Государственное регулирование рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 00:48, курсовая работа

Описание работы

Наряду с другими проблемами и задачами государства, вмешательство в свободную рыночную экономику, регулирование процессов, в ней проходящих, является одной из главных функций государства. В командной, распределительной экономике всё проще: государство является и главным, и единственным собственником и производителем, ресурсы и блага распределяются централизованно.

Содержание работы

1. Введение 2
2. Теория государственного регулирования 3
3. Государство и рынок 7
4. Методы государственного регулирования 8
5.Антимонопольная политика государства 13
6. Бюджетная политика государства 16
7. Роль налогов в системе государственного регулирования 18
8. Современные методы государственного
регулирования в России 21
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

курсовая по макр.эк.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Новороссийский филиал

 

Кафедра « Экономика и финансы»

 

 

МАКРОЭКОНОМИКА

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

 

Выполнил: Бригас И. М.

Курс 2-БЭ

Группа № 2б-эф101

Личное дело № 100/17.13020

Преподаватель: Кузьмина И. Н.

 

 

 

 

 

 

Новороссийск 2015

Содержание:

1. Введение 2

2. Теория государственного регулирования                                        3

3. Государство и рынок 7

4. Методы государственного регулирования 8

5.Антимонопольная политика государства 13

6. Бюджетная политика государства                                                    16

7. Роль налогов в системе государственного регулирования            18

8. Современные методы государственного

регулирования в России                                                                        21

Заключение                                                                                             23

Список использованной литературы                                                   24 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Наряду с другими проблемами и задачами государства, вмешательство в свободную рыночную экономику, регулирование процессов, в ней проходящих, является одной из главных функций государства. В командной, распределительной экономике всё проще: государство является и главным, и единственным собственником и производителем, ресурсы и блага распределяются централизованно. Государство само решает, что, сколько и как производить и ему некого и нечего регулировать, так как других собственников и производителей на рынке нет, как, собственно, и самого рынка. В случае с рыночной экономикой перед государством всегда стоит вопрос о глубине вмешательства в процессы, происходящие на рынке. Ведь недостаточное вмешательство может сделать рынок неуправляемым и ввергнуть его в кризис, а слишком сильное может снизить эффективность экономики, замедлить, а то и вовсе прекратить её рост. Рыночная экономика очень динамична,  и государственное регулирование должно быть, прежде всего, своевременным. Иначе из эффективного регулятора и стабилизатора экономики государство превратится в бесполезный и вредный бюрократический придаток.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теория государственного регулирования

 

С самого зарождения экономической науки разные теории имели свой взгляд на вмешательство государство в экономику:

1. Меркантилизм - история изучения государственного регулирования экономики началась со средних веков. В то время безраздельно правил бал в изучении экономических процессов такое экономическое учение как меркантилизм. Эта теория предусматривала активное вмешательство государства в экономику путём ограничения импорта и поддержки экспорта в стране.

2. Классическая теория - появилась после написания А. Смитом своего знаменитого труда «Исследование о природе и причинах богатства народов», главным постулатом которого являлось то, что свободный рынок может саморегулироваться, приходить в равновесное состояние. Государству отводилась роль стража рынка, защиты свободных отношений между его участниками, самих участников, собственности, разрешение споров; иными словами, осуществлять арбитраж, который, в силу предвзятости, не могут эффективно осуществлять сами участники рынка. В модели экономики Адама Смита доказывалось, что именно стремление субъектов экономики к достижению своих частных интересов и является главной движущей силой экономического развития, что, в свою очередь, приводит к процветанию и богатству всей страны в целом. Если говорить коротко, то функции государства сводились  к «не мешать и защищать».

3. Кейнсианская теория – после  всем известной великой депрессии  в США Дж. Кейнс выдвинул теорию, опровергающую взгляды классиков  на роль государства в экономике. Она была призвана противодействовать кризисам, подобным великой депрессии. В его экономической модели государство должно активно вмешиваться в экономику, так как у свободного рынка нет действительно действующих механизмов, обеспечивающих выход экономики из кризиса. Так как в то время был огромный кризис перепроизводства, Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок для того, чтобы увеличить спрос и, тем самым, обеспечить предложением всё растущее производство.

