Государственное регулирование внешней торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 22:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: проанализировать методы государственного и негосударственного регулирования внешней торговли. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Дать краткую характеристику методам государственного регулирования внешней торговли.
2. Изучить в отдельности каждый метод государственного регулирования внешней торговли.
3. Рассмотреть особенности тарифного и нетарифного методов регулирования внешней торговли.
4. Ознакомиться с организациями, которые выполняют негосударственное регулирование внешней торговли

Содержание работы

Введение
Государственное регулирование внешней торговли.
Методы государственного регулирования торговли: Протекционизм и либерализм
Тарифное регулирование внешней торговли.
Нетарифные ограничения во внешней торговле.
Негосударственное регулирование внешней торговли
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование внешней торговли.docx

— 52.04 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

  1. Введение
  2. Государственное регулирование внешней торговли.
    1. Методы государственного регулирования торговли: Протекционизм и либерализм 
    2. Тарифное регулирование внешней торговли.
    3. Нетарифные ограничения во внешней торговле.
  3. Негосударственное регулирование внешней торговли
  4. Заключение
  5. Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В процессе развития мировой  экономики был разработан достаточно разнообразный перечень инструментов государственного и негосударственного воздействия на внешнюю торговлю.

Актуальность  данной работы обусловлена тем, что внешняя торговля является барометром состояния экономики государства. В связи с этим необходимо изучить всевозможные методы ее регулирования.

Цель курсовой работы: проанализировать методы государственного и негосударственного регулирования внешней торговли.

Поставленная  цель предполагает решение следующих  задач:

1. Дать краткую характеристику методам государственного регулирования внешней торговли.

2. Изучить в отдельности каждый метод государственного регулирования внешней торговли.

3. Рассмотреть особенности тарифного и нетарифного методов регулирования внешней торговли.

4. Ознакомиться с организациями, которые выполняют негосударственное регулирование внешней торговли.

Предметом исследования является государственное и негосударственное регулирование внешней торговли.

Объектом исследования являются отношения, возникающие в процессе применения государственного и негосударственного регулирования внешнеторговой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Государственное регулирование внешней торговли.

Государственное регулирование  внешней торговли представляет собой  деятельность, направленную на регулирование  и развитие отношений экономического характера с другими странами.

Государственное регулирование  внешней торговли может иметь  два взаимосвязанных направления. С одной стороны – это регулирование  импорта в целях защиты внутреннего  рынка и отечественных производителей от иностранных товаров. С другой стороны – поощрение экспорта, повышение конкурентоспособности  отечественных товаров на внешнем  рынке в целях экспортной экспансии, завоевании новых рынков.

По-прежнему внешняя торговля остается определяющей формой международных  связей, и от того, насколько эффективна внешнеторговая политика государства, во многом зависит его место в  современной мировой экономике.

Методы  государственного регулирования торговли: Протекционизм и либерализм

В зависимости от масштабов  вмешательства государства во внешнюю торговлю различают три вида внешнеторговой политики: 

  1. Свобода (либерализация) торговли – политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.
  2. Протекционизм – государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.
  3. Умеренная торговая политика сочетает в различных пропорциях элементы свободы торговли и протекционизма.

Протекционизм — это политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений. С одной стороны, такая политика способствует развитию национального производства. С другой — может привести к усилению монополистов, застою и снижению конкурентоспособности экономики.

Осуществляется посредством  введения комплекса прямых и косвенных  ограничений импорта – таможенных тарифов, контингентирования, нетарифных барьеров, валютных ограничений, компенсационных  пошлин, внутренних налогов и сборов, особого режима государственных  закупок, "добровольных" ограничений  экспорта и т.п. Важнейшими чертами  импортного протекционизма развитых капиталистических  стран в настоящее время являются повышение роли нетарифных ограничений  и селективный характер протекционистских  мер – защищается не внутреннее производство в целом, а отдельные  отрасли. Протекционистские меры все  чаще вводятся в качестве элемента структурной политики, нацеленной на приспособление национальных производителей к происходящим во всемирном хозяйстве  сдвигам. Развитие интеграционных процессов  привело к появлению "коллективного  протекционизма" – образованию  замкнутых группировок, практикующих защиту своих рынков от товаров стран, не входящих в данное интеграционное объединение.

