Государственное регулирование рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 00:48, курсовая работа

Описание работы

Наряду с другими проблемами и задачами государства, вмешательство в свободную рыночную экономику, регулирование процессов, в ней проходящих, является одной из главных функций государства. В командной, распределительной экономике всё проще: государство является и главным, и единственным собственником и производителем, ресурсы и блага распределяются централизованно.

Содержание работы

1. Введение 2
2. Теория государственного регулирования 3
3. Государство и рынок 7
4. Методы государственного регулирования 8
5.Антимонопольная политика государства 13
6. Бюджетная политика государства 16
7. Роль налогов в системе государственного регулирования 18
8. Современные методы государственного
регулирования в России 21
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

курсовая по макр.эк.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

Многие исследователи и учёные косвенные методы государственного регулирования более широко, включая в их ряд также мероприятия по созданию конкурентной среды. К примеру, Майкл Юджин Портер, профессор кафедры делового администрирования и признанный специалист в области изучения рыночной конкуренции высказывает мнение, что государство должно создавать для предприятий и организаций такое экономическое положение, при котором будет поощряться и всячески поддерживаться  более высокие ступени конкурентного развития. Самыми лучшими рычагами косвенного воздействия считаются нижеследующие условия:

- создание адекватных самым  последним научным разработкам  средств производства

- определение национальных приоритетов  научно-технического развития и поступательного движения в выбранных направлениях целевых секторов экономики

Стимулирование конкуренции и спроса на товары самого высокого качества

К сожалению, как показывает опыт развитых стран, не все функции, нужные для ровного и без перебоев протекания цикла воспроизводства и нормальной жизни общества, могут быть реализованы с помощью рыночных отношений, потому как механизм полностью либерализованного рынка очень часто не удовлетворяет всем условиям нормального функционирования общества и устойчивости экономики страны. Поэтому развитие рыночной экономики порождает функции и институты для их реализации, требующие централизованного управления. К ним относятся банковская, финансовая системы и др. Научно-технический прогресс не стоит на месте, и каждый год появляются новые виды товаров и услуг, новые производства. Они требуют своевременного и централизованного контроля. В современной экономической науке по способу организации производства выделяют две группы товаров:

- общественные блага – их  производство полностью или в значительной части организуется, финансируется и контролируется государством

- частные блага – производятся  частными организациями за свои  средства 

Общественные блага имеют такую особенность, что их производство, обмен и распределение должно находиться в ведении государства по ряду объективных причин, таких как: нерентабельность, высокая важность для всей страны, необходимость равномерного распределения среди населения. Такие специфические общественные потребности в силу вышеописанных причин, так называемая «невидимая рука рынка» обеспечить не может, поэтому рыночный механизм должен дополнятся оперативным и постоянным государственным вмешательством. При этом применение различных форм государственного вмешательства не означает и не должно означать замену рыночных отношений административными. Государство, являясь в рыночной экономике специфическим хозяйствующим субъектом, не должно подменять собой рынок и там, где хватит косвенных мер регулирования, не применять прямые и административные.

Осуществление государственного регулирования с помощью макроэкономического планирования.

Во многих странах с рыночной экономикой, например, в Японии, во время всего послевоенного времени составлялись общенациональные планы развития экономики, носившие, в отличие от СССР не директивный, а формальный характер и мало влияли на фактические экономические процессы, проходящие в послевоенной Японии. Однако они оказали некое конструктивное воздействие на экономику страны. Не уменьшая роль частного предпринимательства, они помогали намечать общий курс управления фирмами, давали информацию плановым отделам организаций о потенциальном спросе, сложившихся тенденций в смежных областях, состоянии рынков сырья, капитала, рабочей силы и т.д. Формально-рекомендательные планы развития экономики оказали определённое сдерживающее действие на государственные расходы, поскольку утверждение бюджета происходило с учётом пунктов плана.

