Государственное вмешательство в ценообразование: цели и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Цена и ценообразование – одни из важнейших элементов рыночной системы. Цена – сложная экономическая категория. Она заключает в себе практически все главные проблемы современной экономики и всего общества.
Во-первых, это касается производства и непосредственной реализации товаров, установлению их стоимости, созданию ВВП и национального дохода. И, когда государство начинает принимать участие в регулировании данного элемента, то происходит государственное вмешательство в экономику в целом.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы государственного вмешательства в ценообразование 5
1.1. Классический и современный подходы к вмешательству государства в ценообразование 5
1.2. Формы, цели и средства государственного вмешательства в ценообразование 9
1.3. Последствия государственного вмешательства в ценообразование 12
Глава 2. Практика государственного вмешательства в России и зарубежных странах 17
2.1. Государственное регулирование в области ценообразования в России 17
2.2. Государственное регулирование в области ценообразования во Франции 20
2.3. Государственное регулирование в области ценообразования в Германии 22
Глава 3. Государственное регулирование цен на современном этапе развития 25
3.1. Основные тенденции и проблемы вмешательства государства в ценообразование 25
3.2. Ценообразование в современной экономике России 26
Заключение 29
Список используемой литературы 31

Файлы: 1 файл

Овакимян_Георгий_ФК1-11.docx

— 303.24 Кб (Скачать файл)

Так как основными инструментами экономического воздействия на экономику являются налоги, следует затронуть и налоговую сферу Германии. Основными налогами в Германии являются подоходный налог на физических лиц, на корпорации, на добавленную стоимость; промысловый налог; налог на имущество; ноземельный налог; налог, уплачиваемый при покупке земельного участка; страховые взносы; налог на наследство и дарения; автомобильный налог; налог на содержание пожарной охраны; акцизы на кофе, сахар, минеральные масла, виноводочные изделия, табачные изделия; таможенные пошлины; сборы, идущие на развитие добычи нефти на территории Германии.

Общая сумма налоговых поступлений  делится примерно на следующие части: федерация – 48%, земли – 34%, общины – 13% (остаток поступает в Фонд выравнивания бремени и долю ЕС). Кроме того, существует ещё церковный  налог, который финансовой статистикой  не указывается вместе с государственными налогами. Таможенная пошлина рассматривается  как одна из разновидностей налогов.

Общие правила, действующие для  всех видов налогов, находятся в  Положении об отчислении в качестве так называемого общего налогового правового документа. В этом документе определяется понятие налогов, устанавливается, кто относится к налогоплательщикам, закрепляется принцип сохранения финансовыми органами тайны относительно налоговой информации и принцип равномерности налогообложения19.

Также существуют государственные дотации для производственных и перерабатывающих предприятий в размере до 30-35% инвестиций в основные фонды, а также дотации для вновь созданных предприятий, поощряющие создание новых рабочих мест (до 50 000 Euro безвоздмездных дотаций за каждое рабочее место).

 

Глава 3. Государственное  регулирование цен на современном  этапе развития

3.1. Основные  тенденции и проблемы вмешательства  государства в ценообразование

 

Нынешняя рыночная ситуация в России в основном положительна лишь благодаря обдуманной макроэкономической политике и высоким уровням цен  на нефть. Но, в перспективе российская экономика может быть подвержена серьёзной опасности из-за высокой зависимости от цен на нефть, и притом низкая развитость других отраслей, за исключением добывающей, может являться большой угрозой для рынка и экономики в целом. Высокий уровень инфляции и прочие факторы не позволяют расширять и развивать даже отрасли основного капитала. Причиной этого могут быть существенные изменения в рыночной политике с конца XX и начала XXI века, в частности большое значение сыграло изменение роли государства в рыночном регулировании.

Анализ  показывает, что реального усиления роли государства в модернизации экономики не происходит. Экономическая  политика колеблется между альтернативными  моделями модернизации, склоняясь скорее всего к централистскому варианту. Государство не добилось заметных успехов в реализации основной функции — «ночного сторожа», в утверждении верховенства закона. Вполне очевидна тенденция к ослаблению макроэкономической политики. Институциональные реформы большей частью заморожены. Публичные услуги на низком уровне. При этом содействие развитию экономики, эффективным структурным сдвигам осуществляется в небольших масштабах, в частности из-за недостатков в работе государственного аппарата. А приоритет получают государственное регулирование (цены для борьбы с инфляцией), увеличение государственного сектора, государственное предпринимательство. На мой взгляд, требуются серьёзные корректировки в экономической политике, достижение ее непротиворечивости. Разумеется, предпочтителен скорейший переход к проекту модернизации снизу.

