Государственное регулирование внешней торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 22:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: проанализировать методы государственного и негосударственного регулирования внешней торговли. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Дать краткую характеристику методам государственного регулирования внешней торговли.
2. Изучить в отдельности каждый метод государственного регулирования внешней торговли.
3. Рассмотреть особенности тарифного и нетарифного методов регулирования внешней торговли.
4. Ознакомиться с организациями, которые выполняют негосударственное регулирование внешней торговли

Содержание работы

Введение
Государственное регулирование внешней торговли.
Методы государственного регулирования торговли: Протекционизм и либерализм
Тарифное регулирование внешней торговли.
Нетарифные ограничения во внешней торговле.
Негосударственное регулирование внешней торговли
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование внешней торговли.docx

— 52.04 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем ослабление протекционизма, выразившееся в этих странах в создании равных условий  для импортеров и экспортеров, в  сокращении ограничений внешней  торговли и использовании механизма  цен вместо произвольных решений  бюрократического аппарата, неизбежно  привело к повышению темпов роста  ВВП, что явилось результатом  перераспределения ресурсов в пользу более эффективных видов производства. Размер прироста ВВП в этом случае зависит как от самого характера  проводимых реформ, так и от масштаба перераспределения ресурсов. Так, в  странах Азиатско-Тихоокеанского региона  рост ВВП составил 5—6 %, а рост внешней  торговли 9—10 % в год. При этом данные показатели были достигнуты после начала реформирования экономики стран  этого региона, и одной из реформ явилась либерализация внешней  торговли.

Либерализация внешней торговли России была осуществлена в 1992 году одновременно с либерализацией внутренних цен, задолго  до того как эти цены приблизились к своим равновесным значениям. Шоковая трансплантация стандарта, характерного для развитых экономик, привела к двум основным последствиям. Во-первых, продажа ряда сырьевых ресурсов — нефти, топлива, цветных металлов — в условиях фантастической разницы  мировых и внутренних цени, сравнительно низких экспортных тарифов и слабого  таможенного контроля стала необыкновенно  прибыльной, обеспечивая доходность в десятки тысяч процентов. При  такой доходности вложения в развитие производства потеряли всякий смысл, целью  стало получение доступа к  внешнеторговым операциям. Это способствовало росту коррупции и преступности, росту неравенства, повышению внутренних цен и спаду производства. Во-вторых, поток относительно дешевых потребительских  товаров из Польши, Турции, Китая, Западной Европы устремился в Россию, заполнив пустые до того полки магазинов и в то же время совершенно обрушив российскую лёгкую промышленность: в 1998 году она производила менее 10 % дореформенного уровня. Этот поток поддерживался политикой укрепления рубля, проводившейся Центральным Банком вплоть до 1998 года.

 

____________________________________________________________

Инструменты госрегулирования внешней торговли по своему характеру делятся на тарифные – те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные – все прочие методы.

Тарифное  регулирование внешней торговли

Таможенный тариф – это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Таможенные пошлины представляют собой косвенные налоги, взимаемые государством в протекционистских или фискальных целях с товаров в момент пересечения ими границ. Существует несколько классификаций пошлин. Прежде всего, по объекту обложения выделяют:

    • импортные – пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
    • экспортные – налог, взимаемый с экспортных товаров при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Данный вид пошлины вводится чаще всего либо в целях увеличения валового дохода, либо для создания дефицита этого товара на мировых рынках, повышая тем самым мировые цены на данный товар. В развитых странах экспортные пошлины практически не применяются; Конституция США, например, даже запрещает их использование.
    • транзитные пошлины, которые взимаются с товаров, пересекающих национальную территорию транзитом. Они сдерживают товарные потоки и в большинстве стран мира рассматриваются как крайне нежелательные, нарушающие нормальное функционирование международных связей.

Любой налог на импортируемый  или экспортируемый товар может  взиматься в одной из следующих  форм пошлины:

      • адвалорная – пошлина, определяемая законом как фиксированный процент от стоимости экспортируемого или импортируемого товара с учетом или без учета транспортных расходов;
      • специфическая – налог, определяемый как фиксированная сумма денег на каждую единицу товара (единицу измерения);
      • смешанная пошлина – объединение адвалорного и специфического налогов.

