Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 13:00, курсовая работа
Цель данной курсовой работы выявить теоретически существующие формы и методы государственного регулирования экономики, указать необходимые изменения в них и показать их состоятельность в практике на конкретном примере. Экономическая роль государства
Введение 2
Экономическая роль государства 3
1. 1 Роль государства в командной экономике и в рыночном хозяйстве 3 1. 2 Возможность и необходимость государственного регулирования рыночной экономики. 6
2. Формы и методы государственного регулирования экономики 10 2. 1 Формы регулирования 10
2. 2 Методы государственного регулирования рыночной экономики 15 2. 3 Государственное регулирование рынка труда 19
2. 4 Назревание изменения в формах и методах государственного регулирования экономики. 23
Заключение 27
Список использованных источников 28
Государственное регулирование в рыночной экономике - (курсовая)
Дата добавления: март 2006г.
Содержание:
Введение 2
Экономическая роль государства 3
1. 1 Роль государства в командной
экономике и в рыночном
2. Формы и методы
2. 2 Методы государственного
2. 4 Назревание изменения в формах
и методах государственного
Заключение 27
Список использованных источников 28
Приложение А 29
Введение
Происходящая в России глубокая
социально-экономическая
Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия на экономику.
Среди методов государственного регулирования едва ли встретишь совершенно непригодные или абсолютно не эффективные. Нужны все, и вопрос лишь в том чтобы для каждого определить экономические зоны и ситуации, те ниши, где его применение целесообразно.
Поиск новых форм и методов регулирования
в условиях трансформации социально-
Цель данной курсовой работы выявить теоретически существующие формы и методы государственного регулирования экономики, указать необходимые изменения в них и показать их состоятельность в практике на конкретном примере. Экономическая роль государства
1. 1 Роль государства в командной
экономике и в рыночном
В сознании российского общества широкое
признание получило мнение о том,
что перспективы выживания
Отрицательные черты командной
экономики были доведены до крайней
черты: отсутствие стимулов для предпринимательства,
продуктивного труда, инновационной
активности, эффективного использования
ресурсов, иждивенчество, безответственность
и безынициативность. Такой тип
экономики и общества, такая роль
государства оказались
Реформы должны были решить у нас
по крайней мере три задачи. Во-первых,
обеспечение идеологического
Во-вторых, демонтаж тоталитарной политической
системы, обеспечение действительной
выборности, разделения властей, демократического
контроля за государственными органами,
свободы деятельности политических
сил и партий. В-третьих, переход
от командной, директивно управляемой
государством экономики к современному,
социально ориентированному рыночному
хозяйству с определёнными
По первым двум направлениям российское
общество сразу определилось. Что
же касается экономических преобразований,
то здесь столкнулись два
Другой подход предлагает “революционное”,
разовое разрушение командной экономики
путём повальной приватизации госсобственности,
рассматриваемой как самоцель; уход
государства из экономики или
по меньшей мере минимизация его
роли в ней; упование на бессилие“невидимой
руки рынка” и сведение роли государства
к функциям ночного сторожа. К
сожалению с начала 1992 г. в осуществлении
экономических преобразований в
стране возобладал второй подход, не отвечающий
ни современным мировым
Однако результаты разгосударствления сказались иными. В течении менее двух лет примерно 70% государственного имущества в виде производственных фондов перешло в руки новых собственников. Но в подавляющем большинстве это не были стратегические инвесторы. Изменялся титул собственности, а реальных перемен в технологии, организации и управлении применительно к рыночным отношения не происходило.
С повальной приватизацией был
тесно связан и постепенный беспорядочный
демонтаж системы государственного
управления экономикой: массовая либерализация
цен, единовременное сокращение более
чем на половину госзаказа на оборонную
продукцию, открытие национального
рынка внешней конкуренции, резное
уменьшение госинвестиций и т. д.
