Государственное регулирования инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Цель выполнения данной работы – изучение российского законодательства в области регулирования инвестиционной деятельности. При выполнении данной работы ставились следующие задачи:
-исследовать современную законодательную базу в области инвестиционной деятельности;
-изучить формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности;
-выявить несовершенства в государственном регулировании инвестиционной деятельности;
-предложить пути совершенствования государственного регулирования инвестиционной деятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Инвестиционная деятельность………………………………………...5
1.1. Общие понятие и виды инвестиций………………………………5
1.2. Основные правовые аспекты инвестиционной деятельности…..8
1.3. Теоретические основы государственного регулирования инвестиционной деятельности………………………………….....9
1.4. Необходимость государственного управления инвестициями...11
Глава 2. Формы и методы государственного регулирования
инвестиционной деятельности……………………………………….13
2.1. Функции государственного регулирования инвестиционных
процессов…………………………………………………………….19
2.2. Проблемы регулирования инвестиционной деятельности……….20
Глава 3. Пути решения проблем государственного регулирования
Инвестиционной деятельности……………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………...30
Список используемой литературы…………………………………………...31

Файлы: 1 файл

Содержание (Восстановлен)без титульника.docx

— 74.38 Кб (Скачать файл)

Для успешного  развития инвестиционной сферы необходимо формирование четкой стратегии инвестиционного  развития региона на долгосрочную перспективу. Отсутствие такой стратегии приводит к тому, что руководящие органы при определении направлений и пропорций распределения бюджетных средств, привлечении и размещении инвестиций, выборе приоритетных инвестиционных проектов не имеют надежного механизма, позволяющего оценить принятое решение с учетом перспектив развития региона, обеспечения его комплексного развития, организации действия всех его подсистем, наиболее эффективного использования инвестиционного потенциала.

Эта проблема актуальна и на уровне муниципальных  образований.

Особое  значение для иностранных инвесторов имеет правовая система, позволяющая  ориентироваться на законодательство страны, в которую осуществляются инвестиции. К сожалению, в России правовая система не обеспечивает такой  защищенности в должной мере.

Новые правовые формы, будь то законы или подзаконные  нормативные акты, часто вступают в силу без должной огласки. Поэтому  нередко даже специалисты не имеют  возможности своевременно получать информацию об изменении законодательства. Планирование экономической деятельности осложняется и тем, что законы, как правило, вступают с момента  их опубликования, поэтому субъекты хозяйственной деятельности и органы исполнительной власти не имеют времени  перестроиться в соответствии с  изменившимися правовыми условиями. Во многих случаях юридические нормы  имеют обратную силу.

Наряду  с конституцией и федеральными законами в РФ существует огромное количество подзаконных нормативных актов  – указов, распоряжений, инструкций, писем, которые часто противоречат друг другу. Отсутствует четкий механизм, регламентирующий, какой именно нормативный  акт из множества правовых положений, существующих по одному и тому же вопросу, применяется в каждом конкретном случае. Отсюда ни инвесторы, ни исполнительные органы не могут быть уверены в  правильности своего решения. В итоге  планирование инвестиций в значительной мере затрудняется, поскольку последствия конкретных решений и связанные с этим расходы становятся непредсказуемыми. Пример тому закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», согласно которому минимальный размер уставного капитала должен составлять не менее 100 минимальных размеров оплаты труда, в то время как изданный ранее Указ Президента РФ предусматривает для компаний с иностранным участием минимальный уставный капитал в размере не менее 1000 месячных минимальных окладов.

Многими законами РФ в недостаточной степени  учитываются экономические интересы инвесторов. Вместо всеобъемлющего учета  они поддерживают интересы только отдельных  экономических групп.

Не менее  важным, чем принятие надежных правовых положений, является применение на практике разработанных правовых норм. К сожалению, сложившаяся в РФ административная практика не способствует установлению отношений сотрудничества, основанных на доверии.

Административные  органы, прежде всего таможенные и  налоговые, часто не соблюдают принципы, признанные в западных странах в  качестве основополагающих. Речь, в  частности, идет о равенстве всех перед законом, соразмерности административных мер, запрете произвольных действий. Особый ущерб деятельности иностранных  инвесторов наносит безоговорочное придание обратной силы правовым актам. Поэтому первым шагом по пресечению подобных действий могло бы стать  принятие закона о регулировании  административной деятельности, в котором  должны содержаться положения об административной соразмерности при  рассмотрении вопросов, по которым  законодательство не обеспечивает полного  регулирования, а также об ответственности  государства за нарушение его  структурами законов и других правовых актов. Предусмотренная в  этом случае ответственность побудит  исполнителей к строго правовым действиям.

