Государственное вмешательство в ценообразование: цели и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Цена и ценообразование – одни из важнейших элементов рыночной системы. Цена – сложная экономическая категория. Она заключает в себе практически все главные проблемы современной экономики и всего общества.
Во-первых, это касается производства и непосредственной реализации товаров, установлению их стоимости, созданию ВВП и национального дохода. И, когда государство начинает принимать участие в регулировании данного элемента, то происходит государственное вмешательство в экономику в целом.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы государственного вмешательства в ценообразование 5
1.1. Классический и современный подходы к вмешательству государства в ценообразование 5
1.2. Формы, цели и средства государственного вмешательства в ценообразование 9
1.3. Последствия государственного вмешательства в ценообразование 12
Глава 2. Практика государственного вмешательства в России и зарубежных странах 17
2.1. Государственное регулирование в области ценообразования в России 17
2.2. Государственное регулирование в области ценообразования во Франции 20
2.3. Государственное регулирование в области ценообразования в Германии 22
Глава 3. Государственное регулирование цен на современном этапе развития 25
3.1. Основные тенденции и проблемы вмешательства государства в ценообразование 25
3.2. Ценообразование в современной экономике России 26
Заключение 29
Список используемой литературы 31

Файлы: 1 файл

Овакимян_Георгий_ФК1-11.docx

— 303.24 Кб (Скачать файл)

Влияние субсидий. Для того чтобы стимулировать производство некоторых товаров, государство может взять на себя часть затрат фирмы. Скажем, оно может поддержать таким образом убыточную шахту, чтобы не допустить её закрытия, или национальное сельскохозяйственное производство, чтобы миллионы фермеров не стали безработными, или высокотехнологичный проект, чтобы закрепить лидерство своей страны в определенной области техники (Рисунок 5).

Рисунок 5. Последствия введения субсидий

 

Субсидия7 (Н) вызывает сдвиг вниз кривой предложения из положения S в положение S1. Возникает новая точка равновесия O1 и соответствующие ей равновесная цена Р1 и равновесный объем. Очевидно, что общая сумма затрат государства на субсидии составит произведение Q1H (на графике это площадь прямоугольника P1O1BPS).

На каждый проданный товар  производитель получит доплату  Н, т.е. фактическая продажная цена товара с учетом субсидии для него будет равна PS = Р1 + Н. Легко заметить, что по сравнению с прежней равновесной ценой Р0 производитель получит ценовую надбавку в-размере (PS - Р0). То есть его выигрыш будет выражаться площадью трапеции РSВОР0. В свою очередь потребители заплатят за товары на (Р0 – Р1) меньше, чем прежняя равновесная цена Р0. Их выигрыш будет равен площади трапеции Р0ОО1Р1.

Обратим внимание на то, что  из всей величины сумма субсидии, соответствующая заштрихованному треугольнику OO1В, не досталась ни производителю, ни потребителю. Фактически это чистые потери общества от предоставления субсидии. Как и в случае с налогами, за искусственное смешение точки равновесия (отклонение от естественного уровня) приходится платить - часть суммы дотации пропадает зря.8

 

Глава 2. Практика государственного вмешательства в России и зарубежных странах

2.1. Государственное  регулирование в области ценообразования  в России

 

В России, на пути перехода её экономики, были сделаны важнейшие  шаги, для стабилизации и развития экономики. России требовалось государственного вмешательство, с относительной  свободой рынка, для того чтобы создать  главные условия для формирования в обществе рыночных механизмов хозяйствования9.

Большая часть стран с развитой рыночной экономикой прошла через период изменения верхних пределов цен на товары первой необходимости. Но впоследствии за ненадобностью данная мера перестала применяться. Большую роль для России играет установление предельного норматива рентабельности. Здесь при расчёте цены в ней учитывается прибыль в размере предельного норматива рентабельности. Данный метод имеет большую популярность в России и используется при изменении цен на продукцию монополистов, на многие виды услуг и на цены, регулируемые местными органами.

Классическим примером государственного воздействия на цены в России может  служить введение налогов на рынке  с эластичным спросом, а именно, ситуация с акцизом10 на водку. Вообще спрос на водку далеко не эластичен. Изюминкой ситуации, однако, является одновременное присутствие на рынке легальных производителей, например, лучшей в мире водки завода «Кристалл», и нелегальных спиртных напитков, например, фальсифицированной водки, производимой из непищевого спирта. Алкогольные изделия контрабандного происхождения являются в данном случае товарами-субститутами для легальной водки. А значит, спрос на нее становится весьма эластичным.11

Современным примером государственного вмешательства в области ценообразования  может служить рынок гречневой  крупы. Производство гречневой крупы из гречихи имеет положительную тенденцию. С 2001 года по 2009 год оно выросло более чем на 17%. С июля 2010 года началось снижение производства гречки: в июле 2010 года выработка гречневой крупы сократилась на 45% в сравнении с июлем 2009 года, в августе 2010 года в сравнении с августом 2009 года – 54%, в сентябре 2010 года в сравнении с сентябрем 2009 года – 35%. Отметив намечающуюся тенденцию, производители гречневой крупы вынуждены были сократить ее производство. В январе 2010 года отмечено небольшое снижение средних цен производителей гречихи – на 1,2% по сравнению с январем 2009 года. С февраля начался незначительный рост цен. Резкий скачок произошел в июле 2010 года: средние цены на гречиху выросли почти на 20%. А в сентябре 2010 года по сравнению с сентябрем 2009 года увеличение цен составило более чем 55%.

