Государственное регулирование рыночной экономики в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – отразить методы государственной власти России, влияющие на развитие рыночной экономики.
Задача – показать, что государственное регулирование экономики России является необходимым для осуществления социальной политики, вообще стратегии социализации в широком смысле.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…2
Глава 1. Развитие государственной экономической политики России в переходный период………………………………………………………………4
1.1. Этапы трансформационного процесса……………………………………..4
1.2. Особенности и результаты первого этапа………………………………….6
1.3. Второй этап трансформационного процесса……………………………….7
1.4. Третий этап экономических реформ………………………………………..7
1.5. Изменение роли государства в экономике России…………………………9
1.6. Современная экономическая политика государства……………………....10
Глава 2. Функции и задачи государства, необходимые для регулирования экономики…………………………………………………………………………..12
2.1. Регулирующие функции государства………………………………………...12
2.2. Государство как участник рынка……………………………………………..13
2.3. Решение социальных проблем и преобразования в структуре управления..13
2.4. Поддержка предпринимательства…………………………………………….14
2.5. Управление государственной собственностью……………………………...15
2.6. Вывод…………………………………………………………………………...16
Заключение………………………………………………………………………….19
Список использованных источников……………………………………………...21

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

     В то же время рост экономики в послекризисный период показал, что экономика приобрела  способность к саморегулированию  и развивается в соответствии со своими внутренними законами; что активная хозяйственная политика, игнорирующая реальные процессы, может привести экономику в состояние кризиса; что государство, как и рынок, имеет свои «провалы», а это существенно ограничивает его возможности по регулированию экономики. 

     О негативном  влиянии  государства на экономику говорится в докладе

учёных  Государственного университета – Высшей школы экономики: «Главным в деле создания нормального экономического порядка должно стать взаимное соблюдение обязательств между государством и гражданами, между предприятиями и государством. Для этого обязательства должны быть приведены в соответствие с реальными возможностями сторон. В первую очередь государству необходимо вывести из зоны перманентной неопределённости себя самоё, а вслед за этим сферы своего прямого вмешательства в экономику. Это создаст очаги стабильности, к которым будут тяготеть и остальные элементы экономической жизни».4 

     1.5. Изменение роли  государства в  экономике России

     В результате сказанного выше с 2000 года была радикально пересмотрена роль государства в экономике. В «Плане действий правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000 – 2001 годы» сформулировано, что его усилия будут сконцентрированы на обеспечении равных условий конкуренции, защите прав собственности, снятии избыточных административных барьеров для предпринимательской и инвестиционной деятельности, повышении финансовой  прозрачности предприятий и организаций».

     Стратегия правительства сформулирована в «Программе социально – экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 – 2004 годы)», которая предполагает модернизацию экономики при сокращении вмешательства государства в хозяйственную деятельность и дальнейшей либерализации рынков.

     Основным  направлением модернизации экономики  названо создание благоприятного инвестиционного  и предпринимательского климата. Для  этого необходимо решить ряд задач. Это – защита прав собственности  и улучшение корпоративного управления, развитие института банкротства и защита прав кредиторов.   Выравнивание       условий      конкуренции       и       действенная

антимонопольная политика, дебюрократизация экономики, повышение эффективности управления государственной собственностью, развитие финансовой инфраструктуры.

     В целом логика пересмотра роли государства  в экономике и социальной сфере  определяется стратегией перехода от государства. Являющегося источником роста экономики, к государству – катализатору экономического роста, от «социального государства» к «эффективному государству». Можно сделать вывод, что «правительство больше ориентируется на «спокойный» сценарий спонтанного развития по либеральному пути, надеясь на улучшение экономического положения и действуя в основном в соответствии с принципом «не навреди».6

     Рост  экономики последних лет в  целом подтвердил правильность новой  концепции экономической политики государственной власти. 