К типичным направлениям протекционистской  деятельности относятся повышение  рыночных цен на иностранные товары, снижение затрат отечественных производителей или ограничение доступа зарубежных производителей на отраслевой рынок  товаров. К основным средствам протекционизма относятся пошлины, квоты, ограничения  административного характера, субсидии и валютный контроль

Тарифы – это налоги, которыми облагаются товары, ввозимые в страну из-за рубежа.

Квоты – количественные ограничения продаж для импортеров на внутреннем рынке в течение определенного периода времени. В последнее время обычной практикой стало заключение соглашений о торговле или добровольные ограничения экспорта.

Основные виды протекционизма: 

  • Селективный протекционизм — защита от конкретного продукта, или против конкретного государства;
  • Отраслевой протекционизм государства – защита конкретной отрасли;
  • Коллективный протекционизм — взаимная защита нескольких объединившихся в союз стран;
  • Скрытый протекционизм — протекционизм при помощи нетаможенных методов.

Современный протекционизм  развитых капиталистических государств выражает в первую очередь интересы крупных национальных и международных  монополий. Захват, делёж и перераспределение  рынков сбыта товаров и капиталов  стран главное его содержание. Осуществляется с помощью сложной  системы государственно-монополистических  мер, контролирующих и регулирующих внешнюю торговлю.

В Российской Федерации дискуссии  о преимуществах и недостатках  протекционизма и свободы торговли начались в начале 90-х годов. В  пользу открытия внутреннего рынка  для иностранных товаров говорит  мировой опыт, свидетельствующий  о том, что защита от конкуренции  сама по себе часто ведет к развитию производств, не способных конкурировать  на мировом рынке. Однако в нынешней ситуации, имеющей место в национальной экономике, этот тезис верен только отчасти. Ему можно противопоставить другое утверждение: целенаправленная промышленная политика государства  приняла такие масштабы, что невозможно привести примеры, которые показали бы, что конкурентоспособные отрасли  возникают исключительно по законам  стихии рынка.

Идея свободного государства  исходит из необходимости ликвидации таможенных и экономического спадах барьеров на пути движения товаров  между странами. Однако профессор  Н.Н. Шапошников еще в 1924 году писал  о том, что «свободная торговля –  идеал будущего. В настоящее время  она выгодна только для той  страны, которая в своем экономическом  развитии успела опередить другие страны». Сущность этого высказывания полностью соответствует и нынешнему состоянию экономики Российской Федерации. В настоящее время устранить всякие протекционистские преграды для развития внешнеторговой деятельности не представляется возможным, в противном случае страна имеет перспективу превратиться в колонию стран с развитой рыночной экономикой.

Поэтому аргументы на пользу свободы торговли не всегда оправданы  и тем более не применимы для  нашей экономической ситуации. В  пользу сохранения в ближайшем будущем  протекционистских мер можно  привести следующие аргументы:

  • необходимость обеспечения экономической безопасности страны;
  • специфика отдельных регионов и необходимость для их поддержки протекционистских мероприятий со стороны государства;
  • в условиях спада производства – сохранение необходимых рабочих мест;
  • в условиях экономического кризиса протекционистские таможенные меры не допустят превращения страны в экономический придаток развитых стран мира;

Естественно, что перечисленные  аргументы в защиту протекционизма в большей степени относятся  к имеющейся у нас в стране экономической ситуации.

Итак, протекционизм представляет собой политику государства, направленную на защиту внутреннего рынка от конкурентов, а зачастую и на захват внешних  рынков. В противоположность этому  политика либерализации (фритредерство) имеет целью открытость внутреннего рынка для иностранных товаров, капиталов, рабочей силы, усиливая тем самым конкуренцию на внутреннем рынке. И протекционизм и либерализм отражают прежде всего реакцию тех или иных государств на изменения в международном разделении труда, на события, происходящие в международных экономических отношениях. 

