Государственное регулирование здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

В основных направлениях государственного регулирования развития здравоохранения Российской Федерации на 2000-2013гг. подчеркивается, что одной из особенно актуальных задач в области общественного здоровья и здравоохранения является анализ тенденций здоровья населения в изменяющихся социально-экономических условиях. Научное обеспечивание разработки и осуществления государственной политики здравоохранения содержит отбор и анализ надежной и разносторонней информации о закономерностях формирования здоровья населения и потребности в медицинской помощи населения, как на федеральном, так и на региональном уровне.Для того чтобы оценить состояние здоровья требуется в первую очередь понимание закономерностей формирования основных демографических процессов,а также заболеваемости населения и их тенденций.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые основы государственного регулирования здравоохранения.
1.1. Становление системы здравоохранения в мире.
1.2.Современная модель здравоохранения РФ.
1.3. Государственное регулирование системы здравоохранения.
Глава 2. Проблемы экономического анализа и планирования в здравоохранении.
2.1. Здравоохранение – как отрасль экономики.
2.2 Экономический анализ, составные части процесса управления в здравоохранении.
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 334.50 Кб (Скачать файл)

Административное регулирование характеризуется следующими отличительными чертами:

в явном виде устанавливает запрет или разрешение на осуществление определенных видов деятельности, производство и реализацию продукции и пр.;

определяет стандарты или правила, при соблюдении которых выдается разрешение – лицензия на деятельность.

Все административные методы регулирования ограничивают действие рыночных сил.

К экономическим методам регулирования в системе охраны здоровья относится бюджетная политика, которая включает в себя программно-целевое планирование, установление фиксированных тарифов на медицинские услуги, составление бюджетов, определение объемов медицинской помощи и пр. Другим важнейшим методом экономического регулирования в системе здравоохранения является лицензирование.

Важнейшей концепцией, объясняющей необходимость государственного контроля здравоохранения, заключается в том, что свободный рынок, часто считающийся саморегулирующимся и наиболее эффективным способом достижения подъема отрасли, просто не пригоден для системы здравоохранения в связи с “ошибками рынка” [39].

Современная экономическая система в здравоохранении характеризуется сочетанием черт административно-командной и рыночной систем управления.

Усовершенствование здравоохранения в прошлом характеризовалось [45]:

• Сравнительно стабильными условиями развития системы здравоохранения.

• Текущим финансированием лечебно-профилактических учреждений на основе подушевых нормативов и плановой мощности конкретных учреждений.

• Централизованным финансированием развития основных фондов учреждений.

• Целевым внедрением новых медицинских технологий на основе их разработки и апробации в научно-медицинских центрах без реального учета рыночных факторов и альтернативных вариантов особо эффективного использования выделяемых ресурсов.

• Планированием медицинской деятельности в региональных и федеральных органах Минздрава.

• Деятельностью руководителей, минимально сопряженной с организационными и экономическими рисками.

Основными признаками административно–командной системы являются:

• Государственная собственность на все виды ресурсов в здравоохранении.

• Монополизация рынка медицинских услуг по ряду направлений (фтизиатрия, онкология и пр.).

• Централизованное экономическое планирование.

В задачи планирования при административно-командной системе входило [23,24]:

• достижение максимального уровня обеспеченности населения врачебными должностями, койками и пр;

• равномерное их размещение по регионам;

• унификация оснащенности медицинских учреждений и методов лечения;

• жесткий постатейный контроль за использованием средств.11

В условиях формирующегося рынка медицинских услуг прежняя система планирования здравоохранения уже не может существовать в неизменном виде. Это связано и с изменением организационно-правовых форм собственности учреждений здравоохранения, и с переменами в системе управления, и с формированием новой системы экономических отношений.

В настоящее время позволено выделить следующие базовые условия для процесса стратегического планирования здравоохранения [45]:

• Децентрализация системы здравоохранения с повышением самостоятельности регионов.

• Фактическое уменьшение размеров финансирования ниже уровня сложившегося в предыдущем периоде при практическом прекращении централизованного финансирования программ модернизации основных фондов и внедрения новых медицинских технологий.

• Повсеместное изменение принципов финансирования медучреждений с ориентацией на фактический объем лечебной помощи и уровня ее качества.

• Появление альтернативных источников финансирования и пр.

Признаками рыночной системы являются:

• Негосударственные виды собственности на ресурсы здравоохранения.