     1.6. Современная экономическая  политика государства

     В настоящее время снова усиливаются  дискуссии о роли государства в рыночной экономике. Поиск российской модели государственной экономической политики далеко не завершён. Исследования показывают, что в обществе сохраняется позитивный образ государства – собственника, необходимого гаранта социально – экономической устойчивости, защитника граждан от разного рода бед и катастроф. Сохраняется и страх перед частной собственностью, возможным источником таких катастроф. И хотя это представление, казалось бы, опровергнуто опытом кризиса и развала «реального социализма», оно проявляет значительную устойчивость даже в тех слоях общества, которые в целом признают преимущества рыночной экономики. Это представление создаёт серьёзные социально – психологические препятствия на пути либеральных реформ.6

     Главный вектор современной экономической  политики – создание институциональных основ, в рамках которых может эффективно

функционировать рыночный механизм. За последние годы накоплен  немалый

опыт  формирования нейтральной экономической  политики, создающей условия для нормального функционального рыночного механизма. Сейчас всё острее встаёт вопрос повышения эффективности экономической политики.

     В докладе Всемирного банка отмечается, что реформирование государства  не означает перехода к «минимальному» государству, не причиняющему вреда, но и не приносящему много пользы. Реформирование предполагает именно повышение эффективности государства. «Эффективное государство жизненно необходимо для предоставления и товаров и услуг, а также для создания правил и институтов, позволяющих рынкам процветать, а людям – вести более здоровую и счастливую жизнь. Без этого невозможно развитие как в экономической, так и в социальной сфере».3

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Функции и задачи государства, необходимые для регулирования экономики

     В экономической жизни страны государство  должно выступать прежде всего как  структура власти, устанавливающая  правила поведения на рынке хозяйствующих  субъектов и влияющая своими обязательными  предписаниями на условия функционирования рыночных субъектов. Важнейшей задачей государства является продолжение разработки стабильной и непротиворечивой правовой базы, восполнение имеющихся здесь пробелов.

     Властные функции могут осуществляться как  принятием нормативных актов общего действия, утверждающих единые для всех субъектов хозяйствования правила поведения, так и путём установления различных правовых режимов для отдельных групп хозяйствующих субъектов. Правовое регулирование различных режимов необходимо, в частности, для реализации политики селективной поддержки реального сектора экономики.

     При этом важно обеспечить не индивидуальный, а нормативный подход к предоставлению льгот на основе конкуренции и гласности. Вместе с тем нельзя исключать применение и индивидуальных административных актов управления, корректирующих поведение отдельных предпринимательских структур в общественных интересах.7 

     2.1. Регулирующие функции  государства

     В условиях переходного периода большую  роль играют регулирующие функции государства  с использованием широкого набора инструментов. Ядром системы могло бы стать индикативное планирование. Необходимо законодательно определить статус индикативных планов, их место в системе экономических регуляторов и порядок разработки.

     На  реализацию экономической стратегии  должны быть настроены и другие экономические регуляторы – налоговые, бюджетные, финансово – кредитные, государственные заказы, федеральные и региональные целевые программы и др. при этом важно обеспечить гибкость в использовании экономических регуляторов применительно к складывающейся экономической ситуации, к этапам реализации экономической стратегии.

     В системе экономического регулирования  важное место должны занять государственные заказы за счёт средств федерального и региональных бюджетов. Государственные заказы, повышая спрос на внутреннем рынке, способны стимулировать развитие не только оборонных, но и гражданских отраслей народного хозяйства, стимулировать проведение научных исследований, создание и внедрение новой техники и технологии. Нужно решительно преодолевать сложившуюся порочную практику задержки с оплатой выполненных государственных заказов. 

     2.2. Государство как  участник рынка

     Роль  государства в экономике состоит  также и в том, что государство  является крупным участником рынка в лице государственных предприятий и корпораций. Государственный сектор экономики является важным, реально и эффективно действующим инструментом проведения социально – экономической стратегии. Управление государственным сектором не может ограничиться решением чисто финансовых задач. Оно также должно преследовать общеэкономические, научно – технические, социальные и экологические цели. Учитывая значимость государственного сектора для стабилизации и подъёма экономики, необходимо изменить подход к продолжению приватизации, сохранить контроль  крупных предприятий, имеющих важное значение для национальной экономики, снять ограничения на сроки закрепления в государственной собственности пакетов акций акционированных предприятий. 

