Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 19:35, курсовая работа
В основных направлениях государственного регулирования развития здравоохранения Российской Федерации на 2000-2013гг. подчеркивается, что одной из особенно актуальных задач в области общественного здоровья и здравоохранения является анализ тенденций здоровья населения в изменяющихся социально-экономических условиях. Научное обеспечивание разработки и осуществления государственной политики здравоохранения содержит отбор и анализ надежной и разносторонней информации о закономерностях формирования здоровья населения и потребности в медицинской помощи населения, как на федеральном, так и на региональном уровне.Для того чтобы оценить состояние здоровья требуется в первую очередь понимание закономерностей формирования основных демографических процессов,а также заболеваемости населения и их тенденций.
Введение
Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые основы государственного регулирования здравоохранения.
1.1. Становление системы здравоохранения в мире.
1.2.Современная модель здравоохранения РФ.
1.3. Государственное регулирование системы здравоохранения.
Глава 2. Проблемы экономического анализа и планирования в здравоохранении.
2.1. Здравоохранение – как отрасль экономики.
2.2 Экономический анализ, составные части процесса управления в здравоохранении.
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Административное регулирование характеризуется следующими отличительными чертами:
в явном виде устанавливает запрет или разрешение на осуществление определенных видов деятельности, производство и реализацию продукции и пр.;
определяет стандарты или правила, при соблюдении которых выдается разрешение – лицензия на деятельность.
Все административные методы регулирования ограничивают действие рыночных сил.
К экономическим методам регулирования в системе охраны здоровья относится бюджетная политика, которая включает в себя программно-целевое планирование, установление фиксированных тарифов на медицинские услуги, составление бюджетов, определение объемов медицинской помощи и пр. Другим важнейшим методом экономического регулирования в системе здравоохранения является лицензирование.
Важнейшей концепцией, объясняющей необходимость государственного контроля здравоохранения, заключается в том, что свободный рынок, часто считающийся саморегулирующимся и наиболее эффективным способом достижения подъема отрасли, просто не пригоден для системы здравоохранения в связи с “ошибками рынка” [39].
Современная экономическая система в здравоохранении характеризуется сочетанием черт административно-командной и рыночной систем управления.
Усовершенствование здравоохранения в прошлом характеризовалось [45]:
• Сравнительно стабильными условиями развития системы здравоохранения.
• Текущим финансированием лечебно-профилактических учреждений на основе подушевых нормативов и плановой мощности конкретных учреждений.
• Централизованным финансированием развития основных фондов учреждений.
• Целевым внедрением новых медицинских технологий на основе их разработки и апробации в научно-медицинских центрах без реального учета рыночных факторов и альтернативных вариантов особо эффективного использования выделяемых ресурсов.
• Планированием медицинской деятельности в региональных и федеральных органах Минздрава.
• Деятельностью руководителей, минимально сопряженной с организационными и экономическими рисками.
Основными признаками административно–командной системы являются:
• Государственная собственность на все виды ресурсов в здравоохранении.
• Монополизация рынка медицинских услуг по ряду направлений (фтизиатрия, онкология и пр.).
• Централизованное экономическое планирование.
В задачи планирования при административно-командной системе входило [23,24]:
• достижение максимального уровня обеспеченности населения врачебными должностями, койками и пр;
• равномерное их размещение по регионам;
• унификация оснащенности медицинских учреждений и методов лечения;
• жесткий постатейный контроль за использованием средств.11
В условиях формирующегося рынка медицинских услуг прежняя система планирования здравоохранения уже не может существовать в неизменном виде. Это связано и с изменением организационно-правовых форм собственности учреждений здравоохранения, и с переменами в системе управления, и с формированием новой системы экономических отношений.
В настоящее время позволено выделить следующие базовые условия для процесса стратегического планирования здравоохранения [45]:
• Децентрализация системы здравоохранения с повышением самостоятельности регионов.
• Фактическое уменьшение размеров финансирования ниже уровня сложившегося в предыдущем периоде при практическом прекращении централизованного финансирования программ модернизации основных фондов и внедрения новых медицинских технологий.