Для этого он предполагал задействовать несколько инструментов государственного регулирования рынка:

А) Гибкая кредитно-денежная политика

Б) Новая бюджетно-финансовая политика

В) Налоговое регулирование

Гибкая кредитно-денежная политика даёт возможность убрать один из главных барьеров развития экономики - неэластичность заработной платы. Этого можно достигнуть, считал Кейнс, изменяя денежную массу в обращении посредством постоянной эмиссии, увеличения денежной массы в стране. При этом реальная зарплата уменьшится, а это, в свою очередь, будет способствовать стимулированию инвестиционного спроса и росту занятости.

Посредством бюджетно-финансовой политики  государство должно было увеличить налоговые ставки и с помощью полученных дополнительных средств финансировать нерентабельные предприятия. Эти меры не только уменьшат безработицу, но и снимут социальное напряжение.

Таким образом, можно выделить главные черты кейнсианской модели регулирования:

- высокая доля национального  богатства, перераспределённая через  государственный бюджет

- создание большой сферы государственного предпринимательства через создание государственных и смешанных предприятий

- повсеместное использование кредитно-денежных  и бюджетно-финансовых  регуляторов  для стабилизации экономической  конъюнктуры, сведения до минимума влияния циклических колебаний на рынок, поддержания высокого уровня занятости и темпов роста экономики.

Применение теории Кейнса позволило ослабить циклические колебания примерно до начала 70-х гг., когда стало проявляться противоречие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Выяснилось, что экономическая модель Кейнса может быть устойчива только в условиях постоянного и высокого роста экономики страны. Высокие темпы роста национальных доходов давали возможность их перераспределения без ущерба  накоплению капитала. Однако, начиная с 70х годов, условия воспроизводства значительно ухудшились. Также был опровергнут закон Филлипса, гласивший, что инфляция и безработица не могут расти одновременно. Стало ясно, что данная модель государственного регулирования только подстёгивает инфляцию. Результатом нового кризиса, опровергнувшего кейнсианское учение, стала новая, неоконсервативная модель государственного регулирования.

4. Неоклассическая или неоконсервативная  теория

Фундаментом для этой модели действий государства стала концепция неоконсервативной экономической теории. Сущность модели государственного регулирования в данной теории заключается в отказе от воздействия на производство через спрос, как в кейнсианской модели. Вместо этого предлагается использование косвенных мер влияния на предложение. Неоклассицисты считают, что нужно возродить классический механизм накопления капитала и возродить свободу частного предпринимательства. Для этого государство должно обеспечить накопление капитала всем потенциальным субъектам экономики и повышение эффективности производства. Проблема в том, что этому мешает инфляция, обесценивающая уже накопленный капитал и повышающая цену заёмных средств, и налоги, замедляющие его дальнейшее накопление. Пути решения этих проблем неоклассицисты видят в осуществлении антиинфляционных мероприятий, предложенных монетаристами, и в предоставлении налоговых послаблений (или освобождении от всех налогов на определённый период) предпринимателям.

Все эти меры, с другой стороны, увеличат дефицит и бюджета и возможности уменьшения инфляции. Поэтому, следующими мерами неоклассицисты предлагают снижение расходов государства, прекращение использования бюджетных денег для поддержания спроса. Также государство должно начать массовую приватизацию, то есть продажу государственного имущества. Для покрытия дефицита от осуществления предыдущих мер. Следующий комплекс мер – осуществление политики дерегулирования, то есть снятие ограничений и регламентов по ценам и заработной плате,  смягчение финансового законодательства… В общем, предоставить полную свободу рынку, чтобы он наконец всё расставил по местам, как встарь. И отныне влиять государство на рынок и экономику должно будет лишь косвенно и незначительно. Весьма, на мой взгляд, утопическая теория, и если при разработке классической модели её создатели ещё не знали, к каким нехорошим последствиям ведёт чрезмерная либерализация рынка, то неоклассицисты об этом прекрасно осведомлены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государство и рынок

 

Во все времена государство оказывало влияние на экономику. Собственно, усложнение социально-экономических отношений и  существенное увеличение количества этих отношений и породило в своё время такое явление, как государство, как раз для регуляции этих возросших количественно и, главное, качественно, отношений. Следовательно, с точки зрения экономической науки, государство есть специальный институт общества для регулирования экономических процессов.