Фритредерская модель по своей  сути близка к политике монетаризма  внутри той или иной отдельно взятой экономической системы. Она предполагает, что рынок (мировой рынок) сам  по себе сумеет гораздо лучше, чем  любая другая регулирующая сторона, решать проблемы обеспечения сбалансированности процесса взаимовыгодности торговых операций. Для сложноустроенной экономикой мировой рынок позволит обеспечить интеграцию их национальных хозяйств в мировое хозяйство и обеспечить использование мировых научно-технических достижений для эффективного развития своей национальной экономики.

Действительно, свободная  торговля способствует конкуренции  на внутренних рынках, заставляет предприятиям страны новшества, обеспечивая более  широкий выбор товаров для  потребителей, и дает возможность  фирмам полностью использовать сравнительные  преимущества и добиваться экономии, обусловленной ростом масштабов  производства. Более того, свободная  торговля высвобождает динамичные силы, стремящиеся к долгосрочному  подъему темпов роста экономики  путем поощрения усовершенствований и нововведений, в то время как  протекционизм все в большей  и большей степени препятствует действию этих сил.

В случае либерализации торговли в краткосрочном периоде может  произойти снижение занятости из-за уменьшения стимулов к развитию государствообразующих отраслей, так и, возможно, отраслей, не вовлеченных непосредственно во внешнюю торговлю, но которые оказались затронутыми процессом либерализации. И даже резкое увеличение занятости в экспортном секторе не сможет немедленно компенсировать ее падение в других секторах. Предприятия экспортного сектора могут не успевать поглощать высвобождающуюся из других секторов рабочую силу, к примеру, из-за запаздывания осуществления новых инвестиций или медленной профессиональной переориентации и ограниченной мобильности трудовых ресурсов.

Реализация фритредерской  модели в чистом виде для переходных экономик затруднена в силу ряда обстоятельств. Прежде всего потому, что постсоциалистические страны вступают в конкуренцию на мировом рынке в заведомо неравных по отношению к развитым странам условиях, большинство секторов переходных экономик в той или иной степени отстают от уровня развития соответствующих секторов в высокоразвитых странах. Способными выжить здесь могут быть наиболее примитивные секторы — сельское хозяйство, добыча и первичная переработка сырья и энергоносителей. Развитые страны могли бы "задушить" и эти производства, но они либо не располагают соответствующими природными ресурсами и заинтересованы в их использовании, либо предпочитают не использовать " грязные технологии" на своих территориях. Опыт реализации этой модели в некоторых развивающихся странах показал, что результатом такой стратегии является сохранение зависимого положения национальных экономик, отток инвестиций и квалифицированных кадров.

Безусловно, существует возможность  сначала укрепить хотя бы некоторые  отрасли производства, подтянув их до уровня мирового рынка. Но в процессе подтягивания потребовалось бы оградить их от более мощных на данный момент соперников, а это уже покушение  на священные и незыблемые принципы свободной конкуренции и фритредерства. Опыт "азиатских тигров" и чилийской  экономики времен Пиночета не подтверждает реализацию фритредерской модели в  чистом виде. Так, формальное фритредерство  пиночетовской экономики на самом деле предполагало поддержку со стороны государства, прежде всего отраслей, связанных с научно-техническим прогрессом, а также политику бесконечных кредитов у западных кредиторов. В результате экономика Чили сделала шаг вперед в деле технического перевооружения государства. Что касается стран Тихоокеанского бассейна, сумевших сделать рывок в своем экономическом развитии, то здесь модель фритредерства существовала скорее как идеологическая вывеска. Фактически проводилось целенаправленное развитие экономики под защитой протекционистских мер. Меры поддержки распространялись на создание собственной промышленности и постиндустриальных сфер, таких как сфера образования, способных на равных конкурировать на мировом рынке.

Информация о работе Государственное регулирование внешней торговли