Во многом от японских методов государственного регулирования отличаются таковые во Франции, там возможности правительства весьма широки. Большая роль государственного планирования в организации экономического развития сочетается там со значительным объёмом государственного регулирования экономических процессов, происходящих в стране. В этом Французская экономика весьма отличается от более либерализованных экономик других развитых европейских стран. Важную роль в системе государственного регулирования экономики во Франции играют методы влияния правительства на производство не только в государственном секторе, но и в частном. Самый главный инструмент влияния – система госзаказа, во Франции её называют система государственных рынков. У нас, в СССР в большей степени, в современной России в меньшей (но, в последние годы всё в больших объёмах, что не может не радовать), с этой системой все очень хорошо знакомы. В последнее время, особенно в сфере обороны, в нашей стране возрождается система госзакупок новейшего вооружения, что позволяет бурно развиваться военно-промышленному комплексу России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Антимонопольная политика государства

 

Антимонопольные работа есть одна из важнейших  сфер государственного регулирования экономики. Развивается она по двум направлениям:

- во-первых, в так называемых  естественных монополиях, где стандартная  конкуренция замедляет развитие  отрасли. Для контроля таких монополий  государство были созданы специальные  регулирующие органы, призванные следить за добросовестным экономическим поведением сырьевых монополий. Для примера, в России такими субъектами являются Газпром, Роснефть, Лукоил.

- во-вторых, там, где стандартная  рыночная конкуренция полезна  и эффективно, нет необходимости  в монополии, как форма государственного регулирования действует антимонопольное законодательство.

Рассмотрим особенности регулирования государством деятельности естественных монополий.

Такой вид хозяйствования необходим в тех случаях, когда одна или несколько крупных фирм могут удовлетворить полностью весь спрос на рынке, при этом, в силу сокращения издержек по причине больших объёмов производства, они могут производить единицу товара по более низкой цене. Такая форма организации характерна для национальных, общественных предприятий, производящих национально значимый продукт.

Для контроля деятельности и правильного поведения таких крупных игроков государством используются два метода:

- государственная собственность

- государственное регулирование

Для монополий устанавливаются определённые рамки, так называемый «справедливый доход». Это цена, соответствующая средним издержкам. Проблема в том, что при такой ситуации у монополии нет никаких стимулов к снижению своих расходов на производство.

Цель государства – защитить потребителей от несправедливого ценообразования на продукцию естественных монополий. Для этой цели используются как косвенные (регуляция ценообразования и качества обслуживания), так и прямые.

Теперь рассмотрим антимонопольное законодательство. Данная форма контроля имеет богатую и давнюю историю и ведёт её аж с 1890г., когда в США был ратифицирован знаменитый закон Шермана (Sherman Act). Он запрещал любые виды сговора с целью монополизации производства какой-либо продукции и предусматривал за нарушение его положений конфискации имущества и значительные тюремные сроки. А в 1914г. Был издан закон Клейтона, дополняющий и уточняющий размытые формулировки закона Шермана. В целом, с поправками, данные нормативные акты действует в США и по сей день.

Следующим шагом стало создание Федеральной торговой комиссии. Ей были даны полномочия контролировать положения изданных законов и вести расследования выявленных нарушений. Большое многообразие и масса уточняющих подзаконных актов свидетельствуют о большой важности такого государственного регулирования для всего общества. И это действительно так. Неограниченная монопольная власть наносит большой урон благосостоянию общества в пользу владельцев фирмы, монополизировавшей свой сегмент рынка. Нечестная конкуренция вызывает банкротство мелких предпринимателей, необоснованное повышение цен и недовольство этим потребителей. В дальнейшем это может быть усугублено снижением качества продукции, так как монополия будет всячески стремиться к снижению своих издержек. Все перспективные разработки в данной отрасли прекратятся, что может привести к полному  упадку отрасли в будущем.

Особо хочу отметить, что антимонопольное законодательство должно быть справедливым к крупным производителям, не нарушающим его положения. Оно призвано защищать мелкий и средний бизнес, но никак не для того, чтобы мешать крупным игрокам развиваться и выпускать больше продукции лучшего качества, тем самым опережая конкурентов. Законодательная власть любого государства должна определить справедливые правила игры на рынке для всех игроков. Я считаю, что эти правила коротко должны звучать так: «помочь малым стать средними, средним помочь процветать, а большим не давать мешать малым и средним».

В создании антимонопольного законодательства государство выступает арбитром. Оно решает, какое для страны оптимальное соотношение монополий и конкурентных отраслей. Эта комбинация со временем может меняться вместе с меняющимися условиями в стране и за её пределами, и антимонопольная политика государства должна меняться вместе с ними

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бюджетная политика государства

 

Бюджетная, её ещё называют фискальной, политика государства, на мой взгляд, является главным рычагом управления экономикой государством. Она основывается на воздействии государства на экономику страны с помощью доходов и расходов бюджета.

