Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 01:37, курсовая работа
В настоящих условиях государственный долг находится в центре экономических проблем страны, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным. В общей постановке в проблеме государственного долга можно выделить следующие основные аспекты: структура и динамика государственного долга; механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга; влияние государственного долга на развитие экономики страны.
Очевидно, что государство может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия к государству со стороны кредиторов — как физических, так и юридических лиц.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты проблемы государственного долга…………………5
1.1. Понятие и сущность государственного долга, государственные займы и их классификация……………………………………………………………………..5
1.2 Особенности субфедерального, внутреннего государственного долга……10
2. Государственное регулирование внешнего и внутреннего долга России…..13
2.1 Принципы управления государственным долгом…………………………...13
2.2 Анализ управления государственным долгом в России…………………….14
2.2.1 Анализ внешнего долга за период с 2009 по 2013 года……………………17
2.2.2 Анализ внутреннего долга за период с 2009 по 2013 года………………..14
3. Рекомендации и пути сокращения государственного долга в России………20
Заключение…………………………………………………………………………24
Литературы…………………………………………………………………………26
Внешний долг РФ вырос в 2010 году до 488,94 миллиарда долларов на 1 января 2011 года с 467,25 миллиарда долларов на 1 января 2010 года, свидетельствуют предварительные данные Банка России.
Таким образом, внешний долг страны увеличился на 15,7 миллиарда долларов, или 3,4%.
В 2009 году России удалось сократить внешний долг на 10,2 миллиарда долларов, или 2,1%.
Наибольший вклад в
увеличение внешнего долга внесли банки,
которые в прошлом году, напротив,
сократили внешнюю
Исходя из того, что на 1января 2011 года внешний долг РФ составлял $488,94 млрд, получается, что за год он увеличился на 11,5%
Внешний долг России за прошедший год вырос на 15,4% -- с 545,150 млрд долларов 1 января 2012 года до 623,963 млрд долларов на 1 января 2013 года. Об этом свидетельствуют данные Банка России.
Таким образом, внешний долг страны увеличился за 2012 год на 83,408 миллиарда долларов, или на 15,4%.
Таблица 1
Внешний долг Российской Федерации
(млн. долл. США)
01.01.09 |
01.01.10 |
01.01.11 |
01.01.12 |
01.01.13 | |
Внешний долг Российской Федерации |
480 541 |
467 245 |
488 940 |
545 150 |
623 963 |
Краткосрочные обязательства |
73553 |
52 669 |
60 207 |
72335 |
73264 |
Долгосрочные обязательства |
406989 |
414 575 |
428733 |
472815 |
|
Внешний долг государственного сектора в расширенном определении* |
163435 |
181 311 |
199792 |
220448 |
|
Краткосрочные обязательства |
15818 |
13 214 |
16 513 |
18810 |
|
Долгосрочные обязательства |
147617 |
168 097 |
183 279 |
201638 |
|
Органы государственного управления |
29 478 |
31 309 |
34 525 |
33 208 |
|
Краткосрочные обязательства |
1 650 |
462 |
449 |
896 |
|
Долгосрочные обязательства |
27 827 |
30847 |
34 076 |
32 311 |
|
Органы денежно--кредитного регулирования |
2 761 |
14 630 |
12 035 |
11210 |
|
Краткосрочные обязательства |
2 761 |
5 734 |
3 295 |
2499 |
|
Долгосрочные обязательства |
8895 |
8 740 |
8710 |
||
Банки |
61 658 |
50 188 |
63 386 |
73 232 |
|
Краткосрочные обязательства |
9421 |
6343 |
12 151 |
14200 |
|
Долгосрочные обязательства |
52 236 |
43845 |
51 235 |
59033 |
|
Прочие секторы |
69 538 |
85185 |
89846 |
102799 |
|
Краткосрочные обязательства |
1 986 |
676 |
619 |
1 215 |
|
Долгосрочные обязательства |
67 553 |
84 509 |
89 227 |
101 584 |
Анализ динамики объема и структуры государственного долга показывает, что объем государственного долга увеличится за 2012 - 2013 годы практически в 1,5 раза. Увеличение государственного долга произойдет в основном за счет роста государственного внутреннего долга, объем которого увеличится в 1,5 раза в 2013 году по сравнению с 2011 годом, или с 8,5 % ВВП до 12,1% ВВП.
2.2.2 Анализ внутреннего долга за период с 2009 по 2013 год
В соответствии со статьей 1 законопроекта верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации (далее - внутренний долг) на 1 января 2013 года предусмотрен в сумме 6 330,9 млрд. рублей, что на 1 775,9 млрд. рублей, или на 39 %, выше, чем по состоянию на 1 января 2012 года (оценка - 4 555,0 млрд. рублей). За 2012 - 2013 годы внутренний государственный долг увеличится в 2 раза.
Таблица 2
Динамика объема и структуры государственного внутреннего долга (на конец года) представлена в следующей таблице.
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. | |||||
млрд. рублей |
структура, % |
млрд. рублей |
структура, % |
млрд. рублей |
структура, % |
млрд. рублей |
струк-тура, % | |
Государственный внутренний долг, всего |
2 940,4 |
100 |
4 555,0 |
100 |
6 330,9 |
100 |
7 873,2 |
100 |
в том числе: |
||||||||
государственные ценные бумаги (ОФЗ/ГСО, ОВОЗ) |
2 461,6 |
83,7 |
3 655,3 |
80,2 |
4 967,6 |
78,5 |
6 188,8 |
78,6 |
государственные гарантии |
472,2 |
16,1 |
892,7 |
19,6 |
1 356,0 |
21,4 |
1 684,4 |
21,4 |
прочая задолженность |
6,6 |
0,2 |
7,0 |
0,2 |
7,3 |
0,1 |
0,0 |
0 |
Анализ динамики объема и структуры государственного внутреннего долга показывает, что рост государственного внутреннего долга в основном обусловлен увеличением долга по государственным ценным бумагам, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации. Доля указанного долга увеличится с 78,5 % в 2012 году до 78,6 % в 2013 году.
