Государственное вмешательство в ценообразование: цели и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Цена и ценообразование – одни из важнейших элементов рыночной системы. Цена – сложная экономическая категория. Она заключает в себе практически все главные проблемы современной экономики и всего общества.
Во-первых, это касается производства и непосредственной реализации товаров, установлению их стоимости, созданию ВВП и национального дохода. И, когда государство начинает принимать участие в регулировании данного элемента, то происходит государственное вмешательство в экономику в целом.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы государственного вмешательства в ценообразование 5
1.1. Классический и современный подходы к вмешательству государства в ценообразование 5
1.2. Формы, цели и средства государственного вмешательства в ценообразование 9
1.3. Последствия государственного вмешательства в ценообразование 12
Глава 2. Практика государственного вмешательства в России и зарубежных странах 17
2.1. Государственное регулирование в области ценообразования в России 17
2.2. Государственное регулирование в области ценообразования во Франции 20
2.3. Государственное регулирование в области ценообразования в Германии 22
Глава 3. Государственное регулирование цен на современном этапе развития 25
3.1. Основные тенденции и проблемы вмешательства государства в ценообразование 25
3.2. Ценообразование в современной экономике России 26
Заключение 29
Список используемой литературы 31

Файлы: 1 файл

Овакимян_Георгий_ФК1-11.docx

— 303.24 Кб (Скачать файл)

Всё же, современные экономисты имеют различные мнения относительно границ вмешательства государства в ценообразование. Некоторые считают правильным максимальное ограничение роли государства, другие – увеличение степени влияния на экономику. Но, так или иначе, государственное вмешательство должно осуществляться наиболее дозированно.

 

 

 

1.2. Формы, цели и средства  государственного вмешательства в ценообразование

 

Реальности современной  рыночной экономики таковы, что практически нет стран, где бы не осуществлялась та или иная форма вмешательства государства в процесс ценообразования. Это отражается в государственном контроле над ценами, а также введение налогов и предоставление субсидий. В первом случае нарушения механизма конкурентного ценообразования достаточно очевидны. Во втором случае косвенное воздействие через налогообложение и субсидии внешне не нарушает действие рыночного ценообразования, хотя обычно существенно его деформирует.

Вмешательство государства  в процесс ценообразования осуществляется в трех основных формах: ограничение  уровня цены, введения налоговых платежей с целью исключения частицы доходов  у производителей и потребителей, государственная поддержка цен через дотации. Перечисленные формы вмешательства осуществляются с помощью разнообразных методов государственной регуляции цен, которые можно объединить в две группы: прямые и непрямые.

Прямое регулирование, как правило, преобладает на начальном этапе создания рынка, когда в экономике возникает кризисная ситуация. К прямым методам регуляции цен принадлежат:

  • установление фиксированных цен на товары и услуги первой необходимости; 
  • применение предельных цен или предельных коэффициентов их повышения;
  • декларирование изменения цен:
  • замораживание (блокировка) цен на определенный период:
  • введение предельных уровней наценок и торговых надбавок;
  • заключение договора о ценах между государством и предприятиями.

Непрямое государственное регулирование цен преобладают на этапе зрелого рынка, когда регулирующий потенциал рыночного механизма реализуется вполне. С помощью этих методов государство не диктует порядок или способы определения цен, а лишь регулирует поведение субъектов, которые принимают участие в процессе ценообразования. К основным непрямым методам регуляции цен принадлежат:

  • применение предельных нормативов рентабельности;
  • изменение уровней или дифференциация ставок товарных налогов;
  • льготное налогообложение и кредитование;
  • дифференциация ставок ввозной пошлины.

Государственное регулирование  цен направлено на достижение определенных целей экономической политики страны. Первая - предотвратить разрушительное влияние цен на экономику и  сдержать инфляцию. Такая цель, как  правило, относится к условиям перехода страны от командно-административной рыночной экономики или к воссозданию  рыночных отношений, разрушенных войной или социально-экономическими беспорядками. В это время в экономике  нарушены хозяйственные связи, нет  необходимой инфраструктуры рынка, имеется острый дефицит потребительских  товаров, высокий уровень инфляции, безработицы и т.п. При таких  условиях государство прибегает  преимущественно к политике прямой регуляции цен, путем установки  фиксированных цен на основные виды товаров и услуг. Вторая цель, это защита внутреннего рынка от негативного влияния внешней конкуренции. В каждой стране внутренние цены, как правило, отличаются от мировых, что предопределенно неодинаковым уровнем расходов на производство товаров и разницей в системе налогообложения. Если внутренние цены выше мировых, то импорт дешевых иностранных товаров может нанести вред национальным предприятиям, привести к спаду производства и роста безработицы. Для предотвращения такие явления государство использует политику протекционизма, которая, в частности в сфере ценообразования, предусматривает повышение цен на отдельные импортные товары к необходимому уровню с помощью ввозной пошлины.4

