Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2015 в 12:39, реферат
В работе систематизированы виды государственной поддержки малого предпринимательства в РФ, определены цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ, дано определение контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, дан анализ системы государственных и муниципальных закупок для малого бизнеса, описаны преференции и обязанности малого и среднего предпринимательства в РФ в сфере государственных закупок.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет)
Факультет «Экономика и управление»
Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика»
Государственные и муниципальные закупки как механизм поддержки малого предпринимательства в РФ
РЕФЕРАТ
Челябинск 2015
Цель научно-исследовательской работы – выявить особенности государственных и муниципальных закупок для субъектов малого предпринимательства, как одной из мер государственной поддержки.
В работе систематизированы виды государственной поддержки малого предпринимательства в РФ, определены цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ, дано определение контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, дан анализ системы государственных и муниципальных закупок для малого бизнеса, описаны преференции и обязанности малого и среднего предпринимательства в РФ в сфере государственных закупок.
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Виды государственной поддержки предпринимательства.……………… 5
2. Особенности участия субъектов малого предпринимательства
в контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд …………8
Заключение……………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………... 15
Введение
Субъекты малого и среднего предпринимательства – один из ключевых элементов, обеспечивающих конкурентоспособность экономики государства, создание новых рабочих мест, развитие инноваций и рост налоговых поступлений в бюджет. Одновременно в силу небольших финансовых и кадровых ресурсов малый и средний бизнес является наиболее уязвимым, особенно в периоды рецессии. Именно поэтому данная категория граждан и организаций нуждается в особой и многогранной поддержке со стороны государственных и муниципальных органов – имущественной, финансовой, информационной, консультационной и др. ( Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации").
Согласно данным Росстата и ФНС России по состоянию на 1 января 2014 года в стране зарегистрировано более 6 млн СМСП, в которых занято около 18 млн человек, что составляет четверть всех занятых – почти 20% ВВП. Тем не менее, Минэкономразвития России отмечает, что данные показатели существенно ниже, чем в других странах с сопоставимым уровнем развития и более того – они ухудшаются. Снижается доля малого и среднего бизнеса в кредитном портфеле российских банков, уменьшается количество самих предприятий и работников, занятых на них. В дополнение в текущем году порядка 500 тыс. индивидуальных предпринимателей (12% их общего числа) прекратили свою деятельность из-за повышения взносов на обязательное пенсионное страхование
Данные обстоятельства негативно
влияют на экономику не только с позиции
налоговых, фискальных отношений, но и
эффективности работы производственной
системы страны. В связи государство рассматривает
ряд возможных мер поддержки субъектов
малого предпринимательства, которые
могут быть реализованы в 2014-2018 годах.
Немаловажное значение для воплощения
данных мер на практике имеют государственные
и муниципальные закупки, которые способствуют
увеличению объема производимых малыми
предприятиями конкурентоспособных товаров
высокого качества, производства высокотехнологичной,
наукоемкой и инновационной продукции.
Стремительно развивающийся рынок государственных
и муниципальных закупок содействует
привлечению субъектов малого предпринимательства
к выполнению строительных, монтажных
и пусконаладочных работ и оказанию различных
услуг. Неслучайно Закон о малом и среднем
предпринимательстве предусматривает
необходимость установления в федеральных
законах или иных нормативных правовых
актах особенностей участия субъектов
МП в качестве поставщиков (исполнителей,
подрядчиков) в целях размещения заказов
на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд (п. 5 ст. 7).
Таким образом, государственные и муниципальные
заказы можно рассматривать в качестве
одной из основных мер оказания поддержки
субъектов малого предпринимательства.
Цель работы - выявить особенности государственных и муниципальных закупок для субъектов малого предпринимательства, как одной из мер государственной поддержки.
Задачи работы:
1.Систематизированы виды государственной поддержки малого предпринимательства в РФ.
2.Определить цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ.
3.Дать определение контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг.
4.Проанализировать систему государственных и муниципальных закупок для малого бизнеса.
Объект работы: система поддержки малого предпринимательства в РФ.
Предмет работы: механизм поддержки малого предпринимательства в РФ
1. Виды государственной поддержки предпринимательства
Понятие поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства закреплено в ст. 3 Закона о малом и среднем предпринимательстве. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Закон о малом и среднем предпринимательстве (ч. 1 ст. 14) определяет принципы поддержки.
Таким образом, вся система поддержки малого и среднего бизнеса должна строиться на тех исходных положениях, которые в виде принципов поддержки изложены в ч. 1 ст. 14 Закона о малом и среднем предпринимательстве. Назовем эти принципы:
1) заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;
2) доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными, региональными, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах;
4) оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Законом о защите конкуренции;
5) открытость процедур оказания поддержки.
Закон о малом и среднем предпринимательстве определяет цели государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ:
1) развитие субъектов
малого и среднего
2) обеспечение благоприятных
условий для развития
3) обеспечение
4) оказание содействия
субъектам малого и среднего
предпринимательства в
5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
6) обеспечение занятости
населения и развитие
7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
8) увеличение доли уплаченных
субъектами малого и среднего
предпринимательства налогов в
налоговых доходах
К основным принципам государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ относятся:
1) разграничение полномочий
по поддержке субъектов малого
и среднего
2) ответственность федеральных
органов государственной
3) участие представителей
субъектов малого и среднего
предпринимательства, некоммерческих
организаций, выражающих интересы
субъектов малого и среднего
предпринимательства, в формировании
и реализации государственной
политики в области развития
малого и среднего
4) обеспечение равного
доступа субъектов малого и
среднего предпринимательства
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя:
1) финансовую поддержку. Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
2) имущественную поддержку.
Оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (за исключением указанных в ст. 15 Закона N 209-ФЗ государственных фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, осуществляющих деятельность в форме государственных учреждений), осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.
3) информационную поддержку.
Оказание информационной поддержки
субъектам малого и среднего предпринимательства
и организациям, образующим инфраструктуру
поддержки субъектов малого и среднего
предпринимательства, осуществляется
органами государственной власти и органами
местного самоуправления в виде создания
федеральных, региональных и муниципальных
информационных систем и информационно-
4) консультационную поддержку.