Объем внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, в 2012 году составит 4 967,6 млрд. рублей, что на 35,9 % больше, чем в 2011 году. За 2012 - 2014 годы указанный долг увеличится почти в 2 раза и к концу 2013 года составит 6188,8 млрд. рублей.
В соответствии с Основными направлениями долговой политики Российской Федерации на 2012 - 2013 годы помимо эмиссии ОФЗ и ГСО предполагается осуществлять выпуск еврооблигаций в рублях.
В соответствии с пунктом 4 статьи 15 законопроекта установлены верхние пределы государственного внутреннего долга Российской Федерации по государственным гарантиям Российской Федерации: на 1 января 2013 года - 1 356,0 млрд. рублей, на 1 января 2014 года - 1 684,4 млрд. рублей, на 1 января 2015 года - 1 901,0 млрд. рублей. Такой рост обусловлен активным использованием механизма государственной поддержки российской экономики в форме предоставления государственных гарантий.
Проектами программ предоставления государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов предусматривается предоставление гарантий на общую сумму 1 139,3 млрд. рублей, в том числе: в 2012 году - 589,5 млрд. рублей, в 2013 году - 331,5 млрд. рублей.
Таблица 3
Динамика объема государственного внутреннего долга РФ
По состоянию на начало года |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Объем государственного внутреннего долга РФ. млрд.руб |
1500 |
2095 |
2940 |
4732 |
6621 |
Темп роста объема государственного внутреннего долга РФ к предыдущему году в % |
115 |
140 |
140 |
161 |
140 |
Темп прироста объема государственного внутреннего долга РФ к предыдущему году в % |
15 |
40 |
40 |
61 |
40 |
Анализ динамики объема государственного долга РФ показывает высокие темпы роста и прироста государственного долга РФ в последующие годы. Так, в 2012 году произошло увеличение объема государственного долга на 1,8 трлн.рублей.
3. Рекомендации и пути сокращения государственного долга
Государственный долг - это сумма накопленных бюджетных дефицитов за минусом бюджетных избытков.
Он может принимать форму внутреннего и внешнего долга. Обычно займы размещаются в первую очередь внутри страны, но часть из них может быть размещена и за границей.
Та часть, которую государство занимает за рубежом для покрытия дефицита государственного бюджета, будет, таким образом, входить как в государственный, так и в иностранный долг.
Внешний долг ложится тяжелым грузом на страну (хотя многие должны друг другу) - надо отдавать ценные товары, оказывать услуги, чтобы оплатить процент и погасить долг. Кроме того, иногда кредитор ставит определенные условия.
Внутренний государственный
долг приводит к перераспределению
доходов среди населения
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны: нарастание бюджетного дефицита приводит к росту государственного долга. Но абсолютная величина бюджетного дефицита, а следовательно, государственного долга, малопоказательна для экономического анализа. Надо знать, какие процессы обслуживает бюджетный дефицит, какие изменения в воспроизводственном цикле он отражает. Кроме того, очень важно измерять изменения государственного долга по отношению к изменениям ВВП.
Как государственный долг и его рост влияют на функционирование экономики?
Обычно в государственном долге видят две опасности:
1) возможность банкротства нации;
2) переложение долгового бремени на другие поколения.
Первая опасность нереальна, поскольку никто не может запретить правительству выполнять свои должностные обязательства по обслуживанию государственного долга. Эти обязательства складываются из:
а) рефинансирования (при наступлении срока погашения ГО правительство продает новые ГО и использует выручку для выплаты стоимости погашаемых облигаций);
б) взимания налогов (для выплаты процента по долгу и его суммы);
в) выпуска новых денег в обращение.
Задолженность правительственных
органов накапливается и
Таким образом, государственный
долг представляет собой общий размер
задолженности правительства ст
Обычно правительства
стран-должников принимают все
возможные меры, чтобы не попасть
в положение безнадежных
1. Традиционный путь -
выплата долгов за учет
2. Консолидация внешнего долга, которая возможна только с согласия кредиторов. Кредиторы создают специальные организации - клубы, где вырабатывают солидарную политику, по отношению к странам, которые не в состоянии выполнять свои международные финансовые обязательства.
Наиболее известные - Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и Парижский клуб, объединяющий страны-кредиторы. Оба названных клуба неоднократно шли навстречу просьбам стран-должников (в том числе России) об отсрочке выплат, а в ряде случаев - частично списывали долги.
3. Сокращение размеров
внешнего долга путем
Такая операция ведет к увеличению доли иностранного капитала в национальной экономике без поступления в страну из-за рубежа финансовых ресурсов, вещественных носителей основного капитала, новых технологий, но она облегчает бремя внешнего долга, делает возможным получение новых кредитов из-за рубежа и стимулирует последующий приток частных иностранных инвестиций и реинвестиций в приобретенные таким путем хозяйственные объекты.
4. Обращение страны-должника,
попавшей в тяжелое положение,
к международным банкам - региональным,
Всемирному банку. Такие банки,
Государственные долговые обязательства могут погашаться за счёт бюджетных доходов, золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований. Ситуация, при которой должник оказывается не в состоянии погашать свой внешний долг по согласованному с кредитором графику, называется долговым кризисом.
Информация о работе Государственное регулирование внешнего и внутреннего долга России