Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 01:37, курсовая работа
В настоящих условиях государственный долг находится в центре экономических проблем страны, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным. В общей постановке в проблеме государственного долга можно выделить следующие основные аспекты: структура и динамика государственного долга; механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга; влияние государственного долга на развитие экономики страны.
Очевидно, что государство может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия к государству со стороны кредиторов — как физических, так и юридических лиц.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты проблемы государственного долга…………………5
1.1. Понятие и сущность государственного долга, государственные займы и их классификация……………………………………………………………………..5
1.2 Особенности субфедерального, внутреннего государственного долга……10
2. Государственное регулирование внешнего и внутреннего долга России…..13
2.1 Принципы управления государственным долгом…………………………...13
2.2 Анализ управления государственным долгом в России…………………….14
2.2.1 Анализ внешнего долга за период с 2009 по 2013 года……………………17
2.2.2 Анализ внутреннего долга за период с 2009 по 2013 года………………..14
3. Рекомендации и пути сокращения государственного долга в России………20
Заключение…………………………………………………………………………24
Литературы…………………………………………………………………………26
8) По способу погашения
задолженности займы разделяют
на две категории: займы,
9) По способу определения
предлагаемого инвестору
10) По направлениям
использования заемных средств
займы могут быть подразделены
Государственный долг требует особенного контроля. Этот контроль распространяется как на привлечение заемных средств, так и на их погашение.
Выпуск государственных займов основывается на следующих условиях:
– наличие кредиторов, у которых есть временно свободные средства;
– доверие кредиторов государству;
– заинтересованность кредиторов в предоставлении займов государству;
– возможность государства своевременно и полностью возвратить долг и выплатить доход.
Источниками погашения государственных займов могут выступать:
– доходы от инвестирования
заемных средств в
– дополнительные поступления от налогов;
– экономия средств от сокращения расходов;
– эмиссия денег;
– привлечение средств от новых займов (рефинансирование долга).
Привлечение займов должно основываться на двух принципах: минимизация стоимости займа и установление стабильности государственных ценных бумаг на финансовом рынке.
Делая выводы, можно сказать, что государственный долг представляет собой совокупность достаточно разнообразных форм и методов финансовых отношений.
1.2 Особенности
субфедерального, внутреннего
Рынок субфедеральных займов на сегодняшний день является одним из наиболее бурно развивающихся сегментов рынка российского государственного долга. По уровню надежности он занимает второе место после рынка федеральных облигаций, по уровню доходности — первое. В то же время он отличается относительно низким уровнем ликвидности для большинства регионов. Это связано как с внешними по отношению к займам факторами, такими как неопределенность политической и социально-экономической ситуации в стране и регионе, несовершенство налогового законодательства и т.д., так и с недостатками в конструкции самих займов (отсутствие учета всех групп потенциальных инвесторов, просчеты в определении оптимального срока обращения эмитируемых ценных бумаг и т.д.). Политика управления государственным долгом на субфедеральном уровне имеет существенные отличия от политики управления федеральным долгом. Они обусловлены отсутствием фактора внешнего давления со стороны международных кредитных организаций, а также зависимостью регионов от позиции федеральных органов власти по вопросам субнациональных заимствований.
Еще одной причиной, обусловливающей особенности управления субфедеральным долгом, является наличие определенной конкуренции между регионами. Она возникает в силу того, что для потенциальных инвесторов важную роль играет не только наличие и качество гарантий по субфедеральному займу, но и экономическая привлекательность осуществляющего его региона. Таким образом меры, направленные на поддержание высокого инвестиционного рейтинга последнего, фактически являются одной из составных частей управления субфедеральным долгом. Организация управления государственным долгом на субфедеральном уровне мало отличается от организации управления федеральными займами. Субъекты РФ так же оформляют свои обязательства в виде облигационных и вексельных займов. Инструментами их осуществления на субфедеральном уровне являются облигации субъектов РФ, евробонды и векселя[8].
Контроль за выпуском субфедеральных займов осуществляет Министерство финансов РФ, а также законодательные и исполнительные органы власти региона-эмитента.