Преобладает использование метода параметрического ценообразования, оно позволяет, рассчитать цену, обоснованную не только с точки зрения производителя, но и с учетом требований потребителей и дает им возможность сделать выбор между различными товарами и производителями, опираясь на «ценность» данного изделия для потребителя.20

Некоторые несовершенства государственного воздействия несут за собой потери. Сегодня государства прибегает к дерегулированию экономики, которое должно убирать те законодательные акты, связанные со снижением стимула к вхождению на рынок новых конкурентов. Оно даёт возможность оздоровления экономики и создания максимально благоприятных условий для функционирования частного бизнеса. Приватизация - процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Осуществляется посредством продажи или безвозмездной передачи объектов государственной и муниципальной собственности в руки коллективов и частных лиц с образованием на этой основе корпоративной, акционерной, частной собственности.21 Исходя из определения, можно понять, что приватизация вызвана убыточностью и неэффективностью государственных предприятий. Всё-таки частное предпринимательство имеет больший стимул к снижению издержек, чем государственный сектор.

Существуют также иные проблемы государственного вмешательства  в экономику. Чрезмерное регулирование со стороны государства может повлечь за собой спад экономики, также государство в силу неимоверно раздутых расходов должно существенно сократить круг своих обязанностей, переложив решение ряда задач, которое оно ежедневно выполняло, на уровень хозяйствующего субъекта.

Это лишний раз доказывает, что государственное вмешательство  требуется лишь в том случае, когда  рынок сам не в состоянии справиться с проблемой. В иных случаях, этот саморегулирующийся механизм эффективнее  сможет решить поставленные перед собой экономические задачи.

3.2. Ценообразование  в современной экономике России

 

Современная рыночная экономика  России, имеющая свободу субъектов  хозяйствования, содержит важнейшие  факторы существования и развития, такие как: уровень цен и характер условий ценообразования. Преобладание частной собственности в современной России столь же неоспоримо, как и в развитых рыночных экономиках.

Большую роль в государственном  вмешательстве в процесс ценообразования  в России на современном этапе  развития играют первые лица государства.

Примером может служить  одно из недавних заседаний, на котором  премьер-министр РФ Владимир Путин потребовал от правительства усилить госрегулирование цен на лекарства и ввести ответственность за завышение цен на лекарственные препараты, вплоть до отзыва лицензий. По этому поводу был принят проект, предусматривающий введение обязательной госрегистрации предельных отпускных цен производителей. Окончательно регулированием вопросов цен на лекарства занялся Минздравсоцразвития, который разработал соответствующий законопроект.22

С ростом уровня жизни населения  все в большей степени возрастает объем потребляемых населением услуг – платных и бесплатных. Расширение сферы и объема оказываемых услуг экономит свободное время трудящихся и является важным фактором масштабного воспроизводства рабочей силы. По социальной значимости услуги можно разделить на две группы. Услуги особой социальной значимости, которые имеют важное значение в обеспечении условий жизни населения, и обычные виды услуг массового спроса. Также существует рынок мощности - это еще одна премудрость ценообразования. Дело в том, что электроэнергетики продают два базовых товара - электроэнергию и мощность. Если энергия - это то, что уже доставлено и отражается в показателях счетчика, то мощность - это способность производить и поставлять электроэнергию в определенный срок. Крупные потребители расплачиваются по двухставочному тарифу - отдельно за энергию и мощность. Во втором случае они платят за то, что поставщик имеет необходимое оборудование, поддерживает его в нужном состоянии. На либерализованном рынке мощности должна также действовать система конкурентного отбора в зависимости от цены заявок производителей.23

На сегодняшний день регулирование  цен в сфере коммунальных услуг  должно являться приоритетной задачей. В 2010 году были внесены поправки в некоторые федеральные законы РФ, касающиеся ценообразования в ЖКХ, примером могут служить ФЗ №18824, регулирующий отношения, связанные с жилыми помещениями, их использованием, жилищными правами граждан РФ и ФЗ №21025, который вступил в силу с 2011 года, предполагает крупные изменения в сфере ЖКХ. Согласно данным, опубликованным на сайте Федеральной службы по тарифам (ФСТ), электрическая энергия для россиян в 2011 году, относительно 2010 года подорожала в среднем на 10% (См. приложение №2, таблица 1).

Ранее же было принято решение  о повышении цен на газ - в ближайшие  три года (в том числе и в 2011 году) на 15% ежегодно, а также о  предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). В 2012-2013 годах цены на них  могут возрасти на 8,7%.

