Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 19:35, курсовая работа
В основных направлениях государственного регулирования развития здравоохранения Российской Федерации на 2000-2013гг. подчеркивается, что одной из особенно актуальных задач в области общественного здоровья и здравоохранения является анализ тенденций здоровья населения в изменяющихся социально-экономических условиях. Научное обеспечивание разработки и осуществления государственной политики здравоохранения содержит отбор и анализ надежной и разносторонней информации о закономерностях формирования здоровья населения и потребности в медицинской помощи населения, как на федеральном, так и на региональном уровне.Для того чтобы оценить состояние здоровья требуется в первую очередь понимание закономерностей формирования основных демографических процессов,а также заболеваемости населения и их тенденций.
Введение
Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые основы государственного регулирования здравоохранения.
1.1. Становление системы здравоохранения в мире.
1.2.Современная модель здравоохранения РФ.
1.3. Государственное регулирование системы здравоохранения.
Глава 2. Проблемы экономического анализа и планирования в здравоохранении.
2.1. Здравоохранение – как отрасль экономики.
2.2 Экономический анализ, составные части процесса управления в здравоохранении.
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые основы государственного регулирования здравоохранения.
1.1. Становление системы здравоохранения в мире.
1.2.Современная модель здравоохранения РФ.
1.3. Государственное
регулирование системы
Глава 2. Проблемы экономического анализа и планирования в здравоохранении.
2.1. Здравоохранение – как отрасль экономики.
2.2 Экономический анализ, составные части процесса управления в здравоохранении.
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Известно, что здоровое народонаселение этоинтегрированный показатель экономического, научного и культурного развития страны,а так же уровня экологического благополучия и уровня организации медицинской помощи населению. Здоровье характеризуется демографическими процессами, заболеваемостью, уровнем физического развития и инвалидностью, правда последнее вернее говорит об эффективности диагностических и лечебно-профилактических мероприятий. Особенно учитывая вышеперечисленные аспекты, здоровье населения рассматривается как главное условие устойчивого экономического роста страны.
В основных направлениях государственного регулирования развития здравоохранения Российской Федерации на 2000-2013гг. подчеркивается, что одной из особенно актуальных задач в области общественного здоровья и здравоохранения является анализ тенденций здоровья населения в изменяющихся социально-экономических условиях. Научное обеспечивание разработки и осуществления государственной политики здравоохранения содержит отбор и анализ надежной и разносторонней информации о закономерностях формирования здоровья населения и потребности в медицинской помощи населения, как на федеральном, так и на региональном уровне.Для того чтобы оценить состояние здоровья требуется в первую очередь понимание закономерностей формирования основных демографических процессов,а также заболеваемости населения и их тенденций.
Современнная демографическая обстановка в России, характеризуется снижением рождаемости, высокой смертностью населения, ухудшением качества здоровья. В условиях неустойчивого развития экономики вопрос здорового образа жизни населения приобретает особую социальную значимость. С учетом событий происхоживших в 1998 году неблагоприятных экономических перемен в условиях жизни различных групп населения особое внимание надлежит уделить социальной дифференциации и уровню экономического благосостояния в их влиянию на состояние здоровья, вопросам питания и здоровья населения, состоянию питьевого водоснабжения, эпидемической безопасности, здоровью матери и ребенка, условиям труда и здоровью работающих.
Так же нельзя не учесть последствия сложной экономической и социально-политической обстановки начала и последующих критических этапов осуществления радикальных мер экономической реформы в России. Эти последствия в 2001-2003 г. продолжали касаться фактически Всех сторон жизни людей и проявили себя в низких показателях рождаемости, здоровья матери и детей, уровня и качества питания, особенно незащищенных слоев населения, в углублении социальной дифференциации.
Для существования развитой Системы здравоохранения нужно вполне определенное социально-экономическое формирование общества, т.е. необходим безусловный технический и научный потенциал, а также определенная форма государственного регулирования и управления. Проблемы современного здравоохранения имеют сейчас в первую очередь координационный характер.
