Государственное регулирование собственности и рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение основных аспектов государственного регулирования собственности и рыночной экономики. Объектом исследования является собственность и рыночная экономика, предметом – анализ государственного регулирования рыночной экономики в Российской Федерации. Актуальность темы обосновывается тем, что там, где есть экономическая деятельность, там всегда присутствует проблема собственности. Развитие рыночных отношений способствовало постепенному переходу от античных и средневековых к современным формам частной собственности.

Содержание работы

I. Введение…………………………………………………………………………3
II. Сущность государственного регулирования………………………………5
собственности и рыночной экономики
II.1 Формы собственности и право распоряжения………………………….5
II.2 Методы государственного регулирования……………………………..10
рыночной экономики
II.3 Возможности и необходимость………………………………………….14
государственного регулирования
рыночной экономики
III. Система государственного регулирования……………………………….16
собственности и рыночной экономики
в Российской Федерации
III.1 Анализ государственного………………………………………………16
регулирования рыночной экономики
в Российской Федерации
III.2 Нормативное регулирование…………………………………………..21
собственности в России
III.3 Проблемы и перспективы………………………………………………26
государственного регулирования
собственности и рыночной экономики
в Российской Федерации
IV. Заключение………………………………………………………………….32
V. Список литературы…………………………………………………………..33

Файлы: 1 файл

курсовая грэ.docx

— 72.27 Кб (Скачать файл)

Таким образом, анализ статей Гражданского Кодекса  Российской Федерации, касающихся отношений муниципальной собственности, показывает, что имущество муниципальных образований, принадлежащее им на праве собственности, используется не только непосредственно муниципальным образованием через созданные им органы управления. Муниципальное имущество находится в ведении созданных городским или сельским поселением юридических лиц. При этом главенствующая роль в осуществлении прав собственника остаётся за муниципальным образованием: это хорошо показано в статьях 294 – 296 ГК РФ, где описаны правомочия предприятий и учреждений в отношении принадлежащего им имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.

Отношения муниципальной  собственности регулируются также  действующими Федеральными законами Российской Федерации. Одним из законов, регулирующих финансовые основы местного самоуправления, является Федеральный закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии со статьёй 28 закона, муниципальная собственность является одной из составляющих экономической основы местного самоуправления. К тому же – в соответствии со статьёй 6 – владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью отнесены к вопросам местного значения. Также закон отводит большую роль органам местного самоуправления.18 В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью».19

Финансовые  основы местного самоуправления регулируются также Федеральным законом от 25 сентября 1997 года № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления Российской Федерации». Здесь вопросы управления муниципальной собственностью рассматриваются в разрезе использования муниципального имущества в качестве источника доходов местного бюджета.

Для наиболее полного изучения правовых основ  управления муниципальной собственностью необходимо рассмотреть также Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», так как приватизация, будучи сложным и значительным процессом «возмездного отчуждения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц»,20 является довольно значительным аспектом взаимоотношений муниципальных образований (через создаваемые ими органы) с физическими и юридическими лицами, действующими на данной территории и зачастую являющимися собственниками. Покупателями муниципального имущества (по сути – участниками отношений, возникающих в ходе приватизации), в соответствии с пунктом 1 статьи 5 закона, могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений и других лиц (в соответствии с законом).21

Приватизацию  муниципального имущества можно  проводить большим количеством способов, основная часть которых сводится к продаже данного имущества. При этом приватизация муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными настоящим Федеральным законом.22

 

III.3 Проблемы и перспективы государственного регулирования собственности и рыночной экономики в Российской Федерации

 

Рыночная  экономическая система в России сформирована лишь в самых общих  чертах. Можно констатировать наличие  основных институциональных условий  для её функционирования. Однако дальнейшее прогрессивное развитие рыночных отношений  в российской экономике наталкивается  на несоответствие институтов государственного регулирования его институциональной среде. Результаты воздействия государства на экономику России пока слабо соответствуют правительственным прогнозам. Поэтому существует острая необходимость исследования институциональной среды и структуры государственного регулирования экономики, формирования целостной системы экономических институтов рыночного хозяйствования, модернизации институциональной среды государственного регулирования российской экономики, с учётом влияния глобальных социально-экономических факторов.

