Государственное регулирование внешней торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 22:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: проанализировать методы государственного и негосударственного регулирования внешней торговли. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Дать краткую характеристику методам государственного регулирования внешней торговли.
2. Изучить в отдельности каждый метод государственного регулирования внешней торговли.
3. Рассмотреть особенности тарифного и нетарифного методов регулирования внешней торговли.
4. Ознакомиться с организациями, которые выполняют негосударственное регулирование внешней торговли

Содержание работы

Введение
Государственное регулирование внешней торговли.
Методы государственного регулирования торговли: Протекционизм и либерализм
Тарифное регулирование внешней торговли.
Нетарифные ограничения во внешней торговле.
Негосударственное регулирование внешней торговли
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование внешней торговли.docx

— 52.04 Кб (Скачать файл)

Распространенной формой конкурентной борьбы является демпинг, заключающийся в продвижении  товаров на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального  уровня цен, существующего в этих странах, или даже ниже издержек. Демпинг  может стать следствием внешнеторговой политики государства, если экспортер  получает субсидию.

Как экспортные субсидии, так  и демпинг в соответствии с  правилами ВТО считаются нечестной  конкуренцией и запрещены. Национальные антидемпинговые законодательства многих стран позволяют применять  антидемпинговые пошлины в случае обнаружения факта преднамеренного  демпинга.

Наиболее жесткой формой ограничения внешней торговли являются экономические санкции. Примером может  служить торговое эмбарго, то есть запрещение ввоза в страну или вывоза из нее  каких-либо товаров. Эмбарго вводится обычно по политическим мотивам –  иногда даже несмотря на то, что это  наносит ущерб самой стране-инициатору.

Особым режимом таможенно-тарифного  регулирования является Общая система  преференций. Суть ее состоит в предоставлении промышленно развитыми странами в одностороннем порядке тарифных льгот при импорте товаров  из развивающихся стран. Система  призвана способствовать экономическому росту развивающихся стран.

Тарифные и нетарифные методы воздействия государства  на внешнюю торговлю широко используются многими странами. Для обоснования  этих методов сторонники протекционизма приводят ряд доказательств, многие из которых, однако, могут быть опровергнуты.

Сторонники протекционизма считают, что ограничение импорта  необходимо, чтобы поддержать отечественных  производителей и сохранить рабочие  места, что должно обеспечить социальную стабильность. Но с другой стороны, ограничивая конкуренцию, создаются  условия для сохранения неэффективного производства. Обычно говорят, что протекционизм  необходим для защиты молодых  отраслей промышленности, которым требуется  время, чтобы окончательно сформироваться и укрепить свои позиции на рынке. Однако определить действительно перспективные  отрасли с точки зрения формирования новых сравнительных преимуществ страны достаточно трудно. Кроме того, протекционизм снижает стимулы к повышению эффективности, и в результате становление отрасли может затянуться.

Протекционистская политика часто проводится для пополнения доходов бюджета; эта практика популярна  в странах, где еще не сформировалась эффективная налоговая система. Но поступления в бюджет будут  зависеть от эластичности спроса на импорт по цене, и, следовательно, чем эластичнее будет спрос, тем больше возрастут  доходы государства при ослаблении защиты.

Другим отрицательным  последствием протекционизма является закономерная ситуация, когда такая  политика, проводимая одной страной, вызывает ответную реакцию со стороны  других, что усиливает конъюнктурные  колебания на мировом рынке.

Тарифные меры приводят к  увеличению налогового бремени на потребителей, которые из-за тарифов вынуждены  покупать как импортные, так и  аналогичные местные товары по более  высоким ценам. Тем самым часть  доходов потребителей перераспределяется в государственную казну и  их располагаемый доход снижается.

Страны, сокращая с помощью  тарифа импорт и сохраняя занятость  в отраслях, конкурирующих с импортом, косвенно сокращают и свой экспорт. Из-за тарифа иностранные партнеры получают за свой экспорт меньшую  выручку, которую можно было бы использовать на закупку товаров, экспортируемых данной страной.

