Государственное регулирование внешнего и внутреннего долга России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 01:37, курсовая работа

Описание работы

В настоящих условиях государственный долг находится в центре экономических проблем страны, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным. В общей постановке в проблеме государственного долга можно выделить следующие основные аспекты: структура и динамика государственного долга; механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга; влияние государственного долга на развитие экономики страны.
Очевидно, что государство может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия к государству со стороны кредиторов — как физических, так и юридических лиц.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты проблемы государственного долга…………………5
1.1. Понятие и сущность государственного долга, государственные займы и их классификация……………………………………………………………………..5
1.2 Особенности субфедерального, внутреннего государственного долга……10
2. Государственное регулирование внешнего и внутреннего долга России…..13
2.1 Принципы управления государственным долгом…………………………...13
2.2 Анализ управления государственным долгом в России…………………….14
2.2.1 Анализ внешнего долга за период с 2009 по 2013 года……………………17
2.2.2 Анализ внутреннего долга за период с 2009 по 2013 года………………..14
3. Рекомендации и пути сокращения государственного долга в России………20
Заключение…………………………………………………………………………24
Литературы…………………………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

Внешний долг РФ вырос  в 2010 году до 488,94 миллиарда долларов на 1 января 2011 года с 467,25 миллиарда  долларов на 1 января 2010 года, свидетельствуют  предварительные данные Банка России.

 

Таким образом, внешний  долг страны увеличился на 15,7 миллиарда долларов, или 3,4%.

 

В 2009 году России удалось  сократить внешний долг на 10,2 миллиарда  долларов, или 2,1%.

 

Наибольший вклад в  увеличение внешнего долга внесли банки, которые в прошлом году, напротив, сократили внешнюю задолженность  на 24,4%. Способствовали росту долга и органы госуправления, которые в прошлом году возобновили заимствования на внешнем рынке после более чем десятилетнего перерыва.

 

Исходя из того, что  на 1января 2011 года внешний долг РФ составлял $488,94 млрд, получается, что за год он увеличился на 11,5%

 

Внешний долг России за прошедший  год вырос на 15,4% -- с 545,150 млрд долларов 1 января 2012 года до 623,963 млрд долларов на 1 января 2013 года. Об этом свидетельствуют  данные Банка России.

 

Таким образом, внешний  долг страны увеличился за 2012 год на 83,408 миллиарда долларов, или на 15,4%.

 

Таблица 1

 

Внешний долг Российской Федерации

(млн. долл. США)

 

01.01.09

01.01.10 

01.01.11 

01.01.12 

01.01.13

Внешний долг Российской Федерации

480 541 

467 245 

488 940 

545 150 

623 963

Краткосрочные обязательства

73553 

52 669 

60 207 

72335 

73264

Долгосрочные обязательства

406989 

414 575 

428733 

472815

 

Внешний долг государственного сектора в расширенном  определении*

163435 

181 311 

199792 

220448

 

Краткосрочные обязательства

15818 

13 214 

16 513 

18810

 

Долгосрочные обязательства

147617 

168 097 

183 279 

201638

 

Органы государственного управления

29 478 

31 309 

34 525 

33 208

 

Краткосрочные обязательства

1 650 

462 

449 

896

 

Долгосрочные обязательства

27 827 

30847 

34 076 

32 311

 

Органы денежно--кредитного регулирования

2 761 

14 630 

12 035 

11210

 

Краткосрочные обязательства

2 761 

5 734 

3 295 

2499

 

Долгосрочные обязательства

 

8895 

8 740 

8710

 

Банки

61 658 

50 188 

63 386 

73 232

 

Краткосрочные обязательства

9421

6343 

12 151 

14200

 

Долгосрочные обязательства

52 236 

43845 

51 235 

59033

 

Прочие секторы

69 538 

85185 

89846 

102799

 

Краткосрочные обязательства

1 986 

676 

619 

1 215

 

Долгосрочные обязательства

67 553 

84 509 

89 227 

101 584

 

 

Анализ динамики объема и структуры государственного долга показывает, что объем государственного долга увеличится за 2012 - 2013 годы практически в 1,5 раза. Увеличение государственного долга произойдет в основном за счет роста государственного внутреннего долга, объем которого увеличится в 1,5 раза в 2013 году по сравнению с 2011 годом, или с 8,5 % ВВП до 12,1% ВВП.