Рисунок 6. Динамика средних цен производителей гречихи в 2009 – сентябре 2010 гг., руб./т

 

Рост потребительских  средних цен на гречневую крупу  в разы превзошёл рост средних  цен производителей гречихи. В январе-феврале 2010 года можно наблюдать незначительное снижение цен – на 3% в среднем. С марта 2010 года начался ростцен. В октябре 2010 года средняя цена по России за 1 кг гречневой крупы достигла 63,48 руб., тогда как в октябре 2009 года она была равна 26,87 руб. Средняя потребительская цена за 1 кг гречки выросла 2,4 раза.12

Рисунок 7. Динамика средних потребительских цен на гречневую крупу в 2009 – октябре 2010 гг., руб./кг

Внутренние железнодорожные  перевозки гречихи в январе-сентябре 2010 года снизились по сравнению с  аналогичным периодом 2009 года на 22%. Тройку ведущих регионов отправителей составляют Оренбургская область, Алтайский  край и Самарская область. На долю этих регионов приходится более 90% от общего объема перевозимой гречихи. Основными  регионами получателями гречихи  по железной дороге являются Воронежская  и Челябинская области, чья доля в общем объеме железнодорожных  перевозок равна 87%. Это объясняется  тем, что в Челябинской области  расположена одна из крупнейших продовольственных  компаний «Увелка», включающая в себя ЗАО КХП «Злак» и ООО «Ресурс». В Воронежской области находится ОАО «Геркулес». Предприятие специализируется на производстве гречневой, овсяной круп и хлопьев «Геркулес». Кроме того, предприятие занимается приемкой, сушкой, обработкой, хранением и отпуском зерновых, крупяных и масличных культур и кукурузы.

По данным информагентства  гречка входит в перечень социально значимых продовольственных товаров, утверждённых таковыми правительством РФ, и розничные цены которых могут регулироваться государством в случае резкого подорожания, а также правила госрегулирования цен на эти продукты.13

Так как гречка входит в перечень товаров первой необходимости, государство вправе вводить ограничения на максимальную цену. Для этого должен быть зафиксирован рост розничных цен на 30% и более за месяц. Росстат же такого роста цен не фиксировал, хотя и по результатам мониторинга потребительских цен в августе 2010 года цена на гречневую крупу выросла более чем на 30%. Согласно новому закону по торговле, вступившем в силу в 2010 году, данного повышения цен достаточно для введения правительством режима регулирования цен. Однако прибегать к радикальным мерам государство не стало, так как считает что, для снижения уровня цен достаточно антимонопольных расследований и проверок ФАС. Ведь, большинство поставщиков оправдывали подорожание летней засухой, но чиновники считают, что повышение цен несоразмерно велико по сравнению с потерями урожая. Положением на рынке крупы не преминули воспользоваться и ритейлеры14. Но начать решили все-таки с поставщиков – примером может служить ситуация с нарушениями антимонопольного законодательства в Татарстане - три фирмы-ответчика за 6 месяцев подняли закупочные цены с 24,96, 22,5 и, 36,25 руб за килограмм до 56,27, 55,5 и 53,68 рублей соответственно. Схема действий поставщиков примерно одинакова во всех регионах - имеет место ценовой сговор. В условиях всеобщего повышения цен на сырье наблюдался рост цен на крупу во всех звеньях цепочки от производителя до потребителя, он несоразмерен изменению цен. Прослеживая общую тенденцию повышения цен на сырье в условиях неурожая, а также вследствие ажиотажа среди населения, хозяйствующие субъекты, необоснованно поднимающие цены на реализуемый ими товар, заранее были уверены, что в таких условиях конкуренты вслед за ним также повысят цены, преследуя цели получения более высокой прибыли.

Что касается непосредственно  проблемы пределов вмешательства государства  в экономику России, то до так  называемых «пределов своего вмешательства» государству еще далеко. К настоящему времени проблема состоит в том, что рыночные механизмы государственного регулирования в России еще очень  слабы и остается много сфер, требующих  глубокого государственного вмешательства. Тенденция к усилению роли государства  в реальном секторе экономики  единодушно одобрена населением.

2.2.  Государственное  регулирование в области ценообразования  во Франции

 

Рыночная экономика Франции  очень схожа с другими экономиками  развитых стран западной Европы. Здесь  главным принципом является свобода  в сфере предпринимательства  и торговли. Франция уже много  лет находится в условиях рыночного  механизма, но всё же, как и в  других странах, здесь существует степень  влияния государства и экономических  законов на рынок и цены. Принцип  свободного установления цен во Франции  не является помехой для регулирования  цен государством на некоторые товары и услуги, такие как товары сельскохозяйственного производства, транспорт, электроэнергию, газ.

