические процессы, снятие с иждивения государства и вывод из состояния существования без возможности заработать достойные деньги собственным трудом. А малый и средний бизнес - лучший способ такого вовлечения. 
 
Одна из главных проблем России в том, что по-прежнему, спустя 15 лет после начала рыночных реформ, значительная часть российского населения, особенно в провинции, по сути, не является активным участником этой самой рыночной экономики.

В нашей новейшей истории уже  были специализированные правительственные  органы по поддержке предпринимательства, которые создавались, а потом  расформировывались. На государственном уровне должна быть осознана необходимость развития малого и среднего бизнеса именно как принципиальной, стратегической политической (а не только экономической) задачи развития страны. И должен появиться четкий алгоритм такой поддержки.

Такая рыночная политика позволит сделать  миллионы людей в лучшем смысле этого слова независимыми от государства.

 

 Экономическая политика

 

    Называя и анализируя эти непривлекательные особенности российской экономики, которые давали основание считать ее несовершенной, большинство зарубежных аналитиков (в частности, М. Эллман) в то же время признают, что это мутантная рыночная экономика. Этот вывод подтверждается тем, что в России больше нет дефицита потребительских товаров и товаров производственного назначения; рынок быстро реагирует на обесценение рубля; цены на внутреннем рынке связаны с мировыми ценами.

Экономическая политика — это комплекс управленческих стратегий и технологий по использованию  имеющихся ресурсов для достижения намеченных целей развития в русле  определенной идеологической парадигмы.

Экономическая политика в современной России обусловлена  необходимостью преодоления “трансформационного  спада” (Я. Корнай) и его социально-экономических  последствий.

О своих целях  и задачах Правительство России заявило в концепции среднесрочной программы РФ на 1997—2000 гг. “Структурная перестройка и экономический рост”.

Главная задача, как явствует из названия документа, состоит в необходимости создания условий для экономического роста, одним из которых является изменение структуры народного хозяйства.

На протяжении этих лет Россия старалась исполнять свои обязательства и добиваться целей. За 2001-2005 гг. ВВП России вырос на 35%, промышленная продукция - на 28%, реальные доходы населения - в 1,7 раза. Но в то же время анализ показывает, что нынешний рост происходит в основном благодаря ряду факторов, благоприятно сложившихся для российской экономики в последние годы. К их числу относятся, прежде всего, высокие цены мирового рынка на нефть, другие топливные и сырьевые ресурсы.

На современном этапе  Институт народнохозяйственного прогнозирования  РАН совместно с Институтом экономики  РАН разработал макроструктурную модель развития экономики России на период до 2020 г.3

Эта работа позволила  выявить наиболее актуальные проблемы, на решение которых должна быть направлена интерактивная система целевого экономического прогнозирования. Проведенные прогнозно-аналитические расчеты показали, что ключевую роль в поддержании поступательного развития экономики может и должно сыграть качественное изменение направленности российской внешнеэкономической политики. Сегодня экономическое развитие страны практически полностью определяется требованиями рынка стран Запада. Россия продолжает покорно выполнять роль топливно-сырьевого придатка экономики западных стран. Это наглядно видно из динамики экспорта нефти и газа.

В подтверждение этого  можно привести рассуждения Шевченко И.В. с соавт. Ученые пишут: «Важным  фактором дополнительного роста  российской экономики и решения  ряда проблем является резкое ограничение роста экспорта нефти и газа в страны Запада. Следовательно, эта мера отвечает общенациональным интересам России.4

Для российской экономики  сохраняется угроза оказаться в  числе стран, чье влияние на развитие мировой экономики является незначительным. Продолжает снижаться доля России в мировом производстве и торговле. По прогнозам экономистов Россия уже в среднесрочной перспективе столкнется как с ограничениями эффективных производственных фондов, так и с энергетическими ограничениями на сколько-нибудь существенный экономический рост. Без значительного реформирования российская финансовая система еще долго будет оставаться потенциальным источником нестабильности и потрясений в стране. Ухудшение демографической ситуации, кризис в сферах образования и здравоохранения могут вызвать ускоренную деградацию человеческого капитала страны.

Единственным способом ответа на вызовы является достижение устойчиво высоких темпов экономического роста, который остается крайне неустойчивым и обязан, прежде всего, благоприятному состоянию мировой конъюнктуры последних лет, за счет чего наша экономика получила значительные экономические преимущества и большие дополнительные доходы. Быстрый и устойчивый рост может быть только тогда, когда производится конкурентоспособная продукция. По мнению Президента России "конкурентоспособным должно быть все - товары и услуги, технологии и идеи, бизнес и само государство, частные компании и государственные институты, предприниматели и государственные служащие, студенты, профессора, наука и культура".

 

 

Государственная политика

Государственное регулирование в России преследует три цели: - минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов, - создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования национальной экономики, - обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым. Умелое государственное регулирование позволяет ликвидировать те “провалы”, которые невозможно восполнить, используя исключительно рыночный механизм. Но важно подчеркнуть, что никто не утверждает, будто все проблемы заканчиваются тогда, когда государство компенсирует провалы рынка. Ведь существует и фиаско государства (фиаско государственного регулирования), под которым понимается неэффективное распределение ресурсов в результате государственного регулирования. Фиаско государственного регулирования применительно к ситуации в России может быть вызвано следующими причинами:

  • ограниченность, ненадежность или сознательное искажение информации, необходимой для выработки того или иного курса;
  • несовершенство политического процесса, в результате чего искажается общественный выбор;
  • наличие мощного бюрократического аппарата, интересы которого могут приходить в противоречие с интересами общества в целом;
  • неспособность государства полностью предусматривать и контролировать последствия принятых им решений;
  • наличие временного лага между осознанием проблемы, принятием решений, их воплощением в жизнь и результатами их реализации. Это означает, что мероприятия, оптимальные с точки зрения правительства сегодня, могут оказаться неоптимальными в будущем времени. В связи с временными интервалами возникает проблема внутренних и внешних лагов, которая также может привести к фиаско государства. Речь идёт об эффекте запаздывания, то есть разрыве во времени между осознанием проблемы, принятием государственных решений и результатами воплощения правительственной программы в жизнь. Под внутренним лагом понимают промежуток времени, который проходит между моментом возникновения какого-либо экономического явления и моментом принятия ответной меры.

Региональная политика

Региональная политика в Росси осуществляется согласно государственной действующей программе  «Региональная политика и федеративные отношения», которая утверждена Правительством РФ 26 марта 2013г.. №435-р.

В состав государственной  программы включены три подпрограммы:

- «Совершенствование  федеративных отношений и механизмов  управления региональным развитием»;

- «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России»;

- «Оказание содействия  добровольному переселению в  Российскую Федерацию соотечественников,  проживающих за рубежом».

Целью госпрограммы является обеспечение сбалансированного  развития субъектов РФ.5

Программа предполагает стимулирование органов госвласти  субъектов РФ и органов местного самоуправления к наращиванию собственного экономического потенциала, укрепление единства многонационального народа страны, а также содействие социально-экономическому развитию регионов.

Для достижения целей  программы также предлагается совершенствовать федеративные отношения и местное самоуправление, в том числе механизмы и условия передачи полномочий РФ субъектам. Кроме того, запланировано решение демографических проблем, в первую очередь, на территориях приоритетного заселения.

Информация о работе Государственное регулирование России