Государственные и муниципальные закупки как механизм поддержки малого предпринимательства в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2015 в 12:39, реферат

Описание работы

В работе систематизированы виды государственной поддержки малого предпринимательства в РФ, определены цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ, дано определение контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, дан анализ системы государственных и муниципальных закупок для малого бизнеса, описаны преференции и обязанности малого и среднего предпринимательства в РФ в сфере государственных закупок.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 48.92 Кб (Скачать файл)

При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) вышеперечисленными способами осуществления закупок в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства.

В случае если определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) будет признано несостоявшимся, заказчик вправе отменить ограничение и осуществить закупки на общих основаниях.

По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе (ч. 4 ст. 30 Закона N 44-ФЗ).

В такой отчет заказчик должен включить информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, а также информацию о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием субъектов малого предпринимательства.

Единая информационная система в сфере закупок - совокупность информации, указанной в ч. 3 ст. 4 Закона N 44-ФЗ и содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Информация, содержащаяся в единой информационной системе, должна быть размещена на официальном сайте.

Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства.

При этом количество товаров, объем работ, объем услуг, соответственно к поставкам, выполнению, оказанию которых привлекались такие субподрядчики, соисполнители, должно учитываться в совокупном годовом объеме закупок, указанном в ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ и включаться в отчет, указанный в ч. 4 ст. 30 Закона N 44-ФЗ.

При этом условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства должно включаться в контракты.

В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства.

Также заказчик обязан будет осуществлять контроль за привлечением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства (ч. 2 ст. 101 Закона N 44-ФЗ).

Типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Таковы особенности участия субъектов малого предпринимательства в закупках, указанные в ст. 30 Закона N 44-ФЗ.

В случае если закупка осуществляется в соответствии со ст. 30 Закона N 44-ФЗ и участником закупки является, в частности, субъект малого предпринимательства, размер обеспечения заявки не может превышать 2% начальной (максимальной) цены контракта (ч. 15 ст. 44 Закона N 44-ФЗ).

Кроме этого Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

в соответствии с п. 2 ч. 8 ст. 9 Закона N 223-ФЗ утверждено Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (далее - Положение).

Данное Положение будет применяться:

- с 1 июля 2015 г. в отношении  заказчиков, годовой объем выручки  которых составляет более 10 млрд руб.;

- с 1 января 2016 г. в отношении  заказчиков, годовой объем выручки  которых составляет от 1 до 10 млрд руб.

Положением предусмотрено, что годовой объем закупок указанных категорий заказчиков у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМП) должен будет составлять не менее 18% от совокупной годовой стоимости договоров, заключенных по результатам закупок. При этом общая стоимость договоров, заключенных по результатам закупок, участниками которых могут быть только СМП, должна составлять не менее 10% от совокупного годового объема (п. 5 Положения).

Для осуществления закупок, участниками которых могут быть только СМП, заказчики будут обязаны утвердить перечень товаров (работ, услуг), закупаемых у СМП (п. 8 Положения). Участники закупок в заявках должны будут декларировать свою принадлежность к СМП (п. 11 Положения).

Предельная начальная (максимальная) цена договоров при проведении закупки только среди СМП будет составлять 200 млн руб. (п. п. 18 и 19 Положения).

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 определены требования к содержанию годового отчета о закупках у СМП и его форма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 Таким образом, государственные и муниципальные заказы можно рассматривать в качестве одной из основных мер оказания поддержки субъектов малого предпринимательства. После перехода России к рыночной экономике государственная политика в отношении субъектов малого предпринимательства всегда была направлена на привлечение субъектов малого предпринимательства к государственным закупкам.

