Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 13:00, курсовая работа
Цель данной курсовой работы выявить теоретически существующие формы и методы государственного регулирования экономики, указать необходимые изменения в них и показать их состоятельность в практике на конкретном примере. Экономическая роль государства
Введение 2
Экономическая роль государства 3
1. 1 Роль государства в командной экономике и в рыночном хозяйстве 3 1. 2 Возможность и необходимость государственного регулирования рыночной экономики. 6
2. Формы и методы государственного регулирования экономики 10 2. 1 Формы регулирования 10
2. 2 Методы государственного регулирования рыночной экономики 15 2. 3 Государственное регулирование рынка труда 19
2. 4 Назревание изменения в формах и методах государственного регулирования экономики. 23
Заключение 27
Список использованных источников 28
В широком смысле слова планирование
есть предопределение будущего, построение
активного образа, модели желаемого
и намечаемого будущего состояния
экономики при одновременном
установление путей, способов, средств
и сроков достижения этого состояния,
конечных рубежей планируемых действий.
Планы практически всегда ориентированы
на определенные цели , на решение задач
, стоящих перед экономикой, что
находит отражение в
Планы теснейшим образом связаны со временем, так как они разрабатываются на определенный период, именуемым плановым периодом. В масштабах экономики в целом наиболее распространенно годовое планирование. Наблюдаются попытки планирования экономики на десяти-двадцатилетний период, но это уже планы прогнозы, так как неопределенность будущих условий функционирования экономики не позволяет предопределять её картину через столь значимое время.
В отличие от планирования экономическое
прогнозирование, будучи способным
научного предвидения, отваживается на
проникновение в более
В странах с рыночной экономикой
степень вмешательства
Государственное регулирование экономики ставит своей целью соблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения. Существуют, применяются разнообразные формы государственного регулирования. Ниже перечислены наиболее важные и главные из них:
Непосредственное
Налоговое регулирование осуществляется путем установления тех или иных объектов налогообложения, назначения и дифференциации налоговых ставок, введения налоговых льгот, освобождение от налогов. В том же направлении воздействует и введение пошлин, таможенных сборов. Изменяя в ту или иную сторону налоговое бремя, государство может ускорять или замедлять экономические процессы. В то же время взимание налогов есть главный источник доходов государственного бюджет, финансовая база социальной политики
Денежно-кредитное
Бюджетное регулирование заключается
в том, что государственные органы
обладают возможностью распределять средства
государственного бюджета по различным
направлениям их расходования. При
этом одним отраслям, сферам, социальным
группам населения могут быть
выделены большие бюджетные
Ценовое регулирование в условиях рыночной экономики заключается в том, что государство может устанавливать предельный уровень цен, запрещая их повышение сверх этого уровня. Ущерб, наносимый продавцам, может быть компенсирован государственными дотациями. В условиях централизованной экономики государство в праве само назначать цены. Иногда ценовое регулирование проявляется в форме установления предельных уровней рентабельности для предприятий монополистов;
Социальное регулирование со стороны
государства направлено на обеспечение
социальной справедливости, поддержку
социально незащищенных или слабо
защищенных слоев населения, создание
социальных гарантий, поддержание уровня
условий жизни, достойных человека.
Социальное регулирование, включая
государственное социальное страхование,
предусматривает меры, создающие
возможность пенсионного
Регулирование условий труда, трудовых отношений, оплаты труда обычно осуществляется посредством государственного законодательства о труде и занятости. Такое законодательство призвано обеспечить охрану труда, соблюдение трудовых контрактов, минимальную заработную плату, выплату пособий по безработице. Государство также вправе устанавливать тарифы оплаты труда. Оно принимает на себя обучение безработных. Способы и инструменты государственного регулирования труда и занятости рассмотрены в пункте 2. 3;
Государственное регулирование охраны и восстановления окружающей среды –меры по защите природы в виде штрафов и санкций за загрязнение, а также предписаний по осуществлению обязательных природозащитных и природоохранных мероприятий. Государственные органы уста вливают нормы выделения предприятиями средств на восстановление окружающей среды;
Государственное антимонопольное
регулирование направлено на ограничение
или даже запрет деятельности предприятий-монополистов,
за исключением области
Государственное внешнеэкономическое
регулирование –это обширный спектр
мер и инструментов государственного
воздействия на структуру экспорта
и импорта, процессы внешней торговли,
контроль над товарными потоками,
пересекающими государственную
границу, движение капитала в страну
и из страны, валютный обмен. Такое
регулирование преследует цели отстаивания
экономических интересов
Таковы основные формы регулирования
экономики государством.
2. 2 Методы государственного
Чтобы проанализировать методы государственного
регулирования рыночной экономики,
необходимо первоначально раскрыть
экономические функции
Второе направление –решение экологических
и социальных проблем, перед лицом
которых рыночный механизм обнаруживает
либо свою несостоятельность, либо недостаточную
эффективность. Без государства
никогда нельзя сделать рыночную
экономику экологически безопасной,
гарантировать осуществление
Поскольку рынок представляет собой во многом самонастраивающуюся систему, влиять на него можно в основном лишь косвенными экономическими методами. Отсюда однако не следует, что развитом рыночном хозяйстве административные методы вообще не имеют право на существование. В целом ряде случаев их применение не только допустимо, ни и абсолютно необходимо.
Жестокое разграничение
Экономические методы нисколько не ограничивают свободу выбора, а иной раз даже расширяют ее. Появляется стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обращать ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения.
В последние годы, когда в России
ускорился распад тоталитарного
строя, произошло обвальное разрушение
системы административного
Кроме экологических есть немало и
других стандартов. Разработка таковых,
контроль над их соблюдением всеми,
кто участвует в
Экономическое пространство на которое
распространяются административные методы,
как видно весьма обширно. Они
давно стали неотъемлемой частью
хозяйственного механизма и ничуть
и ничуть не мешают повышению эффективности
производства и благосостояния населения.
Мировая практика свидетельствует
о том , что администрирование
опасно не само по себе. Оно наносит
ущерб лишь тогда, когда не имеет
экономического обоснования.
2. 3 Государственное регулирование рынка
труда
Регулирование рынка труда представляет
особую сферу и форму регулирующего
воздействия государства на социально–экономические
процессы. Изучение этой сферы государственного
регулирования позволяет полнее
представить многогранность его
средств и подходов. Государственное
регулирование рынка труда
Информация о работе Государственное регулирование в рыночной экономике