Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 17:33, курсовая работа
Цель исследования: раскрыть тему курсовой работы.
Задачи курсовой работы предопределяются целью, и состоят в том что бы:
дать понятие государственному бюджету;
изучить структуру государственного бюджета;
показать значение государственного бюджета в современных условиях;
выявить, каким образом бюджетный дефицит влияет на развитие экономики страны;
описать состояние и основные проблемы государственного бюджета Республики Беларусь.
Введение ….………………………………………………………..……….……..
1. Государственный бюджет: понятие, структура и значение в современных условиях …..……………………………………………..………
2. Проблема дефицита и борьба с ним: зарубежный опыт (2-3 страны) …….
3. Состояние и основные проблемы государственного бюджета Республики Беларусь …………………………………………………………………………
Заключение ………………………………………………………………………...
Список литературы ………………………………
Бюджет Республики Беларусь – многоплановый инструмент, отражающий компромисс необходимости реформирования и развития экономики и социальной поддержки всех слоев населения [14, с. 172].
Республика Беларусь – унитарное государство, включающее области, города, районы. В связи с разграничением компетенций между Республикой Беларусь и административно-
Перечисленные бюджеты являются самостоятельными звеньями бюджетной системы. Однако для целей определения общего уровня доходов и расходов во всей бюджетной системе или масштабах территории составляют консолидированные бюджеты, представляющие собой совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей административно-
В условиях интеграции различных государств и создания единых экономических пространств смогут формироваться бюджеты интеграционных союзов (например, бюджет Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации). Эти бюджеты формируются за счет взносов стран-участниц. Средства бюджета направляются на финансирование программ, в реализации которых заинтересованы обе стороны.
Структура бюджетной системы Республики Беларусь представлена на рис. 1.
Рис. 1. Структура бюджетной системы Республики Беларусь
Республиканский бюджет является центральным звеном бюджетной системы Республики Беларусь. Он концентрирует более половины бюджетных ресурсов государства, что определяет его место и роль в финансировании мероприятий и программ, имеющих общереспубликанское значение.
Через республиканский бюджет перераспределяются финансовые ресурсы между областями и г. Минском для выравнивания уровней их экономического и социального развития.
За счет средств республиканского бюджета могут выделяться местным бюджетам дотации, субсидии, и субвенции при недостаточности собственных ресурсов для финансирования отдельных расходов и мероприятий. Республиканский бюджет является одним из главных гарантов целостности государственного устройства республики как суверенного независимого государства [5, с. 16].
Доходная часть бюджета Республики Беларусь почти на 80 % формируется за счет налоговых поступлений, поступлений от приватизации государственной собственности и т.п. [14, с.174].
Средства республиканского бюджета направляются в основном на следующее:
капитальные вложения в объекты, относящиеся к республиканской собственности, природоохранные мероприятия, осуществляемые в соответствии общереспубликанскими программами;
мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
общереспубликанские программы по повышению жизненного уровня народа и меры по социальной защите населения, другие общереспубликанские целевые программы;
внешнеполитическую и внешнеэкономическую деятельность;
в учреждения и организации народного образования, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения республиканского подчинения;
закладку и хранение государственных резервов;
содержание органов государственной власти и государственного управления, судов и прокуратуры, органов государственной безопасности и внутренних дел;
финансирование обороны, пограничных войск и таможенной службы;
погашение кредитов банка, выданных для погашения бюджетных расходов государственного долга и уплаты процентов по ним;
другие мероприятия и программы, имеющие общереспубликанское значение.
При определении объема и направлений расходования средств республиканского бюджета учитываются экономическая ситуация в республике и политика государства [5, с. 17].
Министерство финансов Республики Беларусь и местные финансовые органы ежегодно составляют консолидированные бюджеты Республики Беларусь и ее административно-
Консолидированный бюджет Республике Беларусь отражен в табл. 1.
Таблица 1. Консолидированный бюджет Республики Беларусь (в фактически действующих ценах, млрд. руб.) [14, с.173; 17]
Годы | 2000 | 2003 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Доходы кон-солидиро-ванного бюджета В том числе: |
3181 |
12211 |
30825 |
38391 |
48049 |
65663 |
62808 |
Республи- канского бюджета |
1647 |
6123 |
21293 |
28666 |
36235 |
49052 |
46819 |
Местных бюджетов |
1808 |
7293 |
12049 |
13904 |
17989 |
23360 |
21988 |
Расходы кон-солидиро-ванного бюджета В том числе: |
3236 |
12795 |
31257 |
37256 |
47627 |
63811 |
63766 |
Республи- канского бюджета |
1723 |
6702 |
21438 |
27488 |
35909 |
48131 |
46326 |
Местных бюджетов |
1787 |
7332 |
12274 |
13939 |
17826 |
23049 |
23446 |
Дефицит(-), профицит(+) консолиди-рованного бюджета В том числе: |
-55 |
-584 |
-432 |
+1135
|
+422
|
+1852 |
-958 |
Республи- канского бюджета |
-76 |
-579 |
-145 |
+1178 |
+326 |
+921 |
493 |
Местных бюджетов |
+26 |
-39 |
-225 |
-35 |
+163 |
+311 |
-1458 |
Как видно из таблицы за период 2000-2009 гг. объем бюджета вырос в 2 раза. Это в значительной степени связано с поэтапным включением в его состав доходов государственных внебюджетных фондов, в том числе с 2004 г. – внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты. Такие меры позволяют максимально концентрировать в бюджете государственные доходы, оперативно управлять бюджетными ресурсами, контролировать их использование, однако влияют на структуру доходной части бюджета.
