Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 19:07, курсовая работа
Цель работы – отразить методы государственной власти России, влияющие на развитие рыночной экономики.
Задача – показать, что государственное регулирование экономики России является необходимым для осуществления социальной политики, вообще стратегии социализации в широком смысле.
Введение………………………………………………………………………..…2
Глава 1. Развитие государственной экономической политики России в переходный период………………………………………………………………4
1.1. Этапы трансформационного процесса……………………………………..4
1.2. Особенности и результаты первого этапа………………………………….6
1.3. Второй этап трансформационного процесса……………………………….7
1.4. Третий этап экономических реформ………………………………………..7
1.5. Изменение роли государства в экономике России…………………………9
1.6. Современная экономическая политика государства……………………....10
Глава 2. Функции и задачи государства, необходимые для регулирования экономики…………………………………………………………………………..12
2.1. Регулирующие функции государства………………………………………...12
2.2. Государство как участник рынка……………………………………………..13
2.3. Решение социальных проблем и преобразования в структуре управления..13
2.4. Поддержка предпринимательства…………………………………………….14
2.5. Управление государственной собственностью……………………………...15
2.6. Вывод…………………………………………………………………………...16
Заключение………………………………………………………………………….19
Список использованных источников……………………………………………...21
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Развитие
государственной экономической
политики России в переходный период………………………………………………………………
1.1. Этапы трансформационного процесса……………………………………..4
1.2. Особенности
и результаты первого этапа…………
1.3. Второй
этап трансформационного
1.4. Третий
этап экономических реформ……………
1.5. Изменение роли государства в экономике России…………………………9
1.6. Современная
экономическая политика
Глава
2. Функции и задачи государства,
необходимые для регулирования
экономики………………………………………………………
2.1. Регулирующие
функции государства……………………………
2.2. Государство
как участник рынка………………………………
2.3. Решение социальных проблем и преобразования в структуре управления..13
2.4. Поддержка
предпринимательства……………………………
2.5. Управление
государственной
2.6. Вывод…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников……………………………………………...
Введение
Инфляционные скачки цен, бюджетный дефицит, денежная волна и её оттоки, расстройство системы поставок, денежные реформы – все эти противоречия и перекосы требуют перемены точки зрения на рынок, новых подходов к выработке и последовательной реализации системы мер по формированию современного рынка, выработки эффективного механизма его регулирования.
Если
сгруппировать экономические
Справляться с этими задачами правительству помогают различные рыночные механизмы.
Цель моей работы – отразить методы государственной власти России, влияющие на развитие рыночной экономики.
С 1992г. Россия переживает глубокие перемены. Учёные называют это время переходным периодом. Переходный период в экономике – это исторически непродолжительный отрезок времени, в течение которого завершается демонтаж административно-командной системы и формируется система основных рыночных институтов. Его часто называют периодом постсоциалистической трансформации. Началом трансформации является смена политического строя. Приход новой власти обычно сопровождается началом глубоких социально-экономических реформ.
Моя задача – показать, что государственное регулирование экономики России является необходимым для осуществления социальной политики, вообще стратегии социализации в широком смысле.
Исторический путь нашей страны в сочетании с универсальными социально – экономическими тенденциями свидетельствует о том, что конечной целью постсоциалистической трансформации для России является смешанная рыночная экономика с выраженными социальными функциями государства.
Государственное
регулирование, таким образом, обусловлено
появлением новых экономических
потребностей в развитии России. 1
Глава 1. Развитие государственной экономической политики России в переходный период
Совершенствование рыночной экономики западных стран происходило эволюционным путём в течение длительного времени. В России же стратегия «шоковой терапии» предполагала форсированный режим формирования рыночной экономики. Она основывалась на предположении о подготовленности процессов переходов от плановой экономики к рыночной. В программе правительства РФ «Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах» были сформулированы следующие условия, необходимые для создания эффективной рыночной экономики:
По мнению разработчиков программы, эти меры должны были породить объективные процессы, которые сформируют механизмы рыночного регулирования и приведут к структурным сдвигам, обеспечивающим повышение эффективности экономики и усиление её социальной ориентации.
В программе были представлены теоретические положения о закономерностях перехода к рыночной экономике (объективность, познаваемость и универсальность экономических законов и, в частности, законов перехода от плановой экономики к рыночной).2
1.1. Этапы трансформационного процесса
Постсоциалистическая трансформация должна пройти через три этапа.
Первый этап – этап кризисного развития – характеризуется сочетанием общего спада производства и высокой инфляции, ослаблением инвестиционной активности при одновременном сравнительно быстром формировании новых относительных цен, отвечающих спросу и предложению.
На первом этапе экономических реформ намечалась активная экономическая политика, цель которой состояла в создании условий для запуска рыночного механизма.
