Государственное регулирование собственности и рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение основных аспектов государственного регулирования собственности и рыночной экономики. Объектом исследования является собственность и рыночная экономика, предметом – анализ государственного регулирования рыночной экономики в Российской Федерации. Актуальность темы обосновывается тем, что там, где есть экономическая деятельность, там всегда присутствует проблема собственности. Развитие рыночных отношений способствовало постепенному переходу от античных и средневековых к современным формам частной собственности.

Содержание работы

I. Введение…………………………………………………………………………3
II. Сущность государственного регулирования………………………………5
собственности и рыночной экономики
II.1 Формы собственности и право распоряжения………………………….5
II.2 Методы государственного регулирования……………………………..10
рыночной экономики
II.3 Возможности и необходимость………………………………………….14
государственного регулирования
рыночной экономики
III. Система государственного регулирования……………………………….16
собственности и рыночной экономики
в Российской Федерации
III.1 Анализ государственного………………………………………………16
регулирования рыночной экономики
в Российской Федерации
III.2 Нормативное регулирование…………………………………………..21
собственности в России
III.3 Проблемы и перспективы………………………………………………26
государственного регулирования
собственности и рыночной экономики
в Российской Федерации
IV. Заключение………………………………………………………………….32
V. Список литературы…………………………………………………………..33

Файлы: 1 файл

курсовая грэ.docx

— 72.27 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЛАДИМИРСКИЙ ФИЛИАЛ

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу: ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

 

на тему: Государственное регулирование собственности и рыночной экономики

 

 

 

Выполнила:

Соколова Светлана,

студентка очного обучения,

курс 2,

группа СГ-111 ,

специальность:  государственное  и муниципальное управление;

 

Научный руководитель:

Хартанович К. В.,

д.э.н., профессор

 

Владимир, 2012

СОДЕРЖАНИЕ.

 

I. Введение…………………………………………………………………………3

II. Сущность государственного регулирования………………………………5

собственности и рыночной экономики

   II.1 Формы собственности и право распоряжения………………………….5

  II.2 Методы государственного регулирования……………………………..10

         рыночной экономики

   II.3 Возможности и необходимость………………………………………….14

        государственного регулирования

        рыночной экономики

III. Система государственного регулирования……………………………….16

   собственности и рыночной экономики

    в Российской Федерации

   III.1 Анализ государственного………………………………………………16

        регулирования рыночной экономики

        в Российской Федерации

   III.2 Нормативное регулирование…………………………………………..21

         собственности в России

   III.3 Проблемы и перспективы………………………………………………26

          государственного регулирования

         собственности и рыночной экономики

         в Российской Федерации

IV. Заключение………………………………………………………………….32

V. Список литературы…………………………………………………………..33

 

 

    1. Введение

 

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

По мере развития рыночного хозяйства возникали  и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушение в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики.

Актуальность  темы обосновывается тем, что там, где есть экономическая деятельность, там всегда присутствует проблема собственности. Развитие рыночных отношений способствовало постепенному переходу от античных и средневековых к современным формам частной собственности. По мере перехода от натурального хозяйства к преобладанию товароденежных отношений феодальные формы присвоения все больше уступали место правам собственности совершенно иного рода.  

Целью данной работы является рассмотрение основных аспектов государственного регулирования собственности и рыночной экономики. Объектом исследования является собственность и рыночная экономика, предметом – анализ государственного регулирования рыночной экономики в Российской Федерации.

При написании  данной работы использовались следующие  источники: Федеральные законы Российской Федерации, Гражданский Кодекс Российской Федерации, учебники по экономической теории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОБСТВЕННОСТИ И РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

II.1 Формы собственности и право распоряжения

 

Формой собственности называют ее вид, характеризуемый, прежде всего  тем, кто является собственником. Форма  собственности определяет принадлежность разнообразных объектов собственности субъекту какой-либо одной, единой, общей природы, человеку, семье, группе, коллективу, населению.1

Основанием  для классификации собственности  в ее экономическом понимании служит степень развития труда и производства. Этот критерий показывает, сколько людей объединено в процессе труда и на деле присваивают средства и результаты производства. Тем самым определяет уровень реального обобществления имущества.