Государственное регулирование экономики осуществляется на основе четко сформулированной государственной экономической политики. Представляется неверным утверждение о том, что термины «государственное регулирование экономики» и «государственная экономическая политика» в наше время идентичны.

Государственная экономическая политика представляет собой основные направления деятельности государства в сфере экономики, в то время как государственное регулирование экономики - деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной экономической политики с использованием специальных средств, форм и инструментов.

Отсутствие  четко сформулированной, надлежащим образом оформленной, стабильной и  предсказуемой государственной  экономической политики является существенным недостатком, препятствующим эффективному государственному регулированию рынка.

В настоящее  время отсутствует правовая база, обеспечивающая применение средств, инструментов государственного регулирования экономики, создание которой следует рассматривать в качестве приоритетного направления развития законодательства (в широком смысле слова), регулирующего отношения в экономике. Так, например, остро необходимо создание нормативной основы для эффективного применения таких средств как ценообразование, планирование, в том числе программно-целевое планирование и т. д.

Только после  того, как будет создана правовая основа для эффективного применения отдельных средств государственного регулирования, после того как будет  обобщен опыт их применения на практике, следует вернуться к вопросу о создании стержневого законодательного акта, определяющего основы государственного регулирования экономики. Вполне возможно, что в качестве такого стержневого акта будет выступать Предпринимательский кодекс России, в котором будет содержаться раздел, посвященный государственному регулированию рынка.

Анализ отношений, возникающих в рамках исследования проблемы государственного регулирования экономики, в том числе и регулирования отношений в рамках государственного сектора, позволяет говорить о наличии особенностей, специфики предпринимательских отношений, что проявляется в их комплексном характере. Предпринимательские отношения в рамках государственного регулирования экономики включают наряду с имущественными, также административные, финансовые и иные отношения.

Таким образом, система государственного регулирования  экономики хотя и претерпела значительную эволюцию, но во многих существенных звеньях  все еще не сформирована.

Наиболее  важными из нерешенных задач являются: преодоление кризиса неплатежей и ликвидация массовой просроченной задолженности; оздоровление экономического положения предприятий, в том числе оставшихся в собственности государства и находящихся под его контролем, включая улучшение управления принадлежащими государству пакетами акций акционерных предприятий; активизация инвестиционной деятельности, проведение структурной перестройки экономики, повышение ее технического уровня, эффективности и конкурентоспособности; поддержка потенциально жизнеспособных отечественных предприятий, в первую очередь в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве, развитие которых имеет важное значение для обеспечения экономической независимости и безопасности страны; перекрытие каналов нелегальной утечки капитала за рубеж, улучшение контроля за экспортом и возвратом валюты в страну; создание условий, препятствующих расширению теневой экономики и способствующих возврату отвлеченных в нее финансовых и материальных ресурсов в рамки нормальной, разрешенной законами экономической деятельности.

Таким образом, существующая в настоящее время  система государственного регулирования носит переходный и незавершенный характер. Ход реформ уже показал невозможность эффективного развития экономики в режиме автоматического саморегулирования. Механизм рынка должен быть дополнен инструментами, компенсирующими его недостатки там, где он не срабатывает или приводит к результатам, не отвечающим интересам всего общества. Поэтому дальнейшее развитие реформ будет происходить путем определенных компромиссов между либерализацией и восстановлением инструментов государственного регулирования рынка и социальной сферы.

Механизм  государственного регулирования не является раз и навсегда данным и  неизменным. Эволюция его предопределяется потребностями технологического развития и экономического роста, перегруппировкой политических сил и изменениями проводимой ими экономической и социальной политики, степенью развитости рыночных отношений хозяйствования.

В любом случае государственное регулирование  должно быть эффективным, т. е. максимально использовать предпринимательскую энергию для углубления партнерства и катализации бизнеса. Оно эффективно в том случае, когда поддерживает те сферы, которые не регулируются или слабо регулируются рыночными механизмами - здравоохранение, образование, макроэкономическая стабильность, защита неимущих и т. д. По такому пути развиваются экономические и социальные процессы в Российской Федерации, где за годы реформ 80-90-х годов заложены основы финансово-экономического регулирования экономики. Перспективы российской экономики связываются с гарантией прав собственности и справедливой конкурентоспособности для эффективного функционирования рыночной экономики. Государство осуществляет контроль над денежной массой, снижением инфляции, а также обеспечением структурных сдвигов в производстве и экспорте продукции.

Активизацию инвестиционного процесса государство  предполагает достичь путем удешевления кредитных ресурсов в условиях новой экономической конъюнктуры.

Социальная  и военная реформы позволят в  перспективе сократить нагрузку на государственный бюджет и увеличить расходы на образование, здравоохранение, культуру и пенсии.

Предполагается, что бюджет как метод экономического воздействия будет стимулировать экономический рост. Это достигается тем, что средства налогоплательщиков предоставляются корпоративному сектору исключительно на конкурсной основе. Уменьшится количество налогов и налогооблагаемой базы, произойдет выравнивание налоговой нагрузки.

Анализируя  опыт государственного регулирования  в развитых рыночных государствах и  странах транзитивной экономики, можно  отметить функциональные регулирующие тенденции в экономике.

Основные  функции государственного регулирования  реализуются, во-первых, в направлении  достижения и сохранения национальных конкурентных преимуществ экономики. Страна достигает конкурентного  преимущества благодаря экономическим факторам и наличию уникальных институциональных механизмов, способных непрерывно повышать уровень использования факторов производства: ресурсов, рабочей силы, предпринимательства.

Общепризнанной  задачей правительства становится разработка политики нововведений, стимулирование усовершенствований в технике, выгодных для национальной экономики. Это  позволяет повысить эффективность  производства, диктовать высокие цены благодаря высокому качеству, осваивать новые наукоемкие отрасли и отдельные территории.23

Экономическое регулирование на уровне территории уменьшает неравномерности социально-экономического развития регионов, снимает социальную напряженность в депрессивных регионах, стимулирует эффективное использование экономического потенциала территории.24

Роль государства  на различных этапах развития общества неодинакова. Современное российское общество характеризуется переходным состоянием экономики, что не может  не учитываться при изучении проблемы соотношения государства, права  и экономики. Однако в любом случае речь идет об экономике рыночного типа, о рынке.

Объективная необходимость государственного регулирования  рыночных отношений основывается на ограниченности возможностей рынка  в производстве общественных товаров, что и является основным побудительным мотивом в деятельности государства в сфере экономики.

 

 

    1. Заключение

 

Проанализировав государственного регулирования рыночной экономики в Российской Федерации  можно сделать следующий вывод: система государственного регулирования в условиях смешанной экономики России нуждается в реструктуризации. Основной смысл этой важнейшей задачи состоит в том, чтобы определить рациональную структуру различных форм собственности и с помощью рыночных методов активно воздействовать на улучшение работы в сфере реальной экономики.

Одной из важнейших  задач, связанных с совершенствованием системы государственного регулирования  рыночной экономики является оценка эффективности приватизации в стране в соответствии с критериями экономики и права.

Государство должно осуществлять с помощью системы  экономических, статистических и правовых органов реальный контроль над выпуском и рыночным оборотом ценных бумаг, не допуская возможности образования спекулятивных пирамид.

Создание  федеральных структур государственного регулирования экономикой создает фундамент широких возможностей осуществления государственного руководства не только отдельными отраслями, но и всей экономикой страны в целом, что позволяет обеспечить решение, как государственных функций, так и осуществить подъем жизненного уровня населения России.

 

 

 

 

 

V. Список литературы

1. Бабушкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. Пособие. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 480 с.

2. Браверман.А.А. О мерах по повышению эффективности управления муниципальной собственностью и критериях ее оценки // Вестник Минимущества России. - 2007. - №1. - С. 12-29.

3. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Полный сборник Кодексов РФ. – М.: 2002

4. Гринберг Р. Пятнадцать лет рыночной экономике в России: итоги и перспективы / Р. Гринберг // Политический журнал. – 2007. - №17. – С. 31-35

Информация о работе Государственное регулирование собственности и рыночной экономики