Наиболее распространенной формой государственного регулирования  внешнеторговой деятельности является тариф, однако, в настоящее время  наблюдается усиление значения и  появления новых разнообразных  форм нетарифного ограничения импорта  и стимулирования экспорта. Несмотря на то, что следствием любой таможенной защиты является снижение совокупного  благосостояния нации, все страны мира применяют те или иные торговые ограничения. Между тем при некоторых условиях использование тарифа может оказаться  более эффективной мерой, чем  экономическая пассивность. Важным является нахождение оптимального импортного тарифа для государства, потребителя и производителя.

 

_____________________________________________________________

Таким образом, государственное  регулирование экономики имеет  важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

 

Негосударственное регулирование внешней торговли  

Высокая значимость внешней торговли для развития мирового хозяйства обусловила создание мировым сообществом специальных международных регулирующих организаций, усилия которых направлены на выработку правил, принципов, процедур осуществления международных торговых сделок и контроля за их исполнением государствами — членами этих организаций.

Особую роль в регулировании  международной торговли выполняют  многосторонние соглашения, действующие  в рамках:

  • ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле)
  • ВТО (Всемирная торговая организация)
  • ГАТС (Генеральное соглашение по торговле услугами)
  • ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности)

ГАТТ

В соответствии с основополагающими  положениями ГАТТ торговля между  странами должна осуществляться на основе принципа наиболее благоприятствуемой нации (ПНБ), т. е. в торговле стран  — членов ГАТТ устанавливается режим  наибольшего благоприятствования (РНБ), гарантирующий равенство и недискриминацию. Однако одновременно были установлены исключения из ПНБ для стран, входящих в экономические интеграционные группировки; для стран, бывших колоний, находящихся с бывшими метрополиями в традиционных связях; для приграничной и каботажной торговли. По самым приблизительным подсчетам на долю «исключений» приходится не менее 60% мировой торговли готовой продукцией, что лишает ПНБ универсальности.

ГАТТ признает в качестве единственно приемлемого средства регулирования МТ таможенные тарифы, которые итеративно (от раунда к  раунду) снижаются. В настоящее время  их средний уровень составляет 3-5%. Но и здесь есть исключения, позволяющие  использовать нетарифные средства защиты (квоты, экспортные и импортные лицензии, налоговые льготы). К ним отнесены случаи применения программ регулирования  сельскохозяйственного производства, нарушения платежного баланса, осуществления  программ регионального развития и  помощи.

ГАТТ содержит принцип  отказа от односторонних действий и  принятия решений в пользу переговоров  и консультаций, если такие действия (решения) могут привести к ограничению  свободы торговли.

ГАТТ — предшественница  ВТО — принимала свои решения  на переговорах-раундах всех членов этого Соглашения. Всего их прошло восемь. Наиболее значимые решения, которыми ВТО руководствуется в регулировании  МТ до настоящего времени, были приняты  на последнем (восьмом) Уругвайском  раунде (1986-1994 гг.). Этот раунд еще  более расширил круг вопросов, регулируемых ВТО. В него была включена торговля услугами, а также программа сокращения величины таможенных пошлин, активизации  усилий по регулированию МТ продукцией отдельных отраслей (в том числе сельского хозяйства) и усиления контроля за теми направлениями национальной экономической политики, которые оказывают влияние на внешнюю торговлю страны.

Было принято решение  об эскалации таможенных пошлин по мере повышения степени обработки  товаров при снижении пошлин на сырье  и ликвидации их на некоторые виды алкогольных напитков, строительное и сельскохозяйственное оборудование, офисную мебель, игрушки, фармацевтические товары — всего на 40% мирового импорта. Была продолжена либерализация торговли одеждой, текстилем и сельскохозяйственными  товарами. Но последним единственным средством регулирования признаны таможенные пошлины.