Препятствием  на пути капиталов в Россию является также недостаточная защищенность инвестора от экономических преступлений и коррупции.

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Пути решения проблем государственного регулирования инвестиционной деятельности.

 

Пытаясь преодолеть несовершенство федерального инвестиционного законодательства и непоследовательность государственной  инвестиционной политики, стремясь увеличить  приток инвестиций в локальных рамках определенной территории, региональные органы власти проявляют значительную активность в управлении региональными  инвестиционными процессами, улучшении  инвестиционного климата, предоставлении различных налоговых льгот и  кредитной поддержки субъектам  инвестиционной деятельности. Но, несмотря на повышенное внимание, уделяемое  этой проблеме, в российской экономике  она далека от разрешения. Об этом свидетельствует  неудовлетворительное развитие инвестиционных процессов в ряде регионов.

Из сказанного следуют два важных вывода. Первый из них — необходимость поиска принципиально новых инструментов государственного регулирования инвестиционной сферы и создания благоприятного климата капиталовложений, адекватных кардинально изменившейся общеэкономической  ситуации и задачам стимулирования сбережений.

Второй  – отсутствие реальных альтернатив  решению инвестиционных проблем  вне опоры на ресурсы накоплений субъектов рынка.

Сегодня крайне важно с помощью государства  направить на рыночных принципах  имеющийся потенциал накоплений частнопредпринимательского сектора  на решение неотложных задач восстановления экономики.

Инструментом  решения перечисленных задач  и осуществления долгосрочной структурной  политики должно стать индикативное регулирование инвестиционной деятельности, направленное на согласование приоритетов  государственной политики в этой области с программами развития крупного национального капитала.

Действенным средством гармонизации федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации  может стать создание модельных  правовых актов для субъектов  Российской Федерации в качестве типовых образцов правового решения  самого широкого круга проблем, в  том числе и регулирования  инвестиционной деятельности. Для этого  необходимо определить основные полномочия субъектов Российской Федерации  в области законодательного регулирования  инвестиционной деятельности на территории субъекта Российской Федерации, а также  четко определить понятийный состав используемых терминов.

Представляется  жизненно необходимым, причем не только по экономическим, но и по политическим, в том числе внешнеполитическим мотивам создать систему силовой  государственной защиты инвестиций и собственности, вплоть до создания специализированной спецслужбы на базе подразделений борьбы с экономическими преступлениями различных силовых  ведомств.

Необходимо  провести ревизию всех действующих  механизмов, направленных на ограничение  притока иностранного капитала в  экономику, и снять как необоснованные все действующие ограничения, направленные на противодействие движению капиталов.

Анализ правовой базы Российской Федерации  наглядно демонстрирует наличие  пробелов в регулировании инвестиционной деятельности. Особо стоит отметить, что отсутствие четких формулировок или гарантий государства снижает  эффективность инвестиций, препятствует формированию благоприятного инвестиционного  климата в стране.

Для успешного развития инвестиционной сферы необходимо формирование четкой стратегии инвестиционного развития региона на долгосрочную перспективу. Отсутствие такой стратегии приводит к затруднениям при оценке инвестиционных проектов как на федеральном уровне, так и на региональном и более низких уровнях управления.

Таким образом, в настоящее время  названные функции государственного регулирования, координации и контроля инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации размыты и  рассредоточены между многими федеральными министерствами, ведомствами и учреждениями, каждое из которых реализует их в  пределах своей предметной компетенции  и по своим направлениям. Зачастую выполняемые этими органами функции либо им не свойственны, либо дублируются другими органами и государственными учреждениями. В результате за формирование и реализацию общегосударственной инвестиционной политики до сих пор ни один из федеральных органов исполнительной власти не отвечает.

Объясняется это тем, что в России не было соблюдено  в должной мере главное из названных  выше условий – необходимость  долгосрочной политики государства  в инвестиционной сфере. Формирование долгосрочной политики в области инвестиций, выделение приоритетов страны способствует привлечению как отечественных, так и иностранных инвесторов, обеспечивает им необходимые гарантии, без которых вложения в крупные проекты становятся крайне рискованными и нежелательными.

Многими законами РФ в недостаточной  степени учитываются экономические  интересы инвесторов. Вместо всеобъемлющего учета они поддерживают интересы только отдельных экономических  групп.

Существует проблема доверия инвесторов правительству. Большой административно-бюрократический  аппарат затормаживает работу правовых актов, подрывает доверие инвесторов к правительству.

