Государственный бюджет: источники формирования, состояние, основные проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: раскрыть тему курсовой работы.
Задачи курсовой работы предопределяются целью, и состоят в том что бы:
 дать понятие государственному бюджету;
 изучить структуру государственного бюджета;
 показать значение государственного бюджета в современных условиях;
 выявить, каким образом бюджетный дефицит влияет на развитие экономики страны;
 описать состояние и основные проблемы государственного бюджета Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение ….………………………………………………………..……….……..

1. Государственный бюджет: понятие, структура и значение в современных условиях …..……………………………………………..………

2. Проблема дефицита и борьба с ним: зарубежный опыт (2-3 страны) …….


3. Состояние и основные проблемы государственного бюджета Республики Беларусь …………………………………………………………………………

Заключение ………………………………………………………………………...

Список литературы ………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 334.50 Кб (Скачать файл)

Распределительная функция бюджета проявляется через распределение и перераспределение денежных доходов между разными сферами деятельности, подразделениями общественного производства, уровнем государственного управления, социальными слоями общества.

Границы действия распределительной функции очень широки, так как в бюджетные отношения вступают почти все участники общественного производства (хозяйствующие субъекты, бюджетные учреждения и др.).

Вовлечение в бюджетное перераспределение элементов национального богатства, как, например, золотого запаса, валютных резервов, накопления страховых резервов и др. сопряжено, как правило, с чрезвычайными обстоятельствами (войной, глубоким экономическим кризисом, последствиями крупномасштабных техногенных и стихийных бедствий и т.п.). В экономически развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется от 30 до 50 % национального дохода. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры страны.

Контрольная функция бюджета проявляется в том, что с ее помощью выявляется финансовое положение конкретных субъектов хозяйствования, отраслей народного хозяйства, административно-территориальных образований, хотя далеко не все их финансовые ресурсы проходят через бюджет. Контрольная функция позволяет не только анализировать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления и как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, соответствует ли их реальная величина объему предусмотренных расходов и т.д., но и к каким экономическим и социальным последствиям это приводит [9, с. 90].

Регулирующая функция бюджета проявляется в бюджетном регулировании, которое представляет собой процесс распределения доходов и перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами различных уровней в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов. Основой бюджетного регулирования является закрепленное законом распределение источников доходов между бюджетами разного уровня. В составе бюджетов могут создаваться целевые и резервные бюджетные фонды, средства которых могут передаваться безвозмездно в бюджеты нижестоящих уровней с целью социальных, экономических и других программ, а также покрытия бюджетного дефицита, ликвидации последствий стихийных бедствий. Регулирующее воздействие на областной и районный уровень и товаропроизводителей государство оказывает также через систему налогообложения, государственные кредиты и инвестиции, процентные ставки и т.п. [9, с. 93].

Социальная функция бюджета заключается в финансовом обеспечении социальной политики государства. Проводимая государством социальная политика направлена на последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе на основе синтеза рыночных и государственных методов хозяйствования, сочетания регулирующей роли государства и свободного рыночного развития экономики.  Расходы на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, социальное страхование позволяют государству поддерживать, развивать и совершенствовать систему социально - культурного обеспечения населения    [3, с. 21].

Функции государственного бюджета объективны, как и объективна и сама эта категория. Но проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое отражение в создаваемом государством бюджетном механизме.

Бюджетный  механизм определяет методы мобилизации доходов, виды доходов бюджета, порядок их исчисления и взимания, формы бюджетных расходов, принципы и порядок предоставления бюджетных средств, формы межбюджетного распределения и перераспределения средств [9, с.89].

Бюджетный механизм используется для проведения крупных структурных сдвигов: в интересах более быстрого развития наукоемких производств, прогрессивных научно-технических перемен в национальном хозяйстве, подъема отстающих в экономическом отношении регионов.

Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Маневрирование возможно потому, что в бюджете отсутствует принцип закрепления доходов за конкретными видами и направлениями расходов, в связи с чем средства, поступающие в распоряжение государства, обезличиваются и могут быть использованы по любому направлению. Маневрирование бюджетными средствами позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства. Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства.  Судить о ней можно по статьям бюджетных доходов и расходов, отражающим источники формирования и направления использования бюджетного фонда страны.

Бюджетный фонд страны имеет сложную организационную структуру.  Конкретная величина бюджетного фонда зависит от ряда факторов: уровня развития экономики; методов хозяйствования на предприятиях, в учреждениях, организациях; масштабов намечаемых структурных сдвигов в пропорциях народного хозяйства и т.п. В составе бюджетного фонда создаются резервы, функционирующие в специфических формах [1, с. 113].

В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности.  Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов [18, c. 262].

Основными составляющими структуры бюджета являются доходы и расходы.

Доходы бюджета представляют собой часть бюджетных отношений, которые связаны с формированием фондов денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления. Основное назначение доходов – создание устойчивой финансовой базы для выполнения органами власти и местного самоуправления своих задач. Вместе с тем доходы бюджета выступают одним из важнейших методов государственного регулирования социально-экономических процессов через установление определенных форм финансовых взаимоотношений с субъектами хозяйствования. Используя те или иные формы мобилизации финансовых ресурсов (налоги, неналоговые платежи и др.), государство тем самым оказывает влияние на совокупное потребление, перераспределение денежных ресурсов между отдельными отраслями, регионами, социальными группами.