Адвалорная пошлина может  быть подсчитана и установлена только после определения таможенной стоимости  товара. Расчет же таможенной стоимости  товара не всегда объективен, прежде всего, из-за неформализованности этой процедуры. Например, таможенная стоимость товаров, импортируемых в США, исчисляется на базе цены ФОБ (FOB – free on board), включающей кроме цены в стране отправки стоимость доставки товара в порт отправки, а также стоимость погрузки его на судно. Таможенная стоимость товаров в странах Западной Европы – членах Европейского союза определятся на базе цены СИФ (cost, insurance, freight – стоимость, страхование, фрахт), включающей помимо цены самого товара стоимость погрузки на судно, транспортировки из порта назначения, оплату фрахта судна и страховки товара. Такой метод определения таможенной стоимости товаров увеличивает таможенную пошлину на 5-7%. Специальная же пошлина очень проста в применении, однако, уровень защиты национальных производителей с ее помощью снижается в период инфляции и увеличивается в период дефляции, оставаясь постоянным и в том, и в другом случае для адвалорной пошлины.

Существуют также особые пошлины, которые применяются страной  либо в одностороннем порядке  в защитных целях от недобросовестной конкуренции со стороны торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные действия со стороны  других государств. Наиболее распространенными  особыми пошлинами являются сезонные (применяются для оперативного регулирования  международной торговли продукцией сезонного характера), антидемпинговые  и компенсационные (накладываются  на импорт тех товаров, при производстве которых использовались субсидии). Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают  страны, когда все остальные способы  урегулирования торговых разногласий  исчерпаны.

Таможенный тариф может  устанавливаться на основе принципа тарифной автономии или по соглашению. В соответствии с принципом тарифной автономии страна самостоятельно фиксирует  тариф и может его изменить по собственной инициативе. Конвенционные  же пошлины устанавливаются на базе двустороннего или многостороннего  соглашения.

Подавляющее большинство  стран мира имеет тарифы с постоянными  ставками, однако, применяются и  переменные – тарифы, ставки которых  могут изменяться в установленных  правительством случаях. Такие тарифы используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики. Страны могут использовать тарифную квоту – разновидность  переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта  товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой сверхквотной ставке тарифа.

Несомненной тенденцией современной  мировой экономики является ее либерализация, выражающаяся, прежде всего, в уменьшении препятствий для свободного перемещения  товаров и услуг. Так, с конца 40-х  тарифы на ввоз промышленных товаров  в развитые страны снизились на 90% - в среднем до 4%. Нарастают процессы международной интеграции, проявляющейся  в создании и укреплении межгосударственных торгово-экономических блоков –  ЕС, АСЕАН, НАФТА, МЕРКОСУР, Андской  группы. Однако на этом фоне легко заметить и противоположное явление –  «двойные стандарты» развитых стран  по отношению к развивающимся. Развитые страны, декларируя незыблемость принципов свободы торговли и требуя от других их неукоснительного исполнения, на практике повышают тарифы на импорт тех товаров, в торговле которыми развивающиеся страны могли бы иметь сравнительное преимущество, – продукцией трудоемких отраслей промышленности и сельского хозяйства. По подсчетам, развивающиеся страны ежегодно теряют до 50 млрд. долл. вследствие тарифной политики, проводимой развитыми государствами. Выходя на мировой рынок, первые сталкиваются с тарифами, в четыре раза более высокими, чем платят вторые. Следовательно, снижение уровня таможенных пошлин вовсе не означает ликвидации регулирования.

 

Нетарифное  регулирование внешней торговли

Степень воздействия государства  на внешнюю торговлю в последние  годы возросла во многом благодаря  нетарифным ограничениям. Эти ограничения  из-за своего скрытого характера дают возможность правительствам действовать  почти бесконтрольно. Поэтому ВТО  выступает против количественных ограничений  в торговле и за замену их тарифами.