По своим  масштабам обобществление производства имеет три основных уровня:

  1. низший уровень – единоличное присвоение (мелкое предприятие, на котором хозяйствует один человек или его семья);
  2. средний масштаб обобществления (более или менее крупное предприятие или хозяйственное объединение, на которым объединен под единым началом труд многих людей);
  3. высший уровень – национальный комплекс (труд кооперирован в народнохозяйственном масштабе).2

Иногда формы собственности  сводят вообще к двум видам: частной  и общественной, чтобы упростить их рассмотрение и изучение.

В подавляющем  большинстве стран мира сегодня  превалирует в различной степени  частная собственность.

Использование частной собственности является одним из базовых элементов смешанной экономической системы. Значительная часть капитала находится в частном владении. Частная собственность на капитале, произведенные товары и услуги, полученные доходы являются важным условием поддержки системы свободного предпринимательства.3

Частной называют собственность, по отношению к которой  собственник персонифицирован, выделен  как физическое лицо, отдельная личность, индивидуум. Частная собственность предполагает определенное отторжение от других лиц, не относящихся к числу владельцев, права контроля над определенными объектами – капиталом, землей, доходом, конечными товарами и т.д. Все они теперь становятся персонифицированными и имеют конкретных владельцев. Иначе говоря, собственность считается частной, если правом на нее обладает либо один человек, либо сравнительно небольшая группа людей, каждый из которых есть собственник-компаньон, имеет свою личную долю собственности. Частная собственность принадлежит только частным лицам.4

Промежуточное место между частной и государственной  занимает общая собственность нескольких субъектов. Согласно Гражданскому кодексу  Российской Федерации общая собственность подразделяется на совместную и долевую. Общая совместная собственность принадлежит всем собственникам вместе и не делится между ними на части. Общая долевая собственность разделена на доли, части. В кооперативах, товариществах долю каждого собственника именуют паем. Во многих случаях долевая собственность распространяется только на стоимость объекта собственности, она дает право участвовать в управлении объектом, но при этом собственник не может изымать свою долю в материальной, вещественной форме, забрать «свой кусок».

Общую долевую  собственность трудно отличить от частной, граница между ними размыта. Например, акционерную собственность можно считать и частной и общей долевой, так как акционер вносит свою долю в капитал акционерного общества. Акционерную собственность называют также корпоративной, так как это собственность единой корпорации.

Субъектами  общей собственности могут быть любые собственники, в том числе  и государство. Если собственник  отделяет свою часть из общей собственности, она становится частной собственностью.

Общая, в  том числе общенародная собственность  иногда разделяется по территориальному признаку. В этом случае выделяются такие формы собственности, как региональная (территориальная) и муниципальная (местная). Выделение таких форм собственности подчеркивает и то обстоятельство, что собственностью в известной степени распоряжаются органы власти на данной территории, скажем, муниципалитет. Муниципальная собственность примыкает непосредственно к государственной, которая, однако, и на Западе, и в России квалифицируется как отличная от государственной. Тем не менее, по своей экономической природе они родственны друг другу. Разница лишь в том, что муниципальная собственность связана с бюджетом более низкого уровня и функционирует в территориально ограниченной области национального хозяйства; собственность земель или штатов также не распространяется на всю страну.5

Государственная собственность – это закрепление  права контроля объектов за государством. Государственная собственность в странах развитого капитализма сосредоточена сегодня в крайне ограниченном спектре отраслей, которые по тем или иным причинам малорентабельны или даже убыточны, что делает их непривлекательными для частного капитала. Речь идет главным образом о социально-экономической инфраструктуре (железнодорожный транспорт, коммунальное хозяйство, сфера образования). В других отраслях имеются лишь «точечные» участия государства в виде пакетов акций ряда фирм.

