Государственные и муниципальные закупки как механизм поддержки малого предпринимательства в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2015 в 12:39, реферат

Описание работы

В работе систематизированы виды государственной поддержки малого предпринимательства в РФ, определены цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ, дано определение контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, дан анализ системы государственных и муниципальных закупок для малого бизнеса, описаны преференции и обязанности малого и среднего предпринимательства в РФ в сфере государственных закупок.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 48.92 Кб (Скачать файл)

6) поддержку в области  инноваций и промышленного производства, ремесленничества.

7) поддержку в области  ремесленной деятельности.

8) поддержку субъектов  малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую  деятельность.

9) поддержку субъектов  малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную  деятельность.

Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства - система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и оказания им поддержки.

Таким образом, все нормативные правовые акты, определяющие меры государственной политики в сфере малого и среднего бизнеса, должны отвечать целям и соответствовать принципам, закрепленным в ст. 6 Закона о малом и среднем предпринимательстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности участия субъектов малого предпринимательства в контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

С 1 января 2014 г. применяются положения нового Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).Законом N 44-ФЗ предусматривается контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Контракт, согласно Закону N 44-ФЗ, - гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ (пп. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ).

А контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд - совокупность участников контрактной системы в сфере закупок (федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок, иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", заказчики, участники закупок, в том числе признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями), уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации, операторы электронных площадок) и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок (за исключением случаев, если использование такой единой информационной системы не предусмотрено Законом N 44-ФЗ), в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд.

При осуществлении закупок субъектам малого предпринимательства предоставляются преимущества (пп. 3 ч. 4 ст. 27 Закона N 44-ФЗ).

В соответствии с положениями ст. 30 Закона N 44-ФЗ (в ред. Федеральный закон от 04.06.2014 N 140-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчики (за исключением случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства и закупок работ в области использования атомной энергии) обязаны осуществлять закупки, в частности, у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 15% совокупного годового объема закупок.

 В соответствии со ст. 30 Закона о контрактной системе (в ред. Федерального закона N 140-ФЗ) государственные (муниципальные) учреждения обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок путем:

- проведения открытых  конкурсов, конкурсов с ограниченным  участием, двухэтапных конкурсов, электронных  аукционов, запросов котировок, запросов  предложений, в которых участниками  закупок являются только субъекты  малого предпринимательства, социально  ориентированные некоммерческие  организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не  должна превышать 20 000 000 руб.;

- осуществления закупок  с учетом положений ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе.

В случае принятия решения о закупке у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к названным субъектам, организациям.

Если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 Закона о контрактной системе.

Необходимо отметить, что при определении объема закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:

1) для обеспечения обороны  страны и безопасности государства;

2) услуг по предоставлению  кредитов;

3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);

4) работ в области использования  атомной энергии;

5) при осуществлении которых  применяются закрытые способы  определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Кроме того, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки, извещения об осуществлении которых размещены на официальном сайте РФ в Интернете для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг до дня вступления в силу Закона о контрактной системе (ч. 30 ст. 112 Закона).

Из объема закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, должны быть исключены закупки, признанные не состоявшимися в порядке, установленном Законом о контрактной системе. Иными словами, заказчик обязан каждый раз пересчитывать объем закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций при заключении контракта с единственным поставщиком по результатам несостоявшихся процедур определения поставщика (ч. 4 ст. 30 Закона о контрактной системе).

Согласно ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций включается в контракты с указанием объема данного привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. В контракты также должно быть включено условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

закупки могут осуществляться путем проведения:

а) открытых конкурсов. Под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (ч. 1 ст. 48 Закона N 44-ФЗ).

б) конкурсов с ограниченным участием. Под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.

в) двухэтапных конкурсов. Под двухэтапным конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования либо единые требования и дополнительные требования, и победителем такого конкурса признается участник двухэтапного конкурса, принявший участие в проведении обоих этапов такого конкурса (в том числе прошедший предквалификационный отбор на первом этапе в случае установления дополнительных требований к участникам такого конкурса) и предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа такого конкурса.

г) электронных аукционов. Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

д) запросов котировок. Под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о потребностях заказчика в товаре, работе или услуге сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта. Заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. руб. При этом совокупный годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10% объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком, но не должен составлять более чем 100 млн руб. в год;

е) запросов предложений. Под запросом предложений понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о потребностях в товаре, работе или услуге для нужд заказчика сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений, и победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом удовлетворяет потребностям заказчика в товаре, работе или услуге.

При этом участниками закупок с использованием вышеперечисленных ст. 30 Закона N 44-ФЗ способов осуществления закупок (т.е. путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений) должны быть только субъекты малого предпринимательства.

Отметим, что осуществление закупок с помощью применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ст. 84 Закона N 44-ФЗ) и путем осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (ст. 93 Закона N 44-ФЗ) у субъектов малого предпринимательства ст. 30 Закона N 44-ФЗ не предусмотрено.

Статья ст. 30 Закона N 44-ФЗ предусматривает, что заказчики вправе осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства для обеспечения обороны страны и безопасности государства и закупки работ в области использования атомной энергии.

Информация о работе Государственные и муниципальные закупки как механизм поддержки малого предпринимательства в РФ