Субфедеральные займы могут быть классифицированы: по направлениям использования заемных средств — на целевые и нецелевые; по валюте займа — на внутренние и внешние. Привлеченные в результате осуществления целевых займов средства используются для финансирования отдельных инвестиционных проектов. Средства, полученные от размещения нецелевых займов, идут на покрытие текущих бюджетных расходов или дефицита бюджета, а также для рефинансирования текущей задолженности. В нашей стране преимущество имеет нецелевое заимствование средств.
Разделение субфедеральных займов на внутренние и внешние до недавнего времени было основано на закрепленном в ст. 103 Бюджетного кодекса РФ праве субъектов РФ, не получавших финансовую помощь на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, осуществлять внешние заимствования. Однако в августе 2000 г. был принят Федеральный закон, отменивший это право.
Несмотря на принятие данного закона, право выхода субъектов РФ на внешний кредитный рынок является сегодня одним из наиболее спорных вопросов. В частности, высказывается мнение, что в условиях дефицитности большинства региональных бюджетов было бы нецелесообразным лишать их одного из существенных источников доходных поступлений. Более разумным представляется изменение системы контроля за объемом заимствований.
В мировой практике существует несколько схем контроля за субнациональными заимствованиями[9]:
- рыночный контроль, при котором регионы не имеют легальных ограничений по своим заимствованиям и не подконтрольны по данному вопросу федеральному правительству. Все решения, принимаемые региональными органами власти, основываются только на целесообразности и эффективности каждого конкретного проекта;
- совместный контроль, при котором все параметры субнациональной задолженности устанавливаются в результате проведения переговоров между федеральным и региональным уровнями власти;
- контроль на основе жестких правил, которые прописаны в конституции или в законах;
- прямой административный
контроль, характерный в большей
степени для унитарных
В российской финансовой
практике применяется контроль за субфедеральными
заимствованиями на основе правил,
установленных Бюджетным
2. Государственное регулирование внешнего и внутреннего долга России
2.1 Принципы управления государственным долгом
Существование государственного
долга автоматически
Цель управления государственным
долгом — нахождение оптимального
соотношения между
В основу управления государственным долгом положены следующие принципы[10]:
- безусловность — обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;
- единство учета
— учет в процессе управления
государственным долгом всех
видов ценных бумаг,
- единство долговой
политики — обеспечение
- согласованность
— обеспечение максимально
- снижение рисков — выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;
- оптимальность —
создание такой структуры
- гласность — предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.
Управление государственным долгом в широком смысле предполагает:
- формирование политики в отношении государственного долга;
- определение основных
показателей и предельных
- определение основных
направлений воздействия на
- определение приоритетных
направлений использования
Политика в отношении государственного долга и его верхний предел определяются законодательными органами власти, а оперативное управление им осуществляет исполнительная власть.
Управление государственным долгом в узком смысле предполагает определение условий выпуска, обращения и погашения конкретных государственных ценных бумаг. Еще более узкая трактовка управления государственным долгом предполагает регулирование состава и структуры совокупного государственного долга при его неизменной величине. В зарубежной экономической литературе она получила название «debt management». Объекты регулирования в рамках debt management[11]:
- структура сроков обращения различных долговых обязательств;
- структура кредиторов (путем выпуска нерыночных, предназначенных для определенных групп кредиторов займов).
Управление государственным долгом осуществляется посредством следующих методов[12]:
- рефинансирование
— погашение части
- конверсия — изменение доходности займа;
- консолидация —
превращение части имеющейся
задолженности в новую с более
длительным сроком погашения.
Чаще всего использование
- новация — соглашение
между государством-заемщиком
- унификация —
решение государства об объедин
- отсрочка — консолидация
при одновременном отказе
- дефолт — отказ
государства от уплаты
2.2 Анализ Государственного долга России за период с 2009 по 2013гг.
2.2.1 Анализ внешнего долга за период с 2009 по 2013 год.
К 1 января 2009 года размер внешнего долга составлял 39 миллиардов долларов. Общий долг (внутренний+внешний) вырос на 9 процентов, достигнув по итогам года 2,62 триллиона рублей. Относительно ВВП он снизился с 7,26 - до 6,3 процента. В рублях объем внешнего долга вырос на 4,1 процента - до 1,147 триллиона рублей. По данным Банка России, общий размер выплат по внешнему долгу в 2009 году предположительно составит 23,9 миллиарда долларов.
Информация о работе Государственное регулирование внешнего и внутреннего долга России