Государственный бюджет: источники формирования, состояние, основные проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: раскрыть тему курсовой работы.
Задачи курсовой работы предопределяются целью, и состоят в том что бы:
 дать понятие государственному бюджету;
 изучить структуру государственного бюджета;
 показать значение государственного бюджета в современных условиях;
 выявить, каким образом бюджетный дефицит влияет на развитие экономики страны;
 описать состояние и основные проблемы государственного бюджета Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение ….………………………………………………………..……….……..

1. Государственный бюджет: понятие, структура и значение в современных условиях …..……………………………………………..………

2. Проблема дефицита и борьба с ним: зарубежный опыт (2-3 страны) …….


3. Состояние и основные проблемы государственного бюджета Республики Беларусь …………………………………………………………………………

Заключение ………………………………………………………………………...

Список литературы ………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 334.50 Кб (Скачать файл)

Бюджет Республики Беларусь – многоплановый инструмент, отражающий компромисс необходимости реформирования и развития экономики и социальной поддержки всех слоев населения [14, с. 172].

Республика Беларусь – унитарное государство, включающее области, города, районы. В связи с разграничением компетенций между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами каждая из них имеет свой бюджет. Совокупность бюджетов всех уровней образует бюджетную систему Республики Беларусь. В силу вышесказанных обстоятельств бюджетная система заключает в себе бюджеты двух уровней: республиканский бюджет и местные бюджеты, которые, в свою очередь, содержат в себе самостоятельные звенья: областные, городские, районные бюджеты, бюджеты сельских и поселковых Советов депутатов.

Перечисленные бюджеты являются самостоятельными звеньями бюджетной системы. Однако для целей определения общего уровня доходов и расходов во всей бюджетной системе или масштабах территории составляют консолидированные бюджеты, представляющие собой совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей административно-территориальной единицы. Так, бюджеты областей, города Минска и республиканский бюджет составляют консолидированный бюджет Республики Беларусь. Бюджеты регионов, городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет составляют консолидированный бюджет области. На случай введения в Республике Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения предусматривается возможность введения на этих территориях чрезвычайного бюджета.

В условиях интеграции различных государств и создания единых экономических пространств смогут формироваться бюджеты интеграционных союзов (например, бюджет Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации). Эти бюджеты формируются за счет взносов стран-участниц. Средства бюджета направляются на финансирование программ, в реализации которых заинтересованы обе стороны.

Структура бюджетной системы Республики Беларусь представлена на рис. 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Структура бюджетной системы Республики Беларусь

 

         Республиканский бюджет является центральным звеном бюджетной системы Республики Беларусь. Он концентрирует более половины бюджетных ресурсов государства, что определяет его место и роль в финансировании мероприятий и программ, имеющих общереспубликанское значение.

Через республиканский бюджет перераспределяются финансовые ресурсы между областями и г. Минском для выравнивания уровней их экономического и социального развития.

За счет средств республиканского бюджета могут выделяться местным бюджетам дотации, субсидии, и субвенции при недостаточности собственных ресурсов для финансирования отдельных расходов и мероприятий. Республиканский бюджет является одним из главных гарантов целостности государственного устройства республики как суверенного независимого государства [5, с. 16].

Доходная часть бюджета Республики Беларусь почти на 80 % формируется за счет налоговых поступлений, поступлений от приватизации государственной собственности и т.п. [14, с.174].

Средства республиканского бюджета направляются в основном на следующее:

                   капитальные вложения в объекты, относящиеся к республиканской собственности, природоохранные мероприятия, осуществляемые в соответствии общереспубликанскими программами;

                   мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

                   общереспубликанские программы по повышению жизненного уровня народа и меры по социальной защите населения, другие общереспубликанские целевые программы;

                   внешнеполитическую и внешнеэкономическую деятельность;

                   в учреждения и организации народного образования, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения республиканского подчинения;

                   закладку и хранение государственных резервов;

                   содержание органов государственной власти и государственного управления, судов и прокуратуры, органов государственной безопасности и внутренних дел;

                   финансирование обороны, пограничных войск и таможенной службы;

                   погашение кредитов банка, выданных для погашения бюджетных расходов государственного долга и уплаты процентов по ним;

                   другие мероприятия и программы, имеющие общереспубликанское значение.

 

При определении объема и направлений расходования средств республиканского бюджета учитываются экономическая ситуация в республике и политика государства [5, с. 17].

 

Министерство финансов Республики Беларусь и местные финансовые органы ежегодно составляют консолидированные бюджеты Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц [9, с. 97].

      Консолидированный бюджет Республике Беларусь отражен в табл. 1.