Для того чтобы увидеть  различия в структуре экономики  Франции от ряда европейских стран, нужно постараться выделить и  проанализировать особенности государственного сектора. Нужно сказать, что во Франции  государственный сектор занимает небольшую  часть валового национального продукта и имеет отрасли-монополисты (транспортные услуги, электроэнергетику, газовую  промышленность) и иные отрасли, примером которых могут служить национальные и коммерческие банки, страховые  компании и так далее. Касательно отраслей-монополистов, государство  регулирует практически все экономические  параметры их деятельности (количество инвестиций, оплата труда и т.д.). Что же касается отраслей, работающих в режиме рыночной конкуренции, то здесь  государственное воздействие является минимальным, по причине побуждения государством данных отраслей к конкуренции  с частным сектором.

Данные особенности экономики  Франции устанавливают соотношение  между ценами, которые регулируются государством и теми, которые являются свободными примерно в отношении 20% и 80%.

К тому же, данная особенность  может помочь государству в регулировании  финансового сектора. Ведь, в результате мирового кризиса заметно снизился уровень сбережений и инвестиций. Во Франции сбережения в 2009 году оценивались на уровне 18,9% ВВП. Уровень инвестиций во Франции снизился с 21,5% ВВП в 2007 году до 21,0 в 2008 году и 19,9% ВВП в 2009 году. 15А такое соотношение участия в ценообразовании государства и рынка может позволить государству устанавливать цены на необходимое количество товаров, при этом сохранив свободу рынка.

Также, государство во Франции прямо регулирует цены на такие виды товаров и услуг, как сельскохозяйственная продукция, газ, электроэнергетика, транспорт. На другие виды продукции, товаров, услуг осуществляется контроль за ценообразованием в условиях свободной конкуренции. В стране законодательно определены: принципы свободного ценообразования; основные условия, при которых оно может осуществляться; основные положения ценовой конкуренции в промышленности. Все эти акты направлены на ограничение монополизма. Факторы, препятствующие эффективной конкуренции, также определены законодательно, а к нарушителям применяются санкции. Государственным органом по контролю цен являются 3 тысячи контролеров по ценам в составе отдела по государственному регулированию цен и ценовой конкуренции департамента по конкуренции Министерства планирования и финансов и других отраслевых министерств. Регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию осуществляется в рамках политики ЕС.16

Примером государственного регулирования цен на практике может  являться превращение наиболее крупных  предприятий (французской электрической  и газавой компаний) "Электрисите де Франс" (ЭДФ) и "Газ де Франс" (ГДФ) в акционерные общества, 100% акций которых находятся в руках государства. Тем самым государство не берёт на себя ответственности за регулирование цен в данной области у частных предприятий, а может изменять цены на услуги этих предприятий, на праве владения ими, устанавливая при этом более низкий тариф, чем тот тариф, если бы предприятие находилось в частных руках.

Регулирующая деятельность государства в таком направлении  способствует не только благоприятной  ситуация на рынке, но может обеспечить энергетическую безопасность страны – важнейшую (приоритетная) задачу энергетического комплекса. Вопросы энергетической безопасности касаются поставщиков топлива и энергии и потребителей. От последних зависит эффективность использования энергетических ресурсов, соответственно, объемы потребления топлива и энергии, что неразрывно связано и с их стоимостью и с общими экономическими показателями отраслей экономики и производимой ими продукции.17

2.3. Государственное  регулирование в области ценообразования  в Германии

 

Роль государства и воздействия его на цены на современном этапе развития Германии велика и направлена в основном на баланс рыночных отношений и регулирование социальной сферы.

Примером может служить государственное регламентирование ценообразования на фармацевтическом рынке. Ведь, более 90% населения застраховано именно в государственных медицинских страховых компаниях. А также немецкий фармацевтический рынок независим от перипетий на рынке европейском, логично предположить, что один из главных инструментов влияния на оборот денег в системе здравоохранения — регулирование цен на лекарственные средства — тоже в значительной степени зависит от решений законодателей.

Величина оптовых и розничных  наценок, применяющаяся ко всем лекарственным  средствам, установлена законодательно.

В Германии действует преимущественно свободное ценообразование, при котором основное влияние на формирование цены на ЛС оказывает соотношение между спросом и предложением. Государственные органы этой стран лишь косвенно влияют на уровень цен (контроль за доходами фармацевтических производителей, установление эталонных (контрольных, референтных) цен, внедрение программ возмещения затрат на рецептурные препараты и др.)18. Конкретным примером регулирования цен в фармацевтической отрасли Германии может служить влияние государства на установление цен на лекарственные средства одного из крупнейших в мире международных химико-фармацевтических концернов – Bayer AG. Из-за скандалов по поводу изготовления лекарственных средств, наносящих серьёзный вред здоровью, государства ужесточило контроль за качеством производимых компанией лекарственных средств, вследствие чего цены на продукции резко взлетели.

Информация о работе Государственное вмешательство в ценообразование: цели и последствия