Как говорится в документе, представленном ФСТ: «Рост регулируемых тарифов на тепловую энергию (производство, передача и распределение) в 2011-2013 годах  дифференцирован по регионам в виду их климатических и территориальных  особенностей и в отдельных регионах может превышать указанный средний  темп роста тарифов по Российской Федерации в целом. Ограничение  роста цен (тарифов) на тепловую энергию  будет стимулировать теплоснабжающие  организации сдерживать необоснованный рост издержек и стимулировать рост их эффективности».

Также, создание значительного инвестиционного потенциала при увеличении спроса на электроэнергию обеспечивает многим компаниям существенный рост выручки. Анализ структуры затрат показал, что основную роль в этом играет диспаритет26 цен (тарифов) на электроэнергию и на топливо для тепловых электростанций (на газ и уголь). Такая государственная политика в области ценообразования принята Министерством экономического развития РФ на период до 2011 г. И только в 2011 г. компании смогут преодолеть диспаритет цен, поскольку цена на электроэнергию для юридических лиц будет полностью формироваться на свободном оптовом рынке электроэнергии. Для потребителя это означает рост цен на электроэнергию. Как показывает зарубежный опыт реформирования электроэнергетики, после полной либерализации цен, они возросли в среднем на 30–50%.27

В этой связи необходимо отметить тот факт, что растущие цены на топливо и, соответственно, услуги ЖКУ стимулируют процесс  повышения энергосбережения в России. Именно в России с преимущественно суровым климатом строительство энергоэффективных зданий и сооружений приобретает особое значение: уменьшается потребление энергии на отопление и кондиционирование, сберегаются невозобновляемые природные ресурсы.28

 

Заключение

 

 

 

Подводя итог данной темы, нужно  сказать, что на историческом этапе  развития любой страны всегда присутствует вмешательство государства в  рыночный механизм. Существовали периоды, когда рынок действовал самостоятельно и был против вмешательства и  воздействия государства, но были и  такие этапы развития стран, когда вмешательство государства было необходимым для восстановления или сохранения рыночной системы.

Исходя из цели, рассмотренной в курсовой работе можно сделать вывод о том, что на протяжении многих лет роль государства в экономике менялась, в зависимости от идеологий и направлений ведущих школ. 

В соответствии с задачами, рассмотрение и анализ исторических этапов государственного вмешательства в ценообразование показали, что изменение степени государственного участия в рыночной системе привело к современной модели рыночного регулирования, где степень участия государства является относительно размеренной. Также мнения и доводы многих современных экономистов показали, что государственное вмешательство должно осуществляться наиболее дозированно.

Изучение способов и методов  государственного вмешательства показало, что основными инструментами экономического воздействия на экономику являются налоги, посредством взимания которых сокращаются частные доходы и которые, следовательно, влияют на расходы фирм и населения и расходование государственных средств. Из способов и методов государственного воздействия на цены вытекают последствия, которые, как уже выяснилось, могут быть весьма разнообразными: фиксация цен, влияние косвенных налогов, влияние субсидий и т.д.

Задача исследования проблем  государственного воздействия помогла  выявить трудности пределов вмешательства государства в экономику, как России, так и зарубежных стран. Главными проблемами являются создание государством системы цен, которая, развиваясь по своим внутренним законам, не направлена на регулирование цен, в которых больше всего заинтересовано общество, и, касательно России, к настоящему времени рыночные механизмы государственного регулирования очень слабы и остается много сфер, требующих глубокого государственного вмешательства.

Что касается анализа иностранного опыта в сфере государственного регулирования, то он может сильно помочь России, так как и во Франции, и в Германии активно применяется система мер по блокированию и регулированию цен, а также деятельность рынка и государства в сфере ценообразования строго регулируется законом. К примеру, во Франции имеется около 3 тыс. государственных контролеров по ценам. Основная задача государственных контролеров – наблюдение за государственной дисциплиной цен. И, мне кажется, что России следует перенять данный опыт.

В любом случае, мировой опыт обладает многими рецептами преодоления тех или иных “ловушек” развития. Его внимательное изучение и использование с учетом национальных особенностей, внутренних ресурсов, целей развития необходимо странам, стремящимся к преодолению возникающих проблем в данной сфере.

Рассмотрение опыта и  изучение тенденций в сфере ценообразовании  России показало, что современная рыночная экономика России содержит важнейшие факторы существования и развития, но всё же, рыночная ситуация имеет положительный характер в основном благодаря большому количеству нефти и относительно высоких цен на неё. Поэтому государственную политику в этой сфере нужно направить в иное русло.

Информация о работе Государственное вмешательство в ценообразование: цели и последствия