Фактически государство отказалось
от проведения структурной и научно-
Российское руководство упорно
вело курс на уход государства из реальной
экономики. Административно-командная
система управления экономикой была
в основном разрушена, но механизм рыночного
регулирования не был создан. Оживление
предпринимательской
В институциональном отношении
современная экономика России приобрела
некое мутантное состояние. Она
сохраняет в себе как некоторые
остаточные черты прежней цивилизации
и монополизации, так и рыночные
компоненты , но не столько в их современном
виде, сколько в состоянии
Без повышения роли государства, восстановления управляемости экономики из её нынешнего кризисного состояния не вывести. Нужен двуединый процесс: с одной стороны, движение к современным механизмам рыночного саморегулирования, создание конкурентной среды, полнокровных рынков товаров, капитала, труда, недвижимости, ценных бумаг, интеллектуальной собственности, разветвленной рыночной инфраструктуры. В этом смысле Россия находится ещё в самом пути начинания.
С другой стороны, необходима выработка с учетом мирового опыта оптимальных для стороны форм и методов государственного регулирования. Это должно означать не возврат к прежним функциям государства в командной экономике, а становление его новой роли в рыночной экономике постиндустриального типа.
1. 2 Возможность и необходимость
государственного
Следует прежде всего четко разграничить экономическую роль государства в условиях свободной конкуренции или свободного рынка и экономическую роль государства в условиях регулируемой рыночной экономики.
Так как свободный рынок
абсолютная мобильность
Абсолютная одноименность
То теоретически ясно, что в системе
свободного рынка не остаётся места
любым типам монополий. Исключены
инфляция, безработица, перепроизводство.
Хотя на практике дело обстоит значительно
сложнее. Особое значение здесь имеет
экономическая роль государства
в регулировании рыночных отношений.
Возможности свободного рынка не
безграничны. Он не в состоянии гарантировать
решение всех социальных и экономических
проблем совершенного общества, поэтому
в тех областях, где свободный
рынок не может дать результата,
необходимо экономическое вмешательство
государства. Даже в стерильной экономике
свободного предпринимательства остаются,
по крайней мере три следующие
проблемы, которые не подвластны рыночному
механизму:
государственное регулирование внешних
эффектов.
Рынок охватывает не все социально-экономические
отношения участников макроэкономической
системы. Деятельность и производителей,
и потребителей порождает внешние
эффекты, которые непосредственно
могут не иметь денежной меры. Например,
имеется промышленное предприятие,
которое участвует в рыночной
конкуренции, попутно загрязняет окружающую
среду. С этим внешним эффектом рынок
ничего сделать не может. Без участия
государства здесь не обойтись. Во
многих странах государство использует
правовые и административные рычаги
с тем, чтобы заставить бизнес
инвестировать капитал в
государственное регулирование потребления
общественных товаров. Речь идет прежде
всего о товарах и услугах
коллективного пользования. Таких
как национальная оборона, охрана общественного
порядка, государственное управление,
единая энергетическая система, национальные
сети коммуникаций и др. Предоставление
населению общественных товаров
становится одной из функций государства
в экономике свободной
обеспечение государством экономики
нужным количеством денег. Рынок
сам по себе не способен решить эту
проблему. В итоге мы получаем предоставление
о хозяйственном механизме
Государство также участвует в
распределении товаров, так как
рыночное распределение не обеспечивает
благосостояния всех членов общества,
не гарантирует некоторый стандарт
благосостояния, достойное существование.
Здесь государство активно
Рынок не гарантирует соблюдения права на труд, в рыночной экономике неизбежна безработица. Поэтому государство регулирует рынок рабочей силы с целью поддержки полной занятости, сокращения безработицы.
Вмешательство государства необходимо
и в области науки и
Любая экономика(как рыночная, так и нерыночная) подвержена инфляции монополизму.
Поэтому рыночное хозяйство нуждается в проводимой государством антиинфляционной и антимонопольной политике.
Таковы основные направления объективно
необходимого государственного регулирования
рыночной экономики.
2. Формы и методы государственного регулирования
экономики
2. 1 Формы регулирования
Среди многообразия форм воздействия государства на экономику особое место занимает планирование. Планирование вместе с предшествующим, дополняющим и обосновывающим его прогнозированием и экономическим анализом представляет составную часть управления экономикой. Оно может применятся на общегосударственном уровне, на уровне отраслей и регионов, отдельных сфер экономики, предприятий, компаний, фирм.
Информация о работе Государственное регулирование в рыночной экономике