Государственное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 07:17, контрольная работа

Описание работы

Цель государственного регулирования предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов реализуется через три основные функции:
1) создание условий цивилизованного функционирования рынка:
- определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления;
- создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров;
- предупреждение споров между хозяйствующими субъектами и разрешение их в судебном порядке;
- защита интересов и прав потребителей продукции хозяйствующих субъектов;
- установление денежной системы;

Файлы: 1 файл

Эк зар фирмы.docx

— 54.80 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Государственное регулирование  – комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов  власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных  правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями  в целях стабилизации существующей социально-экономической системы.

Цель государственного регулирования  предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов реализуется  через три основные функции:

1) создание условий цивилизованного  функционирования рынка:

- определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления;

- создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров;

- предупреждение споров между хозяйствующими субъектами и разрешение их в судебном порядке;

- защита интересов и прав потребителей продукции хозяйствующих субъектов;

- установление денежной системы;

- установление стандартов и мер на продукцию.

2) стратегическое планирование  науки и научно-технического прогресса;

3) решение макроэкономических  проблем:

- объем национального производства;

- пропорциональность развития экономики;

- темпы экономического роста;

- внешнеэкономический баланс страны;

- уровень занятости трудоспособного населения страны;

- социальная защита.

Специфика рыночных отношений, так же как и вид субъекта предпринимательской  деятельности, обусловливает пределы, формы и методы государственного контроля, регулирования и управления предпринимательской деятельностью  хозяйствующих субъектов.

При выборе средств государственно-правового  воздействия на рыночные отношения  имеет значение экономическая среда (внешняя и внутренняя), в которой  действует хозяйствующий субъект. Под экономической средой понимаются условия и факторы, которые воздействуют на функционирование хозяйствующего субъекта, принятие им решений.

Государственно-правовому  регулированию в большей степени  подвержены факторы внешней экономической  среды, которые делятся на следующие  категории:

- характер рыночных отношений;

- характер правовых связей между хозяйствующими субъектами;

- общесоциальные факторы;

- общеэкономические условия;

- общеполитические факторы.

Рынок – система экономических  отношений между продавцами и  покупателями, основными элементами которой являются спрос, предложение  и цена. Поскольку эти элементы не во всем предсказуемы, говорить об эффективности  прямого государственно-правового  воздействия на рынок (механизм рыночных отношений) не приходится. Многие процессы здесь не подвластны правовому регулированию. И это в определенном смысле благо  для общества.

Контроль и последующее  государственное регулирование  в предпринимательской сфере  подразделяются на прямой и косвенный. На практике трудно отдать предпочтение какому-либо виду, так как косвенный контроль и регулирование проявляют себя иногда как весьма эффективное средство. Сюда относятся: система льгот и налогов; ценовая политика; регулирование занятости населения, профессиональной подготовки; влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение и т. д.

К прямому государственному контролю и регулированию относят: финансовый, экологический, санитарный, пожарный, за мерой весов и денежной единицы, за качеством и сертификацией  продукции.

Эти и другие, прямые и  косвенные, меры осуществляются в правовой и организационной форме как в процессе правотворческой деятельности, так и в ходе реализации права.

Вмешательство государства  в сферу предпринимательской  деятельности хозяйствующих субъектов  обусловлено следующими обстоятельствами:

предупреждением экологических  катастроф и решением экологических  проблем, порождаемых свободой выбора субъектами сферы экономической  деятельности;

борьбой с криминализацией  предпринимательских отношений;

предотвращением экономических  кризисов, социальных потрясений;

контролем за использованием общенациональных ресурсов;

социальной защитой наименее обеспеченных слоев населения.

На практике и в теории многие считают, что характер отношений  между государством и субъектом  предпринимательской деятельности представляется как партнерство. На самом же деле это не так, где государство  выступает в качестве политической и властной структуры, его "партнеры" вынуждены следовать воле государства, где последнее выступает в  качестве субъекта предпринимательской  деятельности, – идет конкурентная борьба. Вместе с тем государство  и субъект предпринимательской  деятельности зависят друг от друга, взаимно дополняют друг друга  в решении общенациональных задач.

1.  РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ КОМПАНИЙ  В ВЕДУЩИХ СТРАНАХ МИРА

 

 

Управление финансами в зарубежных странах находится в ведении высших законодательных органов власти — парламентов: в США — это Конгресс, в Великобритании — Парламент, в ФРГ — Бундестаг, во Франции — Национальное собрание и т.д. Парламенты имеют две палаты — нижнюю и верхнюю. Все основные финансовые законы и, прежде всего, утверждение государственного бюджета осуществляются двумя палатами парламента и подписываются главой государства. 
Парламенты также утверждают отчеты об исполнении государственного бюджета, законы о налогах, устанавливают предельный размер (лимит) государственного долга. 
Непосредственное управление финансами находится в ведении финансового аппарата, главное звено которого — министерство финансов. Оно разрабатывает финансовую и налоговую политику государства, политику в области государственных расходов, проводит контроль за соблюдением финансовых законов. Министерство финансов составляет проект государственного бюджета и организует его исполнение. 
Следует отметить, что в каждой стране имеются особенности в управлении финансами. Так, в США помимо Министерства финансов имеется Административно-бюджетное управление при Президенте, которое составляет расходную часть федерального бюджета. 
Во всех развитых западных странах ведущими подразделениями министерства финансов являются управление внутренних доходов, которое издает инструктивный материал в области прямых налогов и организует их поступление, и управление таможенных пошлин и акцизов, готовящее инструктивный материал по косвенным налогам и организующее их поступление в бюджет. 
Важное подразделение министерства финансов — управление внутренних займов и государственного долга. Оно ведает эмиссией государственных займов1, выплатой по ним процентов и погашением государственного долга. 
В состав министерства финансов входит управление контроля за денежным обращением. 
В Великобритании управление финансами осуществляет в основном Министерство финансов, именуемое Казначейством. В ФРГ управление финансами также возложено на федеральное Министерство финансов. Во Франции управление финансами возложено на Министерство экономики, финансов и бюджета 
Органы финансового контроля. Важное значение в управлении финансами принадлежит специализированным органам финансового контроля, которые независимы от правительства и подотчетны парламенту. В США это Главное контрольно-ревизионное управление, созданное в соответствии с Законом о бюджете и отчетности от 10 июня 1921 г. В его функции входят: толкование финансовых нормативных актов; контроль за законностью и эффективностью операций, проводимых правительственными ведомствами; оказание помощи Конгрессу, его комитетам и конгрессменам; контроль за выполнением отдельных платежных операций; установление правил ведения финансовых операций и отчетности в федеральных учреждениях. 
Фактически деятельность контрольного управления сводится к ежегодным проверкам состояния финансов федеральных ведомств и составлению документов и рекомендаций президенту и конгрессу на основе проведения проверок. 
В Великобритании таким специальным органом является Управление государственного контроля, созданное еще в 1866 г.

Генеральный контролер —  ревизор назначается правительством пожизненно и может быть смещен только по решению обеих палат Парламента. Полномочия контрольного органа более  ограничены, чем в США, В частности, он не имеет права толковать финансовые нормативные акты, не может вмешиваться в оперативную деятельность финансовых служб правительственных ведомств. 
В обязанности Управления государственного контроля входит проверка законности финансовой деятельности правительственных ведомств, а также эффективности и целесообразности расходования ими государственных средств. Управление обязано информировать Парламент о результатах таких проверок. 
Во Франции контроль за исполнением бюджета всеми государственными органами в центре и на местах осуществляет Счетная палата, которая представляет собой судебный орган, состоящий из несменяемых магистров. 
В ФРГ контрольные функции в сфере финансов находятся также в ведении Федеральной счетной палаты: Наиболее сложные дела передаются в суды, которые специализированы на финансовых спорах и проступках, связанных со злоупотреблением государственными средствами. 
Управление финансами местных органов власти, а в федеративных государствах и членов федерации осуществляют финансово-бюджетные советы, которые составляют проекты соответствующих бюджетов и организуют их исполнение. 
Управление финансами частных национальных и транснациональных корпораций. В странах с развитой рыночной экономикой в 1990-е годы наибольшее воздействие на финансы акционерных обществ и предприятий оказывают интернационализация хозяйственной жизни, глобализация деловых операций и расширение применения компьютерной техники. 
Осуществление деловых операций в глобальном масштабе облегчает условия воспроизводства корпорации и улучшает ее финансовое положение. Это в полной мере относится и к компаниям, специализирующимся в сфере оказания услуг, включая банки, рекламные агентства, бухгалтерские фирмы и т.д. 
Конечно, всегда будут функционировать предприятия, ориентированные только на национальные рынки, но предпринимателям следует иметь в виду, что наибольшие возможности для успешной деятельности имеют те предприятия, которые строят свой бизнес в глобальном масштабе. 
В 1990-х гг. произошло дальнейшее развитие компьютерной и телекоммуникационной технологий, резко изменяющее процесс принятия финансовых решений. Головные компании снабжены системой персональных компьютеров, связанных с локальной сетью, с компьютерами поставщиков и потребителей, что позволяет финансовому менеджеру постоянно обмениваться интересующей его информацией и принимать наиболее рациональные решения. 
Основная задача финансового менеджмента по мобилизации и использованию денежных фондов корпораций состоит в максимизации реальных пассивов и активов корпораций. 
Важнейшее значение имеют следующие кардинальные вопросы финансового менеджмента. 
1. Планирование и прогнозирование финансовой стороны деятельности корпораций. Финансовое управление корпорации разрабатывает финансовые планы, которые представляют собой прогнозы объема производства и реализации продукции, развития научно-технического прогресса, внедрения новых управленческих решений и финансовых ресурсов их обеспечения (на один год и пять лет). Такие финансовые планы определяются для каждого подразделения корпорации, т.

е. для отдельных фирм в рамках корпорации и для отдельных  отраслевых управлений (департаментов) внутри одной фирмы. Главные показатели в процессе финансового планирования: объем реализации продукции, прибыль, капитальные вложения. 
2. Принятие наиболее целесообразных решений в процессе инвестирования крупных средств. Успешно функционирующая корпорация имеет быстро растущий объем реализации продукции, что требует новых инвестиций на расширение производства (приобретение оборудования, проведение НИОКР и т.д.). Финансовый менеджер должен определить оптимальные темпы роста объема реализации, структуру привлекаемых средств, методы их мобилизации; способы инвестирования — за счет кредитов банков или путем выпуска собственных акций и облигаций; в случае банковского кредита — долгосрочный или краткосрочный. 
3. Координация финансовой деятельности корпорации со всеми ее службами. Например, решения в областях маркетинга влияют на объем реализации, что в свою очередь оказывает воздействие на размер прибыли и инвестиций. 
4. Проведение крупных операций на финансовом рынке по мобилизации дополнительных капиталов, реализации собственных акций и облигаций. 
Структура финансовых управлений национальных и транснациональных корпораций имеет организационно-правовую форму акционерных обществ. Так, финансовое управление американской корпорации «Дюпон» включает девять отделов и 29 секторов. Главный менеджер по финансовым вопросам является вице-президентом корпорации и непосредственно подотчетен ее президенту. Ему подчинены главный казначей и главный финансовый контролер корпорации. 
Традиционные функции главного казначея состоят в следующем: планирование финансовых ресурсов корпорации исходя из текущих и новых операций, финансирование -этих операций, распределение выручки от реализации продукции по соответствующим фондам, управление кассовой наличностью, рыночными ценными бумагами корпорации, планирование структуры капитала фирмы, т. е. соотношения основного и оборотного капитала, собственных и привлеченных средств. Кроме того, в ведении казначея находятся оплата управленческого персонала, а также формирование и использование пенсионного и резервных фондов. 
К традиционным функциям главного контролера относятся: разработка ежегодного отчета корпорации, включающего отчет о прибылях и убытках, отчетный баланс и другие документы. Главный контролер несет ответственность за ведение бухгалтерского учета и аудиторскую деятельность, за все вопросы налогового обложения и информацию, предоставляемую государственным органам. 
Вице-президент по финансам с другими членами совета директоров корпорации и ее президентом определяют важнейшие вопросы деятельности корпорации: крупные капитальные вложения, направления развития производства (включая производимые виды продукции, рыночную стратегию), цены, уровень заработной платы, займовую политику, проведение политики в области дивидендов по акциям. 
Руководство корпорации должно предусмотреть не только степень риска при новых крупных капитальных вложениях и сроки их окупаемости, но и форму поступления средств (в форме наличных денег, коммерческого кредита, бартерной сделки). Особый вопрос состоит в том, каким образом новые инвестиции скажутся на финансовых результатах деятельности корпорации, на движении курса акций и величине прибыли

Информация о работе Государственное регулирование