С 1 января 2014 г. вступил в силу Федеральный закон N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Данный закон позволил малым и средним компаниям больше зарабатывать на госзаказе. Изменения дают новые возможности участникам закупок из числа малых предприятий и увеличивают количество контрактов, которые могут быть заключены с малыми компаниями. 
В 2013 г. малому предпринимательству отводилось 10 — 20% объема заказов, соответствующих специальному перечню продукции, а с 1 января 2014 г. квота увеличилась: размещать у малого бизнеса придется не менее 15% от общего объема заказов, что на 5% больше начального порога, который действует сегодня. При этом верхний порог в 20% отменяется вовсе. То есть можно разместить в малых компаниях и более 20% заказов. 
Также отменяется перечень товаров, работ и услуг, которые нужно закупать у представителей малого предпринимательства, что позволит покупать и товары вне перечня у малых компаний. Из положительных изменений можно также отметить увеличение порога начальной цены закупки. Если ранее начальная цена не могла превышать 15 млн руб., то сейчас она увеличена до 20 млн руб. 
Для компаний, которые имеют возможность получить банковскую гарантию, участие в торгах по новым правилам станет дешевле. Обеспечение на участие в конкурсе можно будет предоставить путем банковской гарантии вместо перечисления денежных средств, как сейчас, когда речь идет о внушительных суммах, которые не все представители малого бизнеса могут позволить себе заплатить для участия в закупках. 
Вместе с преимуществами в закупках у малого бизнеса появятся и некоторые новые обязанности. Так, компаниям придется подтверждать свой статус, если основным требованием конкурса является участие в нем малого бизнеса. 
Если заказчик устанавливает требование, что в конкурсе участвуют только субъекты малого предпринимательства, то в соответствии со ст. 30 Закона N 44-ФЗ компании нужно задекларировать свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства. То есть помимо заявки на участие в закупках нужно будет приложить документ, подтверждающий, что организация является субъектом малого предпринимательства. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям. 
По нормам Закона о контрактной системе заказчик всегда обязан требовать с поставщиков обеспечение исполнения контракта вне зависимости от цены контракта и способа проведения закупки. Исключение составляют только отдельные случаи закупки у единственного поставщика (например, при цене контракта до 100 тыс. руб.), и даже в таких случаях у заказчика сохраняется право выставления данного требования. 
Обеспечение исполнения контракта не должно превышать 30% от начальной (максимальной) цены контракта, но и не может быть меньше размера аванса. Данное обеспечение выдается на срок исполнения контракта, при этом заказчик, в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, может в данный срок включить и гарантийные сроки. За непредставление обеспечения исполнения контракта поставщика вместе с его учредителями и руководителем включат в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Таким образом, данная компания, а также другие компании, учредителями или руководителем которых являются лица, включенные ранее в РНП, не допускаются к участию в госзакупках на срок, составляющий два года. 
Фонды содействия кредитованию малого бизнеса уже начинают выдавать банковские гарантии для малых и средних предприятий, работающих по госзаказу. Льготные банковские гарантии позволят малым и средним компаниям освоить миллиарды рублей, которые полагаются им по новому Федеральному закону N 44-ФЗ 
Со вступлением в силу Федерального закона N 44-ФЗ у всех поставщиков, в том числе и у СМП, возрастет потребность, а значит, и затраты на банковские услуги, связанные с обеспечением исполнения контракта. 
Важно отметить, что Федеральный закон N 44-ФЗ ужесточает и ответственность поставщика за исполнение своих обязательств по контракту. Так, за любое нарушение условий контракта заказчик будет обязан взыскать с поставщика неустойку (размер устанавливается на уровне постановления Правительства РФ) или пени (размер устанавливается самим заказчиком, но не менее 1/300 от ставки рефинансирования). 
Теперь у заказчиков, как и у поставщиков, появится право на одностороннее расторжение контракта в случае существенных нарушений условий контракта другой стороной, что, в свою очередь, должно усилить ответственность при исполнении договора. 
Контроль и штрафы 
Федеральный закон N 44-ФЗ усиливает всесторонний контроль (как ведомственный, так и общественный) предоставления преференций. Так, по итогам каждого года заказчики будут обязаны публиковать в открытом доступе (на сайте zakupki.gov.ru или в ЕИС) свои отчеты о проведенных для СМП закупках. За несоблюдение лимитов закупок для СМП заказчикам и сейчас, и в будущем грозят штрафы в соответствии с КоАП (50 тыс. руб.). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

1.Федеральный закон  "О  контрактной системе в сфере  закупок товаров, работ, услуг для  обеспечения государственных и  муниципальных нужд" от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ

2.Федеральный закон "О  закупках товаров, работ, услуг отдельными  видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ

3.Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ 

4.Постановление Правительства РФ "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 11.12.2014 N 1352

5.Распоряжение Правительства РФ "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием" от 29.05.2013 N 867-р

6.Закон Челябинской области "О развитии малого и среднего предпринимательства в Челябинской области" от 27.03.2008 N 250-ЗО

7.Гусев А.В.  Закон о  контрактной системе: что нового?/А.В.Гусев// 
Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений.- 2014, N 8

8. Ершов, И.В. Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение/ И.В.Ершов // Юриспруденция. – 2014, № 3 
9.Толмачёв,  И.А. Все о малом предпринимательстве/ под ред. А.В.Касьянова //(7-е издание, переработанное и дополненное) "ГроссМедиа". "РОСБУХ". -2013.

10.Филимонов, А.Б. Дополнительные меры поддержки малого и среднего бизнеса[Электронный ресурс] / А.Б.Филимонов//. – Режим доступа: ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/article/501381/#ixzz3VT8kitHx

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Государственные и муниципальные закупки как механизм поддержки малого предпринимательства в РФ