Второй этап – этап стабилизации – наступает по мере достижения успехов в борьбе с инфляцией. Темпы её снижаются, общий спад переходит в структурный кризис, обостряется проблема занятости. Структурный кризис достигает наибольшей остроты, спад переходит в депрессию. Но одновременно кризисные явления начинают локализоваться в определённых, более или менее узких очагах. В процессе адаптации предприятий к рыночным условиям возникают точки роста. Формируется и развивается более эффективный рыночный сектор экономики, его рост начинает компенсировать спад в старых нежизнеспособных производствах.
Установление положительной ставки банковского процента приводит к возобновлению накоплений. Если при этом удаётся укрепить правопорядок и законность, права собственности, дисциплину договорных отношений и платежей, снизить риски, то начинается процесс трансформации накоплений в инвестиции, в том числе производственные.
Третий этап – этап возобновления экономического роста – характеризуется низкой инфляцией, повышением деловой активности, интенсивным процессом трансформации накоплений в инвестиции, быстрым развитием рыночного сектора, которое уже не только компенсирует снижение производства в унаследованных нежизнеспособных структурах, но и обеспечивает общий реальный рост. Государственный бюджет становится сбалансированным, что наделяет его возможностями для активизации структурно – инвестиционной политики и для увеличения финансирования социальной сферы.
Указанные этапы переходного периода и их закономерности носят общий объективный характер, и попытки не считаться с ними ведут к негативным последствиям.
Рассмотрим
подробнее эти этапы и роль
государственной власти в их проведении.
1.2. Особенности и результаты первого этапа
В России этот этап начался в 1992 году и имел свои особенности и результаты для развития экономики.
Первая особенность этапа кризисного развития состоит в том, что какие бы меры ни принимались правительством, они не могут принести видимых быстрых позитивных результатов.
Одной
из характерных особенностей российской
социально – экономической
В
программе правительства «
Ещё
одним важным результатом первого
этапа реформ названо восстановление
системы государственного регулирования
экономики: «Главное же – воссоздана
система государственного регулирования
экономики, хотя и на новой институциональной
основе. Общество созрело для существенного
повышения роли и ответственности государства
в обеспечении нормального хода социально
– экономического развития».
1.3. Второй этап трансформационного процесса
Новый этап трансформации российской экономики начался в 1996 году. В качестве главной цели экономической политики второго этапа реформ выступают подъём и структурная перестройка российской экономики. Принципиальным является положение об усилении роли государства в экономике: «Формирование в России структуры экономики, отвечающей критериям развитых индустриальных стран, объективно требует на этапе структурной перестройки повышения роли государства, проведения им активной структурной политики с применением всего арсенала методов рыночной экономики».
Завершение
второго этапа реформ связано с экономическим
кризисом 1998 года. Одной из причин стала
переоценка возможностей государственного
регулирования переходной экономики при
отсутствии чёткой научно обоснованной
концепции целей и методов трансформации
и преобладании субъективного подхода
к формированию экономической политики.5
1.4. Третий этап экономических реформ
Третий этап начался с осени 1998 года и закончился в конце 1999 года. Для него, с одной стороны, характерно декларирование необходимости усиления роли государства, а с другой – реальное ослабление его влияния. Основные направления государственного регулирования экономики сформулированы в постановлении Государственной Думы «О заявлении «Об основных направлениях социально – экономического развития Российской Федерации». Это – восстановление и развитие производства, сохранение и активизация научно – технического потенциала; совершенствование ценообразования в естественных, в том числе сырьевых, монополиях, оздоровление системы государственных финансов и нормализация денежного
обращения; концентрация ресурсов для приоритетных отраслей экономики; усиление роли государственного заказа и закупки продовольствия для государственных нужд; повышение эффективности социальной политики: защита прав собственника и обеспечение других правовых условий эффективного функционирования рыночной экономики; защита национальных интересов во внешнеэкономической и внешнеполитической сферах.
Рассматриваемый период характеризуется поиском новой роли государства в рыночной экономике. В постановлении представлена позиция радикального усиления роли государства. Более либеральная позиция отражена в послании президента РФ от 30 марта 1999 года «Россия на рубеже эпох». Функции государства здесь формулируются как «корректировка негативных проявлений рынка, введение рыночной стихии в прогнозируемые рамки, целенаправленное и планомерное формирование условий и стимулов развития стратегически важных для государства и общества сфер, обеспечение надёжной защиты граждан от чрезмерных социальных издержек реформ».
В одном из тезисов этого документа говорится о необходимости целенаправленного и планомерного формирования условий и стимулов развития стратегически важных для государства и общества сфер. Несмотря на декларации о необходимости усиления роли государства, реально его воздействие на экономику в этот период даже уменьшилось. Это было обусловлено следующим. В результате рыночных реформ административные механизмы воздействия на экономику оказались практически демонтированы. Государство было вынуждено отказаться от активной денежно – кредитной политики, направленной на ограничение денежной массы, укрепление рубля.
Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики в РФ