Государственное регулирование рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

В периоды кризисов наш рынок труда легко приспосабливался к ним. Занятость оставалась на высоком уровне, но реальная заработная плата заметно снижалась. Следствием этого является то, что в нашей стране при высоком уровне занятости высок уровень бедности. Это лишний раз подтверждает неэффективность государственного регулирования.
Цель моей работы – понять, почему у нас сложился именно такой рынок труда, какие проблемы стоят сейчас наиболее остро, какие меры необходимы для устранения этих проблем.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………....2
Глава 1. Рынок труда и его структура………………………………………..3
Понятие рынка труда и рабочей силы…………………………………3
Спрос на труд, предложение труда, их равновесие…………………..4
Внутренний рынок труда………………………………………………..7
Особенности Российского рынка труда…………………………………8
Недостаток спроса и ограниченность предложения на российском
рынке труда………………………………………………………………13
Глава 2. Причины и формы безработицы…………………………………....17
Сущность безработицы……………………………………………….....17
Формы безработицы, её причины и последствия………………………18
Занятость в России………………………………………………………20
Глава 3. Государственное регулирование рынка труда……………………..22
Основные направления регулирования рынка труда………………...22
Биржа труда и частные посреднические фирмы……………………….23
регулирование рынка труда в России…………………………………24
Заключение………………………………………………………………………26
Библиографический список…………………………………

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

Существуют различные  причины завышения заработной платы: ограниченное предложение работников определенных видов специальностей, межотраслевая и межсекторальная  конкуренция.

Издержки при найме  и увольнении также увеличиваются  за счет трудового законодательства (для законопослушных предприятий). Существуют еще и издержки, связанные с поиском работников и работодателей; они возникают из-за отсутствия или непрозрачности информации о соискателях рабочих мест.

Таким образом, обучаясь специальностям, «востребованным» на рынке труда, молодые специалисты сталкиваются с большими проблемами при получении работы по специальности. Это происходит не только из-за ошибок, допущенных системой образования, а в силу действующей институциональной конфигурации рынка труда, которая стимулирует предприятия подавать ложные сигналы, но не поощряет их нанимать молодых специалистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Причины и формы  безработицы.

 

2.1. Сущность безработицы.

С экономической точки  зрения занятость – это численность  работающих при равновесии спроса на труд и предложения труда. Нарушение этого равновесия ведет к образованию излишка рабочих мест или к безработице. Безработица – это превышение предложения труда над спросом на труд. Безработица наступает, когда зарплата превышает равновесный уровень.

Сначала все население  страны подразделяется на следующие 2 части:

  1. Экономически неактивное население – жители страны, которые не входят в состав рабочей силы. К ним относятся:

а) учащиеся и студенты, обучающиеся на дневной форме  в учебных заведениях;

б) пенсионеры (по старости и другим основаниям);

в) лица, ведущие домашнее хозяйство;

г) отчаявшиеся найти  работу;

  1. Экономически активное население – часть граждан, которая предлагает рабочую силу для производства товаров и услуг.

В свою очередь экономически активное население делится на две группы:

  1. Занятые – лица в возрасте от 16 и старше, которые выполняют любую оплачиваемую работу и те, кто имеет работу, но не работает из-за болезни, забастовки или отпуска.
  2. Безработные – лица от 16 лет и старше, которые не имеют работы, активно ведут её поиск и готовы приступить к ней.

Уровень безработицы  – это количество безработных, деленное на общую численность рабочей  силы.

 

 

2.2.Формы безработицы,  её причины и последствия.

 

У экономистов существует ряд теорий, объясняющих безработицу.

  1. Теория Маркса. Он считал, безработицу вынужденной, выводил её из капитала. Одна часть капитала расходуется на средства труда, а другая на рабочую силу. Капитал растет за счет первой части, а доля затрат на покупку рабочей силы снижается, следовательно темп втягивания  рабочих в производство уменьшается. Основной капитал обновляется, и ему уже не требуется то количество рабочих, которое было раньше, и часть занятых выходит из производства.
  2. Теория неоклассиков. Они считают всю безработицу добровольной. Неоклассики утверждают, что работники требуют слишком высокую зарплату, и когда рынок уменьшает её, они добровольно прекращают работу.
  3. Теория Кейнса. Он, так же как и Маркс, считают безработицу вынужденной. Кейнс полагает, что причина безработицы в том, что недостаточен уровень эффективного спроса, нет в наличии рабочих мест.
  4. Теория монетаристов. Они считают, что безработица возникает по вине государства и профсоюзов. Их вина заключается в том, что они дробят единый рынок на множество локальных не связанных друг с другом рынков. Получается, что на одних рынках трудоизбыточность, на других – трудонедостаточность.

Так же экономисты неодинаково  различают формы безработицы.

Маркс различает следующие  формы:

  1. Текучая безработица. Часть рабочих то втягивается в производство, то выходит из него.
  2. Застойная безработица. Не все вышедшие из производства работники могут вернуться обратно.

Западные экономисты различают другие формы безработицы:

  1. Фрикционная безработица. Возникает вследствие неповоротливости рынка труда. Рабочие места есть, но рынок не успевает устроить людей. Фрикционную безработицу считают добровольной.
  2. Структурная безработица. Это вынужденная безработица. Технический прогресс уничтожает одни специальности и рабочие места, но создает другие. Однако работник временно считается безработным, так как ищет себе другое место (переобучается)
  3. Циклическая безработица. Эта форма возникает из-за кризисов.

Первую и вторую формы  безработицы относят к естественной безработице. Естественный уровень безработицы – это уровень безработицы при полной занятости, соответствующий потенциальному ВВП. По странам его определяют от 6 до 8 %. Такой уровень естественной безработицы сохраняет равновесие между спросом и предложением рабочей силы. Циклическая же безработица наносит экономический урон обществу. Взаимосвязь между безработицей и выпуском продукции была исследована американским экономистом А. Оукеном, и получила название закон Оукена. В соответствии с этим законом каждый процент превышения фактической безработицы естественного уровня уменьшает ВВП на 2,7 %.

Но безработица имеет  и серьезные социальные и политические последствия. Работа для человека это  не только источник дохода, но и средство обретения определенных статусов. Потеря занятости означает потерю этих статусов. Безработица разрушающе действует на личность. Это психические заболевания и деградация человека.

Безработица – опасное  в политическом отношении явление. Она создает слой отчаявшихся  политически безграмотных людей, которые  становятся подвластны силам реакции, экстремизма и терроризма.

 

 

 

 

      1. Занятость в России

 

За последние 4 года российский ВВП вырос более чем на треть, выпуск промышленной продукции увеличился на 40 %. При экономическом росте  увеличивается занятость и снижается  уровень безработицы. Уровень безработицы в нашей стране за это время снизился с 9,3 до 5,9 млн. человек [ 7; 66]. По сравнению с другими странами переходных экономик уровень безработицы в нашей стране один из самых низких. Более рационально стало использоваться рабочее время. Выросла производительность труда, как в промышленности, так и сфера услуг. Почти 60 % [7; 66] всех занятых приходится на сферу услуг.

Но качество нашей  высокой занятости оставляет  желать лучшего. За последние годы бюджетников  в нашей стране стало намного больше. А это сулит огромные проблеме в социальной сфере. Государство, создавая низкооплачиваемые рабочие места, усугубляет бедность в нашей стране, оно не борется с ней.

В промышленности ликвидируются  старые малопроизводительные рабочие  места, но и новые места не создаются. Они создаются лишь в неформальном секторе, где не соблюдаются наши законы и постоянно нарушаются права работников.

На российском рынке  труда очень жесткие законодательные  правила, но в то же время они не соблюдаются, очевидна массовая практика неформальных договоренностей. Многие работодатели вообще обходят эти правила.

Модель нашего рынка  труда имеет свои плюсы и минусы. Такое устройство позволяло смягчить кризисы, которые наступили в  период реформ. Эти кризисы уменьшили реальную заработную плату, но занятость осталась по-прежнему высокой. Это объясняет то, что в нашей стране при высокой занятости так же высокий уровень бедности. Ещё одно следствие такой модели – потеря человеческого капитала в обрабатывающей промышленности. Из-за издержек, которые возникают при массовом увольнении наименее ценных работников, возникла текучесть наиболее ценных. Они уходили в те сектора, где предлагали более высокую заработную плату.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Государственное регулирование  рынка труда.

 

3.1.Основные направления  регулирования рынка труда.

 

В настоящее время  во всех развитых странах есть государственные  программы занятости. Они созданы  главным образом на основе неоклассической, кейнсианской и монетаристской теорий. Кейнсианцы в отличие от неоклассиков и монетаристов считают, что рынок не способен к автоматическому саморегулированию. Кейнс считает, что занятость нельзя регулировать с помощью заработной платы. Вопросы занятости по Кейнсу нужно решать антикризисной и антициклической политикой. Однако Кейнсианцы выработали инструмент государственного регулирования занятости и заработной платы – это кривая Филипса. Она связывает два ряда величин. 

По Филипсу и по Кейнсу безработица и инфляция не могут расти одновременно.

Монетаристы считают, что  кривую Филлипса можно использовать только в краткосрочном периоде. Такова концептуальная основа регулирования.

Среди направлений государственного регулирования рынка труда можно выделить 4 группы направлений:

  1. Программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест.
  2. Программы по подготовке и переподготовке кадров.
  3. Программы содействия найму рабочей силы.
  4. Программы по социальному страхованию безработицы.

Борьба с безработицей включает в себя две группы мероприятий:

  1. Активные и пассивные методы. К активным методам относятся профессиональная переподготовка рабочих, создание новых рабочих мест, проведение общественных работ для безработных. Пассивные методы – это выплата пособий.
  2. Прямые и косвенные меры. Прямые проводятся прямо на предприятиях. Косвенные же осуществляются на макроэкономическом уровне.

 

3.2.Биржа труда и  частные посреднические фирмы.

 

Биржа труда – одна из структур рыночной экономики, организация, осуществляющая посредничество между работниками и предпринимателями, при совершении купли-продажи рабочей силы. Биржи труда способствуют упорядочению процессов устройства трудящихся на работу, а предпринимателям помогают организовать наем работников. В большинстве стран биржи труда являются государственными и осуществляют  свою деятельность под руководством министерства труда. Однако на рынке труда функционируют и частные посреднические фирмы. Эффективность их деятельности очень высока.

Основными направлениями деятельности бирж труда являются:

  • Регистрация безработных;
  • Регистрация вакантных мест;
  • Трудоустройство безработных;
  • Изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней;
  • Тестирование лиц, желающих получить работу;
  • Профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных;
  • Выплата пособий;

Большинство граждан  предпочитают устраиваться через частные  посреднические фирмы. Я считаю, что  это происходит потому, что эти  организации заинтересованы в трудоустройстве  безработных, они за это получают деньги от предприятия, куда устроили работника, и шанс найти в более короткие сроки более достойную работу выше.

 

    1. Регулирование рынка труда в России.

 

Основные положения  российской модели защиты от безработицы  закреплены в законе «О занятости населения Российской Федерации», принятом в июле 1991 года и действующем в настоящее время.

Здесь действуют две  системы: материальная поддержка безработных  и социальная помощь. К материальной поддержке относится выплата  пособия по безработице в соответствии с размером получаемого заработка и периодом оплачиваемой занятости. Социальная помощь предполагает несколько видов социальных пособий по безработице: социальные пособия для впервые выходящих на рынок труда или выходящих после длительного перерыва; социальные пособия семьям в форме ежемесячных выплат на иждивенцев, находящихся на содержании безработных. Размер этих доплат зависит от размера минимальной заработной платы и от прожиточного минимума.

В период реализации этой программы возник ряд проблем: несоответствие поставленных целей финансовым возможностям государства, несовместимость модели защиты от безработицы с реформами, начавшимися в России в 1992 году.

Последствия начавшихся проблем (1996 – 2001 гг.):

  1. Длительные задержки выплат пособий по безработице (до 2 лет).
  2. Сокращение размера выплачиваемых пособий.
  3. Выплаты пособий в виде товаров и услуг.
  4. Сведение к минимуму программы досрочных пенсионеров.
  5. Увеличение масштабов и углубление бедности семей безработных.

Информация о работе Государственное регулирование рынка труда