В современной экономической науки существует два полярных подхода в отношении государственного регулирования: командно-директивный и либеральный, и один, находящийся на их стыке, называемый смешанным. Он объединяет методы одного и другого в разных пропорциях, на выходе давая самые разные экономики, например экономика Китая, ФРГ, шведская модель. Всё это смешанные экономики, но какие они разные! Их объединяет только одно – на данном этапе развития человечества они весьма успешны. В отличие от примеров, когда экономику строили по одному из полярных подходов. Великую депрессию в США спровоцировал как раз либеральный подход, а самым ярким примером  командно-директивного подхода является канувший в небытие советский союз вместе с крайним дефицитом абсолютного большинства потребительских товаров. В отличие от либерального подхода, где государство, по сути, является наблюдателем, в СССР всё производилось по плану. Беда была в том, что всеобъемлющий, продуманный план, учитывающий бесконечно множество нюансов, составить очень сложно, даже в условиях одного предприятия. А тут целая страна, да ещё какая! Естественно, что были неизбежные перекосы, которые росли с каждым годом. Жаль, что вместо продуманных экономических реформ, по примеру того Китая, СССР предпочли развалить.

 

Методы государственного регулирования

 

Методы государственного регулирования очень разнообразны. В современной экономической науке их принято делить на несколько групп:

- административное регулирование

- прямое экономическое регулирование

- косвенное экономическое регулирование

К административному регулированию относятся различные меры контроля над ценами, доходами, учётными ставками путём квотирования, ввода обязательного лицензирования, сертификации, вводом акцизов. Меры эти не основываются на экономических интересах и предпочтениях частников рынка и реализующих их стимулах, а вводятся с помощью законодательных органов государства.

Прямые формы экономического регулирования – это различные виды безвозвратного целевого финансирования субъектов рынка, отраслей хозяйства и административно-территориальных единиц (депрессивных регионов). Это различные субвенции, целевые программы, прямые субсидии, дотации, пособия и доплаты. Осуществляются они с помощью различных бюджетных и внебюджетных фондов разного уровня (страны, региона, местного, районного). Также это льготные кредиты целевым заёмщикам. Связывая интересы субъектов на разных уровнях народного хозяйства и различных социальных групп, эти методы государственного регулирования выравнивают (или делают разрыв менее заметным) их финансовое положение. Также они защищают наиболее уязвимые и/или жизненно важные сектора экономики, наиболее бедные группы населения и способствуют достижению приоритетных целей экономического развития. И ещё, так как все эти меры со временем встраиваются в рыночные отношения, они оказывают опосредованное влияние на структуру цен и издержек и реальную конкурентоспособность целевых секторов экономики.

 Элементы административных  и прямых методов регулирования  включают в себя такие крайне  адекватные определённому историческому  моменту и фактическому экономическому положению страны меры государственного регулирования, как программно-целевой подход, финансирование и кредитование конкретного проекта, призванного решить ряд определённых задач. Их реализация начинается с принятия на законодательном уровне соответствующих нормативных актов и подкрепляется адресным финансированием и/или льготным кредитованием.

Косвенные методы государственного регулирования – это проводимая государством политика в сфере валютных, кредитных, финансовых, внешнеэкономических, таможенных отношений, налогов, систем амортизации. С их помощью и используя экономические интересы и стимулы, государство оказывает влияние на действия субъектов смешанной экономики, как на потребителей, так и на производителей. Их воздействие крайне опосредовано, безадресно.

Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики