Государственное регулирование здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

В основных направлениях государственного регулирования развития здравоохранения Российской Федерации на 2000-2013гг. подчеркивается, что одной из особенно актуальных задач в области общественного здоровья и здравоохранения является анализ тенденций здоровья населения в изменяющихся социально-экономических условиях. Научное обеспечивание разработки и осуществления государственной политики здравоохранения содержит отбор и анализ надежной и разносторонней информации о закономерностях формирования здоровья населения и потребности в медицинской помощи населения, как на федеральном, так и на региональном уровне.Для того чтобы оценить состояние здоровья требуется в первую очередь понимание закономерностей формирования основных демографических процессов,а также заболеваемости населения и их тенденций.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые основы государственного регулирования здравоохранения.
1.1. Становление системы здравоохранения в мире.
1.2.Современная модель здравоохранения РФ.
1.3. Государственное регулирование системы здравоохранения.
Глава 2. Проблемы экономического анализа и планирования в здравоохранении.
2.1. Здравоохранение – как отрасль экономики.
2.2 Экономический анализ, составные части процесса управления в здравоохранении.
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 334.50 Кб (Скачать файл)

• Увеличение самостоятельности хозяйствующих субъектов. Появление новых форм хозяйственной деятельности медицинских учреждений с финансированием из бюджетов различного уровня, страховых фондов, за счет предпринимательской деятельности, смешанного финансирования, негосударственных инвестиций и пр.

• Изменение структуры лечебно-профилактических учреждений, касающееся их ресурсного обеспечения, увеличение роли трудовых ресурсов.

• Расширение информационной базы системы здравоохранения. Создание и введение новых информационных технологий.

• Видоизменение нормативной базы с повышением роли стоимостных и трудовых нормативов. Замена количественных показателей деятельности учреждения на качественные (результирующие) показатели.

• Обязанность оценивать эффективность использования финансовых ресурсов, в том числе в части формирования доходной части лечебно-профилактических учреждений.

• Необходимость принятия управленческих решений на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях управления здравоохранением, исходя из достигнутых результатов деятельности в отчетный период.

Конечным результатом управления производственной деятельностью в здравоохранении является достижение экономической эффективности, которую дозволено изучать в двух аспектах:

• Экономический эффект, обусловленный сохранением здоровья населения и трудовых ресурсов общества.

• Экономический эффект, определяемый путем соотношения затрат и результата.

Предметом нашего исследования является экономическая эффективность, полученная в результате деятельности собственно лечебно-профилактического учреждения. Изучение сделано с использованием затратно-эффективного метода анализа [63,69,70]. Целью метода затратной эффективности, как и других методов экономической оценки, является достижение максимальной пользы от производимых затрат, т.е. обеспечение максимального улучшения здоровья за счет имеющихся материальных ресурсов. При этом надлежит отметить, что результатом деятельности медицинских  учреждений, финансируемых из бюджета и фонда ОМС, является не получение прибыли, а эффективное использование финансовых ресурсов13.

Таким образом, в современных условиях система здравоохранения должна активно влиять на перераспределение государственных ресурсов в свой адрес через изменение методологии планирования бюджетных ассигнований на цели помощи населению. Не менее важное значение имеет экономический анализ, направленный на повышение эффективности использования ресурсов здравоохранения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Здоровье населения всегда было в центре внимания государственных структур и широкой общественности. Широкому обсуждению в настоящее время подвергаются материалы реализации Концепции развития здравоохранения, структурной перестройки и научного обеспечения реформы здравоохранения с преимущественным укреплением первичной медико-санитарной помощи, созданием службы врача общей практики.

Вместе с тем, сохраняется низкий уровень производства лекарственных средств, выпуска медицинской техники, слабо осуществляются реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий, а также ввод в эксплуатацию новых объектов. Существенное влияние на эти процессы оказали трудности социально-экономических преобразований, недостаточный уровень расходов на здравоохранение, медицинскую науку и физическую культуру в государственном бюджете. Несмотря на развитие новых механизмов управления, активизацию деятельности системы обязательного медицинского страхования, одним из сдерживающих факторов повышения качества медицинской помощи в отдельных регионах остается устаревший механизм экономических взаимоотношений внутри отрасли, связанный не с финансированием объема и качества предоставляемых медицинских услуг, а с обезличенным финансированием по мощности медицинских учреждений и числу занятого в них медицинского персонала.