В области антидемпинговых  мер были приняты понятия «законные  субсидии» и «приемлемые субсидии», к разряду которых отнесены субсидии, направленные на охрану окружающей среды  и региональное развитие при условии, что их размер составляет не менее 3% общей величины импорта товара или 1% его общей стоимости. Все остальные отнесены к незаконным и их применение во внешней торговле запрещено.

К числу вопросов экономического регулирования, воздействующих на внешнюю  торговлю косвенно, Уругвайский раунд  отнес требования о минимальном  экспорте товаров, произведенных на СП, обязательном использовании местных  компонентов и ряд других.

ВТО

Уругвайский раунд принял решение о создании ВТО, ставшей  правопреемницей ГАТТ и сохранившей  его основные положения. Но решения  раунда дополнили их задачами обеспечения  свободы торговли не только за счет либерализации, но и путем использования  так называемых увязок. Смысл увязок состоит в том, что любые решения  государства о повышении тарифа принимаются одновременно (в увязке) с решением о либерализации импорта других товаров.

ВТО не входит в сферу  деятельности ООН. Это позволяет  ей проводить собственную независимую  политику и контроль за деятельностью стран-участниц по соблюдению принятых соглашений.

ГАТС

Определенной спецификой отличается регулирование международной  торговли услугами. Это связано с  тем, что услуги, отличающиеся крайним  разнообразием форм и содержания, не образуют единого рынка, который  имел бы общие черты. Но ему присущи  общие тенденции, дающие возможность  регулировать его на глобальном уровне даже с учетом новых моментов в  его развитии, которые вносят ТНК, доминирующие на нем и монополизирующие его.

В настоящее время мировой  рынок услуг регулируется на четырех  уровнях: международном (глобальном), отраслевом (глобальном), региональном и национальном.

Общее регулирование на глобальном уровне осуществляется в рамках ГАТС, вступившем в действие с 1 января 1995 г. В его регулировании используются те же правила, которые были выработаны ГАТТ по отношению к товарам: недискриминация, национальный режим, транспарентность (гласность и единство прочтения законов), неприменение национальных законов в ущерб иностранным производителям. Однако реализация этих правил затрудняется особенностями услуг как товара: отсутствием вещной формы большинства из них, совпадением времени производства и потребления услуг. Последнее означает, что регулирование условий торговли услугами означает регулирование условий их производства, а это в свою очередь означает регулирование условий инвестирования их производства.

ГАТС включает в себя три  части: рамочное соглашение, определяющее общие принципы и правила регулирования  торговли услугами; специальные соглашения, приемлемые для отдельных сервисных  отраслей, и список обязательств национальных правительств по ликвидации ограничений  в сервисных отраслях. Таким образом, из поля деятельности ГАТС выпадает только один, региональный уровень.

Соглашение ГАТС направлено на либерализацию торговли услугами и охватывает следующие их виды: услуги в области телекоммуникаций, финансов и транспорта. Из сферы  его деятельности исключены вопросы  экспортной продажи кинофильмов  и телепрограмм, что связано с  опасениями отдельных государств (страны Европы) потерять самобытность своей  национальной культуры.

Отраслевое регулирование  международной торговли услугами осуществляется также в глобальном масштабе, что  связано с глобальным их производством  и потреблением. В отличие от ГАТС организации, регулирующие такие услуги, носят специализированный характер. Например, гражданские авиационные  перевозки регулирует Организация  международной гражданской авиации (ИКАО), иностранный туризм — Всемирная  туристическая организация (ВТО), морские  перевозки — Международная морская  организация (ИМО).

Региональный уровень  международной торговли услугами регулируется в рамках экономических интеграционных группировок, в которых снимаются  ограничения на взаимную торговлю услугами (как, например, в ЕС) и могут вводиться  ограничения на такую торговлю с  третьими странами.

Национальный уровень  регулирования касается внешней  торговли услугами отдельных государств. Он реализуется через двусторонние торговые договоры, составной частью которых может быть торговля услугами. Значительное место в таких договорах отводится регулированию инвестиций в сферу услуг.

Заключение

 


Информация о работе Государственное регулирование внешней торговли