Кроме этого, путем взимания доходов государство может оказывать воздействие на хозяйственную активность конкретных предприятий, на объем выпускаемой продукции и техническое оснащение производства, на привлечение внутренних и внешних инвестиций.

Формирование доходов бюджета осуществляется главным образом в виде налогов и обязательных платежей. Субъекты хозяйствования, в том числе и индивидуальные предприниматели, а также некоторые организации, учреждения, имеющие статус юридического лица, выступают плательщиками налогов и сборов в государственный бюджет в строгом соответствии с установленным законодательством [9, с. 91].

Принято классифицировать доходы бюджета всех уровней по трем признакам:

1.                   социально-экономическому;

2.                   порядку и условиям зачисления;

3.                   юридическим формам.

По социально-экономическому признаку доходы бюджета подразделяются:

                   доходы от хозяйственной деятельности предприятий всех форм собственности;

                   доходы от граждан;

                   доходы от внешнеэкономической деятельности;

                   пошлины и прочие поступления, в том числе доходы от приватизации.

По порядку и условиям зачисления доходы бюджетной системы классифицируются следующим образом:

                   закрепленные (доходы, которые направляются в тот или иной бюджет в зависимости от принципа подчиненности с учетом территориального признака поступления средств);

                   регулирующие (доходы, которые в соответствии с решениями вышестоящих органов представительной власти распределяются между выше- и нижестоящими бюджетами);

                   собственные;

                   заемные (процентные и беспроцентные ссуды, получаемые из других бюджетов, займы у коммерческих банков, государственные и муниципальные займы).

        По юридическим формам доходы бюджетной системы подразделяются на:

                   налоговые (поступления в виде налогов, установленных законами):

       - прямые налоги на доходы, прибыль и прирост капитала;

       - налоги, взимаемые с фонда оплаты труда;

       - внутренние налоги на товары и услуги;

       - налоги на собственность (налоги на имущество);

                   неналоговые (имеют различную структуру, но в основном возникают как плата за оказанные государством услуги по продаже государственной собственности):

      - доходы от имущества, находящегося  в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;

      -  доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

     -  доходы от реализации государственных запасов;

     -  доходы от продажи земли и нематериальных активов;

     - поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;

     -  административные платежи и сборы;

     -  штрафные санкции, возмещение ущерба;

     -  доходы от внешнеэкономической деятельности [5, с. 30].

Расходы бюджета представляют собой часть бюджетных отношений, которые связаны с распределением и использованием фондов денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления. Эта часть бюджетных отношений обеспечивает финансовыми ресурсами потребности государства, связанные с выполнением им своих функций.

Прежде всего, государство использует расходы бюджета:

                   на ускоренное развитие отраслей материального производства (промышленности, сельского хозяйства, строительства и др.), в том числе на финансирование прогрессивных подотраслей и сфер деятельности машиностроения, жилищное строительство, развитие экспорта продукции в другие страны, производство продовольственных товаров и др.;

                   развитие непроизводственной сферы (образования, здравоохранения, культуры, искусства, спорта и физической культуры, управления и др.);

                   финансирование научных учреждений, осуществляющих фундаментальные исследования, которые, в свою очередь, составляют основу прикладной науки и создания новой техники. Направляя через бюджет необходимые денежные средства в наиболее перспективные отрасли науки, государство тем самым обеспечивает развитие производительных сил страны;

                   на прямые и косвенные военные расходы, связанные с обеспечением обороны страны;

                   финансирование мероприятий, связанных с развитием внешнеэкономических связей с другими странами и регионами и другие направления [9, с.92].

Доходы бюджета, его расходы и объем национального продукта взаимообусловлены. Чем больше объем национального продукта и национального дохода, тем больше при прочих равных условиях доходы бюджета, а значит, больше возможности государства с помощью расходов денежных ресурсов воздействовать на состояние экономики: внешнеэкономические связи, объем валового национального продукта и т.д  [20, с.141].

Роль бюджета заключается в том, что он является важнейшим инструментом воздействия на развитие экономии. С его помощью на основе бюджетного механизма государство изменяет структуру общественного производства, влияет на результаты хозяйствования, осуществляет социальные преобразования. При этом государство применяет различные формы прямого и косвенного воздействия на экономику – субсидирование организаций и предприятий, государственные инвестиции, бюджетное финансирование отраслей, определяющих научно-технический прогресс, что в конечном счете позволяет добиваться роста валового внутреннего продукта и национального дохода.

Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в бюджет денежными средствами. Они позволяют целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства.

Важную роль играет государственный бюджет в решении социальных проблем на основе улучшения механизма финансирования учреждений социальной сферы – образования, здравоохранения, культуры и искусства.

По мере развития рыночных отношений и осуществления экономически обоснованной финансовой политики в странах роль государственного бюджета в социальных процессах постоянно усиливается. Это обусловлено, прежде всего, объективной необходимостью улучшения качества жизни населения    [9, с. 94].

Информация о работе Государственный бюджет: источники формирования, состояние, основные проблемы