Нетарифные методы регулирования  являются наиболее эффективным элементом  осуществления внешнеторговой политики в силу следующих причин:

      • во-первых, нетарифные методы регулирования, как правило, не связаны какими-либо международными обязательствами, и, следовательно, объем и методика их применения полностью определяются национальным законодательством страны;
      • во-вторых, они позволяют учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономике и применить адекватные меры защиты национального рынка в рамках определенного срока, что более удобно в достижении искомого результата во внешнеэкономической политике;
      • в-третьих, применение нетарифных методов не влечет дополнительного налогового бремени для субъектов ВЭД. Тем не менее, они связаны с иными расходами участников внешней торговли (например, внесение платы за получение лицензии), что, несомненно, отражается на конечной цене товаров, предлагаемых потребителю.

Среди нетарифных методов  регулирования торговли выделяют количественные, скрытые и финансовые методы.

Количественные ограничения  являются основным нетарифным методом  торговой политики и включают квотирование, лицензирование и «добровольное» ограничение  экспорта.

Наиболее распространенной формой нетарифных ограничений является квотирование – ограничение количества или стоимости объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из нее (экспортная квота) за определенный период. Государство осуществляет квотирование путем выдачи лицензий на импорт или  экспорт ограниченного объема продукции  и в то же время запрещает нелицензированную  торговлю.

Лицензирование может  быть самостоятельным инструментом государственного регулирования; в  этом случае лицензия выдаются в форме  разовой, генеральной, глобальной или  автоматической. Основными способами  распределения импортных лицензий являются аукцион на конкурентной основе и система явных предпочтений. Самым выгодным для страны и самым справедливым способом распределения лицензий является аукцион. В результате открытого аукциона устанавливается такая цена на импортные лицензии, которая приблизительно равняется разнице между ценой импортера и самой высокой внутренней ценой, по которой может быть продан импортный товар. Однако в реальности аукционы редко проводятся открыто и лицензии распределяются на коррупционной основе. В соответствии с системой явных предпочтений правительство закрепляет лицензии за определенными фирмами пропорционально размерам их импорта за предшествующий период или пропорционально размерам структуре спроса со стороны национальных импортеров.

«Добровольное» ограничение  экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более  крупной импортирующей страны, которая  угрожает применением односторонних  ограничительных мер на импорт. По сути «добровольные» экспортные ограничения  представляют собой ту же квоту, только устанавливаемую не импортером, а  экспортером. Зачастую экспортирующие страны находят обходные пути, а  именно: переключаются на категории  товаров, не подвергающиеся ограничениям; образуют предприятия за границей.

Наряду с количественными  методами торговой политики существенную роль в настоящее время играют разнообразные методы скрытого протекционизма. По некоторым оценкам существует несколько сотен скрытых методов, с помощью которых страны могут  в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт. Наиболее распространенные из них:

      • технические барьеры – требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров и многое другое;
      • внутренние налоги и сборы – скрытые методы торговой политики, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке;
      • политика в рамках государственных закупок – требование от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже не смотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных;

Другими примерами скрытых  методов ограничения торговли могут  служить требования о содержании местных компонентов или получение  «статуса страны с рыночной экономикой».

К финансовым методам регулирования  торговли относятся субсидирование, экспортное кредитование и демпинг. Они направлены на снижение стоимости  экспортируемого товара и, следовательно, повышение его конкурентоспособности.

Экспортная субсидия – это льготы и бюджетные выплаты экспортерам для расширения вывоза товаров. Правительство может также субсидировать отрасли, конкурирующие с импортом. Благодаря субсидиям экспортеры могут продавать свою продукцию на внешнем рынке дешевле, чем на внутреннем. Однако, увеличение экспорта сокращает количество товаров на внутреннем рынке и приводит к повышению внутренних цен, а вслед за этим снижается спрос. Кроме того, субсидии увеличивают расходы бюджета; в конечном результате, потери страны превышают прибыли.

Скрытое субсидирование экспортеров  выражается через предоставление льгот  по уплате налогов, через льготные условия  страхования и различные виды экспортного кредитования.

Информация о работе Государственное регулирование внешней торговли