Государственный бюджет – это годовой план расходов и доходов государства. В России составляется в виде закона правительством и выносится на обсуждение в Федеральное собрание. По завершении финансового года правительство отчитывается, в каком объёме был выполнен главный экономический закон страны.

Государственные расходы – также являются элементом государственного регулирования. С помощью них перераспределяется богатство страны. Состоят из госзакупок и трансфертных платежей.

Госзакупки – это покупка государством общественных благ, таких как оборона страны, образовательные учреждения, инфраструктура, научно-исследовательские центры и т.п.

Трансфертные платежи – выплаты, которые перераспределяют доходы, полученные от налогообложения. Производятся они определённым слоям  населения в форме пособий по безработице, инвалидности, утрате имущества вследствие стихийных бедствий и т.д.

Отличие трансфертных платежей состоит в том, что для них не используются ресурсы в виде каких-либо благ и они не связаны с производством, в то время как госзакупки вносят реальный вклад в национальный доход страны и используют не только ликвидность, но и различные материальные ресурсы, находящиеся в ведении государства.

Главная цель госзакупок – перераспределение ресурсов страны из частного потребления в общественное, тем самым они дают обществу пользоваться вновь созданными общественными благами.

Трансфертные платежи играют другую роль. Они оказывают влияние на структуру производства частных товаров и их потребления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль налогов в системе государственного регулирования

 

Налоги есть главный источник доходов государства. Они являются важным элементом в системе государственного регулирования экономики. Поэтому без хорошо налаженной системы налогообложения, адекватной фактическому уровню развития общественного производства, сколько-нибудь эффективная и успешно развивающаяся рыночная экономика невозможна. Каковы же функции налогов в системе государственного регулирования? Их несколько:

  1. Регулирующая функция. Невозможно представить экономику современных развитых стран, не регулируемую системой налогообложения. Налоги есть система экономического принуждения и поощрения, воздействия на предпринимателей и рабочих, покупателей и продавцов. Так, введя дополнительные налоги в отрасли хозяйства, государство усложняет попадание в неё новых субъектов, если в стране нет потребности в данных товарах и услугах, и наметился кризис их перепроизводства. Новыми налогами государство снижает рентабельность таких предприятий, тем самым принуждая граждан и организации обратить своё внимание на другие, более востребованные обществом сферы деятельности, но менее выгодные. В то же время, в какой-либо другой отрасли может быть нехватка производственных мощностей, и государство, чтобы подтолкнуть свободный капитал и рабочую силу в стране на производство этих крайне востребованных на данный момент времени товары и услуги, может ввести различные налоговые льготы. Такая «игра» налоговыми ставками является крайне эффективной мерой и зарекомендовала себя во многих странах. С помощью таких мер государство получает возможность создавать условия для ускорения развития приоритетных отраслей и производств и решению актуальных общественных проблем.
  2. Стимулирующая функция. Грамотное налогообложение позволяет стимулировать научный прогресс, исследования с целью сокращения издержек производств, увеличения количества рабочих мест, в том числе появления их новых видов, капитальные инвестиции в реальный сектор экономики.
  3. Распределительная функция. Её ещё называют перераспределительной. С помощью налогов государство имеет возможность сконцентрировать посредством специальных фондов средства, нужные для решения острых народнохозяйственных вопросов. Финансировать крупные межотраслевые, социальные целевые программы, научно-технические и др. Инвестиции в инфраструктурные и фондоёмкие проекты были бы невозможны без налогов, так они характеризуются длительным сроком окупаемости затрат, и такие проекты может реализовывать только государство в силу своей заинтересованности не в прибыли, а в улучшении жизни населения. Это функция является самой социальной. Пример такой налоговой системы находится в северной Европе. Это Швеция
  4. Фискальная функция. На средства, полученные с помощью налогообложения содержится аппарат управления государством, вооружённые силы, библиотеки, архивы, образовательные учреждения, театры, музеи, НИИ фундаментальных наук. Из вышеперечисленного видно, что фискальная функция нужна для содержания той части не имеющих к производству отношения отраслей, которые по понятным причинам не имеют собственных источников дохода либо они не достаточны для нормального функционирования и развития этих отраслей.

Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики