Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 07:17, контрольная работа
Цель государственного регулирования предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов реализуется через три основные функции:
1) создание условий цивилизованного функционирования рынка:
- определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления;
- создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров;
- предупреждение споров между хозяйствующими субъектами и разрешение их в судебном порядке;
- защита интересов и прав потребителей продукции хозяйствующих субъектов;
- установление денежной системы;
ВВЕДЕНИЕ
Государственное регулирование
– комплекс мер законодательных,
исполнительных и судебных органов
власти, а также контрольных функций,
осуществляемых на основе нормативных
правовых актов государственными учреждениями
и общественными организациями
в целях стабилизации существующей
социально-экономической
Цель государственного регулирования
предпринимательской
1) создание условий
- определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления;
- создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров;
- предупреждение споров между хозяйствующими субъектами и разрешение их в судебном порядке;
- защита интересов и прав потребителей продукции хозяйствующих субъектов;
- установление денежной системы;
- установление стандартов и мер на продукцию.
2) стратегическое планирование
науки и научно-технического
3) решение макроэкономических проблем:
- объем национального производства;
- пропорциональность развития экономики;
- темпы экономического роста;
- внешнеэкономический баланс страны;
- уровень занятости трудоспособного населения страны;
- социальная защита.
Специфика рыночных отношений,
так же как и вид субъекта предпринимательской
деятельности, обусловливает пределы,
формы и методы государственного
контроля, регулирования и управления
предпринимательской
При выборе средств государственно-
Государственно-правовому
регулированию в большей
- характер рыночных отношений;
- характер правовых связей между хозяйствующими субъектами;
- общесоциальные факторы;
- общеэкономические условия;
- общеполитические факторы.
Рынок – система экономических
отношений между продавцами и
покупателями, основными элементами
которой являются спрос, предложение
и цена. Поскольку эти элементы
не во всем предсказуемы, говорить об эффективности
прямого государственно-
Контроль и последующее государственное регулирование в предпринимательской сфере подразделяются на прямой и косвенный. На практике трудно отдать предпочтение какому-либо виду, так как косвенный контроль и регулирование проявляют себя иногда как весьма эффективное средство. Сюда относятся: система льгот и налогов; ценовая политика; регулирование занятости населения, профессиональной подготовки; влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение и т. д.
К прямому государственному контролю и регулированию относят: финансовый, экологический, санитарный, пожарный, за мерой весов и денежной единицы, за качеством и сертификацией продукции.
Эти и другие, прямые и косвенные, меры осуществляются в правовой и организационной форме как в процессе правотворческой деятельности, так и в ходе реализации права.
Вмешательство государства в сферу предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов обусловлено следующими обстоятельствами:
предупреждением экологических катастроф и решением экологических проблем, порождаемых свободой выбора субъектами сферы экономической деятельности;
борьбой с криминализацией предпринимательских отношений;
предотвращением экономических кризисов, социальных потрясений;
контролем за использованием общенациональных ресурсов;
социальной защитой наименее обеспеченных слоев населения.
На практике и в теории
многие считают, что характер отношений
между государством и субъектом
предпринимательской
1. РЕГУЛИРОВАНИЕ
Управление финансами в зарубежных
странах находится в ведении высших законодательных
органов власти — парламентов: в США —
это Конгресс, в Великобритании — Парламент,
в ФРГ — Бундестаг, во Франции — Национальное
собрание и т.д. Парламенты имеют две палаты
— нижнюю и верхнюю. Все основные финансовые
законы и, прежде всего, утверждение государственного
бюджета осуществляются двумя палатами
парламента и подписываются главой государства.
Парламенты также утверждают отчеты об
исполнении государственного бюджета,
законы о налогах, устанавливают предельный
размер (лимит) государственного долга.
Непосредственное управление финансами
находится в ведении финансового аппарата,
главное звено которого — министерство
финансов. Оно разрабатывает финансовую
и налоговую политику государства, политику
в области государственных расходов, проводит
контроль за соблюдением финансовых законов.