В 2000-2005 гг. наблюдалась тенденция роста доли доходов целевых фондов в общем объеме доходов бюджета – за указанный период их удельный вес увеличился с 18,5 до 53%. Однако в последующие годы эта тенденция ослабла.
Несмотря на то, что в республике происходило поэтапное снижение налоговой нагрузки на экономику, это не привело к потерям доходов бюджета, поскольку одновременно принимались меры по расширению налогооблагаемой базы. В последние годы республиканский бюджет, утверждаемый с дефицитом, исполнялся с положительным сальдо.
Качественному исполнению бюджета во многом способствовало развитие системы Государственного казначейства Республики Беларусь. В настоящее время казначейскими технологиями охвачены как республиканский, так и местные бюджеты. Ключевым элементом казначейского исполнения бюджета является единый казначейский счет, позволяющий максимально реализовать один из важнейших принципов исполнения бюджета – принцип единства кассы. Казначейская система дает возможность аккумулировать информацию об исполнении доходной части бюджета и осуществлять контроль над распределением бюджетных потоков.
Таким образом, в Республике Беларусь было обеспечено стабильное состояние бюджетного фонда, что позволило финансировать плановые расходы. В структуре расходов бюджета также происходят существенные изменения.
В последние 15 лет бюджет все более приобретает ярко выраженную социальную направленность. Если в 1992 г. в социальную сферу направлялось 30,4% расходов бюджета, то в 2005-2009 гг. – около половины и более. Очевидно значительное сокращение (с 41,8% в 1992 г. до 19,6% в 2005 г.) расходов на отрасли экономики. Уменьшение бюджетных ассигнований в этом направлении позволило высвободившиеся бюджетные ресурсы направить на финансирование социально-культурных учреждений и мероприятий по социальной политике. Таким образом, качественные и структурные изменения, происходящие в доходах и расходах бюджета, отражают основные направления бюджетной политики государства в условиях развития рыночных отношений и стабилизации национальной экономики.
Важным событием 2008 года явилось принятие Бюджетного кодекса Республики Беларусь – законодательной основы бюджетного устройства государства. Его появление правомерно рассматривать как кульминационный момент в развитии бюджета Беларуси. В Бюджетном кодексе заложены инновационные подходы к построению межбюджетных отношений, бюджетному финансированию, организации бюджетных процедур. Этот документ предусматривает развитие бюджетных отношений на более высоком качественном уровне и направлен на обеспечение стабильности бюджетной системы государства [7, с. 70].
Запланированные показатели бюджета Республики Беларусь на 2010-2011 гг. являются достаточно напряженными.
Согласно важнейшим параметрам прогноза социально-экономического развития РБ на 2010-2011 гг. для абсолютного большинства его показателей характерны довольно высокие темпы роста.
В то же время внешнеторговое сальдо на 2010-2011 гг. предусматривается отрицательным. Ниже предыдущего года утверждены показатели рентабельности реализованной продукции и розничного товарооборота.
Ожидаемое исполнение бюджета РБ в 2010–2011 гг. представлено в табл. 2.
Таблица 2. Бюджет Республики Беларусь (в фактически действующих ценах, млрд. руб.) [21; 16]
Годы | 2010 | 2011 |
Доходы республиканского бюджета В том числе: |
35522 |
33611 |
Налоговые доходы | 32864 | 30020 |
Неналоговые доходы | 2642 | 3588 |
Расходы республиканского бюджета В том числе: |
38222 |
39611 |
Общегосударственная деятельность | 14779 | 17299 |
Национальная оборона | 1469 | 2098 |
Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности |
2475 |
3817 |
Национальная экономика | 12932 | 7229 |
Охрана окружающей среды | 233 | 307 |
Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство |
85 |
41 |
Здравоохранение | 1260 | 1571 |
Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации |
537 |
740 |
Образование | 1423 | 2142 |
Социальная политика | 3024 | 4362 |
Общее финансирование дефицита республиканского бюджета |
2700 |
6000 |
Информация о работе Государственный бюджет: источники формирования, состояние, основные проблемы