• Становление реального рынка медицинских услуг.

• Децентрализованное планирование медицинских услуг населению.

Хозяйственный механизм современного здравоохранения обязан организовать адекватную модель функционирования отрасли, которая смогла бы объединить вместе два противоречивых начала – “план” (волевую регулирующую деятельность центра) и “рынок” (совокупность автоматических регуляторов – подсистему прямых и обратных связей между производителем услуг и их потребителем).

Задачей органов управления здравоохранением в условиях переходной экономики является образование эффективного механизма управления здравоохранением в административно-территориальных образованиях при наличии различных форм собственности в отрасли, а также при сочетании административно-командных методов управления и формирующегося рынка медицинских услуг. Разумеется, что в данных условиях значение государственного регулирования здравоохранения будет сохраняться.

Целью здравоохранения России в современных условиях является поиск средств и способов развития в условиях экономического кризиса, которые обеспечили бы его быстрейшее преодоление, усовершенствование основных показателей, характеризующих медико-демографическую ситуацию и состояние здоровья населения до значений, характерных для развитых зарубежных стран [19]. Эта цель может быть достигнута путем скорейшего внедрения современных технологий организации управления здравоохранением по критериям здоровья населения на федеральном, региональном, муниципальном и локальном уровнях.

Важнейшим вопросом является выбор приоритетов в здравоохранении. По нашему мнению, отбор приоритетов обязан формироваться путем изучения в административно-территориальных образованиях различного уровня социально-экономических последствий, вызванных заболеваемостью населения с временной нетрудоспособностью, инвалидностью и преждевременной смертностью, особенностью среди населения в трудоспособном возрасте. При этом изучаются как расходы на здравоохранение, так и экономический ущерб, обусловленный потерей производства валового внутреннего (регионального) продукта за счет выбытия части населения из производственного процесса.

Подобный подход составляет основу финансового макроанализа, целью которого является согласовывание совокупных затрат на предотвращение социальных потерь общества от заболеваемости населения и ее последствий с собственно величинами социально-экономических потерь общества от этих болезней [19].

С этих позиций финансовый макроанализ может употребляться для оценки экономической эффективности здравоохранения. В качестве критериев экономической эффективности здравоохранения можно анализировать: потери на производстве в связи с временной утратой трудоспособности и уровнем заболеваемости, стойкой потерей трудоспособности (инвалидность) и преждевременной смертности [54].

По нашему мнению, экономическая производительность здравоохранения в обществе может формироваться тремя способами:

• Как соответствие совокупных затрат на здравоохранную деятельность и полученного результата в виде произведенного валового внутреннего (регионального) продукта за счет сохраненного здоровья населения.

• Как соответствие совокупных затрат на здравоохранение к потерянным годам потенциальной жизни (ПГПЖ-65).

• Как разница между затратами на здравоохранение и произведенного валового внутреннего (регионального) продукта за счет сохраненного здоровья населения.

Совокупные экономические ущерб общества, связанные со здоровьем человека, определяются как сумма прямых затрат и косвенных потерь, связанных со здоровьем человека (рис.1.3).

Прямые затраты общества на здравоохранение включают в себя расходы на оказание стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи, а также расходы на социальное страхование и социальную защиту населения.

В этой части экономическая назначение здравоохранения заключается в профилактике заболеваний, смещение объемов стационарной помощи на амбулаторно-поликлинический этап, внедрении стационар замещающих технологий лечения больных и пр.

Косвенные экономические потери общества определяются величиной недопроизведенного внутреннего валового (регионального) продукта за счет того, что человек выбыл из производства вследствие заболеваемости с временной нетрудоспособностью, инвалидности и преждевременной смертности.

В этой части экономическая функция здравоохранения заключается в предотвращенных случаях заболевания с временной нетрудоспособностью, инвалидности и смертности, а также в увеличении средней продолжительности жизни населения, особенно в трудоспособном возрасте.

Совокупный экономический ущерб общества, связанный со здоровьем человека, определяется по следующей формуле:

U = U  + U , где:

U – совокупный экономический ущерб;

U  -прямые экономические затраты;

U  - косвенные экономические потери.

При первом способе расчет экономической эффективности здравоохранения в искомом году (i) может быть представлен следующей формулой:

KE   = U / VRP , где:

KE   - коэффициент экономической эффективности здравоохранения;

VRP  - объем валового (регионального) продукта (в руб.) в искомом

году вследствие сохраненной трудоспособности населения.