 

 

 

2.2.2 Анализ внутреннего долга за период с 2009 по 2013 год

 

 

 

В соответствии со статьей 1 законопроекта верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации (далее - внутренний долг) на 1 января 2013 года предусмотрен в сумме 6 330,9 млрд. рублей, что на 1 775,9 млрд. рублей, или на 39 %, выше, чем по состоянию на 1 января 2012 года (оценка - 4 555,0 млрд. рублей). За 2012 - 2013 годы внутренний государственный долг увеличится в 2 раза.

 

Таблица 2

 

Динамика объема и  структуры государственного внутреннего  долга (на конец года) представлена в следующей таблице.

 

 

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

 

млрд. рублей 

структура, % 

млрд. рублей 

структура, % 

млрд. рублей 

структура, % 

млрд. рублей 

струк-тура, %

Государственный внутренний долг, всего

2 940,4 

100 

4 555,0 

100 

6 330,9 

100 

7 873,2 

100

в том числе:

 

государственные ценные бумаги (ОФЗ/ГСО, ОВОЗ)

2 461,6 

83,7 

3 655,3 

80,2 

4 967,6 

78,5 

6 188,8 

78,6

государственные гарантии

472,2 

16,1 

892,7 

19,6 

1 356,0 

21,4 

1 684,4 

21,4

прочая задолженность

6,6 

0,2 

7,0 

0,2 

7,3 

0,1 

0,0 

0


 

Анализ динамики объема и структуры государственного внутреннего  долга показывает, что рост государственного внутреннего долга в основном обусловлен увеличением долга по государственным ценным бумагам, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации. Доля указанного долга увеличится с 78,5 % в 2012 году до 78,6 % в 2013 году.

 

Объем внутреннего долга, выраженного в государственных  ценных бумагах, в 2012 году составит 4 967,6 млрд. рублей, что на 35,9 % больше, чем  в 2011 году. За 2012 - 2014 годы указанный  долг увеличится почти в 2 раза и  к концу 2013 года составит 6188,8 млрд. рублей.

 

В соответствии с Основными  направлениями долговой политики Российской Федерации на 2012 - 2013 годы помимо эмиссии  ОФЗ и ГСО предполагается осуществлять выпуск еврооблигаций в рублях.

 

В соответствии с пунктом 4 статьи 15 законопроекта установлены верхние пределы государственного внутреннего долга Российской Федерации по государственным гарантиям Российской Федерации: на 1 января 2013 года - 1 356,0 млрд. рублей, на 1 января 2014 года - 1 684,4 млрд. рублей, на 1 января 2015 года - 1 901,0 млрд. рублей. Такой рост обусловлен активным использованием механизма государственной поддержки российской экономики в форме предоставления государственных гарантий.

 

Проектами программ предоставления государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов предусматривается предоставление гарантий на общую сумму 1 139,3 млрд. рублей, в том числе: в 2012 году - 589,5 млрд. рублей, в 2013 году - 331,5 млрд. рублей.

 

 

Таблица 3

 

Динамика объема государственного внутреннего долга РФ

 

По состоянию на начало года

2009 

2010 

2011 

2012 

2013

Объем государственного внутреннего долга РФ. млрд.руб

1500 

2095 

2940 

4732 

6621

Темп роста объема государственного внутреннего долга  РФ к предыдущему году в %

115 

140 

140 

161 

140

Темп прироста объема государственного внутреннего долга  РФ к предыдущему году в %

15 

40 

40 

61 

40


 

Анализ динамики объема государственного долга РФ показывает высокие темпы роста и прироста государственного долга РФ в последующие годы. Так, в 2012 году произошло увеличение объема государственного долга на 1,8 трлн.рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Рекомендации и пути сокращения государственного долга

 

 

 

Государственный долг - это  сумма накопленных бюджетных дефицитов за минусом бюджетных избытков.

 

Он может принимать  форму внутреннего и внешнего долга. Обычно займы размещаются  в первую очередь внутри страны, но часть из них может быть размещена  и за границей.

 

Та часть, которую государство  занимает за рубежом для покрытия дефицита государственного бюджета, будет, таким образом, входить как в государственный, так и в иностранный долг.

 

Внешний долг ложится  тяжелым грузом на страну (хотя многие должны друг другу) - надо отдавать ценные товары, оказывать услуги, чтобы оплатить процент и погасить долг. Кроме того, иногда кредитор ставит определенные условия.