Ряд мер по совершенствованию управления, интеграции здравоохранения, укреплению единой системы охраны здоровья граждан страны, активная разработка местных нормативных актов, программ неотложного характера, совершенствование обязательного медицинского страхования расширили материальную и правовую базу, реализация которой создает условия для стабилизации процессов формирования здоровья населения, осуществления действенной концепции в области здравоохранения и ее поддержки со стороны программ социально-экономического характера.

Научная систематизация социального опыта мировым сообществом давно привела к пониманию здоровья как состояния физического, психического и социального благополучия. На индивидуальном уровне здоровье рассматривается сейчас в качестве необходимого условия самореализации личности, а на популяционном - как показатель развития общества. Укрепление здоровья представляет собой многоплановый всеобъемлющий социальный и политический процесс, так как ответственность за здоровье населения законодательно возложена на федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов федерации и местного самоуправления. Однако, имеющийся в их распоряжении арсенал методов и средств реально не позволяет решать проблему охраны общественного здоровья в полном объеме.

В условиях внедрения в российскую экономику рыночных отношений и развития федеративных принципов государственного устройства решение многих проблем здравоохранения осуществляется на региональном уровне. Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан», «О медицинском страховании граждан РФ», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другие нормативные акты открыли возможность для формирования территориальных и муниципальных систем здравоохранения. В условиях реформирования здравоохранения проведение профилактики заболеваний возложено, в первую очередь, на муниципальную систему здравоохранения, в том числе на муниципальные органы самоуправления, муниципальные лечебно-профилактические и аптечные учреждения. Вместе с тем, ведомственная разобщенность, специализированные задачи и интересы не позволяют этим учреждениям системно заниматься профилактической работой.

Одним из путей улучшения системы оказания медицинской помощи населению является дальнейшая проработка организационного плана и программ реализации одобренной Правительством РФ Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в РФ, укрепление бюджетно-страховой формы финансирования, развитие договорных отношений на всех уровнях управления в здравоохранении. Вместе с тем потребуется определенное время для развития инфраструктуры более гибкой системы управления и координации деятельности на ее отдельных уровнях, отработки взаимоотношений всех субъектов, участвующих в обязательном медицинском страховании, достижения необходимого уровня финансирования здравоохранения из ряда источников, близких к охране здоровья населения.

В конце марта 2003 г. Министерство здравоохранения РФ утвердило два важнейших документа: «Концепцию охраны здоровья здоровых в Российской Федерации» и отраслевую программу «Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 годы». Наконец-то в основу концепции положена здоровье - центристская модель системы здравоохранения, а само здоровье рассматривается в качестве системы, способной к адаптации. Приоритетами программы провозглашены: доступность, непрерывность, многоуровневый подход, консолидация и комплексность.

Объединенные усилия медиков, педагогов, общественных организаций, СМИ, самого населения направлены еще и на привлечение внимания представителей республиканских, областных и городских органов власти, администрации районных центров регионов к проблемам социальной защиты больных. Многие из этих мероприятий проводятся в рамках федеральных и территориальных целевых долгосрочных программ по профилактике как инфекционных, так и неинфекционных заболеваний, утвержденных местными органами власти.

Работа по профилактике заболеваний и пропаганде здорового образа жизни в республике немыслима без осознанного и заинтересованного партнерства работников службы медицинской профилактики, организаторов здравоохранения и медицинских работников разных специальностей.

Государственное регулирование в области здравоохранения осуществляется в направлении гарантии обеспечения прав граждан в области здравоохранения. Опыт Эл свидетельствует о необходимости его широкого использования в укреплении охраны здоровья населения даже при существующих возможностях здравоохранения.

На основе проведенного исследования определены стратегические направления развития государственной политики здравоохранения:

1. Формирование единого правового  пространства системы здравоохранения;

2. Разработка и внедрение стандартизованных  технологий оказания медицинской  помощи;

3. Разработка и внедрение эффективной системы первичной медицинской помощи;

4. Научное обеспечение преобразований  в здравоохранении;

5. Совершенствование кадрового  обеспечения отрасли;

6. Развитие сотрудничества с  профессиональными объединениями  и ассоциациями;

7. Развитие сестринского дела - важнейшего ресурса повышения эффективности медицинской помощи;

8. Разработка проблем экономики  здравоохранения и оптимизация  финансирования отрасли;

9. Совершенствование управления  отраслью на территориальном  уровне.