Здравоохранение представляет из себя одну из сфер деятельности, особо жестко регулируемую государством. Связано это с тем, что услуги и программы, проводимые в системе здравоохранения, напрямую связаны со здоровьем и жизнью. Жесткое государственное регулирование деятельности учреждений здравоохранения, в том числе вопросы управления и ценообразования, поптки всецело финансирование здравоохранения посредством государственного бюджета обусловили более позднее и неполное введение современных методов и способов управления.
Принятое решение II Съезда Российского медицинского союза от 19 марта 2003 года отмечает, что динамика важнейших показателей здоровья населения свидетельствует о полной или примерно исчерпанности резервов административного ресурса сохранения и управления здоровьем населения. Привлечениесамого населения в процессе оздоравления и формирования потребности в здоровом образе жизни, в процессы первичной профилактики заболеваний невозможно без активного участия общественных медицинских организаций и общественного компонента управления профессиональной медицинской деятельностью.
Практика
экономически развитых стран
доказывает то, что здравоохранение
не может существовать лишь
на принципах альтруизма и
за счет государственного
Система здравоохранения образует лечебно-профилактические, научно-исследовательсике, аптечный, образовательный и иные учреждения, предприятия по производству мед.техники,лекарств и органы управления здравоохранением. За исключением государственного, развивается в большей части муниципальное и частное здравоохранение.
Здравоохранение реформируется по линии более полного удовлетворения потребностей насления в качественной и доступной медецинской и лекарственной помощи,создания условий для здоровой и активной жизни людей, создание конкуренции лечебно-профилактических учреждений независимо от форм собственности.Сейчас вводятся государственный минимальные стандарты медико-санитрной и лекарственной помощи, беспрепятственный выбор гражданами медицинского учреждения, многоканального субсидирования,, рынка медицинских услуг.
Проведенное перераспределение поломочий между федеральными органами управления здравоохранением ,субъектами РФ и муниципальными образованиями снизило управлляемость системой,координирующую и регулирующую роль федеральных органов, что привело и к ухудшению медико-демографической ситуации в стране в целом.
Следовательно, требуется принимать меры по повышению управляемости отрасли, упрочению позиций органов государственного управления. Актуальность темы курсовой работыобуславливается необходимостью формирования и государственного регулирования одного из основных компонентов социально ориентированной рыночной экономики -сферы здравоохранения . Следует учитывать активность региональных структур в самостоятельном регулировании хозяйственной деятельности на местах, изучении процессов становления и развития государственного управления сферой здравоохранения определяет особую значимость моей курсовой работы.
Целью курсовой работы является изучение государственной политики в современном этапе вопрос формировния государственно-общественной системы управления здравоохранением, обсуждение путей ее реализации с целью выработки рекомендаций и предложений по совершенствованию государственного регулирования здравоохранения.
В следствии всего выше перечисленного задачами моей курсовой работы являются:
-изучение
теоретических аспектов
-критический
аналих функционирования
- оценка
уровня развития массового
-анализ
путей повышения эффективности
государственной политики
-исследование
перспектив развития и
Исследование в основном включает период с начала 90-х годов, когда была необходимость проведения работы по созданию Кодекса законов об охране здоровья населения и начала организовываться нормативно-правовая база по таким вопросам как функционирование здравоохранения и вплоть до настоящего времени.
Главным проблемам формирования и функционирования сферы здравоохранения в настоящее время уделяется много внимания.
Нормативная база курсовой работы состоит из Конституции Российской Федерации ,Законодательных и нормативных актов Федеральных органов власти и субъектов РФ, Указов Президента РФ,постановления Правительства РФ.
Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые основы государственного регулирования здравоохранения
1.1. Становление системы массового здравоохранения в мире
Развитие любой отрасли является отражением развития мирового сообщества. Принятие и развитие капиталистической экономической формации в девятнадцатом веке приводит к бурному развитию промышленности и естествознания. Медицина, как и любая другая область человеческой жизнедеятельности, не осталась в стороне от этих процессов. Направления медицины, и ее усовершенствование было обусловлено потребностями развивающегося общества и интересами определенных социальных групп.
