Государственное регулирование рыночной экономики в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – отразить методы государственной власти России, влияющие на развитие рыночной экономики.
Задача – показать, что государственное регулирование экономики России является необходимым для осуществления социальной политики, вообще стратегии социализации в широком смысле.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…2
Глава 1. Развитие государственной экономической политики России в переходный период………………………………………………………………4
1.1. Этапы трансформационного процесса……………………………………..4
1.2. Особенности и результаты первого этапа………………………………….6
1.3. Второй этап трансформационного процесса……………………………….7
1.4. Третий этап экономических реформ………………………………………..7
1.5. Изменение роли государства в экономике России…………………………9
1.6. Современная экономическая политика государства……………………....10
Глава 2. Функции и задачи государства, необходимые для регулирования экономики…………………………………………………………………………..12
2.1. Регулирующие функции государства………………………………………...12
2.2. Государство как участник рынка……………………………………………..13
2.3. Решение социальных проблем и преобразования в структуре управления..13
2.4. Поддержка предпринимательства…………………………………………….14
2.5. Управление государственной собственностью……………………………...15
2.6. Вывод…………………………………………………………………………...16
Заключение………………………………………………………………………….19
Список использованных источников……………………………………………...21

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

     Содержание.

Введение………………………………………………………………………..…2

Глава 1. Развитие государственной экономической  политики России в переходный период………………………………………………………………4

1.1. Этапы трансформационного  процесса……………………………………..4

1.2. Особенности  и результаты первого этапа………………………………….6

1.3. Второй  этап трансформационного процесса……………………………….7

1.4. Третий  этап экономических реформ………………………………………..7

1.5. Изменение  роли государства в экономике  России…………………………9

1.6. Современная  экономическая политика государства……………………....10

Глава 2. Функции и задачи государства, необходимые для регулирования  экономики…………………………………………………………………………..12

2.1. Регулирующие  функции государства………………………………………...12

2.2. Государство  как участник рынка……………………………………………..13

2.3. Решение  социальных проблем и преобразования в структуре управления..13

2.4. Поддержка  предпринимательства…………………………………………….14

2.5. Управление  государственной собственностью……………………………...15

2.6. Вывод…………………………………………………………………………...16

Заключение………………………………………………………………………….19

Список использованных источников……………………………………………...21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Инфляционные скачки цен, бюджетный дефицит, денежная волна и её оттоки, расстройство системы поставок, денежные реформы – все эти противоречия и перекосы требуют перемены точки зрения на рынок, новых подходов к выработке и последовательной реализации системы мер по формированию современного рынка, выработки эффективного механизма его регулирования.

     Если  сгруппировать экономические задачи, решаемые сегодня большинством государств мира, то их можно свести к следующим:

    • перераспределение доходов граждан и хозяйственных организаций;
    • перераспределение ресурсов страны в интересах общества в целом;
    • организация производства общественных товаров и услуг.

     Справляться с этими задачами правительству помогают различные рыночные механизмы.

     Цель  моей работы – отразить методы государственной власти России, влияющие на развитие рыночной экономики.

       С 1992г. Россия переживает глубокие перемены. Учёные называют это время переходным периодом. Переходный период в экономике – это исторически непродолжительный отрезок времени, в течение которого завершается демонтаж административно-командной системы и формируется система основных рыночных институтов. Его часто называют периодом постсоциалистической трансформации. Началом трансформации является смена политического строя. Приход новой власти обычно сопровождается началом глубоких социально-экономических реформ.

     Моя задача – показать, что государственное  регулирование экономики России является необходимым для осуществления социальной политики, вообще стратегии социализации в широком смысле.

      Исторический  путь нашей страны в сочетании  с универсальными социально – экономическими тенденциями свидетельствует о том, что конечной целью постсоциалистической трансформации для России является смешанная рыночная экономика с выраженными социальными функциями государства.