Пути решения проблем государственного регулирования инвестиционной деятельности частично обозначила в своем ежегодном  докладе Общероссийская Общественная Организация «Деловая Россия», который  посвящен кардинальному улучшению  инвестиционного климата в России. Среди прочих мер выделены и мероприятия  на федеральном уровне. Стоит сразу  отметить, что достижение данной цели возможно лишь при комплексном подходе  к реформированию экономической  сферы. Так в докладе отмечены необходимость совершенствования  антимонопольного законодательства, гарантия прав собственности, поддержание стабильного  макроэкономического состояния, соблюдение договорных обязательств, создание разумных правил для ведения предпринимательской  деятельности. Поставлены и следующие  задачи, решение которых, по мнению «Деловой России» позволит улучшить инвестиционный климат:

  • Стимулирующая налоговая система. Смысл данного положения состоит в переносе налоговой нагрузки с налогообложения заработной платы, высокотехнологичного оборудования, интеллектуальной собственности, как источников инновационного развития, и добавленной стоимости, прибыли, как следствия такого развития, на налогообложение дорогой земли и недвижимости, предметов роскоши, табака, алкоголя, то есть объектов, не оказывающих решающего значения для инноваций. На данный момент государство неоправданно мало средств получает с налога на физических лиц, а кроме того доходность государственной собственности находится на крайне низком уровне, хотя она сосредоточена в наиболее привлекательных и выгодных отраслях.
  • Благоприятное техническое и таможенно-тарифное регулирование. Проводимый правительством курс упрощения процедур контроля и регулирования уже показывает значительный положительный эффект на формирование инвестиционного климата. Таможенные проблемы                                    – одна из наиболее серьезных причин отказа инвестиций. Предлагается ускорить и упростить таможенные процедуры вплоть до унификации их с процедурами работы таможенных органов Евросоюза.
  • Независимый суд и гуманизация законодательства. Необходимо продолжать гуманизацию уголовного законодательства в соответствии с принципом « За экономические преступления – экономические наказания». Кроме того следует повышать прозрачность деятельности арбитражных судов и создание административных судов. Опыт западных стран показывает, что это значительным образом повышает объективность принимаемых решений и обеспечивает реальную защиту прав граждан, в том числе предпринимателей в их спорах с органами государственной власти. Наделение общественных организаций правом подавать судебные иски в защиту своих членов позволит существенно усилить защищенность малого и среднего бизнеса.

Также были выделены:

  • Антимонопольное регулирование.
  • Доступное для бизнеса финансирование.
  • Доступность земельных ресурсов.
  • Обеспечение кадрами.
  • Тарифы как фактор диверсификации.

Одной из перспектив развития государственной  деятельности в области инвестирования можно выделить формирование института  государственно-частных партнерств для привлечений инвестиций в регионы.

Государственно-частное партнерство  – это институциональный и  организационный альянс между государством и бизнесов в целях реализации общественно значимых проектов и  программ в широком спектре отраслей.

Такие партнерства возникли на западе в начале девяностых годов прошлого века. Государственно-частные партнерства(ГЧП) позволили перейти от бюджетного финансирования к смешанному финансированию, используя взаимовыгодное сотрудничество бизнеса и государства как инструмент привлечения инвестиций.

Понятие и механизмы государственно-частного партнерства укоренились и используются в современном мире для финансирования и управления общественной инфраструктурой, включая транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, экология, недвижимость, телекоммуникации, общественный порядок и безопасность, финансовый сектор, образование.

Заблуждением является, что вступая  в ГЧП, органы власти теряют контроль над обеспечением населения услугами. Государственные органы учреждают  основные правила и имеют возможность  моделировать партнерство таким  образом, чтобы оно отражало их цели, политику и т.д.

Основным аргументом в пользу развития такого сотрудничества является специфика  обоих участников партнерства. С  одной стороны государство выступает  и как партнер, заинтересованный в эффективности, и как гарант соблюдения договора, что понижает для таких проектов риски и  значит, повышает их инвестиционную привлекательность  и эффективность. С другой стороны  – частное предпринимательство, которое выступает в качестве инвестора, и, как правило, обладателя более эффективной модели хозяйствования.

Как показывает зарубежный опыт наиболее эффективной формой ЧГП являются концессии. Концессия или концессионное соглашение — это форма государственно-частного партнёрства, вовлечение частного сектора в эффективное управление государственной собственностью или в оказание услуг, обычно оказываемых государством, на взаимовыгодных условиях. Их преимущество заключается в том, что концессионные соглашения как правило долгосрочные (25-30 лет), что позволяет обеим сторонам осуществлять стратегическое планирование всей деятельности. В России существует необходимая правовая база для создания концессий – это федеральный закон «О концессионных соглашениях», который как раз регулирует вопросы связанные с заключением, осуществлением, прекращение действия концессионных отношений. Целью принятия данного закона является привлечение инвестиций в экономику России.

Информация о работе Государственное регулирования инвестиций