Роль государства в  экономике многопланова. В первую очередь государство должно устанавливать  правила игры, обеспечивать рамочные условия поддержания системы, которые можно было бы охарактеризовать следующим образом: закон, порядок, охрана и защита частной собственности, поддержание условий рыночной саморегуляции.

Крупной областью государственного вмешательства является макроэкономическое регулирование. Глобальная цель государственного регулирования экономики - достижение экономической и социальной стабильности. Конкретнее, принято выделять четыре главные цели регулирования, за достижение которых государство несет ответственность и которые известны как магический четырехугольник целей:

  • достижение постоянного и устойчивого экономического роста;
  • обеспечение полной занятости трудоспособного населения;
  • обеспечение стабильности цен на основные товары и услуги;
  • равновесие во внешнеэкономической деятельности.

На современном этапе  экономического развития во всех странах  основной целью государственного регулирования  цен является сдерживание монополизма и обеспечение конкурентной среды на рынке. Самое актуальное значение это задание приобретает при условиях перехода к рыночным отношениям, когда практически отсутствует конкуренция, а каждое предприятие, которое ведет себя как монополист, повышает цены и сокращает производство для того, чтобы обеспечить себе необходимый уровень заработной платы и прибыли.

Методы и способы вмешательства  государства в ценообразование  очень связаны. Среди возможных  способов государственного воздействия  на цены различают прямое и косвенное  воздействие.

И так, проанализировав методы государственного воздействия на цены, можно сказать, прямое вмешательство в регулирование цен, как средство означает то, что государство принимает непосредственное участие в регулировании рыночных механизмов, структурировании и установлении цен. Прямое вмешательство государства целесообразно тогда, когда ставится задача стабилизации действующих цен или их незначительного роста. Вмешательство в ценовое регулирование имеет место в отраслях, где государственного потребление товаров и услуг имеет большую долю, примером могут служить военные отрасли промышленности, ряд отраслей строительства. Косвенное воздействие на цены сопровождается увеличением предложения на рынке, управлением доходов населения и регулированием налогов. Косвенное регулирование цен производится через дотирование из бюджета, субсидирование, кредитование, налогообложение и установление фиксированных цен на продукцию при установлении, подписании договора.

Следовательно, основными  инструментами экономического воздействия на экономику являются:

  • налоги, посредством взимания которых сокращаются частные доходы и которые, следовательно, влияют на расходы фирм и населения;
  • расходование государственных средств:

а) в форме закупок, которые  побуждают частные фирмы производить  соответствующие товары или услуги;

б) в форме трансфертных выплат, обеспечивающих определенный уровень дохода некоторым слоям населения; кредитно-денежная политика, состоящая в регулировании денежного обращения в стране, а также в осуществлении государственных займов или предоставлении кредитов другим субъектам экономики.

Таким образом, экономическое  вмешательство создает экономические  предпосылки для развития рыночных процессов в желательном направлении.

 

1.3. Последствия государственного вмешательства в ценообразование

 

Чаще всего вмешательство  в цены со стороны государства  происходит в системе налогообложения  и относительно фиксации цен.

Последствия фиксации цен. Государство, устанавливая фиксированную цену, в той или иной степени старается решить поставленную перед собой проблему. Но, несмотря на то, какую проблему решает государство, фиксация цен всегда приводит к нарушениям рыночного равновесия (См. приложение №1, рисунок 1, рисунок 2):

  • если фиксированная цена ниже равновесной, возникает дефицит;
  • если фиксированная цена выше равновесной, следствие будет излишек товара.

И в первом, и во втором случаях при свободном ценообразовании рынок мог бы выработать механизм выхода из неравновесного состояния. Когда же цена законодательно зафиксирована, это блокирует действия конкурентных рыночных сил и для решения возникающих проблем вновь необходимо вмешательство государства.