Министерство финансов составляет проект
государственного бюджета и организует
его исполнение.
Следует отметить, что в каждой стране
имеются особенности в управлении финансами.
Так, в США помимо Министерства финансов
имеется Административно-бюджетное управление
при Президенте, которое составляет расходную
часть федерального бюджета.
Во всех развитых западных странах ведущими
подразделениями министерства финансов
являются управление внутренних доходов,
которое издает инструктивный материал
в области прямых налогов и организует
их поступление, и управление таможенных
пошлин и акцизов, готовящее инструктивный
материал по косвенным налогам и организующее
их поступление в бюджет.
Важное подразделение министерства финансов
— управление внутренних займов и государственного
долга. Оно ведает эмиссией государственных
займов1, выплатой по ним процентов и погашением
государственного долга.
В состав министерства финансов входит
управление контроля за денежным обращением.
В Великобритании управление финансами
осуществляет в основном Министерство
финансов, именуемое Казначейством. В
ФРГ управление финансами также возложено
на федеральное Министерство финансов.
Во Франции управление финансами возложено
на Министерство экономики, финансов и
бюджета
Органы финансового контроля. Важное значение
в управлении финансами принадлежит специализированным
органам финансового контроля, которые
независимы от правительства и подотчетны
парламенту. В США это Главное контрольно-ревизионное
управление, созданное в соответствии
с Законом о бюджете и отчетности от 10
июня 1921 г. В его функции входят: толкование
финансовых нормативных актов; контроль
за законностью и эффективностью операций,
проводимых правительственными ведомствами;
оказание помощи Конгрессу, его комитетам
и конгрессменам; контроль за выполнением
отдельных платежных операций; установление
правил ведения финансовых операций и
отчетности в федеральных учреждениях.
Фактически деятельность контрольного
управления сводится к ежегодным проверкам
состояния финансов федеральных ведомств
и составлению документов и рекомендаций
президенту и конгрессу на основе проведения
проверок.
В Великобритании таким специальным органом
является Управление государственного
контроля, созданное еще в 1866 г.
Генеральный контролер —
ревизор назначается
В обязанности Управления государственного
контроля входит проверка законности
финансовой деятельности правительственных
ведомств, а также эффективности и целесообразности
расходования ими государственных средств.
Управление обязано информировать Парламент
о результатах таких проверок.
Во Франции контроль за исполнением бюджета
всеми государственными органами в центре
и на местах осуществляет Счетная палата,
которая представляет собой судебный
орган, состоящий из несменяемых магистров.
В ФРГ контрольные функции в сфере финансов
находятся также в ведении Федеральной
счетной палаты: Наиболее сложные дела
передаются в суды, которые специализированы
на финансовых спорах и проступках, связанных
со злоупотреблением государственными
средствами.
Управление финансами местных органов
власти, а в федеративных государствах
и членов федерации осуществляют финансово-бюджетные
советы, которые составляют проекты соответствующих
бюджетов и организуют их исполнение.
Управление финансами частных национальных
и транснациональных корпораций. В странах
с развитой рыночной экономикой в 1990-е
годы наибольшее воздействие на финансы
акционерных обществ и предприятий оказывают
интернационализация хозяйственной жизни,
глобализация деловых операций и расширение
применения компьютерной техники.
Осуществление деловых операций в глобальном
масштабе облегчает условия воспроизводства
корпорации и улучшает ее финансовое положение.
Это в полной мере относится и к компаниям,
специализирующимся в сфере оказания
услуг, включая банки, рекламные агентства,
бухгалтерские фирмы и т.д.
Конечно, всегда будут функционировать
предприятия, ориентированные только
на национальные рынки, но предпринимателям
следует иметь в виду, что наибольшие возможности
для успешной деятельности имеют те предприятия,
которые строят свой бизнес в глобальном
масштабе.