      Государственное регулирование, таким образом, обусловлено  появлением новых экономических  потребностей в развитии России. 1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Развитие государственной экономической политики России в переходный период

     Совершенствование рыночной экономики западных стран  происходило эволюционным путём  в течение длительного времени. В России же стратегия «шоковой терапии» предполагала форсированный режим формирования рыночной экономики. Она основывалась на предположении о подготовленности процессов переходов от плановой экономики к рыночной. В программе правительства РФ «Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах» были сформулированы следующие условия, необходимые для создания эффективной рыночной экономики:

    • либерализация экономики (цен, хозяйственных связей, внешнеэкономических отношений);
    • макроэкономическая стабилизация, снижение открытой инфляции;
    • приватизация (трансформация большей части государственной собственности в частную с целью усиления хозяйственных мотиваций, повышения материальной заинтересованности и ответственности, необходимых для эффективного функционирования рыночных механизмов).

     По  мнению разработчиков программы, эти меры должны были породить объективные процессы, которые сформируют механизмы рыночного регулирования и приведут к структурным сдвигам, обеспечивающим повышение эффективности экономики и усиление её социальной ориентации.

     В программе были представлены теоретические положения о закономерностях перехода к рыночной экономике (объективность, познаваемость и универсальность экономических законов и, в частности, законов перехода от плановой экономики к рыночной).2

    1.1. Этапы трансформационного процесса

     Постсоциалистическая трансформация должна пройти через три этапа.

     Первый  этап – этап кризисного развития –  характеризуется сочетанием общего спада производства и высокой  инфляции, ослаблением инвестиционной активности при одновременном сравнительно быстром формировании новых относительных цен, отвечающих спросу и предложению.

     На  первом этапе экономических реформ намечалась активная экономическая  политика, цель которой состояла в  создании условий для запуска  рыночного механизма.

     Второй  этап – этап стабилизации – наступает по мере достижения успехов в борьбе с инфляцией. Темпы её снижаются, общий спад переходит в структурный кризис, обостряется проблема занятости. Структурный кризис достигает наибольшей остроты, спад переходит в депрессию. Но одновременно кризисные явления начинают локализоваться в определённых, более или менее узких очагах. В процессе адаптации предприятий к рыночным условиям возникают точки роста. Формируется и развивается более эффективный рыночный сектор экономики, его рост начинает компенсировать спад в старых нежизнеспособных производствах.

     Установление  положительной ставки банковского  процента приводит к возобновлению  накоплений. Если при этом удаётся  укрепить правопорядок и законность, права собственности, дисциплину договорных отношений и платежей, снизить риски, то начинается процесс трансформации накоплений в инвестиции, в том числе производственные.

     Третий  этап – этап возобновления экономического роста – характеризуется низкой инфляцией, повышением деловой активности, интенсивным процессом трансформации накоплений в инвестиции, быстрым развитием рыночного сектора, которое уже не только компенсирует снижение производства в унаследованных нежизнеспособных структурах, но и обеспечивает общий реальный рост. Государственный бюджет становится сбалансированным, что наделяет его возможностями для активизации структурно – инвестиционной политики и для увеличения финансирования социальной сферы.

     Указанные этапы переходного периода и  их закономерности носят общий объективный  характер, и попытки не считаться с ними ведут к негативным последствиям.

     Рассмотрим  подробнее эти этапы и роль государственной власти в их проведении. 

     1.2. Особенности и  результаты первого  этапа

     В России этот этап начался в 1992 году и имел свои особенности и результаты для развития экономики.

     Первая  особенность этапа кризисного развития состоит в том, что какие бы меры ни принимались правительством, они не могут принести видимых  быстрых позитивных результатов.