Рисунок 3. Установление фиксированной цены

Анализируя рисунок 3, графическую интерпретацию установления потолка цен, нужно сказать, что на основе фиксированных цен в условиях рыночной экономики государство, как правило, пытается решить те или иные социальные вопросы. Так, к установлению максимальной цены (потолка цены — РА) государство вынуждено прибегать, когда равновесная цена (Р0) столь высока, что исключает данный товар из потребления большей части населения, а товар относится к предметам первой необходимости (хлеб, сахар, молоко). Чаще всего подобная ситуация вероятна в периоды войн, кризисов, неурожая и т.п.

Вследствие введения фиксированных  цен возникает устойчивый дефицит  (QA-QB). Это означает, что устанавливая ради блага населения низкую цену, государство вместе с тем не гарантирует всем своим гражданам возможности получения данного товара. Если речь идет о социально значимом товаре, то последствия могут быть не менее негативными, чем при высоких ценах. В конце концов людям все равно, по какой причине они не будут потреблять хлеб: из-за высокой Цены или вследствие отсутствия его в магазине. В обоих случаях вину возложат на правительство, не умеющее управлять экономикой.5

Другое негативное последствие  установления потолка цены - черный рынок, который является спутником  дефицита. Причины его существования  понятны - часть граждан готова переплачивать  сверх установочной государством цены за отсутствующий в официальной торговле товар. К этому могут толкнуть разные обстоятельства — от высоких доходов, до экстренных событий, случающихся в жизни каждого (болезни, праздники и др.), когда люди с относительно большими доходами готовы платить за дефицитный товар больше деньги. А дальше возникает неизбежная цепочка последствий. Допустим, что контролируемые государством производители не решатся превысить предельную цену РА, но тогда они ограничат объем производства уровнем QB, соответствующим кривой предложения S.

Именно этот фиксированный  объем продукции попадет в  руки теневиков, обеспечивающих «добывание» дефицитного товара. Соответственно на смену кривой предложения S придет новая вертикальная кривая предложения S1, которая отражает поведение посредников. А ее пересечение с кривой спроса задаст цену и количество, характеризующие равновесие на «черном» рынке. Хорошо видно, что итоговая точка равновесия на черном рынке достигается при значительно большей цене, чем равновесная цена свободного рынка (Р20). А ведь целью государственного вмешательства была именно завышенность равновесной цены. Другими словами, черный рынок — это верный признак провала государственной политики ограничения цен.

Влияние косвенных  налогов. К косвенным налогам могут относиться налог на добавленную стоимость (НДС), таможенные пошлины и акцизы на некоторые виды товаров (например, на бензин, табак, алкогольную продукцию). Механизм уплаты этих налогов предполагает, что покупатель платит за товар цену с надбавкой в виде косвенного налога, а продавец перечисляет сумму, равную величине налога, в бюджет государства. Допустим, что государство ввело акцизный налог (T) в виде фиксированной суммы платежа на каждую единицу товара (Рисунок 4).

Рисунок 4. Последствия введения косвенного налога

 

Продавец вынужден будет  запрашивать за любое количество товара цену, большую прежней на величину налога. Данная ситуация отражается посредством сдвига кривой предложения вверх на величину T. При пересечении этой кривой с кривой спроса устанавливается точка равновесия О1 которой будет соответствовать новое, уменьшенное равновесное количество Q1 и новая, повышенная равновесная цена (Р1).

Следовательно, покупателю придется платить больше, чем до введения налога. Но не выиграет и продавец. Ведь из продажной цены каждого товара ему придется отдать государству сумму, равную величине налога. В результате цена за вычетом налога, т.е. то, что реально достанется продавцу, составит только РS, значит, явно меньше Р0.

Сумма налоговых поступлений  государства будет равна ставке налога, помноженной на число проданных  товаров (т.е. Т х Q1). На графике они составят площадь прямоугольника PSP1O1A. При этом произойдет распределение налогового бремени: часть будут платить покупатели, часть продавцы. Соответствующие части упомянутого прямоугольника мы пометили словами покупатель и продавец.

При этом заштрихованный треугольник AOO1 не только будет потерян для потребителя и производителя, но и не войдет в доходы государства, т.е. пропадет, не доставшись никому. Поэтому его можно определить как чистые потери общества, связанные с налогообложением.6

Информация о работе Государственное вмешательство в ценообразование: цели и последствия