В 1990-х гг. произошло дальнейшее развитие
компьютерной и телекоммуникационной
технологий, резко изменяющее процесс
принятия финансовых решений. Головные
компании снабжены системой персональных
компьютеров, связанных с локальной сетью,
с компьютерами поставщиков и потребителей,
что позволяет финансовому менеджеру
постоянно обмениваться интересующей
его информацией и принимать наиболее
рациональные решения.
Основная задача финансового менеджмента
по мобилизации и использованию денежных
фондов корпораций состоит в максимизации
реальных пассивов и активов корпораций.
Важнейшее значение имеют следующие кардинальные
вопросы финансового менеджмента.
1. Планирование и прогнозирование финансовой
стороны деятельности корпораций. Финансовое
управление корпорации разрабатывает
финансовые планы, которые представляют
собой прогнозы объема производства и
реализации продукции, развития научно-технического
прогресса, внедрения новых управленческих
решений и финансовых ресурсов их обеспечения
(на один год и пять лет). Такие финансовые
планы определяются для каждого подразделения
корпорации, т.
е. для отдельных фирм
в рамках корпорации и для отдельных
отраслевых управлений (департаментов)
внутри одной фирмы. Главные показатели
в процессе финансового планирования:
объем реализации продукции, прибыль,
капитальные вложения.
2. Принятие наиболее целесообразных решений
в процессе инвестирования крупных средств.
Успешно функционирующая корпорация имеет
быстро растущий объем реализации продукции,
что требует новых инвестиций на расширение
производства (приобретение оборудования,
проведение НИОКР и т.д.). Финансовый менеджер
должен определить оптимальные темпы
роста объема реализации, структуру привлекаемых
средств, методы их мобилизации; способы
инвестирования — за счет кредитов банков
или путем выпуска собственных акций и
облигаций; в случае банковского кредита
— долгосрочный или краткосрочный.
3. Координация финансовой деятельности
корпорации со всеми ее службами. Например,
решения в областях маркетинга влияют
на объем реализации, что в свою очередь
оказывает воздействие на размер прибыли
и инвестиций.
4. Проведение крупных операций на финансовом
рынке по мобилизации дополнительных
капиталов, реализации собственных акций
и облигаций.
Структура финансовых управлений национальных
и транснациональных корпораций имеет
организационно-правовую форму акционерных
обществ. Так, финансовое управление американской
корпорации «Дюпон» включает девять отделов
и 29 секторов. Главный менеджер по финансовым
вопросам является вице-президентом корпорации
и непосредственно подотчетен ее президенту.
Ему подчинены главный казначей и главный
финансовый контролер корпорации.
Традиционные функции главного казначея
состоят в следующем: планирование финансовых
ресурсов корпорации исходя из текущих
и новых операций, финансирование -этих
операций, распределение выручки от реализации
продукции по соответствующим фондам,
управление кассовой наличностью, рыночными
ценными бумагами корпорации, планирование
структуры капитала фирмы, т. е. соотношения
основного и оборотного капитала, собственных
и привлеченных средств. Кроме того, в
ведении казначея находятся оплата управленческого
персонала, а также формирование и использование
пенсионного и резервных фондов.
К традиционным функциям главного контролера
относятся: разработка ежегодного отчета
корпорации, включающего отчет о прибылях
и убытках, отчетный баланс и другие документы.
Главный контролер несет ответственность
за ведение бухгалтерского учета и аудиторскую
деятельность, за все вопросы налогового
обложения и информацию, предоставляемую
государственным органам.
Вице-президент по финансам с другими
членами совета директоров корпорации
и ее президентом определяют важнейшие
вопросы деятельности корпорации: крупные
капитальные вложения, направления развития
производства (включая производимые виды
продукции, рыночную стратегию), цены,
уровень заработной платы, займовую политику,
проведение политики в области дивидендов
по акциям.
Руководство корпорации должно предусмотреть
не только степень риска при новых крупных
капитальных вложениях и сроки их окупаемости,
но и форму поступления средств (в форме
наличных денег, коммерческого кредита,
бартерной сделки). Особый вопрос состоит
в том, каким образом новые инвестиции
скажутся на финансовых результатах деятельности
корпорации, на движении курса акций и
величине прибыли