Развитие массового здравоохранения за счет государства не получило широкого распространения. Вместо него активно развивалась платная медицина, основанная на различных моделях страхований. Страховые компании, превращали медико-профилактическую помощь в особого рода услугу, недоступную для любого гражданина страны возможность.
Существование на планете такого государства как Советская Россия, и преобразования, происходящие в ней, не могли не затрагивать развития остального мира.
Таким образом, развитие широкой лечебно-профилактической сети в европейских странах и Соединенных штатах, стало насущной необходимостью. Необходимость эта диктовалась складывающейся экономической и политической ситуацией в Европе. Для большинства простых граждан европейских стран Союз Советских Социалистических Республик виделся как страна, искренно заботящееся о своих гражданах, дающая гражданам все возможности для достойной жизни. Следовательно правительства этих стран, чтобы накаленная II Мировой войной обстановка в странах, не вышла из-под контроля, очевидно вынуждены были призадуматься о повышении уровня жизни большинства своих граждан. Для упрощения решения задачи, была использована в различных модификациях существующая уже модель массового здравоохранения в СССР.1
Примером может являться послевоенная Великобритания, которая в существенных чертах повторила модель советского здравоохранения. Она вышла из войны одной из наиболее разбогатевших стран, с сохраненным промышленным сектором, а поэтому могла позволить себе экономически предоставить модель массового здравоохранения подобную советской.2
Но далеко не все страны пошли по пути внедрения бесплатного массового здравоохранения. Во многих странах, исходя из того, что здоровье человека, это его личное дело, и поэтому расходы на него обязан нести он сам, а не общество, пошли в развитии массового здравоохранения иным путем, так появляются разные варианты страховой медицины.
Рассмотрим варианты моделей массового здравоохранения, сложившиеся в послевоенном мире.
Пример страховой медицины, регулируемой государством, предполагает следующее:
1) каждый работающий платит
2) проверка, за поступлением средств,
их регулирование, распределение
и т.д. производится
При страховой модели государство ведает и медицинскими институтами, и научными лабораториями. Экономические возможности для этого складываются из налоговых сборов в государственный бюджет. Порядок государственного медицинского страхования была разработана такими странами как ФРГ, Франция, Швеция.
Такая форма массового здравоохранения была безусловна прогрессивной в послевоенном мире, где в основном отсутствовали гарантии в обеспечении медико-профилактической помощи населения. Но, к сожалению, страховая медицина не способна 100% охватить граждан страны, т. к. она рассчитана на работающее населения и содержание необходимого для этого минимума медицинских кадров. Жесткое ограничение экономического финансирования не позволяет вводить в широкую практику новейшие технологии лечения и обследования бесплатно. К примеру, в современной Германии бесплатная, вернее помощь по страховому полису содержит в себе только скорую медпомощь, операции по жизненным показаниям и флюорографическое обследование; любые дополнительные манипуляции и лечения уже требуют дополнительной оплаты от пациента. Поэтому страны имеющие модель страховой государственной медицины сегодня пытаются отказаться от этой системы.
1.2. Современная модель
Современная российская система массового здравоохранения унаследовала от Советского Союза всю структуру (больничную, поликлиническую сеть, сеть медицинских институтов и лабораторий и т.д.), все это требует соответственных экономических вложений, которые Российская Федерация не имеет возможности реализовать. Результатом сложившегося положения стало значительное изменение здоровья населения за последние годы. Свидетельством этого являются следующие сведения: показатель смертности населения с 1993 года стабильно превышает рождаемость. Нарастает естественная убыль населения, продолжительность жизни сократилась с 72 лет в 1990 г. до 54 в 2000 г. Особенно сильно проявляется неблагополучие в сфере работы первичного здравоохранения. Отмечена запоздалая диагностика на догоспитальном этапе при ряде распространенных заболеваний. Сильно сократилась вакцинация детей, профилактика инфекций. В результате отмечен колоссальный рост дифтерии, кишечных инфекций.
Информация о работе Государственное регулирование здравоохранения