Охрана здоровья не должна ограничиваться диагностикой и лечением болезней или внедрением новых медицинских технологий. Необходимо осуществлять социально-гигиенический мониторинг и на его основе создавать региональные оздоровительные программы.

Успех работы определяется эффективными партнерскими отношениями между территориальными органами управления здравоохранения, страховой и частной медицины, а также профессиональными ассоциациями. Сегодня ведущая роль во всех областях совершенствования отечественного здравоохранения принадлежит не только органам государственного управления, но и медицинской общественности.

Приоритетами деятельности профессиональных и общественных медицинских объединений в области здравоохранения являются: увеличение объема мероприятий медицинской профилактики в деятельности всех структур здравоохранения, кардинальное повышение эффективности сельского здравоохранения, проведение реформ в сфере охраны здоровья матери и ребенка, совершенствование государственного заказа и распределения выпускников медицинских учебных заведений страны, внедрение более совершенной системы оплаты труда медицинских работников. Как следствие чрезмерной децентрализации сужаются возможности органов управления здравоохранением субъектов Федерации по проведению целенаправленной политики в области охраны здоровья. Исходя из анализа, очевидно, что в последние годы нарушилась устойчивость отдельных характеристик, свидетельствовавших в предыдущие годы о возможности стабилизации в области здоровья населения, и путем только ведомственных усилий Минздрава назревшие проблемы здоровья населения не решить, поскольку они являются комплексными, межведомственными и зависят от стабилизации и развития экономической ситуации в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.         Конституция Российской Федерации. // РГ. –1993. – 25 дек. - №237.

2.         Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19.04. 1991 г. // Ведомости. – 1991. – №20. – Ст.641.

3.         Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РСФСР» от 28 июня 1991 г. // ВВС РСФСР. – 1991. – 327. – Ст.920.

4.         Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.12 1996 г. // СЗ РФ. – 1996. – №49. – Ст.5491.

5.         Закон «О медицинском страховании граждан в РСФСР» от 28.06. 1991 г. // Ведомости. – 1991. – 327. – Ст.920.

6.         Положение о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утверждено постановлением Правительства РФ от 29.04. 2003 г. №284.

7.         Положение о Всероссийской службе медицинских катастроф, утверждено постановлением Правительства от 28.02. 1996 г. // СЗ РФ. – 1996. – №10. – Ст.946.

8.         Положение о порядке установления ВТЭК степени утраты трудоспособности, утвержденное постановлением Правительства от 23.04. 1994 г. // СЗ РФ. – 1994. – №2. – Ст.101.

9.         Указ Президента от 20.04. 1993 г. «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации» // САПП. – 1993. - №17. – Ст.1447.

10.       Указ Президента «О гарантиях прав граждан на охрану здоровья при распространении рекламы» от 17.02. 1995 г. // СЗ РФ. – 1995. – №8. – Ст.659.

11.       Постановление «О неотложных мерах по обеспечению населения и учреждений здравоохранения Российской Федерации лекарственными средствами в 1992 году и развитию фармацевтической промышленности в 1992-1995 годах», принято Правительством РФ 26.12. 1991 г.

12.       Постановление «О государственной поддержке развития медицинской промышленности улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», принято Правительством РФ 30.07. 1994 г. // СЗ РФ. – 1994. – №15. – Ст.1791.

13.       Постановление «О мерах по увеличению в 1995-1997 годах производства лекарственных средств и современной медицинской техники», принято Правительством РФ 20.11. 1995 г. // СЗ РФ. – 1995. – №48. – Ст.4676.

14. http://www.medlinks.ru/sections.php?artid=3109&op=viewarticle

15. http://dlib.rsl.ru/01003295052

16. http://bestreferat.ru/referat-151448.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

Рис.1.1. Модель здравоохранной деятельности в соответствии с уровнями управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Государственное регулирование здравоохранения