     Одной из характерных особенностей российской социально – экономической политики является смешение целей и средств. Например, проведение приватизации или снятие ограничений на вывоз капитала рассматриваются в качестве показателей успеха реформ, а не как средства достижения более фундаментальных целей. Ведь даже создание рыночной экономики важно не само по себе, а как фактор повышения жизненного уровня населения и обеспечения основ устойчивого демократического развития, отвечающего принципам справедливости.4

     В программе правительства «Структурная перестройка и экономический  рост в 1997 – 2000 годах» были подведены итоги первого этапа реформ и отмечены качественные изменения в экономике: «В основном завершена либерализация цен и хозяйственных связей. Осуществлена массовая приватизация, более 70 процентов валового внутреннего продукта производится в негосударственном секторе. В 1996 году после ряда попыток удалось добиться ощутимого снижения инфляции». На основании этого был сделан вывод, что главные задачи первого этапа реформ решены и российская экономика стала преимущественно рыночной.

     Ещё одним важным результатом первого  этапа реформ названо восстановление системы государственного регулирования  экономики: «Главное же – воссоздана система государственного регулирования  экономики, хотя и на новой институциональной  основе. Общество созрело для существенного повышения роли и ответственности государства в обеспечении нормального хода социально – экономического развития». 

     1.3. Второй этап трансформационного процесса

     Новый этап трансформации российской экономики  начался в 1996 году. В качестве главной цели экономической политики второго этапа реформ выступают подъём и структурная перестройка российской экономики. Принципиальным является положение об усилении роли государства в экономике: «Формирование в России структуры экономики, отвечающей критериям развитых индустриальных стран, объективно требует на этапе структурной перестройки повышения роли государства, проведения им активной структурной политики с применением всего арсенала методов рыночной экономики».

     Завершение  второго этапа реформ связано с экономическим кризисом 1998 года. Одной из причин стала переоценка возможностей государственного регулирования переходной экономики при отсутствии чёткой научно обоснованной концепции целей и методов трансформации и преобладании субъективного подхода к формированию экономической политики.5 

     1.4. Третий этап экономических реформ

     Третий  этап начался с осени 1998 года и  закончился в конце 1999 года. Для него, с одной стороны, характерно декларирование необходимости усиления роли государства, а с другой – реальное ослабление его влияния. Основные направления государственного регулирования экономики сформулированы в постановлении Государственной Думы «О заявлении «Об основных направлениях социально – экономического развития Российской Федерации». Это – восстановление и развитие производства, сохранение и активизация научно – технического потенциала; совершенствование ценообразования в естественных, в том числе сырьевых, монополиях, оздоровление системы государственных финансов и нормализация денежного

обращения; концентрация ресурсов для приоритетных отраслей экономики; усиление роли государственного заказа и закупки продовольствия для государственных нужд; повышение  эффективности социальной политики: защита прав собственника и обеспечение  других правовых условий эффективного функционирования рыночной экономики; защита национальных интересов во внешнеэкономической и внешнеполитической сферах.

     Рассматриваемый период характеризуется поиском  новой роли государства в рыночной экономике. В постановлении представлена позиция радикального усиления роли государства. Более либеральная позиция отражена в послании президента РФ от 30 марта 1999 года «Россия на рубеже эпох». Функции государства здесь формулируются как «корректировка негативных проявлений рынка, введение рыночной стихии в прогнозируемые рамки, целенаправленное и планомерное формирование условий и стимулов развития стратегически важных для государства и общества сфер, обеспечение надёжной защиты граждан от чрезмерных социальных издержек реформ».

     В одном из тезисов этого документа говорится о необходимости целенаправленного и планомерного формирования условий и стимулов развития стратегически важных для государства и общества сфер. Несмотря на декларации о необходимости усиления роли государства, реально его воздействие на экономику в этот период даже уменьшилось. Это было обусловлено следующим. В результате рыночных реформ административные механизмы воздействия на экономику оказались практически демонтированы. Государство было вынуждено отказаться от активной денежно – кредитной политики, направленной на ограничение денежной массы, укрепление рубля.

Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики в РФ