     2.3. Решение социальных  проблем и преобразования  в структуре управления

     Важнейшей функцией государства является решение социальных проблем: регулирование трудовых отношений, проведение государственной политики в

области заработной платы, регулирование цен  на социально значимые товары и услуги, содействие трудоустройству незанятого населения, переподготовка кадров в соответствии с требованиями рынка труда и т.п.

     Роль  государства в регулировании  экономики должна проявиться и в  том, что государство является социальным партнёром, стоящим выше отдельных  кланов и групп. Как социальный партнёр государство призвано обеспечить согласование общенациональных интересов и частных интересов предпринимательских структур, разрешение социальных конфликтов, сотрудничество с предпринимателями по вопросам выработки экономической стратегии и политики экономических реформ.

     Повышение действенности системы государственного регулирования в решающей степени зависит от преобразований в организационной структуре управления на всех уровнях исполнительной власти – федеральном, субъектов Федерации и местного самоуправления.

     Целесообразно провести изменения  в организации, методах управления и регулирования правительственных органов, в первую очередь в системе функционального и отраслевого управления. Необходимо придать новое качество Министерству экономики. Ему необходимо придать лидирующую роль в разработке долго- и среднесрочной экономической политики, индикативных планов, целевых программ по их реализации, выработке совместно с другими экономическими ведомствами (Министерством финансов, Центральным банком) системы экономических регуляторов, направленных на достижение целей экономической стратегии. В этой связи предстоит существенно повысить уровень согласованности в работе экономических ведомств, усовершенствовать механизмы координации их деятельности. 

     2.4. Поддержка предпринимательства

     Важной  задачей отраслевых органов управления является поддержка предпринимательства, взаимодействие с корпорациями и их альянсами – финансово – промышленными   группами (ФПГ),  консорциумами.   Особое

значение  имеет стимулирование создания ФПГ. Государственная поддержка предпринимательства должна включать в себя как прямое финансовое субсидирование, льготное кредитование и селективное гарантирование кредитов, так и предоставление льгот по налогообложению, участие государства в соучредительстве по организации новых предприятий, формирование и регулирование рынка труда, предоставление выгодных госзаказов.

     Важную  роль имеет содействие в подготовке кадров и развёртывание государственной  сети подготовки специалистов для работы в условиях рыночной экономики, обеспечение правовых льгот предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах, координация деятельности союзов и ассоциаций предпринимателей. 

     2.5. Управление государственной  собственностью

     Важно решить проблему упорядочения и повышения эффективности управления государственной собственностью. Необходимо провести чёткое разграничение полномочий по управлению государственной собственностью между законодательной и исполнительной властью, с одной стороны, и между органами последней различных уровней – с другой. В задачи законодательной власти по управлению государственной собственностью входят принятие программ приватизации, утверждение решений правительства об иных крупных операциях с госсобственностью (проведение залоговых аукционов, заключение концессионных договоров, продажа или приобретение имущества).

     В полномочия правительства входят принятие решений об операциях с государственной собственностью, распределение функций и задач по управлению госсобственностью между министерствами и ведомствами, утверждение на должность руководителей крупных предприятий и корпораций, имеющих важное значение для экономики России.

     Необходимо  более чёткое распределение полномочий по управлению госсобственностью  между   Госкомимуществом   и отраслевыми  органами.

Задачами  Госкомимущества являются разработка и реализация программ приватизации, подготовка предложений по осуществлению других операций с госсобственностью и их практическая реализация, ведение реестра госсобственности, осуществление контроля за эффективностью её использования. В задачи же отраслевых органов входят: прямое управление унитарными предприятиями, участие в управлении акционерными обществами с помощью пакетов акций, поддержка предпринимательства за счёт государственных средств, финансирование целевых программ.

Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики в РФ