Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 13:00, курсовая работа
Цель данной курсовой работы выявить теоретически существующие формы и методы государственного регулирования экономики, указать необходимые изменения в них и показать их состоятельность в практике на конкретном примере. Экономическая роль государства
Введение 2
Экономическая роль государства 3
1. 1 Роль государства в командной экономике и в рыночном хозяйстве 3 1. 2 Возможность и необходимость государственного регулирования рыночной экономики. 6
2. Формы и методы государственного регулирования экономики 10 2. 1 Формы регулирования 10
2. 2 Методы государственного регулирования рыночной экономики 15 2. 3 Государственное регулирование рынка труда 19
2. 4 Назревание изменения в формах и методах государственного регулирования экономики. 23
Заключение 27
Список использованных источников 28
Государственные меры, воздействующие на величину и структуру спроса на рабочую силу - это создание новых рабочих мест за счет сокращения рабочего дня на уже существующих рабочих местах. Административные меры общей направленности сводятся к регулированию режима работы и отдыха. Государственные страны законодательно устанавливают максимальную продолжительность рабочей недели. Эта величина влияет на число рабочих мест: сокращение максимальной продолжительности недели приведет к образованию дополнительных рабочих мест. Такая мера в условиях России требует определенной осторожности С одной стороны, она позволяет снизить уровень безработицы для еще работающих и уменьшить существующую безработицу, с другой стороны, может отрицательно сказаться на эффективности экономики в целом.
Среди специализированных административных
мер регулирования, распространяющих
своё воздействие на отдельные группы
населения, следует выделить квотирование
рабочих мест для инвалидов. Это
вызывает негативное отношение работодателей,
поэтому такая защитная административная
мера обычно дополняется экономическим
поощрительным воздействием на предпринимателей,
предоставляющих работу данным группам
людей. Это прежде всего налоговые
льготы, выплата субсидий. Среди
общих экономических мер
Государство обладает экономическими
средствами регулирования величины
и структуры предложения
К экономическим мерам, регулирующим
структуру предложения, относится
организация переподготовки населения
за счет фонда занятости. Воздействие
на заработанную плату можно рассматривать
как общий экономический способ
определенного регулирования
Его вмешательство может быть административным
или экономическим. Влияние на продолжительность
рабочего времени и оплату единицы
рабочего времени обычно носит административный
характер, в большинстве развитых
стран государство
Таким образом, государственная политика
в области занятости в России
призвана охватывать регулирование
заработной платы, стимулирование создания
новых рабочих мест и развития
предпринимательства, оказание помощи
безработным в организации
Всё это только в теории, а на практике инструменты регулирования либо не действуют, либо мало эффективны.
Для России, на данном этапе развития,
неприемлема переориентация на механизм
регулирования процессов
Несостоятельность политики занятости
можно рассмотреть на одном из
показателей рынка труда–
2. 4 Назревание изменения в формах
и методах государственного
В экономической жизни страны государство должно выступать прежде всего как властная структура, устанавливающая правила поведения на рынке хозяйственных субъектов и влияющая своими предписаниями на условия функционирования рыночных субъектов.
Властные функции могут
При этом важно обеспечит не индивидуальный, а нормативный подход к предоставлению льгот на основе конкурентности и гласности. Вместе с тем нельзя исключать применение и индивидуальных административных актов управления, корректирующих поведение отдельных предпринимательских структур в общественных интересах.
В условиях переходного периода
большую роль играют регулирующие функции
государства с использованием широкого
набора инструментов, Ядром системы
могло бы стать индивидуальное планирование,
его место в системе
На реализацию экономической стратегии должны быть настроены и другие экономические регуляторы–налоговые, бюджетные, финансово-кредитные, государственные заказы, федеральные и региональные целевые программы и др.
В системе экономического регулирования важное место должны занять государственные заказы за счет средств федерального и региональных бюджетов. Они будут, повышая спрос на внутреннем рынке, способны стимулировать развитие не только оборонных, но и гражданских отраслей народного хозяйства, стимулировать проведение научных исследований, создание и внедрение новой техники и технологии.
Государственный сектор экономики
должен стать важным, реально и
эффективно действующим инструментом
проведения социально–экономической
стратегии. Учитывая значимость государственного
сектора для стабилизации и подъема
экономики, следует изменить подход
к продолжению приватизации, сохранить
контроль за крупными предприятиями, имеющими
важное значение для национальной экономики,
снять ограничения на сроки закрепления
в государственной
Роль государства в
Важной задачей отраслевых органов
управления должна стать поддержка
предпринимательства, взаимодействие
с корпорациями и их альянсами–финансово
промышленными группами, консорциумами.
Государственная поддержка
Проблема управления государственной
собственностью очень важна. Следует
разграничивать полномочия по управлению
государственной собственностью между
законодательной и
Усложнение экономической роли
и функции государства в
В любой стране, при любой общественно-
В странах с рыночной экономикой
степень вмешательства
Современная экономика России представляет
собой соединение прежних остаточных
черт централизации и монополизации
так и рыночных компонентов, но не
столько в их современном виде
сколько в состоянии полутора
вековой давности. В таких условиях
наибольшую роль должны играть регулирующие
функции государства с
Список использованных источников
Шишкин А. Ф. Экономическая теория Кн. 2. -М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС 1996
Курс переходной экономики. Под редакцией Л. И. Абалкина – М. Финсатинформ 1998
Курс экономики. Под редакцией
Б. А. Райзберга – М. Изд. ИН-ФРА-М 1999
Экономика. Под редакцией А. С. Булатова
– М. Изд. БЕК 1996
Лившиц А. Я. Краткий курс государственного управления экономикой II РЭЖ №10-11 1999
Информация о работе Государственное регулирование в рыночной экономике