Государственное регулирование рыночной экономики в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – отразить методы государственной власти России, влияющие на развитие рыночной экономики.
Задача – показать, что государственное регулирование экономики России является необходимым для осуществления социальной политики, вообще стратегии социализации в широком смысле.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…2
Глава 1. Развитие государственной экономической политики России в переходный период………………………………………………………………4
1.1. Этапы трансформационного процесса……………………………………..4
1.2. Особенности и результаты первого этапа………………………………….6
1.3. Второй этап трансформационного процесса……………………………….7
1.4. Третий этап экономических реформ………………………………………..7
1.5. Изменение роли государства в экономике России…………………………9
1.6. Современная экономическая политика государства……………………....10
Глава 2. Функции и задачи государства, необходимые для регулирования экономики…………………………………………………………………………..12
2.1. Регулирующие функции государства………………………………………...12
2.2. Государство как участник рынка……………………………………………..13
2.3. Решение социальных проблем и преобразования в структуре управления..13
2.4. Поддержка предпринимательства…………………………………………….14
2.5. Управление государственной собственностью……………………………...15
2.6. Вывод…………………………………………………………………………...16
Заключение………………………………………………………………………….19
Список использованных источников……………………………………………...21

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

     Неотложной  задачей является реформирование управления на уровне акционерных обществ с  участием как государственного капитала, так и приватизированных предприятий.11 

     2.6. Вывод

     Таким образом основные функции и задачи государства в переходной экономике можно свести к следующему:

  • создание общих законодательных и правовых предпосылок для рыночной экономики;
  • прямое государственное владение и управление основными компонентами инфраструктуры народного хозяйства, естественными монополиями, особо важными в политическом, экономическом и финансовом отношении производствами (оборонная продукция, производство драгметаллов, алмазов, алкогольные напитки);
  • разработка и проведение активной промышленной политики, участие в ключевых инвестиционных, структурно -  технологических программах путём полного или частичного финансирования, предоставления экономических гарантий, льготных кредитов и других видов финансовой помощи;
  • активное использование таких инструментов макроэкономического регулирования, как налоги, акцизы, тарифы, пошлины, банковский процент, антимонопольный контроль над ценами, управление денежным обращением;
  • развитие и укрепление общефедеративных начал в регулировании экономических и социальных процессов при недопущении унитаристских тенденций и одновременно создание условий для максимальной самостоятельности, самофинансирования и управления регионов, исключающего в то же время самоуправные, сепаратные действия по вопросам, затрагивающим интересы Федерации в целом или интересы других её субъектов;
  • проведение гибкой внешнеэкономической политики, направленной, с одной стороны, на постепенное вхождение страны в систему нормальных международных экономических отношений, а с другой – на защиту основных очагов оздоровления и развитие национальной экономики с помощью протекционистских мер до того момента, пока они не окажутся в состоянии успешно конкурировать на мировом рынке; перенесение центра тяжести с импорта товаров на импорт капитала; предотвращение утечки и поощрение возвращения национального капитала из – за рубежа;
  • проведение социальной политики, управление социальными процессами (политика в области роста доходов и их дифференциации, социальные трансферты, программы развития отраслей производства и нематериальных форм богатства – науки и культуры, образования, здравоохранения и т. д.). В само рыночное хозяйство должны быть встроены компоненты, обеспечивающие его социальную направленность.8

       Усложнение экономической роли и функций государства в рыночной экономике придаёт чрезвычайную актуальность борьбе с бюрократизмом и разложением государственного аппарата в центре и на местах, коррупцией, сращиванием с теневой экономикой, мафиозными структурами. Главные средства для этого – преодоление авторитарных тенденций в государственном строительстве, повышение роли выборных, представительных органов, всемерная поддержка и развитие различных форм общественного контроля за деятельностью государственного аппарата на всех уровнях – федеральном, республиканско – областном и муниципальном. Важную роль призваны играть также разработка детальной системы нормативов во взаимоотношениях государственного аппарата и хозяйственных субъектов, возможно более полный переход от разрешительного к регистрационному порядку получения

прав  на ту или иную деятельность, широкое применение системы открытых аукционов и конкурсов при выделении лицензий, выдаче выгодных кредитов, предоставлении льгот.9 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Основным  институтом политической структуры  общества является государство. Во все времена государство оказывало значительное влияние на развитие общества.

     Назревшая модернизация системы государственного управления призвана обеспечить более  эффективное решение ключевых проблем  российской экономики. Поэтому вопросы  собственно управления не могут быть отделены от насущных вопросов содержания экономической политики. Справедливо среди учёных и экспертов выдвигается вопрос о необходимости перехода в государственной экономической политике от институционального целеполагания к ценностному целеполаганию

     Перевод существующей системы государственного управления в новое её состояние  есть процесс, который сам требует  управления, что предполагает более  чёткую систематизацию насущных проблем. Представляется важным сосредоточить основное внимание на таких группах актуальных проблем:

  • проблемы усиления стратегического крена в управлении экономикой;
  • проблемы, связанные со структурой органов государственного управления, решающих задачи экономического развития;
  • проблемы прогнозирования, стратегического планирования, программирования и бюджетирования экономического развития;
  • проблемы управления национальными проектами и целевыми программами разного рода;
  • проблемы сочетания федерального и регионального аспектов в экономической политике и управлении социально – экономическим развитием;
  • проблемы повышения качества и эффективности государственного управления;
  • проблемы кадрового обеспечения функций государственного управления.

     Самым важным вопросом для нашего общества является принципиальный выбор, означающий готовность к той или иной степени  перемен в системе управления экономикой.

     России нужна долговременная экономическая стратегия, чётко выражающая в содержательной, ценностной плоскости критериальный вектор экономического и социально – культурного развития.

     Осуществление системы модернизации государственного регулирования экономики и управления развитием требует преодоления  ряда крайне негативных тенденций в  интересах активных слоёв нашего общества:

  • исключение развития компрадорского направления российского бизнеса, которое с самого начала реформ задало неверные мотивы поведения «элиты» нашего общества;
  • уничтожение негативных проявлений в государственном аппарате: гиперкоррупция, унизительная «система откатов»;
  • принятие решительных мер по повышению уровня квалификации персонала государственных органов, обратив особое внимание на обучение кадров государственных служащих навыкам перспективного планирования и методам управления проектами и целевыми программами.10
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников. 

  1. Меньшиков С. М. Новая экономика. Основы экономических знаний. М.Международные отношения, 1999. – 400 с.
  2. Журнал Вопросы экономики. - 1995. - № 12
  3. Журнал Вопросы экономики. - 1997. - № 7
  4. Журнал Вопросы экономики. - 1999. - № 7
  5. Журнал Экономист. - 1998. - № 10
  6. Журнал Мировая экономика и международные отношения. - 2001. - №10
  7. Журнал ЭКО. - 2002. - № 8
  8. Журнал Вопросы экономики. - 2002. - № 7
  9. Журнал Мировая экономика и международные отношения. - 2003. - № 5
  10. Журнал Экономист. - 2007. - №11
  11. Курс переходной экономики: Учебник для вузов / Под ред. акад. Л. И. Абалкина – М.: ЗАО «Финстатинформ», 1997. – 640 с.
 
 

              
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики в РФ