Коэффициент, превышающий единицу, свидетельствует о низкой экономической эффективности здравоохранения и наоборот.

При втором способе расчет экономической эффективности здравоохранения в искомом году (i) может быть представлен следующей формулой:

KE    = U / ПГПЖ - 65, где:

ПГПЖ - 65 – потерянные годы потенциальной жизни (согласно

рекомендациям ВОЗ базовая продолжительность жизни составляет 65 лет).

При данном расчете наиболее низкий коэффициент соответствует преимущественно высокой эффективности здравоохранной деятельности.

Полученные при первом и втором способах коэффициенты эффективности позволяют вести ранжирование эффективности здравоохранения среди субъектов федерации, уровнями управления, группами заболеваний, а также через сравнения по отдельным нозологиям.

При третьем способе экономическая производительность здравоохранения в обществе определяется как разность совокупных экономических потерь на здравоохранение и произведенного валового внутреннего (регионального) продукта за счет сохраненной трудоспособности:

E   = VRP  - U , где:

E    - экономическая эффективность здравоохранения в искомом году.

Экономические показатели эффективности здравоохранения в искомом году в абсолютном выражении могут иметь три варианта:

  • Показатели положительные – когда величина VRP  превышает величину U .
  • Показатели нулевые – когда величина VRP  соответствует величине U .
  • Показатели отрицательные - когда величина U  больше величины VRP .

Варианты 2 и 3 свидетельствуют о недостаточной экономической эффективности здравоохранения.

Таким образом, здравоохранение представляет медико-производственный комплекс. Потребляя экономические средства, здравоохранение производит медицинские услуги, которые способствуют воспроизводству трудовых ресурсов, как элемента производительных сил общества. В свою очередь общественное производство является источником ресурсов для здравоохранения. Социально-экономический мониторинг и финансовый макроанализ здравоохранения являются важнейшими механизмами оптимизации деятельности системы здравоохранения.12

 

 

 

 

 

 

2.2. Экономический анализ и планирование – как составные части процесса управления в здравоохранении

В настоящее время в здравоохранении Российской Федерации сложилась обстановка, когда государственные обязательства по оказанию населению бесплатной медицинской помощи необходимого объема и качества недостаточно обеспечены ресурсами [8,23,61]. Процесс оказания медицинской помощи населению складывается во многом стихийно. Нет ни реальной информации о движении пациентов, ни способов оказать действие на это передвижение, финансирование по-прежнему остается затратным [68]. В этих условиях возросла роль методов финансового планирования и анализа, как процедуры приведения в соответствие уровня потребления населением ресурсов здравоохранения с имеющимися ограниченными экономическими возможностями [23,59]. Экономический анализ и распределение становятся важнейшими элементами единого процесса управления здравоохранением.

На рис. 1.4. представлена схема цикла управления производством медицинских услуг в лечебно-профилактическом учреждении.

Из рисунка следует, что пусковым механизмом управленческой и производственной деятельности в здравоохранении является необходимость населения, которая определяет спрос на медицинские услуги, генерирует миссию и цели здравоохранения, ее отраслей и отдельных хозяйствующих субъектов. В свою очередь управление реализуется через ряд функций, в том числе – планирования и анализа.

Планирование в здравоохранении – вид управленческой деятельности, обращенный на решение проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов для достижения максимального удовлетворения потребностей населения в медицинской помощи, является основой производственного менеджмента и в целом всей экономической системы хозяйствования.

Анализ в здравоохранении – вид управленческой деятельности, обращенный на анализ хозяйственно-финансовых процессов и конечные результаты деятельности системы здравоохранения, хозяйствующих субъектов, складывающиеся под воздействием внешних и внутренних факторов.

Таким образом, экономический анализ и планирование непосредственно взаимосвязаны. С одной стороны, анализ во многом строится на сопоставлении фактических достигнутых результатов и плановых показателей, а с другой - анализ, изучающий реальное состояние дел, постоянно предшествует очередному циклу планирования [23].

Основными причинами повышения роли планово-аналитической службы в здравоохранении являются:

• Видоизменение парадигмы планово-аналитической деятельности здравоохранения, основанной на увязке ресурсного обеспечения с реальными объемами медицинской помощи, а не с мощностью лечебно-профилактических учреждений.

Информация о работе Государственное регулирование здравоохранения