Предприятия, именуемые государственными, либо целиком принадлежат государству, либо оно владеет контрольным пакетом акций (или, по меньшей мере, обладает солидным блокирующим меньшинством). Юридически их собственником выступают в федеративных государствах федеральные и земельные органы (типа земель Германии или штатов США, т.е. образования типа субъектов федерации в России), а в унитарных государствах – соответствующие центральные и региональные учреждения.

Фирмы и учреждения (например, в  сферах образования или здравоохранения), в которых государство участвует на уровне ниже блокирующего меньшинства, можно назвать смешанными.

В странах с федеративным устройством  государственная собственность  делится на федеральную и субфедеральную, т.е. собственность регионов – субъектов  федерации.

Четко провести грань между государственной и общенародной собственность трудно. Объектами общенародной собственности, по логике, должны быть блага, общедоступные всем гражданам на равных правах, такие, как свободные земли, водные и речные просторы, открытые парки и пляжи, лесные массивы. Если возможности использования их всеми людьми ограничены, то применяется принцип очередности. А такие места, как зоопарки, заповедники, находящиеся в ведении государственных органов управления, относятся уже к государственной собственности, так же, как и государственные предприятия, учреждения, основные виды природных ресурсов, оборонные объекты.

В заключение рассмотрения различных  форм собственности нельзя выбрать лучшую или худшую форму собственности. В действительности же, только наиболее рациональное сочетание обеих форм собственности позволит, обеспечить в данный исторический момент и в отдаленной перспективе более высокий уровень удовлетворения потребностей населения во благах, но обязательно с учетом индикаторов качества жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.2 Методы государственного регулирования рыночной экономики

 

Чтобы проанализировать методы государственного регулирования  рыночной экономики, необходимо первоначально раскрыть экономические функции государства. Их можно довольно легко классифицировать, выделив два направления.

Первое - обеспечение  сохранности рыночного механизма, условий его нормальной работы. К  таким условиям относится регулярная демонополизация экономики, её эффективная  антиинфляционная профилактика, поддержание  системы государственных финансов в нужных размерах и бездефицитном  состоянии, гашение спадов производства и некоторые другие.

Второе направление  – решение экологических и  социальных проблем, перед лицом  которых рыночный механизм обнаруживает либо свою несостоятельность, либо недостаточную эффективность. Без государства никогда нельзя сделать рыночную экономику экологически безопасной, гарантировать осуществление социально-экономических прав человека, сгладить структурные и региональные диспропорции и т.д.6

Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные  методы воздействия на экономику. Среди  методов государственного регулирования едва ли встретишь совершенно непригодные или абсолютно неэффективные. Нужны все, и вопрос лишь в том чтобы для каждого определить экономические зоны и ситуации, те ниши, где его применение целесообразно. Хозяйственные потери начинаются тогда, когда власти выходят за границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам.

Поскольку рынок  представляет собой во многом самонастраивающуюся  систему, влиять на него можно в основном лишь косвенными экономическими методами. Отсюда, однако, не следует, что в развитом рыночном хозяйстве административные методы вообще не имеют право на существование. В целом ряде случаев их применение не только допустимо, ни и абсолютно необходимо.

Жестокое  разграничение экономических и  административных методов - несостоятельно. С одной стороны элементы администрирования несёт в себе, вообще говоря, любой экономический регулятор. Хотя бы потому, что контролируется той или иной государственной службой, которая переключает его после принятия соответствующего политического решения. С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведение участников экономического процесса.7

Хотя экономические  и административные методы имеют  некоторое сходство, они существенно отличаются друг от друга. В частности, административные приемы заметно сужают свободу экономического выбора, а порой вообще сводят её к нулю. Такое случается там, где администрирование экономически не обосновано, запредельно, обретает черты тотальности, перерождается в командно-распределительную систему. В этих условиях государственный контроль становится всеобъемлющим, охватывая размеры производства, его структуру, цены, потребительные качества продукции, издержки, заработную плату, прибыль и ее распределение, связи с поставщиками и потребителями, словом весь хозяйственный процесс.

Информация о работе Государственное регулирование собственности и рыночной экономики