Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 17:54, курсовая работа
В периоды кризисов наш рынок труда легко приспосабливался к ним. Занятость оставалась на высоком уровне, но реальная заработная плата заметно снижалась. Следствием этого является то, что в нашей стране при высоком уровне занятости высок уровень бедности. Это лишний раз подтверждает неэффективность государственного регулирования.
Цель моей работы – понять, почему у нас сложился именно такой рынок труда, какие проблемы стоят сейчас наиболее остро, какие меры необходимы для устранения этих проблем.
Введение………………………………………………………………………....2
Глава 1. Рынок труда и его структура………………………………………..3
Понятие рынка труда и рабочей силы…………………………………3
Спрос на труд, предложение труда, их равновесие…………………..4
Внутренний рынок труда………………………………………………..7
Особенности Российского рынка труда…………………………………8
Недостаток спроса и ограниченность предложения на российском
рынке труда………………………………………………………………13
Глава 2. Причины и формы безработицы…………………………………....17
Сущность безработицы……………………………………………….....17
Формы безработицы, её причины и последствия………………………18
Занятость в России………………………………………………………20
Глава 3. Государственное регулирование рынка труда……………………..22
Основные направления регулирования рынка труда………………...22
Биржа труда и частные посреднические фирмы……………………….23
регулирование рынка труда в России…………………………………24
Заключение………………………………………………………………………26
Библиографический список…………………………………
Существуют различные
причины завышения заработной платы:
ограниченное предложение работников
определенных видов специальностей,
межотраслевая и
Издержки при найме и увольнении также увеличиваются за счет трудового законодательства (для законопослушных предприятий). Существуют еще и издержки, связанные с поиском работников и работодателей; они возникают из-за отсутствия или непрозрачности информации о соискателях рабочих мест.
Таким образом, обучаясь специальностям, «востребованным» на рынке труда, молодые специалисты сталкиваются с большими проблемами при получении работы по специальности. Это происходит не только из-за ошибок, допущенных системой образования, а в силу действующей институциональной конфигурации рынка труда, которая стимулирует предприятия подавать ложные сигналы, но не поощряет их нанимать молодых специалистов.
2.Причины и формы безработицы.
2.1. Сущность безработицы.
С экономической точки зрения занятость – это численность работающих при равновесии спроса на труд и предложения труда. Нарушение этого равновесия ведет к образованию излишка рабочих мест или к безработице. Безработица – это превышение предложения труда над спросом на труд. Безработица наступает, когда зарплата превышает равновесный уровень.
Сначала все население страны подразделяется на следующие 2 части:
а) учащиеся и студенты, обучающиеся на дневной форме в учебных заведениях;
б) пенсионеры (по старости и другим основаниям);
в) лица, ведущие домашнее хозяйство;
г) отчаявшиеся найти работу;
В свою очередь экономически активное население делится на две группы:
Уровень безработицы – это количество безработных, деленное на общую численность рабочей силы.
2.2.Формы безработицы, её причины и последствия.
У экономистов существует ряд теорий, объясняющих безработицу.
Так же экономисты неодинаково различают формы безработицы.
Маркс различает следующие формы:
Западные экономисты различают другие формы безработицы:
Первую и вторую формы
безработицы относят к
Но безработица имеет и серьезные социальные и политические последствия. Работа для человека это не только источник дохода, но и средство обретения определенных статусов. Потеря занятости означает потерю этих статусов. Безработица разрушающе действует на личность. Это психические заболевания и деградация человека.
Безработица – опасное в политическом отношении явление. Она создает слой отчаявшихся политически безграмотных людей, которые становятся подвластны силам реакции, экстремизма и терроризма.
За последние 4 года российский
ВВП вырос более чем на треть,
выпуск промышленной продукции увеличился
на 40 %. При экономическом росте
увеличивается занятость и
Но качество нашей высокой занятости оставляет желать лучшего. За последние годы бюджетников в нашей стране стало намного больше. А это сулит огромные проблеме в социальной сфере. Государство, создавая низкооплачиваемые рабочие места, усугубляет бедность в нашей стране, оно не борется с ней.
В промышленности ликвидируются старые малопроизводительные рабочие места, но и новые места не создаются. Они создаются лишь в неформальном секторе, где не соблюдаются наши законы и постоянно нарушаются права работников.
На российском рынке
труда очень жесткие
Модель нашего рынка труда имеет свои плюсы и минусы. Такое устройство позволяло смягчить кризисы, которые наступили в период реформ. Эти кризисы уменьшили реальную заработную плату, но занятость осталась по-прежнему высокой. Это объясняет то, что в нашей стране при высокой занятости так же высокий уровень бедности. Ещё одно следствие такой модели – потеря человеческого капитала в обрабатывающей промышленности. Из-за издержек, которые возникают при массовом увольнении наименее ценных работников, возникла текучесть наиболее ценных. Они уходили в те сектора, где предлагали более высокую заработную плату.
3.Государственное
3.1.Основные направления регулирования рынка труда.
В настоящее время во всех развитых странах есть государственные программы занятости. Они созданы главным образом на основе неоклассической, кейнсианской и монетаристской теорий. Кейнсианцы в отличие от неоклассиков и монетаристов считают, что рынок не способен к автоматическому саморегулированию. Кейнс считает, что занятость нельзя регулировать с помощью заработной платы. Вопросы занятости по Кейнсу нужно решать антикризисной и антициклической политикой. Однако Кейнсианцы выработали инструмент государственного регулирования занятости и заработной платы – это кривая Филипса. Она связывает два ряда величин.
По Филипсу и по Кейнсу безработица и инфляция не могут расти одновременно.
Монетаристы считают, что кривую Филлипса можно использовать только в краткосрочном периоде. Такова концептуальная основа регулирования.
Среди направлений государственного регулирования рынка труда можно выделить 4 группы направлений:
Борьба с безработицей включает в себя две группы мероприятий:
3.2.Биржа труда и частные посреднические фирмы.
Биржа труда – одна из структур рыночной экономики, организация, осуществляющая посредничество между работниками и предпринимателями, при совершении купли-продажи рабочей силы. Биржи труда способствуют упорядочению процессов устройства трудящихся на работу, а предпринимателям помогают организовать наем работников. В большинстве стран биржи труда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда. Однако на рынке труда функционируют и частные посреднические фирмы. Эффективность их деятельности очень высока.
Основными направлениями деятельности бирж труда являются:
Большинство граждан предпочитают устраиваться через частные посреднические фирмы. Я считаю, что это происходит потому, что эти организации заинтересованы в трудоустройстве безработных, они за это получают деньги от предприятия, куда устроили работника, и шанс найти в более короткие сроки более достойную работу выше.
Основные положения российской модели защиты от безработицы закреплены в законе «О занятости населения Российской Федерации», принятом в июле 1991 года и действующем в настоящее время.
Здесь действуют две системы: материальная поддержка безработных и социальная помощь. К материальной поддержке относится выплата пособия по безработице в соответствии с размером получаемого заработка и периодом оплачиваемой занятости. Социальная помощь предполагает несколько видов социальных пособий по безработице: социальные пособия для впервые выходящих на рынок труда или выходящих после длительного перерыва; социальные пособия семьям в форме ежемесячных выплат на иждивенцев, находящихся на содержании безработных. Размер этих доплат зависит от размера минимальной заработной платы и от прожиточного минимума.
В период реализации этой программы возник ряд проблем: несоответствие поставленных целей финансовым возможностям государства, несовместимость модели защиты от безработицы с реформами, начавшимися в России в 1992 году.
Последствия начавшихся проблем (1996 – 2001 гг.):
Информация о работе Государственное регулирование рынка труда