• Повсеместное изменение принципов финансирования медучреждений с ориентацией на фактический объем лечебной помощи и уровня ее качества.
• Появление альтернативных источников финансирования и пр.
Признаками рыночной системы являются:
• Негосударственные виды собственности на ресурсы здравоохранения.
• Становление реального рынка медицинских услуг.
• Децентрализованное планирование медицинских услуг населению.
Хозяйственный механизм современного здравоохранения обязан организовать адекватную модель функционирования отрасли, которая смогла бы объединить вместе два противоречивых начала – “план” (волевую регулирующую деятельность центра) и “рынок” (совокупность автоматических регуляторов – подсистему прямых и обратных связей между производителем услуг и их потребителем).
Задачей органов управления здравоохранением
в условиях переходной экономики является
образование эффективного механизма управления
здравоохранением в административно-
Целью здравоохранения России в современных условиях является поиск средств и способов развития в условиях экономического кризиса, которые обеспечили бы его быстрейшее преодоление, усовершенствование основных показателей, характеризующих медико-демографическую ситуацию и состояние здоровья населения до значений, характерных для развитых зарубежных стран [19]. Эта цель может быть достигнута путем скорейшего внедрения современных технологий организации управления здравоохранением по критериям здоровья населения на федеральном, региональном, муниципальном и локальном уровнях.
Важнейшим вопросом является выбор приоритетов
в здравоохранении. По нашему мнению, отбор
приоритетов обязан формироваться путем
изучения в административно-
Подобный подход составляет основу финансового макроанализа, целью которого является согласовывание совокупных затрат на предотвращение социальных потерь общества от заболеваемости населения и ее последствий с собственно величинами социально-экономических потерь общества от этих болезней [19].
С этих позиций финансовый макроанализ может употребляться для оценки экономической эффективности здравоохранения. В качестве критериев экономической эффективности здравоохранения можно анализировать: потери на производстве в связи с временной утратой трудоспособности и уровнем заболеваемости, стойкой потерей трудоспособности (инвалидность) и преждевременной смертности [54].
По нашему мнению, экономическая производительность здравоохранения в обществе может формироваться тремя способами:
• Как соответствие совокупных затрат на здравоохранную деятельность и полученного результата в виде произведенного валового внутреннего (регионального) продукта за счет сохраненного здоровья населения.
• Как соответствие совокупных затрат на здравоохранение к потерянным годам потенциальной жизни (ПГПЖ-65).
• Как разница между затратами на здравоохранение и произведенного валового внутреннего (регионального) продукта за счет сохраненного здоровья населения.
Совокупные экономические ущерб общества, связанные со здоровьем человека, определяются как сумма прямых затрат и косвенных потерь, связанных со здоровьем человека (рис.1.3).
Прямые затраты общества на здравоохранение включают в себя расходы на оказание стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи, а также расходы на социальное страхование и социальную защиту населения.
В этой части экономическая назначение здравоохранения заключается в профилактике заболеваний, смещение объемов стационарной помощи на амбулаторно-поликлинический этап, внедрении стационар замещающих технологий лечения больных и пр.
Косвенные экономические потери общества определяются величиной недопроизведенного внутреннего валового (регионального) продукта за счет того, что человек выбыл из производства вследствие заболеваемости с временной нетрудоспособностью, инвалидности и преждевременной смертности.
В этой части экономическая функция здравоохранения заключается в предотвращенных случаях заболевания с временной нетрудоспособностью, инвалидности и смертности, а также в увеличении средней продолжительности жизни населения, особенно в трудоспособном возрасте.
Совокупный экономический ущерб общества, связанный со здоровьем человека, определяется по следующей формуле:
U = U + U , где:
U – совокупный экономический ущерб;
U -прямые экономические затраты;
U - косвенные экономические потери.
При первом способе расчет экономической эффективности здравоохранения в искомом году (i) может быть представлен следующей формулой:
KE = U / VRP , где:
KE - коэффициент экономической эффективности здравоохранения;
VRP - объем валового (регионального) продукта (в руб.) в искомом
году вследствие сохраненной трудоспособности населения.