Таблица 1. Консолидированный бюджет Республики Беларусь (в фактически действующих ценах, млрд. руб.) [14, с.173; 17]

 

Годы

2000

2003

2005

2006

2007

2008

2009

Доходы кон-солидиро-ванного бюджета

В том числе:

 

 

3181

 

 

12211

 

 

30825

 

 

38391

 

 

48049

 

 

65663

 

 

62808

Республи-

канского

бюджета

 

1647

 

6123

 

21293

 

28666

 

36235

 

49052

 

46819

Местных

бюджетов

 

1808

 

7293

 

12049

 

13904

 

17989

 

23360

 

21988

Расходы кон-солидиро-ванного бюджета

В том числе:

 

 

3236

 

 

12795

 

 

31257

 

 

37256

 

 

47627

 

 

63811

 

 

63766

Республи-

канского

бюджета

 

1723

 

6702

 

21438

 

27488

 

35909

 

48131

 

46326

Местных

бюджетов

 

1787

 

7332

 

12274

 

13939

 

17826

 

23049

 

23446

Дефицит(-),

профицит(+)

консолиди-рованного бюджета

В том числе:

 

 

-55

 

 

-584

 

 

-432

 

 

+1135

 

 

 

+422

 

 

 

+1852

 

 

-958

Республи-

канского

бюджета

 

-76

 

-579

 

-145

 

+1178

 

+326

 

+921

 

493

Местных

бюджетов

 

+26

 

-39

 

-225

 

-35

 

+163

 

+311

 

-1458


         Как видно из таблицы за период 2000-2009 гг. объем бюджета вырос в 2 раза. Это в значительной степени связано с поэтапным включением в его состав доходов государственных внебюджетных фондов, в том числе с 2004 г. – внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты. Такие меры позволяют максимально концентрировать в бюджете государственные доходы, оперативно управлять бюджетными ресурсами, контролировать их использование, однако влияют на структуру доходной части бюджета.

В 2000-2005 гг. наблюдалась тенденция роста доли доходов целевых фондов в общем объеме доходов бюджета – за указанный период их удельный вес увеличился с 18,5 до 53%. Однако в последующие годы эта тенденция ослабла.

Несмотря на то, что в республике происходило поэтапное снижение налоговой нагрузки на экономику, это не привело к потерям доходов бюджета, поскольку одновременно принимались меры по расширению налогооблагаемой базы. В последние годы республиканский бюджет, утверждаемый с дефицитом, исполнялся с положительным сальдо.

Качественному исполнению бюджета во многом способствовало развитие системы Государственного казначейства Республики Беларусь. В настоящее время казначейскими технологиями охвачены как республиканский, так и местные бюджеты. Ключевым элементом казначейского исполнения бюджета является единый казначейский счет, позволяющий максимально реализовать один из важнейших принципов исполнения бюджета – принцип единства кассы. Казначейская система дает возможность аккумулировать информацию об исполнении доходной части бюджета и осуществлять контроль над распределением бюджетных потоков.

Таким образом, в Республике Беларусь было обеспечено стабильное состояние бюджетного фонда, что позволило финансировать плановые расходы. В структуре расходов бюджета также происходят существенные изменения.

В последние 15 лет бюджет все более приобретает ярко выраженную социальную направленность. Если в 1992 г. в социальную сферу направлялось 30,4% расходов бюджета, то в 2005-2009 гг. – около половины и более. Очевидно значительное сокращение (с 41,8% в 1992 г. до 19,6% в 2005 г.) расходов на отрасли экономики. Уменьшение бюджетных ассигнований в этом направлении позволило высвободившиеся бюджетные ресурсы направить на финансирование социально-культурных учреждений и мероприятий по социальной политике. Таким образом, качественные и структурные изменения, происходящие в доходах и расходах бюджета, отражают основные направления бюджетной политики государства в условиях развития рыночных отношений и стабилизации национальной экономики.

Важным событием 2008 года явилось принятие Бюджетного кодекса Республики Беларусь – законодательной основы бюджетного устройства государства. Его появление правомерно рассматривать как кульминационный момент в развитии бюджета Беларуси. В Бюджетном кодексе заложены инновационные подходы к построению межбюджетных отношений, бюджетному финансированию, организации бюджетных процедур. Этот документ предусматривает развитие бюджетных отношений на более высоком качественном уровне и направлен на обеспечение стабильности бюджетной системы государства [7, с. 70].

Запланированные показатели бюджета Республики Беларусь на 2010-2011 гг. являются достаточно напряженными.

Согласно важнейшим параметрам прогноза социально-экономического развития РБ на 2010-2011 гг. для абсолютного большинства его показателей характерны довольно высокие темпы роста.

В то же время внешнеторговое сальдо на 2010-2011 гг. предусматривается отрицательным. Ниже предыдущего года утверждены показатели рентабельности реализованной продукции и розничного товарооборота.

Ожидаемое исполнение бюджета РБ в 2010–2011 гг. представлено в табл. 2.

Таблица 2.  Бюджет Республики Беларусь (в фактически действующих ценах, млрд. руб.) [21; 16]

Годы

2010

2011

Доходы республиканского бюджета

В том числе:

 

35522

 

33611

Налоговые доходы

32864

30020

Неналоговые доходы

2642

3588

Расходы республиканского бюджета

В том числе:

 

38222

 

39611

Общегосударственная деятельность

14779

17299

Национальная оборона

1469

2098

Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

 

 

2475

 

 

3817

Национальная экономика

12932

7229

Охрана окружающей среды

233

307

Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство

 

85

 

41

Здравоохранение

1260

1571

Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации

 

537

 

740

Образование

1423

2142

Социальная политика

3024

4362

Общее финансирование дефицита республиканского бюджета

 

2700

 

6000

Информация о работе Государственный бюджет: источники формирования, состояние, основные проблемы