 

Внутренний государственный  долг приводит к перераспределению  доходов среди населения страны. Выплаты государственного долга  приводят к тому, что, как правило, деньги из карманов менее обеспеченных слоев переходят к более обеспеченным, так как именно они покупают государственные облигации.

 

Бюджетный дефицит и  государственный долг тесно связаны: нарастание бюджетного дефицита приводит к росту государственного долга. Но абсолютная величина бюджетного дефицита, а следовательно, государственного долга, малопоказательна для экономического анализа. Надо знать, какие процессы обслуживает бюджетный дефицит, какие изменения в воспроизводственном цикле он отражает. Кроме того, очень важно измерять изменения государственного долга по отношению к изменениям ВВП.

 

Как государственный  долг и его рост влияют на функционирование экономики?

 

Обычно в государственном  долге видят две опасности:

 

1) возможность банкротства нации;

 

2) переложение долгового  бремени на другие поколения.

 

Первая опасность нереальна, поскольку никто не может запретить  правительству выполнять свои должностные  обязательства по обслуживанию государственного долга. Эти обязательства складываются из:

 

а) рефинансирования (при  наступлении срока погашения  ГО правительство продает новые  ГО и использует выручку для выплаты  стоимости погашаемых облигаций);

 

б) взимания налогов (для  выплаты процента по долгу и его  суммы);

 

в) выпуска новых денег  в обращение.

 

Задолженность правительственных  органов накапливается и превращается в государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Говорят, что сегодняшние государственные  займы - это завтрашние налоги. Некоторые  налогоплательщики являются владельцами государственных ценных бумаг. Они получают проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые частично идут на выплату государственных займов. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается выплачивать полностью проценты и в срок погашать государственные займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают ко всё новым займам: покрывая старые долги, они делают еще большие новые.

 

Таким образом, государственный  долг представляет собой общий размер задолженности правительства страны владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов.

 

Обычно правительства  стран-должников принимают все  возможные меры, чтобы не попасть  в положение безнадежных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для этого возможно несколько путей.

 

1. Традиционный путь - выплата долгов за учет золотовалютных  резервов. Для закоренелых должников  этот путь, как правило, исключен, так как у них эти резервы  исчерпаны или очень ограничены.

 

2. Консолидация внешнего долга, которая возможна только с согласия кредиторов. Кредиторы создают специальные организации - клубы, где вырабатывают солидарную политику, по отношению к странам, которые не в состоянии выполнять свои международные финансовые обязательства.

 

Наиболее известные - Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и Парижский клуб, объединяющий страны-кредиторы. Оба  названных клуба неоднократно шли  навстречу просьбам стран-должников (в том числе России) об отсрочке выплат, а в ряде случаев - частично списывали долги.

 

3. Сокращение размеров  внешнего долга путем конверсии,  т.е. превращения его в долгосрочные  иностранные инвестиции. В счет  долга иностранным кредиторам  предлагают приобрести в стране, являющейся должником, недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале, права. Одним из вариантов превращения внешней задолженности в иностранные капиталовложения является участие хозяйственных субъектов страны-кредитора в приватизации государственной собственности в стране, имеющей долги. В таком случае заинтересованные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.

 

Такая операция ведет  к увеличению доли иностранного капитала в национальной экономике без поступления в страну из-за рубежа финансовых ресурсов, вещественных носителей основного капитала, новых технологий, но она облегчает бремя внешнего долга, делает возможным получение новых кредитов из-за рубежа и стимулирует последующий приток частных иностранных инвестиций и реинвестиций в приобретенные таким путем хозяйственные объекты.

 

4. Обращение страны-должника, попавшей в тяжелое положение,  к международным банкам - региональным, Всемирному банку. Такие банки,  как правило, предоставляют льготные кредиты для преодоления кризисной ситуации, но обусловливают свои кредиты жесткими требованиями к эмиссионной, кредитной политике, поощрению конкуренции, сведению до минимума дефицита государственного бюджета.

 

Государственные долговые обязательства могут погашаться за счёт бюджетных доходов, золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований. Ситуация, при которой должник оказывается не в состоянии погашать свой внешний долг по согласованному с кредитором графику, называется долговым кризисом.

Информация о работе Государственное регулирование внешнего и внутреннего долга России