Коэффициент, превышающий единицу, свидетельствует о низкой экономической эффективности здравоохранения и наоборот.
При втором способе расчет экономической эффективности здравоохранения в искомом году (i) может быть представлен следующей формулой:
KE = U / ПГПЖ - 65, где:
ПГПЖ - 65 – потерянные годы потенциальной жизни (согласно
рекомендациям ВОЗ базовая продолжительность жизни составляет 65 лет).
При данном расчете наиболее низкий коэффициент соответствует преимущественно высокой эффективности здравоохранной деятельности.
Полученные при первом и втором способах коэффициенты эффективности позволяют вести ранжирование эффективности здравоохранения среди субъектов федерации, уровнями управления, группами заболеваний, а также через сравнения по отдельным нозологиям.
При третьем способе экономическая производительность здравоохранения в обществе определяется как разность совокупных экономических потерь на здравоохранение и произведенного валового внутреннего (регионального) продукта за счет сохраненной трудоспособности:
E = VRP - U , где:
E - экономическая эффективность здравоохранения в искомом году.
Экономические показатели эффективности здравоохранения в искомом году в абсолютном выражении могут иметь три варианта:
Варианты 2 и 3 свидетельствуют о недостаточной экономической эффективности здравоохранения.
Таким образом, здравоохранение представляет медико-производственный комплекс. Потребляя экономические средства, здравоохранение производит медицинские услуги, которые способствуют воспроизводству трудовых ресурсов, как элемента производительных сил общества. В свою очередь общественное производство является источником ресурсов для здравоохранения. Социально-экономический мониторинг и финансовый макроанализ здравоохранения являются важнейшими механизмами оптимизации деятельности системы здравоохранения.12
2.2. Экономический анализ и планирование – как составные части процесса управления в здравоохранении
В настоящее время в здравоохранении Российской Федерации сложилась обстановка, когда государственные обязательства по оказанию населению бесплатной медицинской помощи необходимого объема и качества недостаточно обеспечены ресурсами [8,23,61]. Процесс оказания медицинской помощи населению складывается во многом стихийно. Нет ни реальной информации о движении пациентов, ни способов оказать действие на это передвижение, финансирование по-прежнему остается затратным [68]. В этих условиях возросла роль методов финансового планирования и анализа, как процедуры приведения в соответствие уровня потребления населением ресурсов здравоохранения с имеющимися ограниченными экономическими возможностями [23,59]. Экономический анализ и распределение становятся важнейшими элементами единого процесса управления здравоохранением.
На рис. 1.4. представлена схема цикла управления производством медицинских услуг в лечебно-профилактическом учреждении.
Из рисунка следует, что пусковым механизмом управленческой и производственной деятельности в здравоохранении является необходимость населения, которая определяет спрос на медицинские услуги, генерирует миссию и цели здравоохранения, ее отраслей и отдельных хозяйствующих субъектов. В свою очередь управление реализуется через ряд функций, в том числе – планирования и анализа.
Планирование в здравоохранении – вид управленческой деятельности, обращенный на решение проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов для достижения максимального удовлетворения потребностей населения в медицинской помощи, является основой производственного менеджмента и в целом всей экономической системы хозяйствования.
Анализ в здравоохранении – вид управленческой деятельности, обращенный на анализ хозяйственно-финансовых процессов и конечные результаты деятельности системы здравоохранения, хозяйствующих субъектов, складывающиеся под воздействием внешних и внутренних факторов.
Таким образом, экономический анализ и планирование непосредственно взаимосвязаны. С одной стороны, анализ во многом строится на сопоставлении фактических достигнутых результатов и плановых показателей, а с другой - анализ, изучающий реальное состояние дел, постоянно предшествует очередному циклу планирования [23].
Основными причинами повышения роли планово-аналитической службы в здравоохранении являются:
• Видоизменение парадигмы планово-аналитической деятельности здравоохранения, основанной на увязке ресурсного обеспечения с реальными объемами медицинской помощи, а не с мощностью лечебно-профилактических учреждений.
Информация о работе Государственное регулирование здравоохранения