Государственное регулирование собственности и рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение основных аспектов государственного регулирования собственности и рыночной экономики. Объектом исследования является собственность и рыночная экономика, предметом – анализ государственного регулирования рыночной экономики в Российской Федерации. Актуальность темы обосновывается тем, что там, где есть экономическая деятельность, там всегда присутствует проблема собственности. Развитие рыночных отношений способствовало постепенному переходу от античных и средневековых к современным формам частной собственности.

Содержание работы

I. Введение…………………………………………………………………………3
II. Сущность государственного регулирования………………………………5
собственности и рыночной экономики
II.1 Формы собственности и право распоряжения………………………….5
II.2 Методы государственного регулирования……………………………..10
рыночной экономики
II.3 Возможности и необходимость………………………………………….14
государственного регулирования
рыночной экономики
III. Система государственного регулирования……………………………….16
собственности и рыночной экономики
в Российской Федерации
III.1 Анализ государственного………………………………………………16
регулирования рыночной экономики
в Российской Федерации
III.2 Нормативное регулирование…………………………………………..21
собственности в России
III.3 Проблемы и перспективы………………………………………………26
государственного регулирования
собственности и рыночной экономики
в Российской Федерации
IV. Заключение………………………………………………………………….32
V. Список литературы…………………………………………………………..33

Файлы: 1 файл

курсовая грэ.docx

— 72.27 Кб (Скачать файл)

Экономические методы нисколько не ограничивают свободу  выбора, а иной раз даже расширяют  ее. Появляется стимул, на который субъект  может либо отреагировать, либо не обращать ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения.

Настоятельно  необходим прямой государственный  контроль над монопольными рынками. Монополиста трудно обуздать с помощью регуляторов косвенного воздействия и здесь допустимо даже государственное регулирование цен.

Вторая область  преимущественно административного  регулирования – побочные эффекты  рыночных процессов. И в этой сфере  экономические регуляторы недостаточны, а иногда вообще неэффективны. Необходимы жесткие стандарты хозяйственной деятельности, гарантирующие населению экологическую безопасность.

Кроме экологических  есть немало и других стандартов. Разработка таковых, контроль над их соблюдением всеми, кто участвует в функционировании экономической системы, образуют еще одну, третью область административного регулирования. Четвертая область – определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения. Имеется в виду пособия по безработице, выплаты многодетным семьям, гарантированный минимум заработной платы и т.п. Административные приемы оказываются полезными и тогда, когда направлены на защиту национальных интересов в системе мирохозяйственных связей. К их числу можно отнести, например лицензирование экспорта или государственный контроль над импортом капитала. Такова пятая область, где применение административных регуляторов экономически оправдано. Шестая и последняя область – реализация, целевых программ, предусматривающих элементы администрирования в отношении предприятий государственного сектора.8

Экономическое пространство, на которое распространяются административные методы, как видно весьма обширно. Они давно стали неотъемлемой частью хозяйственного механизма и ничуть не мешают повышению эффективности производства и благосостояния населения. Мировая практика свидетельствует о том, что администрирование опасно не само по себе. Оно наносит ущерб лишь тогда, когда не имеет экономического обоснования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.3 Возможности и необходимость государственного регулирования рыночной экономики

 

Следует, прежде всего, четко разграничить экономическую  роль государства в условиях свободной конкуренции или свободного рынка и экономическую роль государства в условиях регулируемой рыночной экономики.

Так как свободный  рынок характеризуется такими признаками, как: неограниченное число участков конкуренции, абсолютно свободный доступ на рынок и такой же вывод из него; абсолютная мобильность материальных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов; наличие у каждого участника конкуренции полного объема рыночной информации о предложении и спросе, ценах, нормах; абсолютная одноименность однородных продуктов, в частности отсутствии торговых марок и других индивидуальных характеристик качеств товара; ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками.

То теоретически ясно, что в системе свободного рынка не остаётся места любым типам монополий. Исключена инфляция, безработица, перепроизводство. Хотя на практике дело обстоит значительно сложнее. Особое значение здесь играет экономическая роль государства в регулировании рыночных отношений.9

Возможности свободного рынка не безграничны. Он не в состоянии гарантировать решение всех социальных и экономических проблем совершенного общества, поэтому в тех областях, где свободный рынок не может дать результата, необходимо экономическое вмешательство государства.

Государство участвует в распределении товаров, так как рыночное распределение  не обеспечивает благосостояния всех членов общества, не гарантирует некоторый стандарт благосостояния, достойное существование. Здесь государство активно включилось в перераспределение доходов, чем ослабило острые социальные конфликты.

Рынок не гарантирует  соблюдения права на труд, в рыночной экономике неизбежна безработица. Поэтому государство регулирует рынок рабочей силы с целью  поддержки полной занятости, сокращения безработицы.

Вмешательство государства необходимо и в области  науки и технологий, глубоких структурных преобразований производства. Именно оно стимулирует научно-технический прогресс и осуществляет структурную политику.

Для решения  региональных проблем также требуется  вмешательство государства, нужна региональная политика. Регулирование на национальном и межгосударственном уровнях является обязательным условием эффективного развития мировой экономики.

Любая экономика (как рыночная, так и нерыночная) подвержена инфляции монополизму.

Поэтому рыночное хозяйство нуждается в проводимой государством антиинфляционной и антимонопольной политике.

Таковы основные направления объективно необходимого государственного регулирования рыночной экономики.

 

    1. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОБСТВЕННОСТИ И РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

III.1 Анализ государственного регулирования рыночной экономики в Российской Федерации

 

В условиях перехода к рыночным отношениям Россия переживала один из наиболее драматичных  периодов своей истории.

Как свидетельствует  мировая практика, начало XXI века ознаменовалось крупнейшей организационно-хозяйственной  структурной революцией. Суть ее заключается  в том, что для выживания на современном мировом рынке требуется вовлекать огромные массы капиталов. Именно этим объясняется активный процесс передела мирового рынка, на котором ведущими олигархами мира, и в первую очередь США – России отводится роль сырьевой страны, как «придатка» мировой экономической системы.10

В этих условиях у России нет другого выхода, кроме  создания такой экономической системы, фундаментом которой будет система государственного регулирования экономики страны, совмещенной с рыночными механизмами хозяйствования. Именно такое органическое сочетание двух основополагающих принципов построения экономических систем и позволяет обеспечить условия возрождения экономического потенциала страны и создания действительно сильного государства.

Задача перехода к рыночной экономике исключительно  сложная и по ряду причин, ее не смогли решить ряд составов Правительства, возглавлявших эту работу за последние  десятилетие.

Серьезнейшие  ошибки в несбалансированности хозяйственной  самостоятельности предприятий, отдельных предпринимателей и государственного регулирования основных функций, которые может осуществлять только государство привели, к такому положению дел, которое сложилось сегодня.

Кроме того в их числе: отход от системы планирования основных материальных и финансовых потоков; развал банковской системы страны, приведшей к «игре» спекулятивного капитала, а не к ориентации на инвестирование реальной экономики; потери позиций рубля; распад внутрихозяйственных связей; перекосы в системе приватизации, приведшие к переходу в руки узкого круга «олигархов» значительной сферы производства и ресурсов страны, совершенно не заботящихся о судьбе населения страны, а занятых в основном переводом капиталов за рубеж; потеря значительного числа рабочих мест, приведшая к массовой безработице; распад идеологии человека и переориентация его на накопительство, а не на сферу производства и т.д. и т.п.11

Поскольку страна не может оставаться в таком состоянии  длительное время, назрела объективная необходимость переломить ход развития российской экономики, идеологии и политики, обеспечить неуклонный рост благосостояния российского общества.

Коренной  особенностью периода перехода экономической  системы России к рыночным отношениям явился значительный спад объема промышленного  производства и обнищание основной массы населения страны.

В этой связи  требуется осуществить безотлагательные меры, которые позволят вывести экономику страны из кризиса. Это можно осуществить за счет целого комплекса экономических, социальных, политических подходов к реформированию экономики.

Большое значение для эффективного функционирования экономики страны в рыночных условиях имеет правовое обеспечение беспрепятственной реализации его принципов. В качестве важнейших функций правового обеспечения выступает, во-первых, создание соответствующей правовой базы для поддержания основных условий функционирования рыночного хозяйства: экономической свободы и ценовой конкуренции; во-вторых, определение и обеспечение «правил игры» между субъектами рыночных отношений. Экономическая свобода гарантируется основным законом страны – Конституцией.

В Конституции  Российской Федерации в ст. 8.2. содержится более общая формулировка, регламентирующая право собственности: «В Российской Федерации признаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». В ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации «Субъекты права собственности» указанное положение статьи Конституции РФ повторяется, но не конкретизируется.

Собственник, сохранность капитала которого государством не гарантируется, практически не имеет возможности использовать его по своему усмотрению, что неизбежно сказывается на эффективности его хозяйственной деятельности. Одним из последствий этого может быть сужение сферы приложения капитала, что приводит к его перетеканию в те области, в которых более ли менее обеспечиваются гарантии его сохранности. Именно это служит причиной утечки российского частного капитала за рубеж, ограничения области его интереса (наряду с другими причинами) сферой обращения, откуда можно извлечь свой капитал более оперативно, нежели из производственной сферы, в случае угрозы конфискации или национализации. Теми же причинами объясняется и низкая инвестиционная активность международного капитала в России.

Логическим  обрамлением незыблемости права  собственности служит гарантирование государством соблюдения условий контрактов. В этой своей части данная функция имеет исключительно важное значение для рыночной экономики. Ведь не секрет, что не только, да и, пожалуй, не столько явная слабость правоохранительных органов, сколько слабая законодательная база и отсутствие действенного механизма исполнения решений арбитражных судов по хозяйственным искам в определенной мере выступают причиной криминализации российского бизнеса.12

В современной  рыночной экономике обеспечение  свободной конкуренции – одна из важнейших задач государства. С этой целью во многих странах  приняты и действуют законы о недобросовестной конкуренции, призванные гарантировать дееспособность этого принципа, предотвратить негативные последствия недобросовестной конкуренции.

В качестве главного инструмента реализации государством данной функции служит антимонопольное законодательство, которое проводят в жизнь специализированные государственные структуры – Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых хозяйственных структур в Российской Федерации.

Многие трудности, переживаемые в настоящее время  нашей страной, не в последнюю  очередь вызваны ослаблением  государственной машины, недостаточной разработанностью или практическим отсутствием законодательной, нормативно-правовой базы экономической деятельности и соответственно государственно-административных и властных механизмов ее обеспечения. Слабость государства – главная предпосылка слабости экономики и ее криминализации. С данной точки зрения главным просчетом первой волны реформаторов явилось забвение или игнорирование ими той очевидной истины, что формирование рыночных механизмов и политической демократии представляет собой процесс, в котором государство выступает в качестве главного гаранта жизнеспособности и эффективного функционирования экономической системы.

Возрождение реальной экономики России – многоаспектная задача. Она включает в себя использование широкого комплекса факторов и, прежде всего, государственных, ибо без политики государства все остальные факторы не могут действовать в режиме реального времени, противоречат друг другу и порождают хаос.

Создание  оптимальной модели государственного регулирования высокоэффективной экономикой требует всего анализа экономики России не только как «экономической системы», а с учетом перехода к рыночным отношениям и наличия бесконечно большого количества динамично изменяющихся факторов – «социально-экономической системы».

Важным условием создания такой системы является использование принципа оптимальности, обладающего гибкостью, альтернативностью правовых, административных и производственно-хозяйственных ситуаций, в условиях которых приходится формировать стратегию планово-управленческих решений.

Главной особенностью, которая должна быть положена в основу такой работы, является принцип социально  ориентированного расширенного воспроизводства отечественной экономики. Таким образом, федеральная программа правового совершенствования России станет важным рычагом устойчивого роста экономики России, повышения жизненного уровня населения страны. В то же время будут созданы благоприятные условия для существенного укрепления научно-технического потенциала России.

 

III.2 Нормативное регулирование собственности в России

 

Для раскрытия  этого вопроса курсового проекта  рассмотрим основные нормативные правовые акты Российской Федерации, которые  составляют основу правового регулирования отношений собственности в нашей стране.

К таким нормативным  правовым актам следует отнести, в первую очередь, следующие: Конституция Российской Федерации; гражданский Кодекс Российской Федерации; ФЗ от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; ФЗ от 25 сентября 1997 года № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления Российской Федерации»; ФЗ от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Основной  закон Российской Федерации наряду с другими наиболее важными сферами жизни общества и государства регулирует также отношения муниципальной собственности. В частности, пункт 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации гласит: «местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью».13

Одним из источников, регулирующих право муниципальной  собственности, является Гражданский Кодекс Российской Федерации. В п. 1 ст. 215 даётся определение муниципальной собственности – «имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям»14. В соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, от имени муниципальных образований своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности участника гражданских правоотношений, в том числе права собственника могут в соответствии с п.2 ст. 125 ГК РФ, «органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов».15 Кодекс, кроме того, устанавливает закрепление муниципального имущества за муниципальными предприятиями и учреждениями во владении, пользовании и распоряжении. В этой связи возникает такой аспект управления муниципальной собственностью, как её принадлежность муниципальным учреждениям и предприятиям на правах хозяйственного ведения и оперативного управления. В первом случае предприятие значительно ограничено в осуществлении прав собственности в отношении принадлежащего ему имущества. Оно не вправе как-либо распоряжаться этим имуществом. Также собственник (муниципальное образование), в соответствии с п. 1 ст. 295 ГК РФ, «имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении»16. Собственник, кроме того, решает широкий круг вопросов, как то создание предприятия, определение предмета и целей его деятельности, реорганизация и ликвидация предприятия (учреждения) и другие. Право оперативного управления даёт более широкие полномочия в отношении принадлежащего предприятию имущества в соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ, «казённое предприятие, а также учреждение в отношении закреплённого за ними имущества осуществляют в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им».17 При этом собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое имущество или используемое не по назначению. Важным моментом является то, что муниципальное образование (собственник) не отвечает по своим обязательствам имуществом, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п.1 ст. 126 ГК РФ).

Информация о работе Государственное регулирование собственности и рыночной экономики